«Кубань многонациональная»
методическая разработка по краеведению
Тема урока: «Кубань многонациональная»
Цель урока:
повторение и обобщение знаний учащихся
Задачи.
- Воспитательная: воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого, неделимого и многонационального государства.
- Обучающая: формирование целостного представления о Кубани как о самобытном регионе в плане истории, культуры, этнографии;
- Развивающая: продолжить развитие способностей учащихся на основе исторического анализа осмысливать процессы, события и явления, руководствуясь принципами историзма, развитие навыков работы с историческими картами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_itogovyy.docx | 24.59 КБ |
8_klass_itogovyy.ppsx | 755.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №2 ст. Калининская Краснодарский край
Шевченко Елена Александровна
Тема урока: «Кубань многонациональная»
Цель урока:
повторение и обобщение знаний учащихся
Задачи.
- Воспитательная: воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого, неделимого и многонационального государства.
- Обучающая: формирование целостного представления о Кубани как о самобытном регионе в плане истории, культуры, этнографии;
- Развивающая: продолжить развитие способностей учащихся на основе исторического анализа осмысливать процессы, события и явления, руководствуясь принципами историзма, развитие навыков работы с историческими картами.
Оборудование: ватман с изображением карты Краснодарского края, цветные кружочки, магниты.
Тип урока - итоговый, проводится в виде игры-викторины
ТСО: Мультимедиа, презентации
Предварительно класс делится на три группы. Группа выбирает капитанов команд. Готовит название. Каждая получает опережающее домашнее задание. Подготовить сообщение о кухнях народов Кавказа и написать самые популярные рецепты блюд.
В сильном классе дети могут приготовить презентации.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Благодатные природные условия Кубани, теплые моря, богатые земли, транзитные торговые пути с незапамятных времен влекли сюда людей. Эту территорию осваивали многие племена и народы: меоты, скифы, сарматы, греки.
В X-XI вв. на Таманском полуострове существовало самое южное древнерусское княжество — Тмутараканское.
До переселения на Кубань казаков самым многочисленным народом здесь были адыги. Европейские путешественники и купцы оставили описания их жизни и занятий.
После подавления на Дону крестьянского восстания под предводительством Кондрата Булавина в 1708 году на Кубань, скрываясь от царской расправы, пришли казаки-некрасовцы.
В 1792 году Екатерина II даровала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы.
Переселившиеся сюда казаки-черноморцы в 1793 году основали в урочище Карасунский кут «войсковой град» Екатеринодар.
В XIX веке на Кубань хлынул поток мигрантов со всех уголков России.
Долгое формирование полиэтнической картины Кубани многие столетия обогатило культуру, традиций и обычаи народов Кавказа. Эти процессы сформировали и воспитали целую плеяду просветителей, творческой интеллигенции, ученых, музыкантов. Которыми по праву Кубань гордится!
Класс делится на три группы. Представление команд и капитанов.
(каждой группе по три вопроса)
Задание № 1. Разминка
Викторина командам «Кто быстрей ответит»:
- В какой части света располагается Краснодарский край?
- К чему ближе Краснодар - к Северному полюсу или экватору?
- Какие государства Европы могли бы разместиться на территории Краснодарского края?
- Какие города мира лежат примерно на широте Краснодара?
- Поднимаются или понижаются горы в нашем крае в настоящее время?
- Есть ли в нашем крае вулканы, какие и где?
- Как раньше называли реку Кубань древние греки и адыги?
- Почему Керченский пролив древние греки называли Боспором Киммерийским?
- Какие племена населяли наш край 2000 лет назад?
- Что такое дольмены и где они встречаются?
- Какого цвета полосы на флаге Кубани? Что они означают?
- Прошлое название нашей станицы.
- Когда празднуется день символов Краснодарского края герба, флага, гимна?
- Кто является губернатором Краснодарского края?
- Сколько национальностей проживает в Краснодарском крае?
Конкурс капитанов.
Капитанам необходимо написать синквейны на слова:
КУБАНЬ, АДЫГИ, КАЗАЧЕСТВО.
Каждый капитан выбирает слова, вложенные в конверт. Какое достанется. Можно предложить несколько слов на выбор.
Задание № 2.
«Кто или что изображено на иллюстрациях» (тестовые задания)
См. Приложение № 1 (тесты)
Задание № 3. Что означают эти слова?
Элементы одежды.
Бшлык-принадлежность казачьей одежды, накидка на голову.
Бастка-женская кофта, стянутая в талии резинкой.
Жупан-старинная, верхняя зимняя одежда казаков.
Гусарики – женские сапожки.
Чуб-оселедец – у мужчин – казаков пучок волос на макушке
Понева – женская юбка
Еда.
Варяныця-кружочки теста для вареников, пельменей-вареники.
Вовчок-недоразвитый (дикий) плод или ягода.
Вышкварки-остатки мяса или сала после вытапливания жира.
Гронка-грость винограда.
Дурында-жмых.
Цыбуля - лук
Посуда.
Барыло-бочок для вина.
Бодня-кадушка для засолки мяса.
Глэчик-глиняный сосуд.
Казан – большой котел с выпуклым дном
Канистра – банка для масла
Предметы быта.
Батиг-сплетенный из кожи кнут.
Ваганы-металлическое корыто для стирки белья.
Вихатик - тряпка для мытья.
Рогач – ухват для постановки чугунков и горшков в впечь
Угольник – посудный шкаф
Цибарка - ведро
Что необходимоо сделать, если вам сказали:
Высмыкать – выдернуть.
Вырыпать – охладить комнату.
Выкыдать коныкы – поступать на перекор.
Пора вечерять – ужинать.
Иды зараз – идти сразу, быстрее.
Не лайте – не ругайте
Швидче - быстрее
Что означают эти выражения и слова:
Глуха стина – стена хаты без окон
Заглядая як сорока в маслак – любопытство
Кумэкать – соображать, размышлять
Идэ навпомацки – идти ощупью, не видя, наощупь в темноте
Збывать с панталыку – сбить с толку
«Гуртом хорошо и батьку быть» - всем вместе лучше что-то делать
Не дождется авторитета - не ценящий старших
Старшего не окликают - догоняют и говорят в лицо
Не имеющий намыса не обретет счастья
Задание № 4. Игра «Военная выправка»
Команда девочек и мальчиков строиться в одну шеренгу по отдельности и выполняет задания.
- Построиться в шеренгу
- Построиться в шеренгу по два
- Повороты на месте
- Строевой шаг на месте
- Равнение на середину
Конкурс капитанов.
Капитанам команд раздаются листы с заданиями викторины «Кубань многонациональная».
Команды оценивают правильность ответов и в случае затруднения помогают капитанам.
Приложение № 2
Задание № 5. Игра «Угадай мелодию»
Ребятам предлагаются отрывки казачьих песен, греческих, армянских, адыгейских мотивов (танцы, гимн) и др.
Приложение № 3
Задание № 6. Игра «Время - деньги»
Проверяем термины. Кто из трех групп правильнее и быстрее ответит.
1. Курень
2. Аул
3. Ислам
4. Кордон
5.Тфокотли
6. Пши
7.Мюридизм
8. Аталычество
9. Куначество
10. Колонизация
11. Нация
12.Нарты
Рефлексия
У детей на партах лежат цветные кружочки и магниты, которые они прикрепляют на контурную карту Краснодарского края, расположенную на доске. Таким образом оценивая свое настроение и результат творческой работы.
Значение цвета:
Зеленый – спокойное настроение, желтый – приятное состояние, красный – восторг, голубой - грустное настроение, сиреневый – тревожное, черный – плохое настроение, белый – трудно сказать, оранжевый – радость.
Подведение итогов. Оценивание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание № 1. Разминка Викторина командам «Кто быстрей ответит»: В какой части света располагается Краснодарский край? К чему ближе Краснодар - к Северному полюсу или экватору? Какие государства Европы могли бы разместиться на территории Краснодарского края? Какие города мира лежат примерно на широте Краснодара? Поднимаются или понижаются горы в нашем крае в настоящее время? Есть ли в нашем крае вулканы, какие и где? Как раньше называли реку Кубань древние греки и адыги? Почему Керченский пролив древние греки называли Боспором Киммерийским? Какие племена населяли наш край 2000 лет назад? Что такое дольмены и где они встречаются? Какого цвета полосы на флаге Кубани? Что они означают? Прошлое название нашей станицы. Когда празднуется день символов Краснодарского края герба, флага, гимна? Кто является губернатором Краснодарского края? Сколько национальностей проживает в Краснодарском крае ?
А) Б) В) Г) Д) Задание № 2 Кто изображен на иллюстрациях и что объединяет этих людей?
Задание № 2 Найдите соответствие (где какой собор или церковь)? А) Б) В) Г) Д) 1 – Церковь Святого пророка Илии 2 – Свято-Екатерининский собор в г. Краснодаре 3 – Свято-Богоявленский храм ст. Калининской 4 – Воскресенский Войсковой собор 5 – Покровская церковь в Тамани
Задание № 2 Назовите памятники Кубани Б Е Г В Д А Е
Задание № 6 Проверяем термины 1. Курень 2. Аул 3. Ислам 4. Кордон 5.Тфокотли 6. Пши 7.Мюридизм 8. Аталычество 9. Куначество 10. Колонизация 11. Нация 12.Нарты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по кубановедению 9 класс «Кубань – многонациональный край»
«Кубань – многонациональный край»...
Сценарий внеклассного мероприятия "Кубань - многонациональный край"
Разработка сценария...
Программа тематического раздела «Кубань – многонациональный край»
Одна из задач регионального предмета «Кубановедение»– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп. Таким образом, предм...
«Кубань – многонациональный край»
«Брейн - ринг» - интеллектуальная игра. Цель игры: показать как складывались отношения между разными этнокультурами народов населявших Кубань в XIX веке, на примере изучения культуры , быт...
Фестиваль песни "Кубань многонациональная"
Методическая разработка по кубановединия, в рамках проведения урока "Кубань многонациональная". В разработке представлены народы живушие на Кубани их традиции, песни и обряды....
Презентация.Кубань-многонациональный край.
Презентация может быть использована при проведении классного часа в 5-11 классах.Учащиеся знакомятся с историей формирования этнического населения Кубани....
Урок-презентация, тема "Кубань - многонациональный край
В теме 8 коасса "Население России" можно использовать материал о национальном составе Краснодарского края...