Методическая деятельность
методическая разработка по краеведению на тему

Толмачева Наталья Вячеславовна

Виртуальная экскурсия по православным храмам Нижнего Новгорода.  Урок - диспут "Церковный раскол"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка  внеклассного   мероприятия  на тему

« Храмовый Нижний. Православные  храмы Нижнего Новгорода».

Учитель МБОУ СОШ № 27 Сормовского района:  

Толмачева Наталья Вячеславовна

Цель:

формирование духовно-нравственной культуры учащихся, приобщение детей к истории Отечества и своего города, воспитание уважения к культурному наследию нашей страны.

Задачи:

-расширение знаний учащихся о городе, в котором они живут, об исторических достопримечательностях, памятниках культуры.

-дальнейшее формирование учебно - информационных и интеллектуальных умений и навыков, побуждение их к самосовершенствованию, самопознанию и саморазвитию

- воспитание в них чувства гордости за историю своей Родины, края и чувства ответственности за будущее.

Место проведения: музей краеведения школы № 27

Участники: учащиеся 6 класса, экскурсоводы - ученики 7 класса.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация « Православные  храмы Нижнего Новгорода».

Оформление: плакат с маршрутом экскурсии,

надпись на доске - эпиграф

Сейчас в мире царит тъма  духовная.

Вот мы и должны бытъ светом и солъю.

О.Жоанн (Маслов)

Ход экскурсии.

  1. Организационная часть.

Ведущий. Удивителен наш город Нижний Новгород! Сколько здесь сохранилось монастырей, церквей, купеческих домов и особняков, доходных и частных домов; как он целесообразно и любовью отстраивался нашими предками! На радость и на память нам, потомкам.

Ребята, сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по святым местам нашего города. Хотите отправиться в путешествие? ( ответы детей). В ходе экскурсии нам предстоит сделать много остановок. Обратите внимание на маршрут нашей экскурсии ( на доске), прочитайте названия.

 Перед тем как отправиться в путешествие, мы с вами заполним первый столбец вашего  маршрутного листа « Знаю. Узнал. Хочу узнать». Напишите кратко, что вы знаете об этих местах ( учащиеся заполняют первый столбец таблицы и пишут о том, что они видели, слышали об этих местах).

Как и во время реальной экскурсии, прошу вас внимательно слушать экскурсовода, отмечать в маршрутных листах то новое, что вы узнали или то, что вы хотели бы еще узнать. В конце экскурсии будет предложена небольшая  викторина для тех. Победит тот, кто слушал внимательно своих экскурсоводов. Итак, в путь...

Слайд.1

Экскурсовод 1.

Нижегородский край... Святая земля России. Здесь расположены особо почитаемые места Русской Православной Церкви и святыни старообрядцев, здесь находится множество уникальнейших исторических и природных памятников. О святости Нижегородской земли говорят многие факты. Ни одно важное историческое событие Киевской Руси, Московского государства, Российской империи, Советского Союза, России - не прошло без участия, причем самого активного, нижегородцев.

Экскурсовод 2.

А сколько известнейших исторических личностей связаны с нашей славной землей: Патриарх Никон и его ярый противник , идеолог старообрядчества Протопоп Аввакум, Серафим Саровский и Макарий Желтоводский, Святитель Дионисий и князь Юрий Всеволодович -основатель нашего города и многие многие другие. Русской Православной Церковью канонизировано 48 нижегородцев. В настоящее время рассматривается вопрос о канонизации еще 26-и.

Слайд 2. Количество храмов на территории Нижегородской области в -Нижнем Новгороде по районам.

ЮНЕСКО включило Нижний Новгород в список 100 городов мира, представляющих наибольшую культурную и историческую ценность.

Ведущий. Первая остановка - самые древние храмы Н. Новгорода. 13-14 века.

Экскурсовод 1.Михаило-Архангельский собор - древнейший каменный храм Нижнего Новгорода, ведёт свою историю со времени основания города-1221 года: в 1227 году был построен деревянный, потом не раз перестраивался. В своём теперешнем виде построен в 1631 году и посвящается Архангелу Михаилу и Нижегородскому ополчению 1612 года. Строители храма - Л. Возоулин и выдающийся мастер русского шатрового зодчества А.Константинов.

Слайд 3-5

В 1962 году после проведенной реставрации в собор был перенесён прах великого патриота земли русской Кузьмы Минина. Ныне действующий храм. Расположен на территории Нижегородского Кремля.

Экскурсовод 2.Благовещенский монастырь. Слайд 6-9

Основан великим Владимиро-Суздальским князем Юрием Всеволодовичем - основателем нашего города. В 1228 г. был выжжен мордовским князем Пургасом, восстановлен, стал крупным феодально-хозяйственным комплексом края. Зимой 1369-1379 гг. во время снежного обвала монастырь был разрушен, возрожден митрополитом Алексием. С тех пор Благовещенский монастырь приписан к митрополичьему, а с учреждением патриаршества (1589) - к патриаршему домам. До революции в обители хранилась чудотворная Корсунская икона Божией Матери. Был закрыт в 1921 г. Возобновлен в 1993 г. На территории монастыря располагается Духовная семинария. В одном из скитов - на территории бывшей воинской части в Борском районе - действует Центр духовной реабилитации наркоманов.

 Экскурсовод 1.Свято-Печерский Вознесенский монастырь. Слайд 10-13

Печерский Вознесенский мужской монастырь основан Св. Дионисием между 1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги, «в полугоре». В некоторых источниках говорится об основании обители Св. Благоверным Георгием Всеволодовичем в 1219 году. Однако общепринято говорить именно о создании монастыря святителем Дионисием. Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города пещеру, где и поселился. Со временем монастырь становится культурным центром края. Был закрыт в 1924 году. Возобновлен в 1993 году.

На территории обители ныне расположен музей Нижегородской епархии, издается иллюстрированный журнал «Нижегородская старина».

«Если когда-нибудь придется быть вам в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печерскому монастырю. Вы его от души полюбите. Уже подходя к нему, вы почувствуете, что в душе вашей становится светло и безмятежно. Так тихо здесь, как будто и нет наверху огромного шумного города. Прекрасный вид на Волгу откроется перед вами и унесет ваш взгляд к горизонту - в широкие заволжские дали...», - слова писателя Владимира Сологуба.

Экскурсовод 2. Крестовоздвиженский монастырь   . Слайд 14-15

Ведёт историю от Зачатьевской обители, основанной около 1370 г. женой Великого Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Василисой. Во время церковной реформы 1764 года все нижегородские женские обители были слиты в единый монастырь – Крестовоздвиженский.

В 1838 году при монастыре было открыто женское училище, где обучалось и воспитывалось около 100 послушниц, дочерей нижегородцев. Находится Крестовоздвиженский монастырь на площади Лядова, но на сегодняшний день не действующий.

Экскурсовод 1.Церковь Жен - Мироносиц ( Храм Знамения Божией Матери). Слайд 16-17

Дата основания: XIII в. В 14в. существовала деревянной. Тогда ее прихожанами были известные церковно-политические деятели Древней Руси Макарий Желтоводский и Евфимий Суздальский.

 В 17в. деревянные приходские церкви стали заменяться на каменные. В 1649 г. двухъярусная каменная церковь была освящена: первый этаж в честь Знамения, вверху - Жен-Мироносиц. Это был первый в истории древнерусского зодчества храм типа "корабль": со строго осевым расположением алтаря, моленного зала, трапезной и колокольни над западным входом. После пожара 1848 г. поновлена фресковая роспись интерьеров. В XX столетии церковь была закрыта, в ней находился техникум легкой промышленности. Храм вернули Нижегородской епархии в 90-е годы XX века.

Ведущий: Проверьте свои записи. На каждой остановке вам будут задаваться вопросы. Правильно ответит тот, кто слушал внимательно.

Вопросы:

1 .Какой собор считается древнейшим в Нижнем Новгороде? (Михаила-Архангела).

2. С именем какого князя связано создание Благовещенского монастыря? (Юрий Всеволодович)

3. Имя монаха Киево-Печерского монастыря - основателя Свято-Печерского Вознесенского монастыря в Н.Новгороде? (Дионисий)

Ведущий: Продолжим нашу экскурсию по православным храмам Нижнего Новгорода. Следующая остановка - 15 - 17 века

Экскурсовод 1. Церковь Ильи-пророка. Слайд 18-20

Известна с начала 16 века. Храм возведен в 1506 г. на историческом месте: здесь метким выстрелом из пушки Федя Литвич, со стороны расположенного через Почайну кремля, во время осады города татарами и ногайцами, сразил точным ударом ногайского военноначальника.

Это событие решило исход осады Н.Новгорода. Ужас объял осаждающих, особенно ногайцев: они по слову летописца, "возмутились аки птичьи стада" и ушли из под стен Нижнего Новгорода.  В память избавления, была поставлена церковь в честь Ильи - небесного покровителя «огненных бойцов». Церковь никогда не блистала великолепием внутренней отделки и богатством утвари, напротив, была тесна и небогата сравнительно с прочими храмами города. Это была святыня воистину духовная и любимая...

Экскурсовод 2. Храм Рождества Иоанна Предтечи. Слайд 21-23

Церковь известна с 15 века. В ее честь названа Ивановская башня Кремля.В 17 веке деревянная церковь была перестроена на каменную. Постройка византийской архитектуры.

Кто же такой Иоанн Предтеча? Это - Иоанн Креститель, который возвестил народу приход Иисуса Христа и крестил его в реке Иордан. Был казнен по приказу царя Ирода, который боялся сильного влияния на народ. Раньше эта церковь была с пятью головами. Была построена в 1683г. посадским человеком Гаврилой Степановичем Дранишниковым. Храм неоднократно ремонтировался и подновлялся, т.к. часто страдал от пожаров. Остается ярким историческим и художественным памятником России 17 века.

Версия - Храм Рождества Иоанна Предтечи построен в 15 столетии в честь того, что поймали разбойника Сулейку, который держал на разбойничий притон на Слуде и грабил корабли на реке Оке.

Экскурсовод 1. Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы. Слайд 24

Одна из немногих, сохранившихся в городе от 18 века. Стоит над обрывом, названным в ее честь Похвалинского съезда. В приходе Похвалинской церкви стоял дом Кузьмы Минина, на ее погосте, в 1616 году он был изначально погребен. Церковь прочно забыта, не значится на государственной охране.

Экскурсовод 2. Храм Смоленской Божьей Матери. Слайд 25

Возводился храм купцом - промышленником Строгановым Григорием Дмитриевичем, развернувшим в конце 17 века в Нижнем Новгороде массовое каменное строительство храмов.22 декабря 1683 года Нижегородский митрополит Трефилий освятил главный придел в честь Пресвятой Богородицы Смоленской Одигитрии, 25 июля 1697 года - придел в честь Макария Желтоводского.

Экскурсовод 1.Собор Пресвятой Богородицы (Рождественская церковь).

Слайд 26-28

Обиходные названия: Строгановская церковь; Богородицкая церковь; Богородице-Рождественская церковь; Рождество-Богородицкая церковь. Возведена Строгановым Г.Д. на Нижнем посаде. В 17 в. рядом располагалось несколько каменных палат и зимовых дворов Строганова. После Строганов сделал Рождественскую церковь домовой, к 1685 г. пристроил к ней в честь своего патронального святого Григорьевский придел. Овеяна легендами о мастере-чародее, создавшем подобное чудо, приезде на освящение церкви Петра Великого.

Иконостас с тончайшей резьбой и живописью строгановских изографов остается одним из наиболее высокохудожественных в России. Освящена в 1719 году. Каменная двухэтажная пятиглавая церковь с отдельно стоящей высокой колокольней. Архитектурный стиль - строгановское барокко.

Ведущий: Ребята, проверим свои записи и ответим на вопросы экскурсоводов. Отметьте, для себя, чтобы вы хотели узнать еще интересного из истории храмов.

Вопросы:

1 .В честь какой церкви была названа башня кремля Ивановской? (Рождества Иоанна Предтечи)

2.Некогда в приходе этой церкви стоял дом великого патриота земли Русской К. Минина? (Похвалы Пресвятой Богородицы)

3. Как звали купца-промышленника, развернувшего в 17 веке храмовое строительство в Нижнем Новгороде? (П.Г. Строганов).

Ведущий: Пора снова в путь. Продолжим экскурсию. Следующая остановка -18-19 века.

Экскурсовод 1. Спасо-Преображенский (Староярмарочный собор). 

Слайд 29-30

Спасо-Преображенский (Староярмарочный, Спасский ) собор — храм в Нижнем Новгороде на территории Нижегородской ярмарки. До 12 сентября 2009 года — кафедральный собор Нижегородской епархии. Спасо-Преображенский собор - единственное сооружение из первых ярмарочных построек, сохранившееся до наших дней. После пожара летом 1816 года ярмарка, которая действовала у стен Макарьевского Желтоводского монастыря, была перенесена в Нижний Новгород. Место для ярмарочного собора было определено на главной оси ярмарочного ансамбля. Архитектором собора стал Огюст Монферран. Роспись стен собора выполнил академик живописи А. В. Ступин и его сын Рафаил. Церковь была заложена 1 августа 1818 года 1822 год - отделка собора завершена. 25 июля 1822 года -состоялось освящение.

Жители Нижнего Новгорода и приезжие купцы именовали собор Спасским из-за того, что еще до построения храма на стрелице Оки и Волги в дощатых временных лавках причт Спасо-Преображенского кафедрального собора поставил среди торга в полотняном шатре иконостас. Иконы и церковная утварь были доставлены из кафедрального храма в Кремле, оттуда же были священники. Поскольку ярмарка продолжалась всего месяц и содержать специальный ярмарочный причт было невыгодно, храм был приписан к Спасо-Преображенскому собору в Кремле. Именно поэтому ярмарочная церковь стала именоваться Спасской, а позже, когда был построен храм в честь Александра Невского - Староярмарочной.

Собор проектировался инженером А.А.Бетанкуром как центр главной оси торгового ансамбля Нижегородской ярмарки.

Экскурсовод 2.Александро-Невский собор. Слайд 31-32

С 1858 года стало возможным каменное строительство на территории Нижегородской ярмарки. Тогда же русское купечество изъявило желание поставить второй православный ярмарочный храм. Л.В.Даль ( сын знаменитого В. Даля - создателя толкового словаря) выиграл конкурс на лучший архитектурный проект храма.

18 ноября 1865 года проект церкви был утвержден правительством через 10 лет завершена кладка стен, к 1881 году - завершена отделка. 20 июля 1881 года собор освятили в честь Александра Невского.

Экскурсовод 1. Спасский храм. Слайд 33

Эта церковь возводилась в память спасения царской семьи во время крушения поезда на Курско-Харьковской железной дороге 17 октября 1889 года близ с.Борок. 6 ноября 1888 года для сбора средств была создана особая комиссия, в которую вошли самые состоятельные люди города: Н.А.Бугров, Н.Е.Башкиров, А.А.Блинов и др.

Ведущий: остановимся и немного отдохнем.

 Как красив наш город, сколько необычных историй вы узнали, как много увидели. Сколько удивительных памятников окружает нас.

 Проверим, многое ли вы запомнили из рассказов наших экскурсоводов.

Вопросы:

1. Какая церковь построена в честь спасения царской семьи во время крушения поезда? (Спасская)

2. Построен на песчаной косе при слиянии рек Оки и Волги? (собор

Александра Невского)

3 . Какой  собор до  2009  года считался главным  в нашем  городе

кафедральным? (Староярмарочный).

Ведущий. Наша экскурсия близится к завершению.

 Последняя остановка -Сормовский район. Надеемся, что каждый из вас узнал что-то новое о своем городе и посмотрел на окружающий нас город другими глазами. Красота и история окружают нас повсеместно, и в нашем Сормовском районе есть немало замечательных мест, которые стоит любить и беречь.

Экскурсовод 1. Церковь Живоначальной Троицы в Копосово. Слайд 34-36

Построена в 1603 г. на средства прихожан жителей Копосова, Починок, Сормова, на месте сгоревшей деревянной, возведенной, еще в середине 15 века. Церковь эта является древнейшей на территории современного Сормовского района. За четыре века своего существования Копосовская церковь обросла легендами и преданиями. Вот некоторые из них. Говорят, что: ...Небольшая деревянная церковка стояла в Копосове еще до 1547 года. ...Во время возведения каменного храма проезжал мимо по делам в Балахну нижегородец Иван Белкин, кирпичник высшего класса. Остановился, посмотрел, подумал и указал мужикам - строителям на ошибки: «Неверно ставите, может упасть...» Строители не послушались доброго совета, и на следующий же день церковь рухнула. Пришлось возводить ее по - новому, не забывая о советах Белкина.

В 1927 году начинается постепенное разрушение церкви. Сбрасывают кресты, колокола отправляют на переплавку, иконы складывали в большие кучи на улице. Жителям не разрешали разобрать их по домам. Отправляли их в копосовский клуб на растопку печей. Клуб отапливался иконами почти два года. Колокольня была разрушена, купола разобраны. В 1938 году церковь была закрыта .

 С 1945 по 1985 года в ней размещался цех оцинковки металлической посуды. В 2000-годах начинается восстановление церкви. 13 июля 2007 года состоялся первый молебен в здании. А 8-го октября 2010 года в день памяти Преподобного Сергия Радонежского, который посетил Нижний Новгород в 1365 году подняли и установили купол на крышу церкви. На данный момент церковь продолжает восстанавливаться.

Экскурсовод 2. Спасо-Преображенский храм (Собор Преображения Господня) Слайд 37

Архитектор - Петр Малиновский. 8 сентября 1900 года состоялась торжественная закладка фундаментов храма. Главный престол освящен в 1905 году. Храм был рассчитан на 2000 прихожан, вместе с хорами - на 2250 человек. Но потом решено было расширить церковь.

К осени 1903 года здание собора было полностью отделано. Внутри главного храма установили необычной композиции шестиярусный резной иконостас, увенчанный вверху восьмиконечным кованым крестом. К царским вратам из моленного зала поднимались семь мраморных ступеней. Потоки верхнего света и величественный, поблескивающий позолотой на общем фоне белизны стен, устремленный ввысь иконостас производили на каждого поистине неизгладимое впечатление. В своем первозданном виде собор простоял всего два десятилетия.

В 1927 году звонница была сломана, колокола конфискованы. С храма содрали железную кровлю. В 30-е годы собор хотели взорвать, но потом было решено превратить его во Дворец труда. В 1934 году в храме разместился детский Дом культуры, а потом склад. В сводчатом поцерковье, которое было изуродовано многочисленными перегородками, был оборудован холодильник. В конце 80-х годов здание настолько обветшало, что стало живым укором властям.

 В 1998 году началась реставрация собора. Первые средства на восстановление храма вносили верующие. Первая Божественная литургия в приделе Николая Чудотворца состоялась на Пасху 1991 года. В следующем году началось восстановление иконостасов и резных деталей интерьера по фотографиям и чертежам, сохранившимся в архивах.

Экскурсовод 1. Церковь святого благоверного князя Александра Невского. Слайд 38

Церковь святого благоверного князя Александра Невского находится рядом с предприятием "Красное Сормово"на улице Баррикад. Каменный храм был построен в конце XIX века на средства рабочих и служащих этого завода. В советское время его закрыли и перестроили под школу, затем оборудовали столовую. Богослужения возобновились в 2008 году. Здание требует капитального ремонта, подготовка к которому уже завершилась.

Экскурсовод    2.     Слайд 39   

В церкви Владимирской иконы Божией Матери на улице Планетной также идут реставрационные работы.

Храм    всех    святых на Новосормовском кладбище.     Дата    основания: 1998    г. Слайд 40

Обиходные названия:                                  Всехсвятская           церковь. Каменная церковь в русском стиле,  построена на Новосормовском кладбище в ознаменование 2000-летия христианства.

Ведущий: И наша экскурсия о некоторых православных храмах Нижнего Новгорода подходит к концу. Каждый узнал для себя что-то новое и интересное. Для себя вы должны отметить это в вашем маршрутном листе и записать о том, что мы сегодня узнали во время нашей экскурсии.

(заполняют столбец 2 «Узнал» и 3 « Хочу узнать»)

В завершении наши экскурсоводы предлагают вам ответить на вопросы для самых внимательных и любознательных учеников.

Викторина для  любознательных:

1. Сколько всего храмов на территории нашего Сормовского района?(5)

2. В какой собор был перенесен прах великого патриота русской земли К. Минина? (Михаила-Архангела)

3. Прихожанами этой церкви были видные церковные деятели Руси -Макарий Желтоводский и Евфимий Суздальский?(Жен-Мироносиц)

4. В честь какого пророка — небесного покровителя «огненных бойцов» была в 16 веке поставлена церковь на историческом месте, связанном с метким выстрелом? (Ильи-пророка).

5. С именем какого святого связана церковь Живоначальной Троицы в Копосове Сормовского района.( Сергия Радонежского)

Подведение итогов. Награждение победителей.



Предварительный просмотр:

Урок 8.Раздел 4. Нижегородский край в XVIIв.

Урок- диспут « Церковный раскол: Никол и Аввакум»

                                                        Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы

обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет

                                                           по две идеи…        само поражение вскоре может не

                                                                                     слишком огорчать,  ибо побежденный больше выигрывает

                                                                                                  в том отношении, что он умножает свои знания.

Б. Шоу

                   Содержание урока.

  1. Цели и задачи.
  2. Форма проведения урока
  3. Оборудование.
  4. Использование иллюстративного материала.
  5. План проведения диспута.
  6. Выступление учителя.
  7. Обсуждение первого вопроса: детство Никона и Аввакума.
  8. Начало деятельности на церковном поприще.
  9. Борьба Никона и Аввакума.
  10. Отношения с царем Алексеем Михайловичем.
  11. Можно ли назвать Никона и Аввакума фанатиками веры.
  12. Работа экспертной группы.
  13. Рефлексия.

Паспорт урока.

Вид урока

Школьный диспут

Форма проведения

Дискуссия на историческую тему

Оборудование

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, памятки для учащихся

По типу организации

Развивающий, метапредметный

По предметной области

История, обществознание

Продолжительность

45 минут

Целевая группа

10 класс

Тип деятельности учащихся

Творческая

Формируем компетентность

Коммуникативная, образовательная, познавательная, информационная

Цели

Способствовать формированию у учащихся толерантной модели поведения, в т.ч. веротерпимости.

Задачи

  1. Развитие творческих способностей учащихся
  2. Развитие интереса к истории, культуре, традициям народов России.
  3. Формирование навыков общения и позитивных эмоциональных отношений между участниками мероприятия.
  4. Развитие навыков поиска новой информации и использование имеющихся знаний в новых условиях.

Ожидаемые результаты

  1. Практическое применение и закрепление знаний, полученных на уроках истории, обществознания, в результате самостоятельной поисковой деятельности.
  2. Развитие интереса к изучению истории и культуры своей страны, знакомство с новыми информационными ресурсами.
  3. Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Дискуссия – спор по существу, в  ходе которого учащиеся получают важные ценности. При подготовке учитель должен четко сформулировать задачу, желательно с пояснениями, раскрывающими суть проблемы, и вопросами о возможных путях ее решения. Целесообразно по этому поводу обратиться к мнениям ученых.  При подготовке учащихся знакомят с соответствующей литературой, список которой надо дать заранее.

Памятка « Как работать с дополнительной литературой»

  1. Прочитайте ее страницы.
  2. Определите свою позицию по дискуссионному вопросу.
  3. Сопоставьте свою оценку с авторской.
  4. Подумайте, какую позицию и как будете отстаивать.

Во время выступления необходимо раскрывать тему и ее выбор, уточнить условия, указав ключевые моменты, создать необходимое настроение. Важен сам момент спора, умение анализировать свои взгляды. Ведущий дискуссии (учитель) должен рассуждать  с учениками. Внимание! Не надо добиваться однозначной оценки.

Памятка  «Как вести дискуссию»

  1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.
  2. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.
  3. Говори просто и ясно, логично и последовательно.
  4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен.
  5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с  которым ты не согласен.
  6. Не повторяйся и повторяй слов других.
  7. Помни, что лучшие доказательства  - точные факты.
  8. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек.

Памятка « О порядке действий  мысленно»

  1. Выслушай вопросы, и определите мысленно проблему.
  2. Сформулируйте гипотезу.
  3. Дайте предложение, четко ее аргументируя.
  4. Выслушав доводы товарищей, имеющих противоположную точку зрения, найдите сильные  и слабые стороны.
  5. Возразите их доказательства.
  6. Что дала вам дискуссия?

Ход  урока.

Слово учителя.  Постановка проблемы.

        В далеком 17 веке жили русские люди, на первый взгляд ничем от нас не отличные. Руки, ноги, голова на плечах - вроде все как у нас современных людей. Но сама жизнь у русского человека была другая, и мыслили наши предки иначе. Большую  часть населения России составлял тогда бедный люд. С утра и    до поздней ночи трудились крестьяне не ради себя -  на хозяина – барина.

        Труд  этот черный, тяжелый и неблагодарный. Единственной отдушиной оставалась вера православная, обещавшая райскую беззаботную жизнь после смерти.

        Но случилась на Руси церковная реформа, которая изменила жизнь почти каждого в русском  государстве, расколола общество на два враждующих лагеря.

        Цель нашего диспута раскрыть суть церковного раскола через деятельность главных идеологов – Никона и Аввакума.

Ожидаемая дискуссия по данной проблеме. Класс разделен на сторонников Никона и сторонников Аввакума.        

Никонианцы

Старообрядцы

Патриарх Никон в миру Никита Минич Минин, родился в 1605 г. в крестьянской семье.                                                              

Крещен в честь Никиты Переяславского чудотворца. Детство провел в селе Вальдеманов Нижегородской губернии. С детских лет формировался жесткий характер Никона, т.к. детство было трудное, рос он с злой мачехой, которая тиранила его и даже пыталась убить.

     8 лет Никон провел монахом в Макарьево-Желтоводском монастыре, где научился основам беззаветного богослужения. Его любовь, искренность, простота, смирение стали известны в столице, куда и переехал Никон с семьей. В отличие от Аввакума, у которого было много врагов: его били, в него стреляли и выгнали из села Лопатицы, где он был попом.

     Путь Никона к высшему духовному сану не усыпана розами. На Соловках он принял монашество, потом стал игуменом. Именно за свою духовность он понравился 16-летнему Алексею Михайловичу. О величии фигуры Никона говорит тот факт, что даже царь преклонил перед ним колени, умолял стать патриархом.

     Патриарх Никон правильно провел церковную реформу. Он был крупным государственным деятелем, при его особом содействии произошло воссоединение Украины с Россией. Он был хорошим реформатором, упорядочил богослужение, заменил двоеперстие троеперстием, исправил богослужебные книги по греческому образцу и в этом заключается его великая заслуга перед  Русской церковью.

У Аввакума тоже было тяжелое детство. Родился в 1620 г. В селе Григорово Нижегородской губернии Княгининского уезда.

Отец его сильно пил, мать занималась его воспитанием, но очень строго, воспитывая волю, целеустремленность.

    Никон делает  карьеру и рвется к власти, он как хитрый лис, влюбляет в себя царя, высказывает смирение, а Аввакум – он – бунтарь, за истинную веру готов поплатиться жизнью. Он не пряник, который всем нравится. Он любит говорить все в лицо врагу, поэтому у него много поклонников и много врагов.

      Что касается царя Алексея Михайловича, то позже он разглядит в Никоне главного соперника в борьбе за власть, он поймет, что Никон хочет духовную власть сделать выше светской. А Аввакум никогда не пользовался царской благосклонностью, его пытались лишить священного сана, его сажали в тюрьму, он был отослан в далекую экспедицию, а потом за свою идею был сожжен на костре.

    Аввакум видит в реформе церкви скорое пришествие Антихриста. Аввакум как пастырь «Христова стада» -  это дело всей его  жизни. А Никона он презрительно называет  шпионом антихриста. Он трибун, он философ, верящий в торжество истины и бессмертие праведника. Церковный собор предал его анафеме, а он сам предал анафеме церковный собор. Ему сочувствовали,  число его сторонников росло.

Мы против того, чтобы считать Никона святым. Из-за него произошел раскол русского общества, огромное количество жертв, психологических травм и даже  в 21 веке православная церковь  остается расколотой на новую и старую веру.

                                                                                

Учитель.  Дискуссия окончена, подведем итоги.

        До сих пор не утихают споры о церковной реформе 17 века и мы вряд ли  поставили в этом вопросе жирную точку, но дадим слово экспертной группе.                                                                

Работа экспертной группы.

ФИ

 уч-ся

Доказательства

Вырази-

тельная

речь

логичность

Знание

историч.фактов

никонианцы

старообрядцы

Рефлексия.

  • Получил ли я удовлетворение после дискуссии;
  • Могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль;
  • Насколько интересна мне культура проведения дискуссии;
  • Смог ли я воспользоваться приемами доказательности;
  • Какие я приобрел новые знания;
  • Смог ли я понять точку зрения другого;
  • Интересен ли мне живой обмен мнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - методическая деятельность

Урок внеклассного чтения в 6 классе...

Научно-методическая деятельность. Статья "Нетрадиционный подход к уроку литературы"

В статье дается обобщение опыта работы на уроке литературы с использованием лингвокультурологического подхода., раскрываются формы и методы, даются рекомендации, виды домашнего задания ....

Научно – методическая деятельность

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даныили сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должендостигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами,собственным ...

портфолио:методическая деятельность

Научно-методическая деятельность2.1. Программа самообразованияТема школы: «Профессиональный рост педагога – основа результативности УВП»Цели развития образовательного учреждения: обеспечение потребнос...

Методическая деятельность

Презентация "Компетентность личности - основа самореализации учащихся"...

Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.

Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят,  что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...

Разработка семинарского занятия "Методическая продукция - форма выражения результативности методической деятельности педагога"

В разработке семинарского занятия, который был адресован педагогам художественной напрваленности ЦТ, обосновывается актуальность создания методической продукции, раскрываются  понятие, основные с...