Переход от древности к периоду средневековья.
план-конспект урока по краеведению (5 класс)

Голубова Ирина Анатольевна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voennye_pohody_gunnov.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

К – 6                                                                                      У № 10                                                                            Дата: ___________

Тема:  Переход от древности к периоду Средневековья.

Цели:  Познакомить  учащихся  с  событиями,  связанными  с  появлением  кочевников-гуннов  на  Кубани;

УУД: Подготавливать небольшие сообщения  о «Великом переселении народов» на основе дополнительной информации.   

Составлять устные сочинения с использованием сведений из учебника и дополнительных источников.

    Высказывать на уровне эмоциональных оценок отношен к образованию государства и хозяйственной деятельности народов населяющих Кубань в средние века. Объяснять понятия:  Великое переселение народов, кочевники, гунны, готы. Показывать на карте места расселения.

Оборудование:  учебник  Кубановедение для 6 класса   под  редакцией  Б.А.  Трёхбратовой,  презентация.

Ход   урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Орг. момент

Приветствие и проверка готовности к уроку.

1 ученик читает стихотворение о родном крае.

  1. Актуализация  знаний

Мы  приступаем  к  изучению  темы «Кубань  в  эпоху  Средневековья».

Но  для  начала  давайте  извлечем   из  глубин  нашей  памяти  следующие знания:  (Работа с терминами – презентация) великое переселение народов, кочевники, готы, гунны.

  1.  Целеполагание

Бывают края,

Что недвижны веками

Зарывшись во мглу и мох,

Но есть и такие,

где     каждый камень

Гудит голосами эпох                                  И. Сельвинский

Выдающийся   историк  и  географ   Л.Н.  Гумилев  объяснял  перемещение  народов  так:  в  первые  века  новой  эры  усиливается  активность  племён,  кочевавших  по  просторам  Евразии.  Эта  активность  объяснялась  климатическими  процессами.  В  зависимости  от  направления  движения  воздушных  потоков  степь  или  усыхала,  или  увлажнялась.   На  первые  века  новой  эры  пришёлся  период  усыхания  степи,   которое  привело  в  упадок  хозяйство  кочевников.

    Кочевники,   овладев   техникой   конного   боя   отправлялись  в  поисках  добычи  на  территорию  соседних  народов.  Одним  из  самых  воинственных  кочевых  племён  были  гунны.

  - Какой  народ  и  как  пытался   противостоять   гуннам? (Китайцы,  построив  Великую   китайскую  стену).

- Что  же  это за  народ,   мы  узнаем  из  текста  учебника.

Слушают.

 Отвечают на вопросы.

IV. Изучение  нового   материала.

1.   Самостоятельная  работа  учащихся  с  учебником (с. 52:  3 абзац – до  конца  пункта).

Закончить  предложения (письменно   в  тетради):

Гунны  представляли  собой………………….

Основой   общественного  строя  гуннов…………………………………

«Гунны превратили войну в ……………………………» Ф. Энгельс

Подробное описание общественного строя и  ………………………..

2. Работа с документом. Слухи  о  неумолимой  жестокости  и  непобедимости  гуннов  опережал  бег  их  коней.  Сведения  об  этом  мы  черпаем  из  исторических  источников.  Чтение  текста  Аммиана   Марцеллина  о  гуннах.

Вопросы  к  тексту:

 - Как,  по свидетельствам   современников,   выглядели  гунны?

- Почему   на  поле  боя  гунны  не  знали  поражения?

3. Беседа. В  конце  I -  середине II  в.  гунны  проникли  в  Среднюю  Азию,  Приуралье, Восточную  Азию,  на  Северный  Кавказ.

-Как  вы  думаете,  какова  судьба  народов,  которые  встречались  гуннам  на  пути?

Непрерывные  успешные  войны  привели  гуннов  к  Волге,  на  берегах  которой  они  задержались  почти  на  два  века.

- Как  вы  думаете  почему?

После  того,  как  гунны  всё-таки  разгромили  и присоединили  племена  Северного  Прикаспия,  они  переправились  через  Волгу  и  двинулись  на  Северный  Кавказ.

???  Как  вы  думаете  чем  закончилось  столкновение  гуннов  и  народов  Северного  Кавказа?

Учитель  обобщает,  дополняет  ответы  детей:

ВЫВОД: Для   Боспорского  царства  вторжение  гуннов  оказалось  губительным,  большая  часть  его  городов  так  и  не  возродилась  после  погрома.  Боспорское   царство  перестало  существовать.

Хозяйственная  жизнь  гуннов  основывалась…………………………….

Война   для  гуннов – это ……………………………………………………

Работают с текстом § 9, стр. 52.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на проблемный вопрос.

Записывают.

  1. Первичное закрепление

Вопросы в презентации.

Критерии: 9 – 10 – «5»                  8 – 7 – «4»               6 – «3»                5 и менее – «2»

Взаимопроверка.

  1. Рефлексия

"Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Называют три  запомнившихся «Момента» урока.

VII. Д.З

§ 9, заполнить таблицу:

Причины завоевательных и захватнических войн

Условия, способствующие нашествию гуннов

Воинские качества и боевая тактика гуннов

 Последствия

Записывают в дневник.

3. Рассказ  учителя.

3. Работа   с  картой (с.53 учебника)

1. Проследить  гуннов  по  территории   Северного   Кавказа?

2. С  каким  народом  пришлось  столкнуться  гуннам  на  территории   Северного   Кавказа?

4. Работа  с  документом.

Слухи  о  неумолимой  жестокости  и  непобедимости  гуннов  опережал  бег  их  коней.  Сведения  об  этом  мы  черпаем  из  исторических  источников.  Чтение  текста  Аммиана   Марцеллина  о  гуннах.

Вопросы  к  тексту:

 - Как,  по свидетельствам   современников,   выглядели  гунны?

- Почему   на  поле  боя  гунны  не  знали  поражения?

???  Как  вы  думаете  чем  закончилось  столкновение  гуннов  и  народов  Северного  Кавказа?

Учитель  обобщает,  дополняет  ответы  детей:

Для   Боспорского  царства  вторжение  гуннов  оказалось  губительным,  большая  часть  его  городов  так  и  не  возродилась  после  погрома.  Боспорское   царство  перестало  существовать.

IV. Итог  урока:

Составление   рассказа  о  гуннах  по  плану:  ( план   на  доске)

а)  территория первоначального  проживания   племён;

б) особенности  общественного  строя  и  хозяйственной   жизни;

в) направления   завоевательных  походов;

г) причины,  способствовавшие  военным  победам.

Домашнее   задание: § 9,  составить   словарь  урока.


Причины завоевательных и захватнических войн

Условия, способствующие нашествию гуннов

Воинские качества и боевая тактика гуннов

 

Последствия

Причины завоевательных и захватнических войн

Условия, способствующие нашествию гуннов

Воинские качества и боевая тактика гуннов

 

Последствия



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "ГИА по истории: древность и средневековье: даты"

Данная презентация поможет учащимся подготовиться к ГИА по первому разделу кодификатора "Древность и средневековье" (период с 9 по 17 век)....

Урок "История Кубани в период средневековья"

Разработка вводного урока по кубановедению в 7 классе. Применена тестовая технология опроса, обобщены знания учащихся раздела "История Кубани в древности"....

«Историческое прошлое Сергиевского района – от древности до средневековья»

Актуальность введения элективных курсов по краеведению в современной школе очевидна и продиктована задачами, которые  ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения ...

Япония, китай и индия в период средневековья

Презентация подготовлена по учебнику 5 класса, издательство "Просвещение"...