Программа "Школьное лесничество "Гуслицы"
методическая разработка по краеведению (8 класс)

Горшкова Людмила Михайловна

Работа школьного лесничества "гуслицы" на базе МБОУ "Ильинская СОШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа шк. лесничества 80 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Ильинского школьного лесничества «Гуслицы»

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области.

 

ВВЕДЕНИЕ

      Сегодня  уже никого не надо убеждать, что лес оказывает на окружающую среду огромное влияние. Всё, что составляет сегодня лес, сейчас как  никогда нуждается в защите. К сожалению,  мало кто помнит, что лес – зеленое золото нашей страны. Уметь понимать и чувствовать живой лес доступно немногим. Это возможно только тогда, когда лес становится призванием и делом всей жизни. Невозможно заниматься охраной природы, сбережением природных богатств: лесов, рек и озер, птиц и зверей, недр и воздуха без привлечения к этой работе подрастающего поколения. В настоящее время  остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. На сегодняшний день одна из эффективных форм объединения детей для решения этих задач могут быть школьные лесничества. Это помогает многим школьникам войти в мир окружающей природы, узнать её, понять и полюбить, сформировать бережное отношение к лесу.

Школьные лесничества являются одной из эффективных форм получения подрастающим поколением профессиональных знаний и опыта в области лесоводческой деятельности, а также трудового воспитания молодого поколения.

       В последние десятилетия школьные лесничества переживают сложный период. Наблюдается противоречие между возрастающими потребностями общества в получении знаний о лесохозяйственной и лесоводческой деятельности и возможностями их реализации. Наблюдается дисбаланс между желанием проводить научно-исследовательскую и природоохранную работу с подрастающим поколением и отсутствием нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность школьных лесничеств, недостатком учебно-методических пособий по организации работы.  

Чтобы внести свою малую лепту в сохранение леса, более 20 лет назад в Ильинской средней школе  было создано школьное  лесничество.  Но в постперестроечное время по разным причинам лесничество не функционировало, хотя связи с лесом были всегда(школа находится в лесном массиве)  И лишь в 2012 году Ильинское школьное лесничество продолжило свою активную деятельность. В лесничестве собрались ребята 3-9 классов, объединенные любовью к родной природе. Мы неоднократно принимали участие в районных и областных конкурсах. Много полезных дел на счету школьного лесничества. Посадили рябиновую  аллею на территории школы, разбили цветники. Зимой изготавливаем скворечники, вывешиваем кормушки для птиц. . Весной благоустраиваем близлежащие территории, убираем мусор по берегам рек Гуслицы и Десна.

Наши достижения.  Награждены Почетной Грамотой «За активное участие в районной природоохранной акции и «Зеленый мир». (2009г), «За активное участие в Международной акции в честь Великой Победы» (2009)

   Воспитание будущего поколения, более активного и с большим багажом знаний необходимо для общества. Для развития лесной отрасли важно, чтобы молодые люди уже со школьной скамьи всесторонне осознавали экологическую, экономическую и социальную значимость лесов для своего родного края и страны. И хочется надеяться на то, что подрастает достойная смена, за которой будущее нашей страны.

 

II. Основные цели  и задачи Программы:

Цель  Программы: расширить знания учащихся в области природопользования, экологии, лесохозяйственной деятельности.

Задачи:

- организовать целенаправленную деятельность учащихся по изучению и сохранению лесов, природной среды, профессиональной ориентации лесохозяйственного профиля;

- воспитывать чувство сопричастности и ответственности за происходящее в родном городе, округе, любви к природе.

 

III. Перечень основных мероприятий Программы

.Учебно–методическое обеспечение деятельности школьного  лесничества:

- разработка методических рекомендаций по организации деятельности школьного лесничества;

- разработка образовательной программы;

- разработка проектов положений о массовых мероприятий школьного лесничества;

- организация научно-исследовательской и опытнической деятельности школьного лесничества.

IV. Ожидаемые результаты Программы

Мероприятия, предусмотренные Программой, должны способствовать качественному преобразованию деятельности школьного лесничества, обеспечению начальной профессиональной ориентации и воспитания членов школьного лесничества, выполнению ими научно-исследовательских и опытнических работ, развитию творческого процесса природоохранной и лесохозяйственной направленности.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить:

- осуществление поддержки развития движения школьных лесничеств в Московской области;

- приобретение учащимися знаний и навыков по сохранению, воспроизводству, использованию лесов;

- увеличение количества членов школьного лесничества;

- повышение уровня образования руководителей;

- приток молодых специалистов в лесное хозяйство.

 

 

V .  Учредители школьного лесничества.

Основными учредителями школьного лесничества являются лесничества (лесопарки) и образовательные учреждения.

Специалисты лесничества (лесопарка) разрабатывают лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов территории, закрепленной за школьным лесничеством, на основании утвержденного порядка их разработки, а также лесохозяйственного регламента, выполненного для базового лесничества специализированными организациями в отношении лесов, расположенных в границах базового лесничества и проекта освоения лесов хозяйствующей в лесном фонде структуры.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

Отличительная особенность школьного лесничества заключается в том, что деятельность учащихся предполагает содействие в решении задач базовым лесничеством и проведение лесохозяйственных мероприятий (частично) на закрепленной за школьным лесничеством в установленном порядке территории лесного участка под руководством специалистов хозяйствующей в лесном фонде структуры.

Школьное лесничество осуществляет как функции лесничества по управлению в области использования, защиты, воспроизводства лесов, содействуя реализации лесохозяйственного регламента базового лесничества, так и сопровождение реализации проекта освоения лесов, на территории, закрепленной за школьным лесничеством, приобретая тем самым практические навыки ведения лесного хозяйства.

Закрепление за школьным лесничеством территории лесного участка производится в порядке, не противоречащем Лесному кодексу.

На лесных участках, закрепленных за школьными лесничествами, могут создаваться объекты учебно-практической базы: учебные полигоны, экологические тропы и др. – силами членов школьных лесничеств, при помощи и руководстве специалистов лесничеств, хозяйствующих в лесном фонде структур и образовательных учреждений по проектам, утвержденным руководством базовых лесничеств.

При закреплении за школьным лесничеством территории лесного участка, находящегося на территории, ранее предоставленной во временное пользование арендатору, заключается дополнительное соглашение к договору аренды лесных участков (приложение 1).

В соглашении предусматривается организация образовательной, исследовательской и практической деятельности школьным лесничеством под руководством специалистов лесного хозяйства и арендатора на арендуемых площадях лесных участков территории лесного фонда.

В этом же соглашении арендатор берет обязательства по заключению договора сотрудничества с образовательным учреждением, являющимся базовым для школьного лесничества. Закрепление лесного участка за школьным лесничеством оформляется приказом о закреплении лесного участка .

Договор сотрудничества предусматривает обязательства сторон по обеспечению деятельности школьного лесничества на закрепленной за ним в установленном порядке территории лесного участка в целях более тесной связи образовательного учреждения с организациями, осуществляющими хозяйственное ведение лесного хозяйства.

VI. Реализация основных направлений деятельности школьного лесничества

Содержание работы школьного лесничества определяется направлениями деятельности школьного лесничества. Содержание работы школьного лесничества включает в себя следующие виды деятельности:

образовательная деятельность;

учебно-исследовательская деятельность;

учебно-практическая деятельность;

просветительская деятельность;

природоохранная деятельность.

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность школьного лесничества направлена на обеспечение теоретической подготовки юных лесоводов и осуществляется на основе образовательной программы.

Образование в школьном лесничестве осуществляется в русле значимых для настоящего времени теоретических подходов к образованию в целом: деятельностного, личностно ориентированного, компетентностного и культурологического. Идеи деятельностного подхода получили выражение в усилении практической направленности; идеи личностно-ориентированного – в подчеркивании субъектного характера; идеи культурологического подхода – в его ценностной ориентации; идеи компететностного – в формировании необходимых компетенций.

Реализация образовательной деятельности в школьных лесничествах предполагает решение следующих задач:

организация образовательного процесса с различными категориями учащихся (по возрастам, по степени усвоения учебного материала, по интересам и т.д.);

введение в образовательные программы обязательного минимума лесоэкологических знаний в целях формирования лесоэкологической грамотности учащихся;

организация образовательного процесса на деятельностной основе с учетом природных особенностей, экологических и лесоэкологических проблем своего региона.

Усвоение теоретического материала позволяет членам школьных лесничеств реализовать свои творческие потребности, обогатить опыт решения лесоэкологических проблем, быть профессионально ориентированными, эффективно подготовиться к поступлению в профессиональные учреждения данного профиля.

Учебно-исследовательская деятельность

Учебно-исследовательская деятельность в школьных лесничествах организуется с целью привлечения учащихся к исследовательской работе по охране, изучению и восстановлению лесных экосистем; содействия обучению членов школьных лесничеств основам лесохозяйственных наук и их профессиональной ориентации; повышения образовательного уровня юных лесоводов и приобретения ими навыков проведения опытнической и исследовательской работы; вовлечения школьников в лесоприродоохранную деятельность.

В первую очередь организаторам деятельности школьных лесничеств необходимо определиться с перечнем тем исследовательских работ, наиболее актуальных для разработки в школьных лесничествах, имеющих практическое значение для лесного хозяйства, понятных и посильных школьникам. Исследовательская работа не должна заканчиваться на первичной обработке материала. Юным лесоводам с помощью их взрослых наставников необходимо постараться ответить на целый ряд вопросов, чтобы результаты исследований стали логической и понятной для исследователей цепочкой, чтобы они видели конечный результат работы и оценку своей исследовательской деятельности.

Важно оказать помощь юным лесоводам в разработке методик проведения исследовательских работ, привлекая для этого специалистов лесного хозяйства, других специалистов, ученых, преподавателей высших и средних учебных заведений. В процессе проведения исследовательских работ необходимо определить порядок оказания консультативной помощи исследователям.

Необходимым в данной работе также является оценка исследовательских работ юных лесоводов. Для этого можно организовать проведение региональных конкурсов, на которых может быть представлена и оценена исследовательская работа. Лучшие работы по представлению таких региональных конкурсов могут быть рекомендованы для участия во Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост», а также в других межрегиональных и российских конкурсах.

Учебно-исследовательская деятельность в школьных лесничествах организуется и проводится на основе плана проведения исследовательских работ.

 Учебно-практическая деятельность

Цель учебно-практической деятельности школьных лесничеств – организация практических занятий для закрепления теоретических знаний и оказание практической помощи лесному хозяйству.

Лесохозяйственные мероприятия – организационно-технические мероприятия учебно-практической деятельности, направленные на выращивание, восстановление, охрану и защиту лесов, повышение их производительности и устойчивости.

Необходимым условием для проведения учебно-практической деятельности является закрепление за школьным лесничеством территории лесного участка, на котором школьное лесничество проводит работу в соответствии с договором сотрудничества на основе лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов.

Площадь закреплённой за школьным лесничеством территории лесного участка определяется в зависимости от лесистости района, природоохранной ценности лесных насаждений, интенсивности ведения лесного хозяйства, удаленности от населенного пункта, а также возраста и количества членов школьного лесничества, но должна быть доступна для осязания и освоения юными лесоводами.

Организационное, методическое и техническое сопровождение деятельности школьного лесничества осуществляется специалистами базового лесничества (лесопарка), что определяется договором между руководителями образовательного учреждения и базового лесничества (лесопарка) о создании школьного лесничества. Специалисты лесничества разрабатывают лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов территории, закрепленной за школьным лесничеством, на основании утвержденного порядка их разработки, а также лесохозяйственного регламента, выполненного для базового лесничества специализированной организацией в отношении лесов, расположенных в границах базового лесничества, и проекта освоения лесов, составленного арендатором лесных участков или лицом, которому лесные участки представлены в постоянное (бессрочное) пользование.

Учебно-практическая деятельность в школьных лесничествах организуется и проводится на основе отдельного плана проведения лесохозяйственных работ членами школьного лесничества на закрепленной за школьным лесничеством территории лесного участка, согласованного с руководителем хозяйствующей в лесном фонде структуры.

Просветительская деятельность

Ведение лесоохранного просвещения и природоохранной агитации и пропаганды – важная часть работы членов школьных лесничеств. Цель лесоохранного просвещения и природоохранной агитации и пропаганды – формирование личности, способной осознавать последствия действий по отношению к окружающей среде, принимать адекватные решения и активно участвовать в охране природы.

Лесоприродоохранная пропаганда – совокупность информационно-агитационных методов и средств, направленных на планомерное воздействие на сознание людей с целью формирования общественного мнения и взглядов отдельных личностей в духе высокой ответственности за сбережение лесов как важнейшего компонента биосферы, стабилизирующего экологическую обстановку на планете. Результатом пропаганды является формирование определенного состояния сознания окружающих, мировоззрения и ценностных ориентаций личности и стимулирование соответствующих им поступков. Усвоение пропагандируемых идей и взглядов, превращение их в убеждения является сущностью пропагандистской работы.

Лесоприродоохранная пропаганда включает в себя следующие виды: массовая работа природоохранного направления, средства наглядной агитации и пропаганды учащихся (листовки, аншлаги, плакаты и др.), пропаганда с использованием средств сценического творчества (агитбригады, миниспектакли природоохранного содержания и др.), пропаганда с использованием средств массовой информации, лесохозяйственные вестники.

Просветительская деятельность в школьных лесничествах организуется и проводится на основе плана работы школьного лесничества.

Природоохранная деятельность

Природоохранная деятельность – деятельность, направленная на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов.

Природоохранные акции являются одной из самых эффективных форм организации природоохранной деятельности, воспитывающей у подрастающего поколения бережное отношение к природе, прививающей навыки ведения активной практической работы по охране окружающей среды. Одновременно с этим ведется просвещение местного населения, которое не остаётся в стороне от поддержки мероприятий, проводимых школьниками. Во время проведения природоохранных акций происходит становление детского характера: дети активно заявляют о себе как защитники природы.

Природоохранная деятельность в школьных лесничествах организуется и проводится на основе плана работы школьного лесничества.

1. Характеристика школьного лесничества

 

Ильинское школьное лесничество «Гуслицы» образовано в марте 2012 года(повторно). Работа осуществляется по учебно-методическому пособию «Организация работы школьных лесничеств» (под редакцией Н.Н. Архиповой). План работы согласован на общем собрании членов школьного лесничества.

В школьном лесничестве две группы разного возраста. Младшая группа из учащихся 3-5 класса – 16 человек; старшая группа из учащихся 7 и 9 классов – 9 человек. Таким образом, школьное лесничество «Гуслицы» состоит из 25 учащихся.

Руководитель школьного лесничества Горшкова Людмила Михайловна, педагог дополнительного образования МБОУ «Ильинская СОШ»  

За школьным лесничеством закреплено 191 га лесного фонда.

2. Нормативные документы школьного лесничества

 Школьное лесничество «Гуслицы» осуществляет свою работу согласно следующих нормативных документов:

·   Приказа «Об образовании школьного лесничества»;

·   Положения о школьном лесничестве;

·   Должностных инструкций членов школьного лесничества;

·   Выкопировки из планшета закрепленного лесного участка;

·   Плана работы школьного лесничества;

·   Лесохозяйственного регламента школьного лесничества;

·   Проекта освоения территории лесного участка, закрепленного за школьным лесничеством;

·   Методик проведения исследовательской деятельности.

 

3. Образовательные программы

Деятельность школьного лесничества «Гуслицы» осуществляется на основе программы «Экологическое дополнительное образование учащихся через сеть школьных лесничеств», утвержденной решением методического совета школы

Занятия членов школьного лесничества осуществляется по трем программам дополнительного образования:

1.      Программа экологической школы по направлению «Юные лесоводы» (модифицированная программа А.И. Филенко);

2.      Образовательная программа дополнительного образования детей «Флора родного края»;

3.      Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь».

 

4. Анализ деятельности школьного лесничества

4.1. Природоохранная деятельность

 ·         Изготовлено и вывешено искусственных изделий – 70, отремонтировано – 38;

·         Учащиеся школы и члены школьного лесничества участвовали в подсаживании деревьев и кустарников в Парке победы;

·         Заложена аллея выпускников;

·         Участвовали в Международном дне посадки деревьев;

·         Заложили аллею из каштанов вокруг школы;

·         Заложили школьный питомник каштанов;

·          Организован уход за клумбами поселка и школы;

·         Учащиеся школы и члены школьного лесничества организовали шефство над обелисками в парке села Ильинский Погост, памятником павшим во время ВОВ;

·         Проведена очистка территории леса, прилегающего к  школе;

·         Ведется активная пропаганда охраны природы:

- разработаны, выпущены и распространены листовки на природоохранную тему;

- выступление во время пожароопасного периода в населенных пунктах района на автоклубе;

- проведен конкурс на лучший скворечник;

- проведение беседы с учащимися по теме ООПТ;

- выступление агитбригады в пожароопасный период и в новогоднее время;

·         В летнее время осуществлялось патрулирование на закрепленной территории.

 4.2. Оказание практической помощи

Членами школьного лесничества за отчетный период проведены следующие виды работ:

·         Уход за лесными культурами – 0,4 га;

·         Очистка лесополос от мусора – 2 км;

·         Изготовлено и вывешено искусственных гнездовий – 70 шт.;

·         Отремонтировано скворечников – 38 шт.;

·         Проведена волонтерская уборка на территории парка –0,83 га, на территории школы – 0,4 га, по берегу реки Гуслица – 4 км;

·         Установили 2 аншлага на природоохранную тему;

·         Проведена очистка лесной территории, собрали мусора;

·         Собран материал для исследовательских работ: «Истоки малой родины моей»; «Разработка эколого-туристского маршрута по Гуслицким родникам».Данные работы заняли достойное место во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество»

 4.3. Агитационная и просветительская работа

       Проведены беседы по темам:

- Растения, занесенные в Красную книгу;

- Лес - естественная экологическая система;

- Будь осторожен в лесу;

- Прогноз погоды по народным приметам;

- Правила ориентирования в лесу;

- Правила безопасного поведения в лесу;

- Сбережем нашу землю;

- Знаешь ли ты свой край?

- Антропогенное влияние на природу;

- Флора родного края;

- Фауна родного края;

- Охрана леса;

- Виды лесных пожаров, их классификация;

- Вредители и болезни леса, методы борьбы с ними.

·         Участвовали в акциях:

•         День воды;

•         День птиц;

•          День леса;

•         Международный день посадки деревьев;

•         «Чистые берега».

Сегодня, кажется, уже никого не надо убеждать, что лес оказывает на окружающую среду огромное влияние. Всё, что составляет сегодня лес, сейчас как  никогда нуждается в защите. К сожалению,  мало кто помнит, что лес – зеленое золото нашей страны. Уметь понимать и чувствовать живой лес доступно немногим. Это возможно только тогда, когда лес становится призванием и делом всей жизни.  И еще, когда тебе с детства помогают сделать первые шаги на этом пути. Невозможно заниматься охраной природы, сбережением природных богатств: лесов, рек и озер, птиц и зверей, недр и воздуха без привлечения к этой работе подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа школьной секции по волейболу.

Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...

Программа школьного кружка литературного творчества

Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с  уч...

Программа " Школьный театр"

Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....

Программа школьного музея

Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы...

Программа школьного лесничества "Эколог" "Шаг в XXI век"

Программа экологического образования разработанная на основе положения о школьных лесничествах. опробировалась и совершенствовалась. В программе имеется обяснительная записка, содержащая краткую инфор...

Программа "Школьный музей"

Программа "Школьный музей"  направлена на формирование  гражданской идентичности обучающихся  и включает содержание по истории родного края....

Рабочая программа школьного объединения " Спортивные игры"

+Программадеятельности объединения «Спортивные игры»(волейбол, баскетбол)основана на базе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов,часть 3. Внеклассная работа, ...