Материальная культура кочевников
методическая разработка по краеведению

Елена Александровна Шевченко

Урок 11.  Тема. Материальная культура кочевников.

Цель.

Познакомить учащихся с материальной культурой ногайцев.

Задачи.

1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями жилища, одежды, кухни кочевников.

2.Развивающая: продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, выполняя творческие задания.

3. Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношения к истории и культуре народов Кубани.

Основные понятия: культура, юрта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_11_matrialgnaya_kultura_kochevnikov.docx744.01 КБ
Файл urok_11_7_klass.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 ст. Калининская Краснодарский край

Шевченко Елена Александровна

Урок 11.  Тема. Материальная культура кочевников.

Цель.

Познакомить учащихся с материальной культурой ногайцев.

Задачи.

1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями жилища, одежды, кухни кочевников.

2.Развивающая: продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, выполняя творческие задания.

3. Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношения к истории и культуре народов Кубани.

Основные понятия: культура, юрта

Учебное оборудование.

1. Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, , С. А. Лукьянов.

Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010.

2. Справочный материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя)

ТСО: мультимедийное оборудование

Тип урока: комбинированный урок - практикум

План урока (фазы).

I. Вызов.

II. Осмысление (реализация).

1. Жилище и поселения ногайцев

2. Традиционная одежда.

3. Национальная кухня.

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

IV. Домашнее задние.

I.  Фаза урока ВЫЗОВ.

1. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу/проверка домашнего задания.

Задание № 1

Напишите рассказ «Один день из жизни ногайцев»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2

Вставьте пропущенные слова:

1). В степных районах Прикубанья и Приазовья, по мнению Челеби, по соседству с черкесами находилось десять тысяч _______________(1) кочевнических шатров. _____________________(2) возникла в ______(3) в. на развалинах __________________(4) и свое название получила от темника __________(5). В середине ХVI в. Ногайская орда разделилась надвое: ____________(6) и ____________(7)  ногаев.

2. Ногайцы вели ______________ образ жизни. ____________________(2) занимало в их хозяйстве главное место. Существовали торговые связи между ногайцами и _______________(3). Кожи, шерсть, мясо, масло, сало обменивались на изделия из _________,____________,____________,__________,__________(4).

Ответы:

1) 1 - ногайских;  2 – Ногайская орда; 3 – XIV;  4 – Золотой Орды; 5 – Ногая; 6 – больших; 7 – Малых

2) 1 – кочевой; 2 – Скотоводство; 3 – русскими; 4 - железа, лес, соль, зерно, табак.

Задание № 3

Заполните схему: «Социальная структура ногайского общества»

Ответы:  2 – Мурзы; 3 – Беи; 4 – Уздени; 5 – Крестьяне-скотоводы; 7 – рабы.

Ответить на вопросы № 3-5 стр. 44 учебника.

Инициация учащихся.

        Учитель обращает внимание детей на афоризмы, написанные на доске. Просит ребят сформулировать тему занятия и ответить на вопрос: Что такое культура?

Афоризмы.

Цивилизация — это власть над миром; культура — любовь к миру. (Антоний Кэмпиньский)

Народ таков, какова его культура. (Гарун Гусейнович Агацарский)

Ответ: Культура – это достижения людей в разных областях человеческой жизни. Культура бывает материальной и духовной.

2  шаг.

Учитель объявляет тему урока и даёт необходимые пояснения, предлагает учащимся  в конце учебного занятия ответить на вопрос:

- как многолетнее проживание в степях отразилось на занятиях, на особенностях жилища, одежды, кухни кочевников?

  1. Фаза урока. ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Возможны два варианта проведения урока.

1. Класса делится на 3 группы и каждая группа на уроке прорабатывает содержания параграфа учебника или дополнительной учебной литературы (заранее). Нескольким сильным ученикам (примерно 2 недели) дается опережающее задание приготовить по теме вопросы, тесты и т.д.

2. В сильном классе  дети делятся на 4 группы и выполняют опережающее задание, подготавливая сообщения, рисунки, презентации, рецепты блюд, буклеты, и т.д. на усмотрение учителя:

1 группа тема: «Жилище и поселения ногайцев».

2 группа тема: «Традиционная одежда».

3 группа тема: «Национальная кухня».

4 группа (2-3 сильных ученика) «Почемучки» или «Знатоки» готовят задания, вопросы, тесты и.т.д.

Дети защищают свои сообщения по группам.

Примерные тексты для групп.

1 группа тема: «Жилище и поселения ногайцев».

        Характерный тип поселений ногайцев — кочевые аулы: весенне-летние, летне-осенние (яйлак и язлав) и зимние (къыслав); при этом зимники (у кубанских ногайцев со второй половины XVIII века) превращались в оседлые постоянные поселения (юрт, аул, шахар, къала).

        Юрта была  двух типов: разборная и неразборная. Юрту обычно устанавливали женщины. Разборная кибитка ставилась на земле, а неразборная крепилась на двухколёсной арбе (ногайская кибитка). В такой кибитке размещались все члены семейства, не прерывавшие своих занятий во время перекочёвки. Здесь же находились предметы быта, а также куры и собаки.

        Подобное жилище было хорошо для лета, но зимой оно плохо защищало от стужи и страшной степной вьюги. В это время в кибитку, где с трудом помещалось семейство ногайца, загонялись телята, бараны, козы. Крупный скот, лошади и верблюды оставлялись на произвол судьбы. Нередко гибли целые стада, и из богатого ногаец в одночасье превращался в байгуша (нищего). Юрты устанавливали рядами. В каждом ряду жили выходцы из одной большой семьи. Условия жизни сильно отразились на форме, внутреннем убранстве и планировке жилища ногайцев. Юрта имела круглую форму и устанавливалась с помощью решетчатых звеньев, от их числа зависела величина жилища. Двери были одно – и двухстворчатые, украшались геометрическими рисунками. Порог делали высоким. Окон в юрте не было. Посередине юрты находилось огнище – площадка 1,5 м × 1,5 м, где разводили огонь. Здесь стоял треножник на который ставили котел. Тут же в золе пекли хлеб. 

        Почетным местом в юрте была северная сторона, за очагомю напротив входа. Здесь помещался глава семейства и почетные гости.  Условно юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место женщины с восточной стороны.layout_of_the_yurt.png

        Переход к оседлости привёл к строительству постоянных жилых домов. Первые сведения о таких домах относятся к середине XVI века. Оседлые ногайцы жили в полуземлянках и наземных турлучных и саманных домах с пологой двускатной крышей. Жилища причерноморских ногайцев были сделаны из тонких стволов деревьев, обмазаны тиной, грязью и покрыты камышом. Вместо стёкол в ранний период натягивали высушенный бычий пузырь. Дом имел кухню-сени и спальни; по мере женитьбы сыновей к дому пристраивали новые комнаты. Большие семьи имели 3-4 комнатные дома, где стояла печь. В прихожей обычно хранили кухонную утварь. Здесь же стояла печь с дымарём из обмазанного глиной хвороста.

2 группа тема: «Традиционная одежда».

        Национальный ногайский костюм, как и костюм любого народа, складывался в течение многих веков. Он был xopoшo приспособлен как для кочевого, так и для оседлого образа жизни.

        Традиционная мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широким шагом, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока, ткани, меха (борьк), поясного ремня. Зимой надевали шубы из овчины (бедные) или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля (богатые). Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень. Он был узким, с металлической пряжкой и ремёнными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинками. На попсе висел нож или кинжал в красных или чёрных сафьяновых ножнах. Наряду с ремнём пользовались кушаком.

Разнообразны были головные уборы. Изготовлялись они из меха, войлока или ткани. Ногайцы всех возрастов носили шапки из овчины. Летом - также войлочную шляпу с круглой тульей и широкими полями, украшенную по тулье шнурком. Мужчины, как правило, брили голову, носили бороды.

        Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, латы, шлем, щит, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины XVII века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.

        Женский костюм по покрою долгле время  был близок к мужскому.  Затем стали появляться различия в крое,  материалах, отделке. Основу костюма женщины, как и мужчины, составляли штаны и рубаха. На нательную рубаху женщины надевали верхнюю, которую носили вместо платья. На неё - кафтан. Ниже бёдер иолы кафтана расходились. Воротник был стоячий. Застёгивался кафтан при помощи  петель. У богатых  кафтаны украшались золотой вышивкой  и галуном. Другой  верхней  одеждой было распашное  платье, длинное, с облегающим лифом.  На рукава (длинные, откидные) праздничных платьев пришивали подвески. Обязательным элементом праздничной одежды был узорчатый (у богатых - расшитый серебром) пояс.         Головные уборы отличались разнообразием. Однако поверх шапки женщины носили кисейные покрывала, оберегавшие лица от нескромных взглядов. В холодную погоду надевали чалму - длинный кусок материи, туго обёртываемый вокруг головы. Украшения были преимущественно серебряными, золотые встречались редко.

        В настоящее время молодое и среднее поколение женщин носит городскую, старшее, особенно сельские, — нередко традиционную одежду.

3 группа тема: «Национальная кухня».

        Употребляли ногайцы мясо - молочные блюда,  мясо (говядину, баранину, конину) варили, вялили или коптили. Готовили бешбармак (мясо с лапшой), кал-жа (лапша из курятины) кавардак (жареное мясо с луком), шашлык, колбасы: например, «казы» — конская колбаса, кувурмаш (жареная конская колбаса), тарама («мужская еда»), кунырма (ягнятина жареная); пельмени, варили уху. Популярны были каши, различные виды сыров, пироги, яичница, инкал (род галушек).

        Говоря о различных мучных изделий, нельзя не упомянуть о тех традиционных изделиях, которые широко используют ногайцы в своем питании. Среди них особое место занимают ногайские «боурсаки» (обжаренные круглые лепешки).

        Из напитков употреблялись ногайский чай с добавлением молока, сметаны, перца, соли, кумыс, айран, буза и др. Своеобразно готовится «ногашай» (ногайский чай), имеющий хорошие вкусовые качества. Еду готовили в походных казанах.

Рецепты:

Катлама (закуска) 

Продукты:

 Мука

 Вода

 Яйцо

 Растительное масло

 Способ приготовления:

Тесто месится как на пельмени, так же тонко раскатывается, затем смазываем растительным маслом, сворачиваем в рулет, затем в круг, немного сдавливаем, полученный круг и выпекаем. Получится вкусная, ХРУСТЯЩАЯ ЛЕПЕШКА.

Ботка (каша)

Продукты:

Конина 600 грамм

 Пшено 300 грамм

 Чеснок 20 грамм

 Кислое молоко или простокваша 400 грамм

 Вода 0,5 литра

 Соль

 Перец

Способ приготовления:

 Мякоть конины заливают холодной водой, быстро доводят до кипения, уменьшают нагрев, варят при слабом кипении, периодически снимая пену, до тех пор, пока мясо не станет легко отделяться от костей. Кости удаляют, а в бульон с мясом засыпают пшено, солят, варят!

Калмук чай

На одну порцию:

Вода -200гр.

Чай калмыцкий — 13гр.

 Молоко цельное — 100гр.,

 Соль по вкусу

 Перец черный по вкусу

 Масло сливочное — 10гр.

Способ приготовления:

В холодную воду всыпать калмыцкий чай, довести до кипения и держать на огне до уменьшения объема жидкости наполовину, процедить, влить цельное молоко и дать закипеть.

При подаче посолить, поперчить, положить сливочное масло.

III. Рефлексия.

Рефлексия содержания учебного материала.

Задание № 4

Ответить на вопрос от Почемучки.

        Как многолетнее проживание в степях отразилось на занятиях, на особенностях жилища, одежды, кухни кочевников?

Задание № 5

Напишите синквейн на слово НОГАЙЦЫ

1. Ногайцы

2.

3.

4.

5.

Задание № 5

Составить меню для ногайских гостям и зачитйте.

Саморефлексия учащихся (на выбор учителя)

Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задние.

        1. § 8, стр. 45-48 устно ответить на вопросы №1-4 стр. 48

        2. Составить рассказ «Я в гостях в ногайской семье».

        3. Нарисовать рисунки одежды, жилища ногайцев.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 11 «Материальная культура кочевников»

Слайд 2

Задание №1 Напишите рассказ «Один день из жизни ногайцев»

Слайд 3

Задание №2 Вставьте пропущенные слова: 1). В степных районах Прикубанья и Приазовья, по мнению Челеби , по соседству с черкесами находилось десять тысяч _______________(1) кочевнических шатров. _____________________(2) возникла в ______(3) в. на развалинах __________________(4) и свое название получила от темника __________(5). В середине Х V I в. Ногайская орда разделилась надвое: ____________(6) и ____________(7) ногаев . 2. Ногайцы вели ______________ образ жизни. ____________________(2) занимало в их хозяйстве главное место. Существовали торговые связи между ногайцами и _______________(3). Кожи, шерсть, мясо, масло, сало обменивались на изделия из _________,____________,____________,__________,__________(4).

Слайд 4

Задание №3 Заполните схему: «Занятия ногайцев» 2 3 4 5 1

Слайд 5

Задание №4 Ответить на вопрос от Почемучки. Как многолетнее проживание в степях отразилось на занятиях, на особенностях жилища, одежды, кухни кочевников?

Слайд 6

Задание №5 Напишите синквейн на слово НОГАЙЦЫ 1. Ногайцы 2. _____________________ 3. _____________________ 4. _____________________ 5. _____________________

Слайд 7

Задание №6 Составьте меню для ногайских гостей

Слайд 8

Домашнее задание § 8, стр. 45-48 устно ответить на вопросы №1-4 стр. 48 Составить рассказ «Я в гостях у ногайской семьи». *Нарисовать рисунки одежды, жилища ногайцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения "Материальная культура", 8 класс

урок  изучения  нового  материала. форма  проведения -этнографическая  экспедиция. урок  проводится  на  казачьем  подворье  школы,  используется...

Кроссворды 8 класс "Материальная культура казачества"

Кроссворды на уроках кубановедения...

Материальная культура кубанского казачества

Быт казаков конец18 начало 19 века...

Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира

Значение химии в формировании культуры мира....

Связь материальной культуры древних этносов донского края и донского казачества

Познакомить учащихся с "историческими корнями" женского костюма на Дону...

Материальная культура казачества

Урок кубановедения 8 класс по теме "Материяльная культура казачества"  по учебному  пособия  для  общеобразовательных  учреждений  под  редакцией  Б.А.  Тр...

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...