Борьба за Тмутаракань наследников Ярослава.
план-конспект урока по краеведению (6 класс)

Голубова Ирина Анатольевна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tmutar._posle_smerti_ya._mudrogo.docx59.72 КБ

Предварительный просмотр:

К – 6                                                                                      У № 14                                                                            Дата: ___________

Тема:  Борьба за Тмутаракань наследников Ярослава.

Цели:  Познакомить  учащихся  с  событиями связанными с борьбой за Тмутаракань после смерти Я. Мудрого.

УУД:

Оборудование:  учебник  Кубановедение для 6 класса   под  редакцией  Б.А.  Трёхбратовой,  презентация.

Ход   урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Орг. момент

Приветствие и проверка готовности к уроку.

1 ученик читает стихотворение о родном крае.

  1. Актуализация  знаний

Для  начала  давайте  извлечем   из  глубин  нашей  памяти  следующие знания:  (Работа с терминами) великое переселение народов, Тмутаракань, Ярослав Мудрый.

Объясняют термины и понятия.

  1.  Целеполагание

Бывают края,

Что недвижны веками

Зарывшись во мглу и мох,

Но есть и такие,

где     каждый камень

Гудит голосами эпох                                  И. Сельвинский

Какая тема будет?

Слушают.

Определяют тему и цель урока.  

IV. Изучение  нового   материала.

  1. Самостоятельная  работа  учащихся  с  учебником (с. 70 – 73).

1. Завершите предложения.

1)  После смерти Ярослава Мудрого Тмутаракань досталась второму по старшинству сыну Ярослава – Святославу.

2) Тмутараканское княжество стало привлекательным для князей-изгоев из-за недовольства результатами раздела Руси.

3)  Самой известной археологической находкой, подтверждающей существование русского княжества на Кубани в XI в., является Тмутараканский камень.

4) В настоящее время он находится в Санкт - Петербурге.

    2. За какие деяния тмутараканский князь Олег получил от современников прозвище Гориславич? Как вы оцениваете действия Олега в борьбе за отцовское наследство?

(Он никогда не оставлял мысли вернуть себе отцовское Черниговское княжество. В 1094 г. князь с наёмными половцами вторгся в княжество. Современники обвинили его в предательстве интересов родины).

3. С конца XII в. Тмутаракань упоминается в летописях как "Земля незнаемая". Чем можно объяснить такое название Тмутараканского княжества?

(Половецкие силы отрезали Тмутараканское княжество от основной Руси. Византийская империя установила в начале XII в. над ним контроль).

4. Вставьте пропущенные в тексте слова.

В XII в. контроль над землями Тмутараканского княжества перешёл к Византийской империи. В начале XII в. основным населением кубанских степей стали половцы. Русские летописи называют их кыпчаками. Главным занятием половцев было кочевание, войны. Первая встреча земледельцев - адыгов и кочевников - кыпчаков закончилась грабительской войной. Позже между ними установились мирные и дружественные отношения. Кочевники и земледельцы не вмешивались в дела друг друга, обмениваясь между собой товарами. У кочевников уже произошло выделение знати. Вождей племён они называли башкорд. На курганах половцы устанавливали статуи, которые в народе получили название "половецкие бабы".

Работают с текстом § 14.

Выполняют задания.

Отвечают на проблемный вопрос.

Записывают.

  1. Первичное закрепление

Вопросы в презентации.

Критерии: 17 – 20 – «5»                  14– 17 – «4»               9 – 13 - «3»                8 и менее – «2»

Взаимопроверка.

  1. Рефлексия

"Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Называют три  запомнившихся «Момента» урока.

VII. Д.З

§ 14.      Разгадайте чайнворд            ЕСЛИ осталось время!!!

чайнворд1. Центр византийских владений в Крыму. Ответ: Херсонес
2. Князь, разгромивший хазар. Ответ: Святослав
3. Человек, который сражается с врагом. Ответ: Воин
4. Монах, основавший монастырь в Тмутаракани. Ответ: Никон
5. Летописец, один из авторов "Повести временных лет". Ответ: Нестор 
6. Касожский князь. Ответ: Редедя
7. Славяне до принятия христианства. Ответ: Язычники
8. Князь без княжества. Ответ: Изгой

Записывают в дневник.


Тема:  Борьба за Тмутаракань наследников Ярослава.

1. Завершите предложения.

1)  После смерти Ярослава Мудрого Тмутаракань досталась второму по старшинству сыну Ярослава - ……….
2) Тмутараканское княжество стало привлекательным для князей-изгоев из-за недовольства ………………               …………….     Руси.
3) Самой известной археологической находкой, подтверждающей существование русского княжества на Кубани в XI в., является …………..    ……………… .
- В настоящее время он находится в ………………………………….

2. За какие деяния тмутараканский князь Олег получил от современников прозвище Гориславич? Как вы оцениваете действия Олега в борьбе за отцовское наследство?

3. С конца XII в. Тмутаракань упоминается в летописях как "Земля незнаемая". Чем можно объяснить такое название Тмутараканского княжества?

4. Вставьте пропущенные в тексте слова.

В XII в. контроль над землями Тмутараканского княжества перешёл к ………………       ……………. В начале XII в. основным населением кубанских степей стали ……………….. Русские летописи называют их ………………….. . Главным занятием ………………… было …………………, ……….. . Первая встреча земледельцев - адыгов и кочевников - ………………..  закончилась …………………  …………………... Позже между ними установились мирные и дружественные отношения. Кочевники и земледельцы не вмешивались в дела друг друга, обмениваясь между собой …………….. . У кочевников уже произошло выделение знати. Вождей племён они называли …………………. . На курганах ………………. устанавливали ……………….., которые в народе получили название "

Слова:   половецкие бабы, башкорд, половцы, половцы, половцев, товарами, Византийской империи, кочевание, войны, кыпчаков, грабительской войной. 

Тема:  Борьба за Тмутаракань наследников Ярослава.

1. Завершите предложения.

1)  После смерти Ярослава Мудрого Тмутаракань досталась второму по старшинству сыну Ярослава - ……….
2) Тмутараканское княжество стало привлекательным для князей-изгоев из-за недовольства ………………               …………….     Руси.
3) Самой известной археологической находкой, подтверждающей существование русского княжества на Кубани в XI в., является …………..    ……………… .
- В настоящее время он находится в ………………………………….

2. За какие деяния тмутараканский князь Олег получил от современников прозвище Гориславич? Как вы оцениваете действия Олега в борьбе за отцовское наследство?

3. С конца XII в. Тмутаракань упоминается в летописях как "Земля незнаемая". Чем можно объяснить такое название Тмутараканского княжества?

4. Вставьте пропущенные в тексте слова.

В XII в. контроль над землями Тмутараканского княжества перешёл к ………………       ……………. В начале XII в. основным населением кубанских степей стали ……………….. Русские летописи называют их ………………….. . Главным занятием ………………… было …………………, ……….. . Первая встреча земледельцев - адыгов и кочевников - ………………..  закончилась …………………  …………………... Позже между ними установились мирные и дружественные отношения. Кочевники и земледельцы не вмешивались в дела друг друга, обмениваясь между собой …………….. . У кочевников уже произошло выделение знати. Вождей племён они называли …………………. . На курганах ………………. устанавливали ……………….., которые в народе получили название "

Слова:   половецкие бабы, башкорд, половцы, половцы, половцев, товарами, Византийской империи, кочевание, войны, кыпчаков, грабительской войной.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Борьба за Тмутаракань наследников Ярослава

1.Чем князь Мстислав поражал воображение современников?2.Как складывались взаимоотношения между тмутараканскими и косожскими князьями?3.После смерти Владимира Святославовича Мстислав принял участие в ...

Урок по теме "Русь при наследниках Ярослава Мудрого"

Урок предназначен для обучающихся 10 класса. Представлены конспект урока, сопровождающая презентация и приложения (исторические источники). Работа с историческими источниками позволит развивать критич...

Конспект урока по истории в 6 классе "Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

Тип урока:  комбинированныйЦель урока:  1.познакомить с основными событиями правления Ярославичей...

Презентация "Русь при наследниках Ярослава"

Презентация "Русь при наследниках Ярослава"...