Уголк русской культуры в школьном музее.
статья по краеведению

Козлобаева Ольга Васильевна

       Включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе школьного музея является одним из средств духовно - нравственное воспитания. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, является информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию воспитания.  Сегодня каждый из нас ощущает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Создание «уголка русской культуры» в школьном  музее, обогащает образовательное пространство новым смыслом, расширяет  педагогические возможности образования и духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ. Школьный музей способствует решению задач социальной адаптации обучающихся с ОВЗ. Расширяет возможности участия в развитии социально - экономическом и культурном обновлении России. Воспитывает обучающихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданской ответственности.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_ruskoy_kultury_v_shkolnom_muzee1.docx10.07 КБ

Предварительный просмотр:

Уголок русской культуры в школьном музее

 

Автор: Козлобаева Ольга Васильевна

     Духовно-нравственное воспитание, должно основываться на знании отечественной культуры, традиций, быта русского народа, которые формируют в целом представление обучающихся о Родине.  Включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе школьного музея является одним из средств духовно - нравственное воспитания. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, является информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию воспитания.

    Проходили века, обычаи переходили в правила, устои в традиции, а русский быт, стал национальным достоянием культуры нашей страны. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас ощущает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Создание «уголка русской культуры» в школьном  музее, обогащает образовательное пространство новым смыслом, расширяет  педагогические возможности образования и духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ.

   Основное жилище крестьян, это русская изба, которая скромно притаилась в уголке школьного музея.  Пусть изредка, но в школьном музее «Уголок русской культуры» пополняется экспонатами предметов хозяйской утвари простой, крестьянской семьи. Здесь обучающиеся исследуют, воссоздают частичку жизни русского народа, школьникам становится дорог каждый предмет прошлых времен. Образовательные программы, по истории, технологии, изобразительному искуству, музыке, литературе, начинаются с исследования реальных предметов быта, хозяйства русского народа (например, чугунок, рубель, самопрялка, национальный  костюм, старинная мебель, посуда, орудия труда и т.д.). В приобщении детей к народной культуре особую роль играет экскурсия в школьном музее. Обучающиеся   самостоятельно готовят проект экскурсий например: «Быт и традиции русского народа». Музейные предметы обладают такими свойствами, как информативность, знаковость, подлинность, эмоциональная насыщенность, экскурсии проходят в сочетании с  элементами русских игр. Развёрнутая экспозиция требует сопроводительной информации, которая обогащает восприятие обучающихся, помогает рассмотреть вещи в целом, остановить взгляд на отдельных деталях, понять содержательный смысл, заключённый в художественной форме вещи. Юные экскурсанты с интересом слушают рассказ экскурсовода, знакомятся с историей и бытом русского народа, с неподдельным любопытством рассматривают предметы. А самые маленькие посетители, знакомясь с экспонатами, могут не только посмотреть, но и подержать их, поучавствовать в ролевых играх. Погружение в определенную эпоху открывает учащимся доступ в иное пространство, дает возможность личного переживания и осмысления культурно-исторической дистанци. Экскурсоводы в нашем музее специально подготовленные учащиеся. Проводят творческие импровизации народных праздников такие как Рождество, Масленица, где составляющей явяется- сюрпризные моменты обрядов русского народа, это стимулирует интерес обучающихся к русской литературе, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие.  На занятиях в музее по технологии учащиеся не только знакомятся с историей национального костюма, но и шьют самостоятельно отдельные элементы русского костюма на швейных машинках XIX века, участвовали в  школьном фестивале “Национальных культур”. В школьном музее на занятиях изобразительного искусства, уроках технологии проводятся мастер-классы. Знакомятся с народно-прикладным творчеством применяют знания и умения в работе  с природным материалом. По бразцам выполняют собственные работы росписью например: досок, пасхальных яиц, кропотливо делают русские обереги.

   На всех музейных занятиях, экскурсиях, обзорных выставках подчёркивается характер, созидательность, творчество русского народа. Школьный музей является итогом коллективных усилий обучающихся, родителей и педагогов. «Уголок русской культуры» органично вписывается в общую систему обучения и воспитания имея все условия для осуществления соответствующих видов деятельности в  духовно-нравственном воспитании личности. Обучающиеся не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством народа, но и сами изготавливают копии предметов быта, шьют и демонстрируют модели национальной одежды, организуют народные гулянья и праздники, вовлекая в них и родителей. Школьный музей способствует решению задач социальной адаптации обучающихся с ОВЗ. Расширяет возможности участия в развитии социально - экономическом и культурном обновлении России. Воспитывает обучающихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданской ответственности.

Использованная литература

1. Андриянова Л. В. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/archive/105/25044/ (дата обращения: 11.05.2018)

2. Условия и формы активизации познавательной деятельности http://allrefrs.ru

3. Духовно-нравственное воспитание в современной школе, Джишкариани Т.Д., 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в школьный музей для 5-9 классов. Тема урока: "Жизнь и быт русской деревни".

Познакомить учащихся с занятиями крестьян, орудиями их труда.Продолжить формирование умений выделять главное, умений составлять таблицу.Формирование навыков поведения в музее.Место проведения ур...

Школьный музей - центр духовной культуры

В данном докладе представлен материал из опыта работы создания школьного этногорафического  музея. Краеведческая работа с учащимися отражает патриотическое воспитание и обогащает д...

«Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья»

«Разработка содержания занятия в школьном музее»Конспект открытого занятия на базе школьного музея (для учащихся 3-4 классов)...

Открытие уголка народной культуры «Русская изба»

Внеклассное мероприятие по открытию уголка народной культуры ""Русская изба"...

Проект: «Уголок русской культуры в школьном музее»

      Проект позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике в музейной педагогике. ...