"История Нижегородского края"
рабочая программа по краеведению (7 класс)

"История Нижегородского края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_istoriya_nizhegorodskogo_kraya_6-9_kl.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородская область Ветлужский район

Муниципальное образовательное учреждение

Мошкинская школа

Рабочая программа

по учебному предмету

«История Нижегородского края

с древнейших времен до наших дней»

для  6 - 9  классов   на 2018-2023 год

                                Составитель:

                                                                         Пальцева Маргарита Александровна,

                                                                      учитель истории и обществознания,

                                                                       первая квалификационная категория

                                                              2018

              Рабочая программа по учебному предмету

«История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней»

6 -9 классы

                                                                                           

Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Краткое содержание курса.
  3. Планируемые результаты.
  4. Краткое материально-техническое обеспечение.
  5. Критерии оценивания знаний.
  6. Источники и литература по учебному курсу.
  7. Календарно – тематическое планирование.

  1. Пояснительная записка.

Актуальность изучения региональной истории в школе. Важные задачи современного школьного образования по формированию гражданина и патриота России, определенные ФГОС и другими федеральными нормативными документами, требуют со стороны школы большего внимания к региональной истории с ее значительным воспитательным потенциалом. Изучение родного края является важным фактором складывания региональной идентичности учащихся (осознание ими принадлежности к Нижегородскому краю, к поколениям земляков), что в свою очередь вместе с изучением российской истории способствует формированию российской гражданской идентичности (осознание себя гражданином России).   Учебный курс российской истории должен  сочетать историю Российского государства  и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной  этнонациональной и религиозной общности». Таким образом, одним из ключевых факторов  успешной реализации задач формирования базовых национальных ценностей, гражданско-патриотических качеств личности учащихся является изучение региональной истории в школе. Новые образовательные и воспитательные задачи современной школы   требуют углубления и систематизации знаний учащихся по родной истории, что вызывает необходимость (применительно к нашему региону) разработки новой учебной программы по истории Нижегородского края.  

        Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года, на основе Основной образовательной программы, авторской программы курса История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней для 6-10 классов общеобразовательных организаций авторов В.К. Романовского, Ф.А. Слезнева, Б.Л. Гинзбурга, Э.С. Иткина  (НИРО, 2017).

      Учебный курс «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней»  предназначен для учащихся 6-10 классов общеобразовательных организаций и рассчитан на 170 часов учебного времени (1 час в неделю, 34 часа в год).

     Данная программа разработана для учащихся 6-9 классов на основе УМК и является приложением к Основной образовательной программе основного общего образования МОУ Мошкинская школа:

1. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней.

Программа учебного курса для 6-10 классов образовательных организаций/ авт.сост.: В.К. Романовский, Ф.А. Селезнев, Б.Л. Гинзбург, Э.С. Иткин; под общей ред. В.К. Романовского. – Н. Новгород: НИРО, 2017;  

2. История Нижегородского края с древнейших времен до конца ХV века: учебное пособие для учащихся 6 классов./Ф.А. Селезнев.- Н. Новгород: НИРО, 2017;  

3.  История Нижегородского края. ХVI- XVII века: учебное пособие для учащихся 7 классов./Ф.А. Селезнев.- Н. Новгород: НИРО, 2017;

4. История Нижегородского края. ХVIII век: учебное пособие для учащихся 8 классов./Ф.А. Селезнев.- Н. Новгород: НИРО, 2018;

5. История Нижегородского края. ХIX – начало XX века: учебное пособие для учащихся 9 классов./Ф.А. Селезнев.- Н. Новгород: НИРО, 2019;

6.  История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: хрестоматия для учителя и учащихся основной школы/сост.: Б.Л. Гинзбург, Э.С. Иткин, В.К. Романовский, Ф.А. Селезнев.- Н. Новгород: НИРО,  2018;

7.  История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: методическое пособие для учителя/ под общей редакцией В.К. Романовского. - Н. Новгород: НИРО, 2017;

8.  История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: контрольно- измерительные материалы к учебному курсу для основной школы /авт.сост. В.К. Романовский, Э.С. Иткин, Б.Л. Гинзбург; предисл. и ред. В.К. Романовского. Н. Новгород: НИРО, 2017;

Цель учебного курса – формирование систематических знаний по истории Нижегородского края как неотъемлемой части истории Отечества, воспитание у подрастающего поколения базовых национальных ценностей, уважения к истории. Культуре, традициям родного края и малой родины, формирование региональной и гражданской российской идентичности.

Основные задачи учебного курса:

- раскрыть основные этапы, ведущие тенденции, ключевые события истории родного края в ее неразрывной связи с общероссийской историей;

- способствовать развитию и воспитанию личности учащихся, способных к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего родного края и малой родины, активно и творчески применяющих исторические знания в учебной и социальной деятельности;

- показать достижения предшествующих поколений нижегородцев, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;

- способствовать осмыслению роли Нижегородского края в истории России, выявлению особенных черт в развитии Нижегородчины;

- содействовать формированию интереса учащихся к истории родного края, к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;

- помочь учащимся закреплять умения и навыки самостоятельно адаптировать и оценивать исторические события и явления, аргументировать свои суждения, опираясь на знание региональной истории;

- создать условия для приобретения опыта разнообразной деятельности (коллективной и индивидуальной). Опыта вовлечения в самостоятельную исследовательскую работу, активного участия в деятельности школьных музеев, в разнообразных историко-краеведческих проектах;

- содействовать укреплению преемственности и связи поколений на материалах истории, культуры и духовного богатства родного края.

 

Основные идеи, подходы и принципы учебного курса «История Нижегородского края».

Ведущая идея учебного курса «История Нижегородского края» - показать трудовые и ратные дела нижегородцев, их культурные и духовные достижения на разных этапах исторического развития. В учебном курсе, с одной стороны, рассказывается о созидательном вкладе простых нижегородцев в освоение и обустройство родного края, с другой - на ярких примерах рядовых и выдающихся земляков раскрываются духовно-нравственные ценности человека, его созидательные возможности на ниве служения родному краю, Отечеству.

           В учебной программе и содержании курса нашли отражение следующие подходы:

1) системный подход, нацеливающий на целостное и комплексное освещение основных аспектов нижегородской истории с учетом новейших научных достижений; изложение региональных процессов и явлений во временном и пространственном измерении; учет различных факторов, повлиявших на развитие края; осмысление его истории как совокупности истории семьи, малой родины, района, города, области, страны;

2) проблемно-хронологический подход, предполагающий выделение в истории родного края исторических периодов - от древности до наших дней - и рассмотрение в конкретных хронологических рамках основных историко-краеведческих проблем (экономических, социальных, культурных и др.);

3) компетентностный подход, акцентирующий внимание на образовательных результатах, то есть на приобретении в ходе изучения курса набора ключевых компетенций (информационных, социальных, коммуникативных и др.), которые помогут  учащимся применять приобретенные знания, умения  в социальной практике.

            В основу учебного курса положены следующие принципы:

- культуросообразности: наполнение историко-краеведческого курса разнообразными элементами материальной и духовной культуры; интеграция исторического краеведения с областями науки, культуры, образования, с местными традициями, обычаями;

- полиэтничности, поликонфессиональности: отражение в учебном курсе особенностей многонационального и многокон-фессионального состава населения Нижегородской земли; ориентация на поликультурность как средство понимания общности исторических судеб народов родного края и России;

- природосообразности: научно-методическая и текстовая доступность программных и учебных материалов для учащихся основной школы, соответствие содержания учебного курса возрастным особенностям учеников и условиям образовательной организации; понимание курса исторического краеведения как учебной (а не научной) версии прошлого Нижегородского края, соответствующей когнитивному, эмоциональному и практическому опыту учащихся;

 - гражданственности и патриотизма: приоритетность воспитания патриотизма, гражданственности, национaльной и конфессиональной идентичности, уважительное отношение к таким ценностям, как семья, малая родина, Нижегородская земля, Отечество;

- светскости и деидеологизированности в толковании исторических процессов в Нижегородском крае, что предусматривает, с одной стороны, светское, конфессионально нейтральное изложение основных этапов истории края, а с другой -неприятие идеологически ангажированного освещения нижегородского прошлого.

               

                                                        2.  Краткое содержание курса.

Содержание рабочей программы:

 6 класс. I часть  

 История Нижегородского края с древнейших времен до конца XV века.  

 Введение. Школьное краеведение, его основные предметные отрасли.

 Историческое краеведение — составная часть школьного исторического образования. Его значение в формировании патриотизма и национального самосознания.

Зарождение и развитие краеведения в России и Нижегородском крае.

Источники по истории Нижегородского края. Легенды родного края.

Учебный курс «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней»: цель, задачи и основные содержательные компоненты.

Раздел 1. Древние жители Нижегородского края.

 Нижегородская земля в первобытную эпоху. Нижегородская земля до заселения человеком. Что изучает археология. Каменный век на территории Нижегородского края. Археологические памятники бронзового века. Древнейшие культуры железного века.  

Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле. Древние финно-угры на территории современной Нижегородской области. Мордва в древности. Древние марийцы. Мурома. Их местообитание и занятия.  

Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края. Появление булгар на территории к востоку от современной Нижегородской области. Волжская Булгария и Древняя Русь при Владимире Красное Солнышко. Следы пребывания булгарских купцов на юге современной Нижегородской области.  

Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли. Потомки

древних славян на территории современной Нижегородской области. Языческие пережитки у потомков древних славян. Хозяйство древнерусского населения.  

Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII  - начале XIII века.

Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском.

Борьба Юрия Долгорукого за Киев. Основание Городца и его древнейшие укрепления. Андрей Боголюбский и древний Городец.

 Городец на Волге в конце XII — начале XIII века. Походы Всеволода Большое Гнездо на 4 Волжскую Булгарию. Жизнь и быт жителей древнего Городца по данным археологии. Освоение русскими людьми округи Городца и берегов Узолы.

 Основатель Нижнего Новгорода — князь Юрий Всеволодович.

 Юрий Всеволодович и епископ Симон. Война Юрия Всеволодовича с булгарами в 12I9—1220 годах. Основание Нижнего Новгорода. Юрий Всеволодович и мордовские князья Пуреш и Пургас.  

Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия.

Юрий Всеволодович и монгольское нашествие. Помощь Юрия Всеволодовича Рязанскому княжеству. Битва на реке Сити. Монголы на территории современной Нижегородской области в 1239 году.

 Александр Невский в истории Нижегородского края.

Нижегородские земли после нашествия Батыя. Александр Невский и Нижегородский край.

Память об Александре Невском на Нижегородской земле.  

Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII- начале XV веке.

Нижегородские земли во второй половине XIII — первой половине XIV века. 

Сын Александра Невского — Андрей Городецкий. Нижний Новгород в период соперничества Москвы и Твери.  Нижегородские земли при Александре Васильевиче Суздальском и Иване Калите. Возникновение Вознесенского Печерского монастыря.  

Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341—1392гг). Становление Нижегородско-Суздальского княжества при князе Константине Васильевиче (1341 — 1355 гг). Противостояние и примирение московских и нижегородских

князей (1360—1366 гг.). Борьба московского и нижегородского князей с Мамаем. Упадок Нижегородского княжества и его присоединение к Москве.  

Нижегородские земли в составе Московского княжества (конец XIV — первая половина XVвека). Князья Шуйские — потомки нижегородских князей. Набег Едигея и временное восстановление Нижегородского княжества. Василий II и преподобный Макарий Желтоводский и Унженский.  

Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV — начало XVI века). Нижегородский край и борьба Москвы с Казанью в 1460—1480-е годы. Переселение новгородцев на Нижегородскую землю при Иване III. Набег

Мухаммеда-Эмина на Нижний Новгород (в 1505 г.).  

Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в13 – 15 веках.

Духовная культура Нижегородского Поволжья. Монастыри - центры духовности, книжностии летописания. Дионисий Суздальский и развитие культуры Нижегородского края в XIV веке Митрополит Московский Алексий и Благовещенский монастырь. Храмовое

зодчество и иконопись Нижнего Новгорода XIII— XV веков.

Материальная культура Нижегородской земли. Металлургия и кузнечное дело. Ремесленники древнего Городца. Быт жителей древнего Городца. Нижний Новгород в XIV веке.  

«Малая родина» в XIII—XV веках. Изначалие «малой родины», страницы ее средневековой истории. Далекое прошлое родной земли в преданиях, письменных и материальных источниках. Реконструкция повседневной жизни предков-земляков.

 

 7 класс. Часть II

 История Нижегородского края. XVI – XVII века.

 Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век)   

Нижегородский кремль — выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века. Начало строительства Нижегородского кремля. Стены Нижегородского кремля. Названия башен Нижегородского кремля. Ворота и внутреннее устройство башен.  

Нижегородский край в системе обороны Русского государства в XVI веке. Осада Нижегородского кремля казанцами в 1521 году. Возведение Васильсурска. Отражение казанских набегов и строительство крепости в Балахне при Елене Глинской. Казанские походы Ивана Грозного (1545—1551 гг.). Казанский поход 1552 года. Значение взятия Казани для Нижегородского края. Постройка Арзамаса и Павлова острога. Арзамасская засечная черта. Арзамасские служилые татары.

 Раздел 2.Смута и Нижегородский край в начале XVII века.  

Нижегородский край в начале Смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601—1607гг.). Голод в начале XVII века и гражданский подвиг Ульяны Осорьиной. Лжедмитрий II и Смутное лихолетье. Поддержка арзамасцами Ураз- Мухаммеда и Ивана Болотникова. Осада болотниковцами Нижнего Новгорода. Участие нижегородцев и

арзамасцев в борьбе с болотниковцами под Тулой.  

Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608—1611годах. Героическая гибель арзамасского полка в битве под Зарайском в марте 1608 года. Оборона Нижнего Новгорода от войск Лжедмитрия II в 1608—1609 годах. Поход нижегородцев на помощь Москве (1609—1610 гг.). Нижегородцы и организация первого народного ополчения (1611 г.)  Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611 г.) Обращения патриарха Гермогена и священноначальников Троице-Сергиева монастыря к нижегородцам. Происхождение К. Минина и его жизнь до 1611 года. Призыв Минина к нижегородцам. К. Минин приглашает в Нижний Новгород смолян. Князь Д. М. Пожарский — воевода ополчения. Формирование народного ополчения в Нижнем Новгороде.  

Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612—1613 гг.). Путь ополчения к Ярославлю. Пребывание К. Минина и Д. Пожарского в Ярославле. Поход ополчения под руководством Минина и Пожарского из Ярославля на Москву. Сражение ополченцев у стен станицы с войском гетмана Ходкевича Освобождение Москвы от поляков. Избрание на царство Михаила Романова.

 Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых.

Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века и управление ими. Административно- территориальное деление нижегородских земель. Арзамасская сторожевая черта. Воеводское управление Нижегородское самоуправление.

Социальный и этнононациональный состав населения Нижегородского края. Служилые люди «по отечеству»: дворяне и дети боярские. Служилые люди по прибору: стрельцы, пушкари Посадские люди. Крестьяне. Этическая карта Нижегородской земли: русские, марийцы, мордва, татары.  

Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода. Нижний Новгород — торговый центр России. Нижний Новгород — средоточие ремесел. Судостроение. Постройка корабля «Фридрих». Прядильный промысел. Кожевенное дело. Пушниковы.

Промышленно-торговые центры Нижегородского края. Балахна. Арзамас. Павлово. Лысково. Городец. Б. И. Морозов и организация поташного производства.  

Макарьев - Желтоводский монастырь и начальная история Макарьевской ярмарки. Монастырь на Желтых водах в XVII веке. Основание Макарьевской ярмарки. 1641 год — становление ярмарки как всероссийского торжища. Продавцы и товары. Архитектурный ансамбль монастыря.  

Нижегородский край и церковный раскол. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа Никона. Патриарх из «нижегородских пределов». Протопоп Аввакум из села Григорова. Движение старообрядцев в Нижегородском уезде. Первые поселения старообрядцев на Керженце.  

Нижегородский край и народные волнения в 1660-х — 1670-х гг. Причины роста социальной напряженности на нижегородских землях в XVII веке. Формы социального протеста нижегородцев. Восстание Степана Разина на Нижегородском Правобережье. Алена Арзамасская. Разинцы в Поветлужье.

Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI – XVII веках.   

Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI веке. Храмовое зодчество и иконопись XVI века Нижегородские монастыри в XVI веке. Нижегородские исторические песни XVI века. Основные отрасли сельского хозяйства: земледелие. бортничество, рыболовство.

 Распространение грамотности и письменности в крае. Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке. Распространение грамотности. Развитие книжного дела и летописания Писцовые и переписные книги. Первая нижегородская типография. Никита Фофанов. Жилища нижегородцев. Одежда, быт и нравы жителей края.  

Средневековый Нижний Новгород. Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в XVII веке. Средневековая застройка Нижнего Новгорода, его посады и слободы. Каменное и деревянное зодчество. Нижегородские храмы XVII века. Зодчие Л. Возоулин, его сын А.

Константинов и др. и их покровители: Г. С. Дранишников, С. Ф. Задорин, А. Ф. Олнсов. Иконопись и нижегородские живописцы: Кондрат Ильин, Ераст Прокофьев. Онтои Патрекеев, Никита Павловец и др. Прикладное искусство.  

История «малой родины» в XVI— XVII веках. Исторические события, основание сел и деревень, светские и культовые строения эпохи. Местные легенды и предания. Люди родной земли, их ратные подвиги и трудовые дела. Следы старины в современном облике нижегородской провинции.  

 

8 класс.  Часть III.

История Нижегородского края. XVIII век.   

Раздел 1. Нижегородский край в эпоху реформ Петра I.  

Петр I и Нижегородский край. Первое посещение Нижнего Новгорода

Петром I. Второй визит императора в наш город. Нижегородские друзья

Петра I. Слово Петра I о Кузьме Минине: факт или предание?

Изменение системы управления и образование Нижегородской губернии. Реформа городского управления. Создание Нижегородской губернии. Нижегородский вице-губернатор Ю. А. Ржевский.

Петровская модернизация и социально-экономическое развитие Нижегородского края. Нижегородцы и строительство Азовского военного флота на реке Воронеж. Вклад нижегородцев в создание Балтийского флота. Петр I и волжское судостроение. Нижний Новгород — центр государственной соляной торговли. Нижегородские противники реформ.

 Раздел 2. Нижегородский край в эпоху дворцовых переворотов

 Нижегородский край в 1725—1741 годах. Нижегородский губернатор П М. Бестужев-Рюмин и фаворит Анны Иоанновны Бирон. Артемий Волынский и Нижегородский край. Создание нижегородской полиции.

 Нижегородская губерния в эпоху Елизаветы Петровны (1741— 1761 гг.).

Фаворит Елизаветы А. Я. Шубин и расцвет села Работки. Деятельность магистратов. Нижегородская соляная контора Борьба нижегородской

полиции с пожарной опасностью.  

 Раздел 3. Нижегородский край в эпоху расцвета Российской империи: вторая половина XVIII века.

 Нижегородский край в начале правления Екатерины II (1762- конец 1760-х гг.). Посещение Екатериной II Нижегородской губернии в 1767 году. Нижегородские депутаты Уложенной комиссии.  

Восстание под руководством Емельяна Пугачева и Нижегородский край (1773—1775 гг.). Посланцы Пугачева в Нижегородской губернии. Пугачев в Курмыше. Путь пугачевских отрядов по территории Нижегородской губернии.  

Губернская реформа Екатерины II и образование Нижегородского наместничества. Создание Нижегородского наместничества. Новые уезды и органы управления. Нижегородская городская дума. Генеральное межевание в Нижегородском крае (1780— 1793 гг.).

Экономическое развитие Нижегородского края во второй половине XVIII века. Хозяйственное развитие Нижнего Новгорода. Уездные города Нижегородского наместничества. Хозяйственное развитие нижегородских сел и деревень.  

Баташовы — создатели нижегородской металлургии. Происхождение Баташовых. Первые чугуноплавильные заводы Баташовых на реке Выксун. Иван Баташов и развитие выксунских заводов.

Раздел 4. Культурная и духовная жизнь в Нижегородском крае в XVIII веке.

 Развитие образования. Открытие типографии и становление лечебного дела.

Зарождение духовного образования. Становление светского образования. Учреждение губернской типографии. Первые лекари, аптеки и больницы на Нижегородской земле.  

Нижегородский изобретатель И.П. Кулибин. Детство и юность Кулибина. Кулибин в Академии наук. Изобретения Кулибина. Последние голы жизни изобретателя.  

Архитектура Нижегородского края в XVIII столетии. Развитие нижегородской архитектуры. Памятники нижегородского храмового зодчества. Усадебное строительство Губернский архитектор Я. А. Ананьин. Первый градостроительный план Нижнего Новгорода.  

 У истоков литературной и театральной жизни. Нижегородский кружок литераторов. Я. П. Чаадаев. Я. В. Орлов. Н. С Ильинский. Г. Н. Городчанинон и др. Начальная история нижегородского театра. Князь II. Г. Шаховской и его театральная труппа.

 Духовная жизнь и быт нижегородцев в XVIII веке. Православная вера — основа духовной жизни нижегородцев. Праздники и будни горожан. Православный просветитель епископ Дамаскин (Руднев). Нижегородские старообрядцы, их отношения с властью и церковью. Народы Нижегородского Поволжья и национальная политика властей.  

Страницы истории « малой родины» в XVIII веке. Основание родных сел, деревень, строительство поместий, усадеб в XVIII столетии. События, люди родной земли, их трудовые и творческие дела. Следы старины в современном облике нижегородской провинции.  

9 класс. Часть IV

История Нижегородского края XIX – начало XX века.  

 Раздел 1. Нижегородская губерния в первой четверти XIX века.  

 Территориально-административное устройство и состав населения Нижегородской губернии в первой четверти XIX века. Уезды Нижегородской губернии и её административные границы в начале XIX века. Нижегородское крестьянство. Городские сословия: цеховые ремесленники, мещане, купцы. Нижегородское дворянство. Государственные учреждения и органы самоуправления Нижегородской губернии. Этноонациональная и конфессиональная карта Нижегородчины.

 Отечественная война 1812 года и Нижегородский край. Формирование Нижегородского ополчения. Патриотическое движение в губернии по сбору средств на нужды обороны. Боевой путь нижегородских ополченцев. Нижегородцы — герои войны с Наполеоном. Беженцы в Нижнем Новгороде.  

Декабристы-нижегородцы. Нижегородцы — члены «Союза спасения» и «Союза благоденствия». Участие нижегородцев в Северном и Южном обществах. Нижний Новгород в программах декабристов. Участие нижегородцев в восстаниях в Санкт- Петербурге и на юге России. Судьбы декабристов-нижегородцев.

 Нижний Новгород — «карман России». Макарьевская ярмарка в начале XIX века. Новый ярмарочный комплекс в Макарьеве. Перевод ярмарки из Макарьева в Нижний Новгород (1817 г.): причины и значение. Л. А. Бетанкур и строительство ярмарочного комплекса в Нижнем Новгороде. Нижегородская ярмарка как центр российской и международной торговли: товары, продавцы, покупатели. Влияние ярмарки на жизнь Нижегородской

губернии. Развитие водного транспорта. Бурлачество. Коноводные и первые паровые суда.

 Раздел 2. Нижегородский край во второй четверти XIX века.

Градостроительные преобразования в Нижнем Новгороде в 1830 — 1840-х годах. Создание Нижегородской строительной комиссии (1833 г.). Посещение Николаем I Нижнего Новгорода (1834 г.) и его инициативы по переустройству юрода. Нижегородский строительный комитет и проведение масштабных градостроительных преобразований (1836—1842 гг.). Строительство первого городского водопровода в Нижнем Новгороде (1847

г.). Деятельность Нижегородской городской думы. Ф. П. Переплетчиков.

 Начало промышленного переворота и развитие капиталистической промышленности в Нижегородском крае. Д. Д Шепелев и реконструкция выксунских заводов. Развитие пароходного дела. Паровое судостроение: основание Сормовского завода и завода Колчина. Становление мукомольной промышленности. Нижегородская металлургия. Кожевенное дело.  

Раздел 3. Просвещение и культура Нижегородской земли в первой половине XIX века.

Развитие системы образования в губернии. Реформа светского образования и открытие Нижегородской всесословной гимназии Создание уездных училищ и приходских школ. Учреждение Александровского дворянского института. Арзамасская художественная школа А. В. Ступина и ее воспитанники.  

Нижегородский край и выдающиеся деятели науки и культуры России. Деятели науки и культуры — уроженцы Нижнего Новгорода. А. Д. Улыбышев — выдающийся представитель нижегородской интеллигенции. Нижний Новгород в судьбах известных россиян.

 Просветительство и просветители. Первые библиотеки в Нижнем Новгороде. Первая нижегородская газета. У истоков нижегородского краеведения Нижегородский губернский статистический комитет.

 Изменение облика Нижнего Новгорода и его архитектура в первой половине XIX века. Нижегородский театр. Реконструкция Нижегородского кремля. Благовещенская площадь как целостный ансамбль и центральные кварталы Нижнего. Созидатели городской среды: архитекторы И. Е. Ефимов и Г. И. Кизеветтер Нижегородский театр: репертуар, актеры и их почитатели.

Нижегородские народные промыслы. Хохломская роспись. Городецкая роспись. Ломовая резьба. Павловский замочный и ножевой промысел. Женское рукоделие: ткачество, вышивка, кружевное плетение.  

Раздел 4. Нижегородский край в эпоху великих реформ и в пореформенный период.  

Крестьянская реформа 1861 года в губернии и развитие нижегородской деревни. Почин нижегородских дворян покончить с крепостным нравом рескрипт Александра II на имя губернатора А. Н. Муравьева от 24 декабря 1857 года. Дискуссии по проблеме освобождения крестьян: А. Н. Муравьев и нижегородские помещики-крепостники. Подготовка и осуществление крестьянской реформы в Нижегородской губернии. Нижегородское крестьянство в пореформенный период. Хозяйство нижегородских помещиков.

 Реформы и контрреформы в региональном измерении. Нижегородское земство: основные

направления деятельности. Городская дума и благоустройство Нижнего Новгорода. Судебная реформа в Нижегородской губернии. Нижегородский край в годы контрреформ Александра III. Губернатор Н. М. Баранов. Борьба властей и нижегородской общественности

с последствиями неурожая (1891—1892 гг.).  

Нижний Новгород — волжская столица транспортных магистралей. Московско-Нижегородская железная дорога: история строительства (1862 г.). Нижегородский речной порт. Завершение промышленного переворота на водном транспорте. Развитие волжского пароходства и деятельность А. А. Зевеке.  

Paзвumue банковской системы в Нижегородской губернии. Александровский дворянский банк. Николаевский городской общественный банк. Коммерческие банки: Нижегородский купеческий банк. Волжско-Камский коммерческий банк. Ипотечные банки: Нижегородско- Самарский земельный банк, нижегородское отделение Крестьянского банка. Общества

взаимного кредита и другие формы кредитной кооперации.

 Промышленный подъем в Нижегородской губернии в пореформенный период. Промышленный подъем 1860-х— 1870-х гг. и развитие Сормовского завода. Механик В. И. Калашников и завод Колчина — Курбатова Новатор нефтяного дела В. И. Рагозин. Мукомольная промышленность, её роль на хлебном рынке России. Формирование класса фабрично-заводских рабочих. Крестьянские кустарные промыслы.

 Нижегородские купцы-благотворители. «Фонтан благотворителей». Ночлежный дом имени Бугрова. Вдовий дом имени Блиновых и Бугрова. Дом трудолюбия имени Михаила н Любови Рукавишниковых. Александровская женская богадельня. Другие примеры благотворительности нижегородского купечества.  

Развитие Нижегородской ярмарки и проведение в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки. Управление Нижегородской ярмаркой в пореформенный период. Нижегородская ярмарка — общероссийский и международный центр торговли. Подготовка Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде. Экспонаты и лауреаты выставки.

Раздел 5. Образование и культура Нижегородского края во второй половине XIX века.

 Развитие просвещения. Начальная ступень образования и земская школа. Реорганизация и развитое системы средних учебных заведений. Открытие Нижегородской общественной библиотеки.  

Театр. Нижегородская архитектура и мастера-фотографы. Нижегородский театр в пореформенную эпоху. Архитектурный облик капиталистического города. Мастера-фотографы А. О. Карелин и М. П. Дмитриев.

 Выдающиеся деятели науки, просветительства, культуры. Нижегородский период в жизни В. Даля. Литературные имена: П. Боборыкин, В. Короленко, М. Горький. Исследователь нижегородской старины и старообрядчества П. И. Мельников. Основатель нижегородского краеведения Н. И. Храмцовский. Архивная комиссия и се ведущие деятели А. С. Гациский и А. А. Савельев. Первая русская женщина-врач Н. П. Суслова.

У истоков музыкального образования. В Ю. Виллуан.

Раздел 6 . Нижегородская губерния в конце XIX - начале XX века.

Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже веков. Административно-территориальное устройство Нижегородской губернии в конце XIX — начале XX века. Численность и социальный состав населения губернии. Национально - этнический и конфессиональный состав жителей Нижегородской губернии.  

Экономическое paзвumue Нижегородской губернии. Промышленные центры края. Транспорт. Торговля. Кустарно-ремесленное производство и народные промыслы. Социальное положение рабочих Нижегородская деревня накануне и в годы Столыпинской аграрной реформы.  

Общественно-политическая жизнь края. Общественная жизнь и настроения в первые годы XX века. Нижний Новгород и губерния накануне и в начале Первой русской революции. Наивысший подъем революции (октябрь—декабрь 1905 года). Выборы в Государственную думу и нижегородские организации политических партий.  

Образование и культурная жизнь Нижнего Новгорода и губернии в начале XV века. Образование в начале нового века. Театральный Нижний Новгород Библиотеки, музеи, народные лома и учебные заведения как центры просветительства. Творческие объединения и их вклад в развитие культуры. Архитектура Нижнего Новгорода начата XX века.  

Из истории «малой родины» в XIX — начале XX века. История города, села, деревни XIX — начата XX столетия. События, факты. Известные земляки, их биографии и деятельность. Архитектурные творения, культурные ценности, исторические свидетельства эпохи в провинциальном измерении.

                                                                   3. Планируемые результаты.

             

Требования к результатам обучения и освоения содержания учебного курса «История Нижегородского края».

 Результатом изучения учебного курса «История Нижегородского края» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической.

Личностные результаты:

  • осознание своей региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности;
  • осмысление исторического, культурного, духовно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  •  освоение традиций, духовно-нравственных ценностей Нижегородской земли и родного края;
  • понимание исторического, культурного и духовного многообразия мира, уважение к культуре и традициям прошлых поколений нижегородцев и россиян в целом, толерантное отношение к традициям, духовно-нравственным ценностям других народов Нижегородчины и России;  
  • готовность к нравственному самосовершенствованию, личностному саморазвитию.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовать и регулировать свою учебную и общественную деятельность;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы Интернет-ресурсов;
  •  способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной форме (сообщение, эссе, презентация, реферат);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в шкафе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными и систематизированными знаниями об основных периодах нижегородской истории как неразрывной части истории России, об историческом и духовно-нравственном пути нижегородцев, осваивавших и обустраивавших свой родной край и свое Отечество;  
  • усвоение понятийно-терминологического аппарата учебного курса, способность применять его для раскрытия сущности и значения событий и явлений не только нижегородской истории, но и истории России, ее прошлого и настоящего;
  • приобретение информации о географическом положении и административном устройстве Нижегородского края, истории его заселения и освоения, национальном и конфессиональном составе населения, экономическом, общественно-политическом, культурном, духовном развитии. Нижегородской земли в различные периоды ее истории;
  • готовность применять исторические и культурологические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и других регионов страны.

 Результатом изучения учебного курса «История Нижегородского края» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать основные периоды нижегородской истории, ключевые социально-

экономические процессы, а также даты важнейших событий нижегородской истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность

исторических событий в истории Нижегородского края.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место. Обстоятельства. Участников, результаты важнейших

исторических событий в нижегородской истории;

- группировать (классифицировать) факты родной истории по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками (вещественными, письменными, устными и

т.д.):

- читать историческую карту, уметь находить на ней местоположение и границы

Нижегородского края в разные исторические эпохи;

- искать необходимую информацию в разных источниках;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических, общественно-политических,

социально-экономических и культурных событиях нижегородской истории, их участниках;

- характеризовать исторических события, факты, явления нижегородской истории, основные этапы истории родного края с древности до современности;

- на основе текста и иллюстраций учебных пособий. А также дополнительного материала составлять описание материальных, письменных объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

 - различать факт и его описание;

- соотносить единичные исторические факты, общие явления, традиции и тенденции нижегородской истории;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений из истории Нижегородского края;

- раскрывать смысл и значение важнейших терминов и понятий, связанных с нижегородской историей, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах, следствиях и значении исторических событий Нижегородского края.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, связанных с историей

Нижегородского края, отраженных в учебной литературе;

 - определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям

нижегородской истории.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять знания учебного курса для раскрытия причин и оценки сущности современных событий России и мира;

- использовать знание нижегородской истории в общении со сверстниками и другими

социальными группами в школе и внешкольной жизни как основу для диалога и формирования коммуникативной среду;

- способствовать сохранению исторических и культурных памятников Нижегородской земли.

                                         4. Краткое материально- техническое обеспечение.

Дидактическая оснащенность курса:

Карта Нижегородской области.

Технические средства:

Компьютер

Мультимедийный проектор

Лазерный принтер

Интернет

Специализированная учебная мебель:

Компьютерный стол

Ученические парты

Ученические стулья.

Интернет ресурсы

Компьютерные презентации

                                           5. Критерии оценивания знаний.

Система оценивания

 Итоговая (четвертная) оценка обучающихся будет складываться из:

 серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий;

 активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах);

 написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.

Критерии оценки  

ОЦЕНКА «5» - выставляется за безукоризненное знание материала, использование различных версий для раскрытия исторической темы, владение историческими терминами, знание хронологии исторических событий, творческий подход к рассмотрению исторической проблемы.  

ОЦЕНКА «4» - выставляется за достаточно полное знание материала, владение понятийным аппаратом, умение анализировать различные исторические события, высказывать свою точку зрения.

ОЦЕНКА «3» - выставляется за недостаточно грамотное употребление исторических терминов, удовлетворительное знание хронологии исторических событий, поверхностное знание материала.

ОЦЕНКА «2» - выставляется в том случае, если учащийся совершенно не владеет понятийным аппаратом, не может раскрыть суть исторического события или проблемы.

                                          6. Источники и литература по учебному курсу.

1. В. Шамшурин «Наш край» Книга для учащихся школ, гимназий, лицеев, Нижний Новгород, 2008 г.

2. Н.Ф. Филатов «Нижегородский край: факты, события, люди».  Нижний Новгород, Нижегородский гуматитарный центр, 1994 г.

3. Основы исследовательской деятельности школьника. Учебное пособие. Псков 2004г.

4. «Ветлуга – сиреневый город». «Книги» Нижний Новгород 2008г.

5. «История Ветлужского края». Историко-краеведческий сборник. Администрация г. Ветлуги. Ветлужский краеведческий музей. Урень 2006 г.

6. И. Сидорова, О. Наумова «Наш Нижний Новгород». Нижний Новгород. Издательство «Кварц». 2008 г.

7.  В.П. Фадеев «Памятники истории и архитектуры Горьковской области»  Горький «Волго-Вятское книжное издательство»1980г.

8. Агафонов С.Л. Нижегородский кремль – Нижний Новгород, «Кварц», 2008.

9.Анпилогов Г.Н. Нижегородские документы  16 века М., 1977г.

10 .Богородицкая Н.А. Нижегородская ярмарка в воспоминаниях  современников. Н. Новгород ННГУ 2000г.

11.Житие протопопа Аввакума, им само написанное и другие его сочинения. Горький. 1988г.

12.Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Сборник В.А. Шамшурин Нижний Новгород 1997г.

13.Нижегородский край в документах и цифрах. Хрестоматия Е.В. Кузнецов. Н

Новгород. 1997г.

14. Нижегородский край. Хрестоматия. Н.Ф. Филатов. Арзамас 2001г.

15. Нижегородские летописные памятники 17 века. Шайдакова М.Я. Н. Новгород 2006.

16. Всероссийская промышленная  и художественная выставка 1896 года в Нижнемновгороде: очерки истории. Н. Новгород.

17. Горький, Балахна. Агафонов С.Л. М. Искусство. 1987г

18. Купцы Бугровы. Карпенко В.Ф. Универсальная книга 2004г.

19. Князья и велики е святые княжества Нижегородского. Цверов В.В. Н. Новгород Последний оптимист. 2001г.

20. Религиозные верования мордвы. Мокшин Н.Ф. Историко-этнографические очерки. Саранск 1988г.

 

Интернет-ресурсы.

 

pobeda.mosreg.ru

 

glory.rin.ru  

 

www.1941-1945.ru

 

http://decemb.hobby.ru  

 

www.warheroes.ru  

 

www.moscowkremlin.ru/romanovs.html  

 

www.museum.ru/museum/1812/

 

http://blokada.otrok.ru  

 

www.9may.ru  

 

oldru.narod.ru

 

www.praviteli.ru  

 

www.pobediteli.ru  

 

http://www.rkka.ru  

 

http://www.istrodina.ru  

 

http://www.rulex.ru  

 

http://www.iremember.ru  

 

http://battle.volgadmin.ru  

 

http://www.oldgazette.ru  

 

http://art-rus.narod.ru

 

http://www.ethnos.nw.ru  

                    7. Календарно - тематическое планирование учебного курса.

 Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История Нижегородского края»   6 класс.

   

№  п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактически

Введение (2ч)

1

Школьное краеведение, его основные предметные области

1

2

Легенды родного края как исторический источник

1

Раздел 1. Древние жители Нижегородского края (7ч)

3

Нижегородская земля в первобытную эпоху

1

4

Исследование древней истории малой родины местными краеведами

1

5

Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле

1

6

Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края

1

7

Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли

1

8,9

Обобщение по разделу 1. Древние жители Нижегородского края

2

Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII века (4ч)

10

Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском

1

11

Городец на Волге в конце XII–начале XIII века

1

12-13

Основатель Нижнего Новгорода – князь Юрий Всеволодович

2

Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия (4ч)

14

Юрий Всеволодович и монгольское нашествие

1

15

Александр Невский в истории Нижегородского края

1

16-17

Обобщение по разделам 2,3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия

2

Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII – XV веке (8ч)

18-19

Нижегородские земли во второй половине XIII – первой половине XIVвека

1

20-21

Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341-1392 гг.)

2

22

Нижегородские земли в составе Московского княжества (конец XIV–первая половина XV века)

1

23,24

Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI)

2

25,26

Урок обобщения по разделу 4 Нижегородские земли в середине XIII – начале XV века

2

Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII – XV веках (5ч)

27,28

Духовная культура Нижегородского Поволжья

2

29,30

Материальная культура Нижегородской земли

2

31

Урок обобщения по разделу 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII – XV веках

1

«Малая родина» в XIII – XV веках (3ч)

32,33

Уроки по локальной истории «Малая родина»

2

34

Урок обобщения курса 6 класса Малая родина в XIII – XV веках

1

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История Нижегородского края»   7 класс.

7 класс

№   п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактически

1

Введение. История Нижегородского края XVI-XVII века

1

Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век) (5ч)

2,3

Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века

2

4,5

Нижегородский край в системе обороны Русского государства

2

6

Обобщение по разделу 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век)

1

Раздел 2. Смута и Нижегородский край в начале XVII века (7ч)

7

Нижегородский край в начале смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601-1607гг.)

1

8

Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608-1611 гг.

1

9

Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611г.)

1

10

Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612-1613гг.)

1

11

Патриоты земли русской – Минин и Пожарский

1

12

Места исторической памяти Нижегородского ополчения в Нижнем Новгороде

1

13

Обобщение по разделу 2. Смута и Нижегородский край в начале XVII века

1

Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых (11ч)

14,15

Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века и управление ими

2

16

Социальный и этнонациональный состав населения Нижегородского края

1

17

Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода

1

18

Промышленно-торговые центры Нижегород-ского края

1

19,20

Макарьев-Желтоводский монастырь и началь-ная история Макарьевской ярмарки

2

21,22

Нижегородский край и церковный раскол

2

23

Нижегородский край и народные волнения в 1660-е-1670-е гг.

1

24

Урок обобщения по разделу 3. Нижегородский край при первых Романовых

1

Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI – XVII веках (6ч)

25

Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI веке

1

26

Распространение грамотности и письменности в крае.

1

27

Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке

1

28,29

Средневековый Нижний Новгород. Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в XVII веке

2

30

Обобщение по разделу 4. Культура Нижегородского края в XVI – XVII веках

1

История «малой родины» в XVI – XVII веках (3ч)

31,32,33

Уроки по локальной истории.

«Малая родина» в XVI-XVII веках

3

34

Обобщение по курсу 7 класса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий тест по Истории Нижегородского края с древнейших времён до конца 15в ( по гл. 1) - 6 класс

Тест содержит 10 заданий по главе1"Древние жители Нижегородского края...

История Нижегородского края

Надеюсь эта подборка будет полезна при изучении Краеведения в Нижегородско области....

Обобщающий тест по гл.3 История Нижегородского края - 6 класс

"Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия"...

Обобщающий тест по гл.2 История Нижегородского края - 6 класс

"Нижегородские земли в середине12 века- начале 13 века"...