Наследие родового строя
методическая разработка по краеведению

Елена Александровна Шевченко

Урок 14.  Тема. Наследие родового строя.

Цель.

Познакомить учащихся с национальными обычаями адыгов.

Задачи.

1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями обычаев родового строя адыгов.

2.Развивающая: развитие понимания самобытности и своеобразия традиций адыгского народа.

3. Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношения к духовному наследию народов Кубани, его сохранению и приумножению.

Основные понятия: аталычество

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_14_nasledie_rodovogo_stroya.doc57 КБ
Файл urok_14_7_klass.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 ст. Калининская Краснодарский край

Шевченко Елена Александровна 

Урок 14.  Тема. Наследие родового строя.

Цель.

Познакомить учащихся с национальными обычаями адыгов.

Задачи.

1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями обычаев родового строя адыгов.

2.Развивающая: развитие понимания самобытности и своеобразия традиций адыгского народа.

3. Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношения к духовному наследию народов Кубани, его сохранению и приумножению.

Основные понятия: аталычество

Учебное оборудование.

1. Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, , С. А. Лукьянов.

Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010.

2.Дополнительный  материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя)

ТСО: мультимедийное оборудование

Тип урока: комбинированный урок - практикум

План урока (фазы).

I. Вызов.

II. Осмысление (реализация).

1. Аталычество как фактор воспитания молодежи.

2. Военное искусство.

3.Обычай кровной мести.

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

IV. Домашнее задние.

I.  Фаза урока ВЫЗОВ.

1. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу/проверка домашнего задания.

Ответить на вопросы № 2-4 стр. 62

Рассказы учащихся «Встреча почетного гостя».

Задание №1

Вставьте пропущенные в тексте слова.

1. Обычай __________________(1) свято соблюдался ______________(2). Взять ______________(3) из сакли черкеса можно было, лишь перешагнувши через труп хозяина сакли.

2. Слава о _______________________(4) человека делала его очень уважаемым.

3. Внимание и уважение к ______________(5) были обязательным правилом поведения адыга.

Ответы: 1- куначества; 2 – черкесами (адыгами); 3 – кунака;4- гостеприимстве;5 – старшим.

Инициация учащихся.

1 шаг.

Ответьте на вопросы:

- перечислите основные черты родового строя;

- что представляла собой семейная община?

Примерные ответы: - общественный характер власти, решения принимаются общим собранием, власть принадлежала старейшинам и вождям, политическая власть и государственные институты отсутствуют. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу.

- семейная община - группа из 3–5 поколений ближайших родственников по отцовской линии, потомков одного предка. Жизнью общины руководит семейный совет.  Коллективно вели хозяйство, владели и пользовались скотом, землей, орудиями труда.

Для изучения новой темы возможны два варианта. 1. Работа в группах (парах) с учебной литературой.

2. Сильные учащиеся готовят опережающее задание. Сообщения с презентациями

        1) Аталычество у адыгов.

        3) Военное искусство адыгов.

        2) Обычай кровной мести.

2шаг.        Учитель объявляет тему урока и даёт необходимые пояснения. Учащимся предлагается изучение нового материала по принципу приёма технологии РКМ «Бортовой журнал» - во время изучения темы записывать  свои мысли в форме ответов  на  вопросы.

Проработка содержания параграфа учебника.

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

Задание № 2

Прочитать текст параграфа на стр. 112-113.

Заполнить бортовой журнал

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста(сообщения)?

Информация для учителя: Аталычество возникло еще давно, но оно сохранялось и до XIX в. Правда, в XVIII в. и в XIX в. оно приняло классовый характер, сохраняясь в основном среди феодальных слоев. Аталычество происходит от слова « аталык ». Аталыком именовалось лицо, взявшее на себя ответственность воспитать чужого ребенка.. «Аталык» - тюркское слово, обозначающее отцовство, обычай отдавать детей знатных родителей на воспитание вассалам или слугам (по достижении определенного возраста возвращались в родную семью) у народов Кавказа. 

        Аталычество в отдаленные времена являлось всеобщим явлением, но впоследствии практиковалось только в княжеских и дворянских семьях. Характерная черта аталычества состояла в том, что высшие сословия отдавали своих детей на воспитание только зависимым людям, находившимся в их подчинении. Словом, порядок был таков: князь отдавал своих детей дворянину, дворянин - крестьянину или князья, и дворяне отдавали крестьянам. Дворяне воспитывали княжеских детей. Но зато сами князья воспитывали только княжеских детей, так как они считали унижением быть воспитателями своих подчиненных, например, дворян. 

        Этот обычай просуществовал до известной прокламации Ермолова в 1822г., которая гласила: «Отныне впредь запрещается всем адыгским владельцам и узденям отдавать детей своих на воспитание к чужим народам». Но тем не менее аталычество сохранилось в быту адыгов и во 2-й половине XIX в.

        Военный быт. Адыги были храбрым и воинственным народом. Им приходилось не раз защищать свою родину. Кавказские горы, равнины Черкесии были свидетелями вторжений гуннов, аваров, печенегов, половцев, монголов, татар, турок и агрессоров иных мастей.Особое внимание уделяли черкесы военно-физической подготовке подрастающего поколения, что было необходимо для обеспечения безопасности и сохранения независимости. С малых лет детей обучали военному делу: владению оружием, верховой езде, джигитовке, стрельбе в цель, перенесению трудностей и лишений. Существовали также многие виды народного спорта: бег, прыжки, фехтование, поднимание камней, стрельба из лука и пращи, из ружья и пистолета, метание копья, умение владеть мечом, кинжалом, арканом, обычная борьба и борьба-поединок, канатохождение, акробатика, ходьба на ходулях, скачки, плавание и переправа вплавь с конем, гребля и многие другие.Особенно популярными были на свадьбах и празднествах джигитовка и скачки. Адыги хорошо знали военное дело и были весьма искусны во владении оружием, верховой езде, стрельбе в цель.

        Военная реформа, осуществленная Сочинским меджлисом, привела к созданию постоянного войска. С 40-х годов XIX в. в черкесской армии существовали знаки воинского отличия. Среди

 крупных адыгских военачальников следует назвать имена Сефер-бея Заноко, его сына Карабатыра Заноко, Мухаммеда Амина, убыхского предводителя Хаджиьерзека.

        Кровная месть - обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты своего рода, которому должен  был следовать любой человек, какого бы ранга он ни был. Обычай требовал, чтобы кровный обидчик немедленно по совершении убийства бросал свой дом и искал убежища и покровительства в чужой общине; он должен был сделать это потому, что если он оставался дома, то ответственность за убийство распространялась не только на близких его родственников, но и на других членов его рода, и даже на всех представителей одной с ним общины. 

        По обычаю, кровная месть не осуществлялась внутри рода, фамилии, а мстили только чужому человеку. Но бывали случаи, когда топили в воде или убивали неисправимого преступника из своей общины. Месть не имела срока давности. Бывали случаи, когда мстили правнуки за своего прадеда, т. е. месть переходила из поколения в поколение, т. е. нужно было мстить, если даже пройдут десятилетия, и через несколько поколений. Бывало так часто, что убивали совершенно ни в чем неповинных людей, из-за того, что он родственник преступника – «обидчика». Кровная месть вследствие этого была очень жестокой. Она возвышалась над всеми другими адыгскими ценностями: старшинство лет, почитание женщины, дружба, братство и материнская любовь. Поэтому жертвами возмездия становились даже старики и женщины, а узы дружбы, кровного братства и материнской любви были бессильны перед законом кровного мщения. Невыполнение этого священного долга считалось в адыгском обществе трусостью и влекло за собой всеобщее презрение, страшнее которого для черкеса не было ничего на свете. Как бы не был трудновыполним долг кровной мести, его надо было исполнить любой ценой. В этом случае месть превращалась в жизненный смысл для горца, в котором он видел для себя единственный источник душевного удовлетворения. Лермонтов изображал кровную месть у черкесов не только как священный долг, передававшийся из поколения в поколение, но и как высший закон мироздания:

Узнай: ты чудом сохранен

 От рук убийц окровавленных,

 Чтоб неба оправдать закон

 И отомстить за побежденных;

 И не тебе принадлежат

 Твои часы, твои мгновенья;

 Ты на земле орудье мщенья.

        Под давлением местных князей и дворян России пришлось ликвидировать «родовые суды и расправы» в 1807 г. и учредить мехкеме (духовные суды). Убийцу наказывали не родственники убитого, а «духовные суды». Месть осуществлялась от имени Бога. В XIX в. кровная месть стала заменяться выкупом. Основной единицей при уплате выкупа был скот, в частности корова, а также земельные участки.

II. Осмысление (реализация).

Задание № 3

Прочитайте отрывки текстов и определите о чем в них речь?

1. Джорджио Интериано, опубликовал в Венеции книгу, в которой описывая жизнь и быт адыгов (черкесов) сообщал - «Лишь только сыну знатного исполнится два или три года, его отдают на попечение одному из слуг, и тот ежедневно его возит с собою на коне с маленьким луком в руках, и как завидит курицу или другую птицу, а не то свинью или другое животное, то учит его стрелять, а затем, когда он станет побольше, он и сам охотится за этою живностью в своих же собственных владениях, и подданный не смеет чинить ему никаких препятствий».__________________________________________________________________________

2.  Адыгский Бог - кинжал и честь

     Закон Адыгский - месть за месть

     За кровь - вдвойне, за род - втройне,

     За отчий край – погиб в войне!_________________________________________________________________

Ответы: 1- обычай аталычества;  2-кровная месть.

Ответить на вопрос № 3 параграфа 13 стр. 70

        Вспомните из курса истории России, как отомстила в 945 г. Киевская княгиня древлянам за убийство своего мужа Игоря.

        Что общего вы видите в мести Ольги и кровомщении у народов Кавказа?

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

Задание № 4

Укажите лишнее понятие. Объясните, почему.

1.  кочевники,  аул, куначество, ислам, кровная месть.

2.  аталычество, адыги, юрта, Аллах, сакля.

Ответ:  понятия относятся к адыгам. 1 – кочевники; адыги – оседлые племена;  2 – юрта – жилище ногайцев.

Саморефлексия учащихся (на выбор учителя)

Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задние.

        1. § 13, стр. 66-70 устно ответить на вопросы № 1, 2,4 стр. 70

        2. Описать вооружение конного адыга  см. иллюстрации стр. 60, 71.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 14 «Наследие родового строя»

Слайд 2

Задание №1 1. Обычай __________________(1) свято соблюдался ______________(2). Взять ______________(3) из сакли черкеса можно было, лишь перешагнувши через труп хозяина сакли. 2. Слава о _______________________(4) человека делала его очень уважаемым. 3. Внимание и уважение к ______________(5) были обязательным правилом поведения адыга . Вставьте пропущенные в тексте слова.

Слайд 3

Задание №2 Прочитать текст параграфа на стр. 112-113. Заполнить бортовой журнал Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста (сообщения)?

Слайд 4

Задание №3 Прочитайте отрывки текстов и определите о чем в них речь? 1. Джорджио Интериано , опубликовал в Венеции книгу, в которой описывая жизнь и быт адыгов (черкесов) сообщал - «Лишь только сыну знатного исполнится два или три года, его отдают на попечение одному из слуг, и тот ежедневно его возит с собою на коне с маленьким луком в руках, и как завидит курицу или другую птицу, а не то свинью или другое животное, то учит его стрелять, а затем, когда он станет побольше, он и сам охотится за этою живностью в своих же собственных владениях, и подданный не смеет чинить ему никаких препятствий».___________________________________ 2. Адыгский Бог - кинжал и честь Закон Адыгский - месть за месть За кровь - вдвойне, за род - втройне, За отчий край – погиб в войне!_________________________________________

Слайд 5

Задание №4 Укажите лишнее понятие. Объясните, почему. кочевники, аул, куначество, ислам, кровная месть. 2. аталычество , адыги , юрта, Аллах, сакля.

Слайд 6

Домашнее задание § 13, стр. 66-70 устно ответить на вопросы № 1, 2,4 стр. 70 2. Используя иллюстрации стр. 60, 71. Опишите вооружение конного адыга .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку на тему: "Наследие Европы и наследие Петебурга"

Данное пособие представляет собой сборник презентаций к урокам на тему: "Наследие Европы и наследие Петебурга". Материалы сборника соответствуют требованиям Государственного образовательного стан...

Тема: Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях. Инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнение зигзагообразной строчки на образце.

Цели: познакомить учащихся с устройством швейных машин, выполняющих зигзагообразную строчку, сферой применения зигзагообразной строчки при изготовлении различных швейных изделии; учить выполнять обмет...

тема: «Зигзагообразная строчка и её применение в изделиях, инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнения зигзагообразной строчки на образце»7 кл по разделу «Машиноведение»)1.обоснование актуальности поставленной для решения проблемы

Многие люди, как ни странно, не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности. В их представлении сидящие за партами ученики получают...

Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя

Древнейшие люди поселились на территории нашей страны с незапамятных времён....

Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...