Проект: "Школьный музей"
проект по краеведению

Козлобаева Ольга Васильевна

       Наша школа выработала свои традиции, сформировался стиль работы, накоплен достаточно большой опыт, у школы есть собственная история развития, тесно связанная с историей страны. Не одно поколение обучающихся, и учителей нашей школы мечтали иметь свой музей. Собирали материалы об истории школы, школьной жизни, оформляли их в альбомы, вели записи. Была проведена большая поисковая работа, которая объединила учителей, учеников, родителей.  Собраны очень интересные, уникальные экспонаты: письма, фотографии, награды, воспоминания выпускников нашей школы. И весь этот уникальный материал лежит отдельным архивом. Приходящему в школу гостю, выпускнику, родителям, обучающимся совершая экскурсию практически, невозможно представить какие этапы развития прошла школа, каковы семейные традиции, нет информации о жизни героических подвигах наших родственников, соотечественников. Без всего этого нельзя воспитать патриотизм и чувство гордости за свою Родину. Есть задумка также создать "Уголок русской культуры" Это всё привело к необходимости создания школьного музея.    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shkolnyy_muzey.docx12.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 31

Автор: Козлобаева О.В.
Должность: воспитатель

Проект «Школьный музей»

 

1. Обоснование, актуальность проекта       

     В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты. Речь идет о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова. Гражданско-патриотическое воспитание является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающего поколения. Музейная педагогика, способствует воспитанию патриотического сознания школьников. Основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству. Что значит служить Отечеству?  Эта фраза неразрывно связана со словом «патриотизм». Ведь служить отечеству – значит, служить его интересам, любить и быть преданным ему. Служить Отечеству – значит заниматься, каким-либо делом во благо своей Родины, посвящать ему всё своё время.  В каждой семье есть такой человек, кем могли бы гордиться его соотечественники. Многие из нас педагогов, да и родителей применяют в своей практической деятельности личностную технологию воспитания. А есть ли ценности выше личности, этот вопрос бурно обсуждается в передачах, в сети интернет. В годы бед и лишений народ самоотверженно служил Отечеству. Каждый взрослый мужчина на Руси был воином, а народ перед лицом общей беды понимал свое призвание на земле, как защиту Отечества, его святынь и духовных идеалов. Перед битвой Дмитрий Донской обратился к воинам: "Братия моя милая, не пощадим живота своего за веру христианскую, за святые церкви и за Землю Русскую". Бессмысленно браться за меч тому, отмечал И. А. Ильин: "Кто не знает и не имеет в мире ничего выше самого себя и своей личной жизни: ибо ему вернее бросить меч и спасаться, хотя бы ценой предательства и унизительной покорности злодеям.         Заставить любить Родину невозможно, но побудить чувства уважения, гордости за свой народ мы обязаны. Музейная деятельность обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как музей сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Участвуя в поисковособирательной работе, в процессе становления школьного музея, обучающиеся коррекционных школ с ограниченными возможностями, постоянно взаимодействуют с общественными организациями, с людьми старшего поколения. Происходит перенос событий, анализ, сохранение духовных ценностей, появляются возможности возрождения прошлых традиций, развиваются творческие способности обучающихся. Русский народ силен не только силой, талантами, но и духом. Эффективное использование этого потенциала для воспитания обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности - является школьный музей, как объект связующих времен.

 

2. Проблема

       Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат № 31" основана в 1961 году как первая в России и СССР школа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и последствиями полиомиелита и детского церебрального паралича. Наша школа выработала свои традиции, сформировался стиль работы, накоплен достаточно большой опыт, у школы есть собственная история развития, тесно связанная с историей страны. Не одно поколение обучающихся, и учителей нашей школы мечтали иметь свой музей. Собирали материалы об истории школы, школьной жизни, оформляли их в альбомы, вели записи. Была проведена большая поисковая работа, которая объединила учителей, учеников, родителей.  Собраны очень интересные, уникальные экспонаты: письма, фотографии, награды, воспоминания выпускников нашей школы. И весь этот уникальный материал лежит отдельным архивом.         Приходящему в школу гостю, выпускнику, родителям, обучающимся совершая экскурсию практически, невозможно представить какие этапы развития прошла школа, каковы семейные традиции, нет информации о жизни героических подвигах наших родственников, соотечественников. Без всего этого нельзя воспитать патриотизм и чувство гордости за свою Родину. Это всё привело к необходимости создания школьного музея.  

Цель проекта: 

      Формирование у обучающихся основ патриотизма, гордости за своё Отечество и убеждённой позиции гражданина через модернизацию традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса посредством применения информационно-коммуникационных технологий и привлечения социума.

 

Задачи проекта:

1. Расширение знаний у обучающихся об истории создания школы.

2. Развитие интереса у обучающихся к исследовательской работе.

3.Формирование высокой духовно-нравстенной личности, осознанного отношения к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.

 

Формы работы: 

-коллективная;

-индивидуально-исследовательская.

 

Основные направления создания школьного музея:

 -гражданско-патриотическое;

 -духовно-нравственное;

 -поисково-краеведческая деятельность.

 

Мероприятия, способствующие организации музея: 

- круглый стол «Дорогами памяти»;

- информационный журнал: «Мы помним»;

 -«Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…»;

- уголок русской культуры;

- выставка декоративно- прикладного творчества;

 мастер класс ;

- вечер встречи выпускников: «Школа: вчера, сегодня, завтра…»  (отражение истории школы, её традиций, достижений;

  -чествуем ветеранов;

 -«Гордость школы» (о достижениях выпускников разных лет и сегодняшних воспитанников школы). -  выставка, круглый стол об учителях школы, их педагогической биографии, заслугах, педагогических открытиях, победителях конкурсов, награждённых отраслевыми наградами, директорах;

 -участие в конкурсах;

Официальное открытие  “Школьного музея”

 

Ожидаемые результаты проекта 

1. Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ-компетентности членов школьного коллектива через проектную деятельность. 2. Повышение интереса обучающихся к изучению истории своей школы, района, проявление чувства патриотизма к своей стране через систему мероприятий и творческого участия в деятельности музея. 3. Привлечение школьного совета к становлению и деятельности музея за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ. 4. Освоение обучающихся приемам музейной, проектной и ИКТ деятельности. 5. Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьных музеев. 6. Презентация итоговых материалов проекта в интернете, СМИ и перед общественностью, участие в различных конкурсах. 7. Создание «Школьного музея».

 

Результатом являются следующие итоги: 1. Создание «Школьного музея» и сохранение краеведческого направления как основа в воспитательной работе школы.  2. Повышение интереса обучающихся к изучению истории своей школы, района, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея. 3. Освоение и представление собственных проектов 4. Обновление имеющихся экспозиций.

 

I. План работы проекта в течение года.  Утверждение и корректировка плана мероприятий - (сентябрь)

 Организация работы творческой группы создания школьного музея(сентябрь)  Размещение проекта на школьный сайт - (октябрь)  Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею - (ноябрь)  Организация и планирование работы с фондами музея. Организация работы по дополнению экспозиций музея (сентябрь-май)  Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий в школьный музей (для обучающихся школы)- сентябрь  Организация работы музея - в течение года  Разработка и составление плана работы музея на следующий год. Промежуточные итоги-май

 

II. Экскурсионная работа: Дорога памяти – ноябрь История школы – февраль Культура и традиции нашей страны – апрель

 

III. Фондовая работа: - Составление справочной картотеки музея (в течение года) - Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы.  - Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьных музеев (в течение года) - Работы по развитию экспозиции музея: * оформление стендов * выставки, экспозиции о творческих достижениях обучающихся (в течение года) - Пополнение коллекций музея новыми экспонатами (в течение года) - Оформление результатов реализации проекта (май-июнь)

 

 

Приложение №1 Список материалов музея: альбомы, фотографии, газеты, экспозиция архивного материала времен Отечественной войны.

 

  Ответственные по направлениям: 1. Гражданско-патриотическое: воспитатель Козлобаева О.В 2. Духовно-нравственное:воспитатель Козлобаева О.В . Поисковая деятельность: воспитатель Капсаргина М. М; воспитатель Шахова Н.П. 4. Подготовка экскурсионных программ и экскурсоводов: воспитатель Козлобаева О.В

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Школьный Музей»

Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе школьного музея и разработки  мультимедийной продукции,  посвящённой  65-летию  образования Сахалинской области и основа...

Ученический проект "Школьный Музей здоровья"

Цель проекта: популяризация здорового образа жизни; привлечение учащихся к пректной деятельности;Актуализация проблемы: низкий уровень валеологической культуры учащихся; необходимость инновационного п...

Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"

Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....

социальный проект «Школьный музей ─ связующая нить поколений»

НАПРАВЛЕНИЕ: «Создание условий для духовно-нравственного развития личности путём  включения её в многообразную деятельность школьного музея»....

Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания МБОУ «СОШ№3» г. Гусь-Хрустальный

p { margin-bottom: 0.21cm; } Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания учащихся школы№3» ставит своей целью создание школьного музея, как модели гражданско-патриотического воспитан...

Проект "Школьный музей "Мульти-культи" как средство формирования толерантности у школьников"

Работа может быть полезна учителям культурологических дисциплин и педагогам-организаторам. Данный проектможет быть реализован   в работе со школьниками всех возрастных групп. Цель: спос...

Участие в областном конкурсе "Наше Подмосковье - 2014". Проект "Школьный краеведческий музей".

Школьный музей обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историчес...