Урок истории в 7 классе "Зарождение русско-бурятских отношений" / по роману Б.С.Санжина "Путь праведный"
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему

Бабинцева Наталья Сергеевна

На уроке  рассматривается историческое событие - вхождение Бурятии в состав России. На примере изучения романа Б.С.Санжина "Путь праведный".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zarozhdenie_russko-buryatskih_otnosheniy.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная автономная общеобразовательная школа

Средняя общеобразовательная школа № 46

Тема урока:

 Зарождение русско-бурятских отношений в  XVII – XVIII веках.

(по роману Б.С. Санжина «Путь праведный»)

7 в класс

Разработала: Бабинцева Н.С.

 учитель истории

Улан – Удэ

2017 г.

Педагогические цели: способствовать осмыслению учащимися важнейших закономерностей  и причинно-следственных связей присоединения  республики Бурятии к России (о жизни и быте бурятских племен, их религиозных представлениях), создать условия для осознания вклада России в развитии хозяйства и культуры Бурятии.

Тип и вид урока: систематизация, оценивание и коррекция знаний учащихся.

Планируемы результаты: 

Предметные: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности бурятского народа; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных достижений  России.

Личностные результаты: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способствовать к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание и уважение культуры своего народа, толерантность.

Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; умение соотносить  свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации.

Форма урока: викторина по роману Б.С. Санжина «Путь праведный».

Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: через игровую деятельность, работу с фрагментами романа Б.С. Санжина «Путь праведный».

Образовательный ресурс: исторические карты: Русское государство в XVII в., Бурятия.

                                                Планшет «История Верхнеудинска».

                                                Макет – бурятская юрта.

                                                Иллюстрации, историческая литература «Россия в XVII в.».

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Конкурсная программа викторины по роману Б.С. Санжина «Путь праведный»:

А) занятия и хозяйство бурят;

 Б) освоение русскими Сибири;

 В) хождение хоринских  родов бурят к Петру 1.

3. Рефлексия.

Ход урока

  1. Мотивационно – ориентированный этап.

«Богата Родина, богата,

Но дружба – самый светлый вклад,

Есть много братьев у бурята,

Но русский – самый первый брат.»

Ц. Номтоев.

Учитель: В семнадцатом столетии  шел процесс присоединения сибирской земли, в том числе и Бурятии, к Русскому государству. Роман Б.С. Санжина «Путь праведный» является серьезной попыткой  художественного обобщения истории русско-бурятских связей на стадии их зарождения на рубеже XVII – XVIII векав.

      Известно, что в тринадцатом веке, в соседней Монголии имелись три ханства – Тушата – хан, Сэцэн – хан, Даасакта – хан. Эти ханства диктовали свою волю соседям, в том числе и бурятским племенам. До появления русских, буряты платили дань монгольским князьям, а забайкальские буряты являлись кыштымами – данниками монгольских князей.

     Появление русских в районе проживания бурятских племен не могло не привести к началу соперничества монгольских князей и русских атаманов за влияние на бурятской земле, которое в отдельные периоды принимало форму вооруженных столкновений. У бурятских нойонов и сайтов не было единой политики и они действовали руководясь только мотивами  собственного благополучия. Одни бурятские рода действовали на стороне монгольских князей против атаманов царской администрации, другие настрадавшиеся от произвола воинствующих ханов, оказывали поддержку русским. Третьи  уходили из районов соперничества. Присоединение Бурятии к России – процесс сложный и противоречивый.

Бурятские рода и племена, проживавшие на огромной территории от Нижнеудинска до Амура, приходили к признанию власти русской администрации равными путями при различных обстоятельствах: одни раньше, в условиях мирных переговорах, другие позже,  в условиях диктата и угроз.

Становление русско – бурятских отношений, поездка делегации хоринских бурят в Москву, к Петру 1; картины народного бытия – отображает в своем романе Б.С. Санжин «Путь праведный». С образом мыслей, поступками можно соглашаться или не соглашаться, одобрять или подвергать сомнению, но быть равнодушным – нельзя.

Задание: На уроке  мы постараемся проанализировать содержание романа ( у вас было время прочитать роман) с точки зрения его соответствия исторической правде, насколько внимательно вы прочли роман.

Условия работы: класс делиться на команды. Учитель знакомит уч-ся  с правилами викторины, с умением  выслушивать, поведением учащихся. Знание материала оценивается баллами, за каждый ответ в конкурсах.

  1. Этап – содержательно – процессуальный.

Викторина по роману Б.С. Санжина «Путь праведный»

1 конкурс

Вопросы:

  1. Назовите основных героев романа, соответствующих исторической действительности.
  2. Описание жизни какого бурятского рода показано в романа?
  3. Как хоринцы относились к русским?
  4. Кто из хоринских князей первым принял русское подданству?
  5. Что составляло основу хозяйственной деятельности бурят?
  6. В связи с чем, действующий персонаж Зайсан сказал: «Русские лучше нас живут, я насмотрелся. Посиживают в светлой бревенчатой избе, у жаркой печки. В печке дрова потрескивают. Хозяин лежит на мягкой кровати, что ему пурга. Коровы в тепле, жуют готовое сено – им не искать траву под снегом в степи.»
  7. Чему научились буряты у русских?
  8. Какой населенный пункт русских появился уже на бурятской земле?
  9. Кто нарушал мирный процесс жизни хоринских бурят?
  10. Как сложилась судьба табангутского рода?
  11. Какую задачу пребывания в Забайкалье ставил воевода Федор Головин?
  12. Почему после отъезда Ф.Головина, жизнь для бурят стала невыносимой?
  13. Кому было поручено возглавить делегацию в Москву?
  14. Почему среди делегатов, представителей хоринских родов, была шаманка Абжа?
  15. Как встретила Москва Бурят?
  16. При встрече делегации с Петром 1, на кого жаловался Бадан царю?
  17. К какому решению пришел Петр 1?

Учитель: 22 марта 1703 г. была обнародована царская грамота – указ Петра 1 – «…за бурятами было закреплено право на владение своей землей по Рекам Селенге, Уде, Курбе, Тугную, Хилку, Худулу до границ Монголии.

В 1706 г. Сибирский приказ обнародовал  постановление , где запрещалось забирать  земли у  бурятского населения, охотиться в бурятских охотничьих угодьях.

До 1727 г. буряты активно общались с монгольскими племенами до установления границ.

 

Вопросы:  1. Почему поездка делегации 11 хоринских родов явилась важным историческим событием?

2. В каком важном событии принимал участие Бадан Туракай в своей жизни?

 

Вывод: в дальнейшем, к сожалению, бурятское население не раз сталкивалось с нарушениями их прав на владение родными кочевьями.

2 конкурс

      В романе «Путь праведный» Б.С.Санжин использовал множество слов и выражений, которые в настоящее время вышли из употребления. Чтобы правильно понимать текст, необходимо знать смысл этих слов.

Задание командам: перечислите эти слова и объясните их значение.

3 конкурс

Задание: Укажите, какое место действия или какой персонаж описан в каждом из следующих фрагментов:

  1. «Никто толком не знал правды о его происхождении. Говорили, что совсем молодым перекочевал он откуда-то, пристал к хоринцам, женился на дочери бодонгутского рода. Скоро он прославился силой, ловкостью и умом – и в военных столкновениях с враждебными племенами и на мирной облавной охоте. Постепенно хоринцы начали ходить  к нему за советами. В 1653 году он склонил их дать шеость русскому государю, признать русское владычество, он стал князцом».
  2.  «Сидя в кресле за столом, он читал какую-ту бумагу. Белое выразительное лицо, с выпуклым лбом, было приветливо. Загнутые кверху усы, приоткрытые губы, веселые, вроде даже озорные глаза. Видно он был рад встрече с инородцами на далекой таинственной Сибири».
  3. «Отец с трудом положил на голову иссохшую руку, заглянул в глаза взглядом: Всю жизнь прожил с нашими хоринцами. Всего себя отдал людям. А теперь вот умираю. Все умирают, сын, никто не живет  вечно. А как прожил? Сам знаешь, зла не творил, для семьи старался, для всех людей. Одно скажу: будешь заботиться о родичах, никогда тебе худо не будет. Русские вот … Наши заступники, братья. За добро платят. Живите после меня дружно».
  4. «Наступило полнолуние – середина последнего летнего месяца. В долине речушки Аршанта полукругом были поставлены юрты и шатры, горел  большой костер. Сюда со всех кочевий съезжались люди на резвых конях, с луками и стрелами, с длинными копьями, с рогатиками, с большими ножами…. Умельцы – дарханы налаживали походные кузницы, вострили копья, выстругивали меткие стрелы. Настроение у всех было приподнятое, праздничное, и вдруг прошла тревожная весть: шаманка Абжа – удачан, которой были открыты тайны земли и неба, проведала своей волжебной силой, что злые духи, затевают что-то недоброе …»

4 конкурс

           Команды демонстрируют нарисованные дома иллюстрации к роману по теме «Картины народного быта».

 5 конкурс

Объясните слова Саввы Владиславича Рагузинского, которые автор приводит в конце романа. «Предрекаю сему народу добрую судьбу. Буряты избрали себе единственно праведный путь – плечом к плечу с русскими, локоть к локтю. Как подлинные друзья – соратники».

Вывод:  все задания конкурсов были рассчитаны на коллективное и индивидуальное изложение с учетом формулирования собственных выводов, на умение выделять главное из группы фактов, проводить сравнительный анализ, применять внетекстовые знания.

На уроке применялись следующие способы повышения познавательного интереса учащихся:

  • Новизна учебного материала;
  • Создание проблемных ситуаций, которые при помощи вопросов учителя, подчеркивали новизну, важность изучаемого материала;
  • Актуализация познавательной потребности в самоопределении, самореализации учащихся.

3 этап – рефлексивно - оценочный.

              Учитель подводит итоги состязания команд. Каждая команда оценивается по соответствию участия в конкурсах. Выставляются отметки.

Домашнее задание: Составить кроссворд. Ключевое слово – «Праведный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные отношения в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы"

Рассмотреть семью Головлёвых с точки зрения психологии семейных отношений....

Урок истории на тему: "Особенности международных отношений в 20 -30 гг. 20 века"

В 2014 году исполнилось ровно 75 лет с начала самой кровопролитной, самой разрушительной, самой жестокой из всех войн – Второй мировой войны.С чего же все начиналось? Что произошло 75 лет назад, ...

разработка урока истории в 9 классе "Международные отношения в 1930-е годы"

9 класс. Цель: раскрыть причины нарастания международной напряжённости; выяснить причины и сущность политики умиротворения; анализируя причины бессилия Лиги Наций и демократических стран и США в проти...

Урок истории России в 6 классе Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей

Отношение Киевской Руси и Византии сложно охарактеризовать, одним словом. Киевские князья не редко воевали, с Византией, добиваясь выгодных торговых соглашений, перенимали какой-то технический и научн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СССР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1933 - 1941 ГОДЫ»

Методическая разработка урока истории "СССР в системе международных отношений в 1933 - 1941 годы" основана на методе Э.Боно "Шесть шляп мышления". Методическая цель урока: создание педагогических ситу...

Статья "Способы выражения временных отношений в романах И.С. Тургенева "Новь", "Дворянское гнездо", "Отцы и дети"

Работа содержит анализ способов выражения временных отношений в прозе И.С. Тургенева. Система способов выражения временных отношений полностью сложиласть в языке уже в девятнадцатом веке, но до сих по...

Урок истории в 8 классе: "Международные отношения в 1815-1875 гг."

Учитель: Кострикова Наталья ВладимировнаУчреждение: ФГБОУ СОШ №1699 УДП РФТема: Международные отношения в 1815-1875 гг.              ...