Статья в газете "Маяк Сысолы"
статья по краеведению

Кириченко Татьяна Алексеевна

В статью О.Пыстина включен  материал о преподавании коми языка в МБОУ "Саранпаульская СОШ" со слов Кириченко Т.А., учителя коми языка  и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazeta_mayak_sysoly.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Маяк Сысолы». Общественно-политическая газета Сысольского района Республики Коми   Выпуск 39 от 25.05.2017 г.

Уроки коми языка за Уралом

                                                                                           Олег Пыстин

  Сейчас много разговоров ведутся о роли патриотизма в нашем обществе, о любви к малой родине, родному языку. У нас, что касается родного языка, многие его носители не особо беспокоятся о его будущем, правильнее будет сказать, пренебрежительно относятся к нему, не прививают его подрастающему поколению. В семьях взрослые как между собой, так и с детьми общаются в основном на русском языке, при поступлении в школу родители стремятся отдать ребенка в русские классы.


       В нашем районе из одиннадцати школ коми язык как родной изучается в шести. 

Сегодня мы хотим рассказать, как чтят и сохраняют традиции коми народа, его язык далеко от нашей республики, в небольшом селении Югры. Это стало возможным благодаря письму школьного учителя Т.А. Кириченко. В 1991 году Татьяна Алексеевна целенаправленно приехала в нашу республику и поступила в Сыктывкарский государственный университет изучать коми язык и литературу. Спустя пять лет, получив диплом преподавателя, она возвратилась на свою родину и устроилась школьным учителем. Вот что нам удалось узнать из ее письма:
     «Живем мы в небольшом селе Саранпауль Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа, что расположено близ Уральских гор. «Саранпауль» в переводе с мансийского обозначает «зырянский посёлок». Численность населения немногим превышает три тысячи человек. В школе обучаются 400 детей. Коми литературный язык наряду с разговорным, за основу которого взят ижемский диалект, преподают два педагога. На уроках изучаем грамматику коми языка с тем, чтобы дети могли читать и писать, но всё-таки упор делаем на разговорный язык. Сложностей много, так как очень мало детей, свободно владеющих родным языком, в основном это дети оленеводов. В районе есть еще одна школа, где изучают коми язык, однако занятия там проводятся факультативно.
В нашей школе преподавание проводится двух родных языков – коми и мансийского. Коми язык изучают школьники с 2 по 11 классы. К сожалению, вот уже второй год как количество часов сократили до одного часа в неделю. В связи с введением федеральных государственных общеобразовательных стандартов (ФГОС)  в школе первой ступени (2-4 классов) коми язык ведётся как внеурочная деятельность, в 5-11 классах — как предмет в основном расписании. Часы на преподавание коми и мансийского языков выделяются из школьного компонента. Родные языки изучают только желающие, на сегодняшний день в каждой параллели есть группы, в которых количество учащихся в среднем составляет 7-10 человек. На деле выглядит так: в расписании уроков стоит предмет «К/М/ИРТК», это означает, что часть детей класса идёт на урок коми языка, часть — на мансийский и часть — на историю русской традиционной культуры. Помимо этого, проводится ряд мероприятий, ставших уже традиционными в нашей школе. Так, в апреле проходит декада «Дни культуры народов Севера», в рамках которой предусмотрены интеллектуальные марафоны по языку, литературе и культуре коми, всевозможные выставки, конкурсы и самое яркое представление — акция «Сохрани национальный костюм». В этот день дети и учителя приходят в национальных костюмах, вся школа пестрит яркими красками и цветами — очень красиво!  Кроме всего, наши дети участвуют в олимпиадах по коми языку, но, к сожалению, ограничиваясь лишь школьным и районным уровнем. Если в общем говорить о коми языке, то, признаться, у нас в поселке он постепенно исчезает. Дедушки и бабушки уходят, а молодёжь не очень-то желает сохранить их языковое наследие. В школе за один урок в неделю научить детей говорить на родном языке очень сложно, практически нереально. Но мы, педагоги, не отчаиваемся, работаем, вносим свою маленькую лепту в сохранение языка и культуры народа коми».
 
   Вот так, где-то там за Уральскими горами есть небольшое село, в котором проживают люди коми национальности. Их немного, но они не остаются равнодушными к своим корням, с почитанием относятся к традициям своих предков, изучают язык, проводят праздники. Им хочется, чтобы коми язык, на котором общались их бабушки и дедушки, не был забыт и не остался в прошлом, чтобы молодежь с уважением относилась к их наследию, сберегла его для потомков, чтобы, в конечном счете, не стать тем Иваном, родства не помнящим. 


Источник: 
http://xn----7sb4afbpua3gd0b.xn--p1ai/news/media/2017/6/13/uroki-komi-yazyika-za-uralom/
Маяк Сысолы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Исследовательская работа «Череп овцебыка и тазовая кость мамонта из аллювия р. Сысолы в районе Гарьи: первые находки».

Актуальность темы «Череп овцебыка  и тазовая кость мамонта из аллювия р. Сысолы в районе Гарьи: первые находки» обусловлена тем, что исследовательская работа в данной научной области практически ...