Главные вкладки

    «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья»
    учебно-методический материал по теме

    Сдобнова Светлана Васильевна

    «Разработка содержания занятия в школьном музее»

    Конспект открытого занятия на базе школьного музея (для учащихся 3-4 классов)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка учителя музыки и МХК МБОУ СОШ №2 г. Юбилейный Московской области Сдобновой Светланы Васильевны.

    Тема работы: «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья»

    «Разработка содержания занятия в школьном музее»

    Конспект открытого занятия на базе школьного музея (для учащихся 3-4 классов)
    Тема: «Быт и культура народа своего края». Русская изба.  Народные умельцы. 
    Цель: Познакомить детей с элементами традиционного быта крестьянина

    Задачи:
    1. Продолжить знакомство с традициями и обычаями русского народа, с народными умельцами и их промыслами;
    2. Развивать и активизировать мыслительную деятельность учащихся;
    3. Совершенствовать навык работы в микроколлективах.
    Оборудование: карточки с опорными словами, возможно использование презентации или картинок, предметы быта, посуда, домашняя утварь прошлых времён.
    Ход урока:
    1. Организационный момент.

    Дети сидят за партами, разделены на 3 группы. Звучит русская народная музыка.
    Учитель читает стихи на фоне музыки.
    Вот вам русская изба…
    В центре стол, печь, образа,
    Люлька - нянчит малыша,
    Самовар и утюг, у стены большой сундук.
    2. Активизация знаний. - Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (об избе, обрядах, традициях и обычаях русского народа)
    На доске появляется заголовок
    «Русская изба»
    -Представьте, что мы с вами в настоящей русской избе: стол, печь, образа,
    люлька-нянчит малыша;
    -Рассмотрите русскую избу
    3.Загадки:
    1. Белая старуха на одном месте сидит,
    Из угла в угол не переставить и из избы не вытащить (
    печь) картинка-фото.
    А какие обряды и обычаи были связаны с печкой на Руси?

    варила

    Готовили пищу, пекли хлеб

    сушила

    Сушили вещи зимой, а летом и осенью зерно, грибы, ягоды

    грела

    Обогревали помещение

    мыла

    Мылись, парились, омывали новорожденного и умершего, сватали невесту, лечили, то есть заговаривали болезни

    Вторая загадка избы: Почему на крыше размещались геометрические орнаменты? Что они обозначали? ( Дождь. Небесные хляби. Облака.) Послушайте, что ещё про печь можно рассказать. (Возле печи докладчик с указкой)

    4.Доклад: В старину с печью было связано множество поверий и обрядов и относились крестьяне к печи почтительно, заботливо. Называли её печка-матушка, кормилица, хранительница, защитница. Но важная особенность русской печки в том, что печная лежанка - верное средство от простуды. Полежишь на ней, погреешь бока и вновь как молодой, да здоровенький. Словно заново родился.
    -Что нового о печи вы узнали? Что же: изба построена, печь сложена, но ведь в голых стенах жить не будешь, нужна мебель, или как говорили в старину ХОРОМНЫЙ НАРЯД.
    -От какого слова произошло это слово? (хоромы)
    - Где можно узнать толкование этого слова?
    Четыре братца под одной крышей стоят
    (стол) - картинка-фото
    -А какая роль отводилась в доме столу? (стоял в святом красном углу, перед образами, садясь за стол крестились, читали молитву)
    -А что обязательно стояло возле стола?
    (лавка или скамья)-картинка-фото
    -Чем отличается лавка от скамьи?
    (Лавка-ножки врыты в землю, стоят вдоль избы по стенам); (Скамья-передвижные, стоят возле стола).
    Стол никогда не должен быть пустой. На нём всегда лежит хлеб, да солонка с солью. После обеда их покрывают рушником. Самое почётное место за столом занимал хозяин дома или дорогой гость.
    Нельзя было сидеть на столе, стучать по столу, класть на него шапку, снятую с головы, а то в избе заведётся нечисть, злые духи, бесы.
    В повседневной жизни нельзя было обойтись без
    посуды. Для разных целей и посуда нужна была разная: мелкая и глубокая, большая и маленькая
    Сегодня мы будем говорить о посуде и другой домашней утвари, которой

    пользовались крестьяне.
    5.Учитель делит детей на 3 группы.Каждая группа получает карточку с заданием.
    Задание 1
    1 группа:
    Выберите из названий большие ёмкости для воды и солений, квашения (бочки, кадки);
    2 группа:
    Найдите мелкую утварь, которую подавали к столу (Кашники - маленькие горшочки из глины; корчаги, горшки, кувшины);
    3 группа
    Вид утвари для сбора грибов и ягод (Короба, туеса, корзины).
    Задание 2
    Рассказать о назначении предметов, которых использовали в быту

    Для воды и солений:

    Мелкая утварь:

    Для сбора грибов и ягод:

    бочка

    ложка

    короб

    кадка

    чашка

    туесок

    Вёдра

    миска

    корзина

    квашня

    кубок

    Кошёлка

    Рассмотрите записи на доске, что объединяет эти предметы? -Что в них общего? -Из чего они изготовлены? (из древесины).
    -А из чего ещё изготавливали крестьяне вещи, которыми пользовались в быту? (стекло, глина, металл)
    -Какому материалу отводилось предпочтение? (дереву). -А почему? (ПРАКТИЧНОСТЬ, ДОЛГОВЕЧНОСТЬ).
    -Теперь ещё одно свойство предписывают древесине наши современники – это…( ЭКОЛОГИЧНОСТЬ).
    Древесина - самый экологически чистый материал, поэтому Русь славилась своими лесами с самых древних времён.
    -Вспомните из уроков окружающего мира, что использовали крестьяне для того, чтобы деревянные изделия были прочны и долговечны? (варили льняное масло и покрывали изделия)
    - Подумайте, как называют человека, который работает по дереву? (Мастер, Умелец, Творец, Краснодеревщик, Резчик). -А где? У кого учились этому мастерству? (друг у друга, от отца к сыну переходило ремесло, а значит мастера были из народа, то есть народные умельцы).

    6.  Пословицы о русской избе:

      Избу ставят, Бога славят.

      Во всякой избушке свои погремушки.

      Своя избушка та же подружка.

      Своя избушка - свой простор.

      Изба детьми весела.

      Изба красна углами, а обед пирогами.

      Изба крепка запором, а двор - забором.

      Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.
    7. Итог:
    -Продолжаются ли у нас народные традиции?
    -Можем ли мы стать народными умельцами?
    -Что для этого нужно? ( Учится у своих предков традициям, передавать их по наследству).

    Поставьте себе оценку за участие в уроке:

    "3" - облачко с дождем;

    "4" - солнышко заходит за облачко;

    "5" - яркое солнышко.







    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание как активная форма организации учебно-воспитательного процесса.

    Мастер-класс по проведению родительского собрания на заседании методического совета ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель Белгородской области....

    Внеклассная деятельность как форма организации учебно-воспитательной работы в школе.

    Статья и презентация выступления на школьном методическом обединении....

    Социальный проект "Школьный театр как одна из форм организации культурного досуга на селе"

    Социальный проект подготовлен к  районному конкурсу социальных проектов среди молодых специалистов.Автор - Вальченко (Рахматуллина) Мария Радиковна. Учитель английского языка....

    Презентация "Мастерская как одна из форм организации учебно-воспитательного процесса"

    Презентация знакомит с основами возникновения мастерской, её типами  и приёмами обучения, раскрывает эффективную формулу воздействия данной формы работы на мышление обучающегося....