« Проект « Школьный виртуальный школьный музей»"
статья по краеведению на тему
Метод проектов широко используется в школьной практике и как нельзя лучше подходит для разработки веб – сайта. Работа над проектом сайта краеведческой тематики дает уникальное сочетание научных исследований с освоением новых компьютерных и Интернет технологий, дает возможность интеграции краеведения с информатикой.Веб – сайт школьного краеведческого музея - это учебник родного края, написанный школьниками. Такое виртуальное краеведение доступно любой другой школе страны, в том числе и ребятам из нашего Лежневского района. Если такие веб-сайты будут созданы во всех школах, то с краеведческими исследованиями, проектами этих ребят смогут ознакомиться все желающие, а не только та часть ребят, которые присутствуют на районных краеведческих чтениях и конференциях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnyy_shkolnyy_muzey.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Лебедева Татьяна Владимировна
учитель муниципальной Ново – Горкинской СОШ, Лежневский район, Ивановская область
« Проект « Школьный виртуальный школьный музей»
« … Интенсивное развитие сферы образования
на основе использования информационных
и телекоммуникационных технологий становится
важнейшим национальным приоритетом…»
Федеральная целевая программа
« Развитие единой общеобразовательной
информационной сферы»
В Новогоркинской средней школе учителем истории и обществознания я работаю 20 лет, из них 15 лет являюсь руководителем краеведческого кружка и школьного краеведческого музея. В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание исторического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении.
Занятия в краеведческом кружке и работа в школьном краеведческом музее помогают учащимся глубже понять смысл норм, включенных в конституцию страны « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»[1] Воспитывают государственный патриотизм с опорой на природу, быт, культуру и духовные ценности, традиционные для России. Учащиеся получают возможность самостоятельно проводить исследования, т.е. фактически снова открывать уже известные факты и события прошлого с помощью материалов музеев, научно – популярной литературы, ресурсов Интернет. В связи с тем, что в рамках Национального проекта к Интернету подключены все школы Ивановской области, а это значит, то, что раньше было технически возможным для школ в городах, реализовано в нашей сельской школе. Школа оснащена современными компьютерами (2 класса), сетевыми и мультимедийным оборудованием, все компьютеры имеют доступ в Интернет. Но информатизация образования – это далеко не только установка в школе компьютеров или подключение их к Интернету. Это, прежде всего, трудный процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества. И только через интеграцию дополнительного образования детей и общего ( школьного) можно выполнить программу информатизации муниципальной системы общего образования. Чтобы поддерживать на высоком уровне активизировавшийся интерес школьников к краеведению, важно сделать занятия краеведческого кружка не формальными, а продуманной системой действий в интересах гармонического духовного развития. За 10 лет существования краеведческого кружка и 6 лет школьного краеведческого музея, был накоплены значительные краеведческие информационные ресурсы, и мы столкнулись с необходимостью расширения доступности этих ресурсов, которое не представляется возможным без использования Интернет технологий. Сохранить, систематизировать, обеспечить быстрый доступ к краеведческой информации - одна из главных задач, стоящих перед краеведческим кружком в нашей школе. Еще одна из задач - отказаться от роли пассивного хранителя информации: важно активизировать использование ИКТ в производстве краеведческих проектов. Осуществление подобных интернет-проектов, по мнению учёных, даёт возможность реализовать индивидуальные способности учащихся, повысить уровень коммуникативной культуры, подготовить выпускников к жизни в информационном обществе. При этом стоит помнить о том, что задача учителя - чётко задать тему проекта и возможные способы его реализации, а продумывать концепцию и способ её оптимального воплощения – уже дело учащихся. Разберём общие аспекты реализации такого проекта, как создание интернет-сайта школьного краеведческого музея. Участвующие в проекте школьники в зависимости от своих интересов и наклонностей берут на себя те или иные функции при создании сайта: наполнение, дизайн, программирование. Преподаватель помогает ученикам в наиболее сложных вопросах, работает с ними «в команде», при этом берёт на себя роль координатора, а не начальника. В ходе реализации проекта закрепляются полученные знания, школьники учатся работать сообща, приобретают ответственность и креативные навыки. И, конечно, получают возможность гордиться конечным результатом. Современные информационные технологии настолько интересны и занимательны, а современные дети их так быстро и легко осваивают, что происходит ситуация, когда технология изучается ради технологии. Метод проектов широко используется в школьной практике и как нельзя лучше подходит для разработки веб – сайта. Работа над проектом сайта краеведческой тематики дает уникальное сочетание научных исследований с освоением новых компьютерных и Интернет технологий, дает возможность интеграции краеведения с информатикой. При этом есть возможность задействовать все уникальные особенности интернета: большой объём и разнообразие заложенной информации, интерактивность, коммуникативные возможности. Про наше село, Новые Горки в Интернете совсем мало информации и это обусловило выбор тематики сайта - краеведение. Проектная группа, состоящие из школьников, членов краеведческого кружка, учителей-предметников ( истории, географии, литературы, изобразительного искусства), учителя информатики, руководителя краеведческого кружка, родителей, совместными усилиями которых был создан проект – « Веб - сайт школьного краеведческого музея» Цель проекта: создать веб - сайт краеведческого музея муниципальной Ново – Горкинской СОШ школы Задачи : осуществить комплексный подход при размещении краеведческой информации, полноту и достоверность представленного на сайте материала, организовать хорошо продуманную структуру сайта, удобную для пользователей навигацию. Прежде чем приступить к проекту в формате ИКТ, должна быть проведена предварительная работа – знакомство с аналогичными сайтами в Интернете и изучение литературы по теме, так же соблюдение некоторых требований[2], главным из которых, на мой взгляд, является желание учащихся работать над проектом. Разработав концепцию сайта, проанализировав аудиторию, на которую он будет рассчитан, начинается следующий этап - это создание информационного дизайна сайта. На этом этапе был написан текст, который будет основой страниц и выявить суть сайта. Было определено, сколько всего будет веб - страниц, их тематика, структура. Разработана схема навигаций сайта. «Главная страница» - (визитная карточка сайта) и страница « О сайте» разрабатывалась всеми ребятами краеведческого кружка. Апробировав данную технологию, разработка страниц 3-8 была поручена отдельным группам, в соответствии с их желаниями. Таким образом, далее велась работа над пятью проектами – « Создание веб – страницы сайта». Такая работа – есть часть всего проекта, что повышает ответственность учащихся за выполненную работу: каждая группа создает информационное наполнение, визуальное оформление, дизайн сайта. Цель - разместить имеющийся краеведческий материал на веб – странице. В данном проекте целесообразно использовать такую веб-технологию как гипертекст. В контексте данной методики под гипертекстом понимается информационно-программный продукт, основанный на применении языка гипертекстовой разметки HTML. Гипертекст – привычная форма представления информации. Благодаря Интернету, гипертекст стал обычным и понятным для миллионов людей. Учащиеся нашей школы изучают Интернет и HTML на уроках информатики, в том числе и члены краеведческого кружка (10 класс), они способны применить свои знания на практике. Таким образом, гипертекст отнюдь не является чем-то новым для школьников и специальной подготовки почти не потребуется. Хотелось бы подробнее остановиться на проекте веб - страницы « Краеведческий кружок», т.к данный проект решал еще одну задачу – подготовить ребят к летним краеведческим экспедициям. В разделе « Отчет о летних походах», за 2010 -2015 года находится информация о походах краеведов « Забытые деревни». Изучая родной край через экспедиционную деятельность, школьники сами составляют план похода, карту местности, собирают материал об исчезнувших деревнях, общаются с жителями деревень, которые почти исчезли. Каждое лето материал дополняется новой информацией, поэтому в контексте юношеской исследовательской деятельности применение современных информационных технологий приобретает особый смысл. Обучая подростков теоретико-методическим основам исследовательской деятельности, формируя у них соответствующие навыки и умения, не менее важно вооружить их современными средствами сбора и обработки информации, научить эффективно ими пользоваться. Время экспедиции ограничено (обычно один день), и использовать его нужно эффективно. А это предполагает наличие у ее участников определенных умений и навыков разработки компьютерного похода. Овладеть ими нужно до начала экспедиции в ходе предварительных занятий. Создавая данную веб – страницу, ребята отрабатывали основные приемы разработки гипертекстов и подготовки экскурсии, на примере краеведческого виртуального похода « Забытые деревни. Поход к бывшей даче купца Шорыгина.» Работа над таким походом намного проще работы в экспедиции за счет нескольких факторов. • Упрощаются требования к технике. Можно использовать настольный компьютер, а вместо цифрового фотоаппарата – обычный, при этом полученные отпечатки сканируют. • Значительно больше времени для работы. • Материалы для экскурсии уже имеются, и их достаточно перевести в компьютерную форму. Речь идет о картах и планах, фотографиях. Страница « Школьный музей» интересна тем, что можно совершить виртуальную экскурсию по школьному краеведческому музею. Это будет в первую очередь интересно посетителям сайта не имеющим возможность прийти в музей. Экскурсия составлена так, что по фотографиям можно ознакомиться с наиболее интересными экспозициями и экспонатами. В будущем планируется все временные экспозиции (например ко Дню Победы), также заносить в виртуальный музей. Интерактивную нагрузку несет раздел « Архивы музея». Материалы, находящиеся здесь помогут учащимся в подготовке краеведческих докладов, домашних заданий к урокам краеведения. Тоже самое можно сказать о страницах « Страницы истории» и « Наши земляки». Эта страница, как никакая другая, должна подвергаться постоянному обновлению, т.к. сбор материала о знаменитых людях села одно из направлений работы нашего краеведческого кружка. Размещая информацию о местных художниках, целесообразно создавать виртуальную выставку с фотографиями картин, набросков и т.д. ( На нашем сайте это « Наследие художника А. Н. Селиверстова») Как было сказано выше, одна из задач сайта – повышение интерактивности. Веб – страница « Игротека» содержит интеллектуальные игры (в формате мультимедийной презентации « Путешествие в страну Гардарики», « Путешествие в Иван – край», «Метро времени», «Виртуальное путешествие в страну КЛИО») в которые посетители сайта играют самостоятельно. Зайдя на эту страницу, можно также узнать о краеведческих конкурсах и проектах.
В школе много лет работает фотокружок. Основная тематика работ членов этого кружка – « Мой родной край». Они и стали основой страницы « Фотогалерея». Эта веб - страница не только показывает всю красоту природы нашего края, но и дает информацию о флоре и фауне. Страницы « Ищу тебя», « Гостевая книга», « Вопросы и ответы» даёт возможность общения участников проекта с посетителями сайта, а также посетителям обратиться к участникам проекта с вопросами и предложениями. Данные страницы содержат инструкции, как связаться с нами. Мы очень надеемся, что они помогут нам в поисковой работе. Например, мы уже три года собираем материал о купцах Шорыгиных. Эта династия не исчезла, есть потомки. Может быть, кто нибудь из посетителей сайта выйдет на нас с новой информацией. На заключительном этапе проекта организуются ссылки между страницами, отдельные страницы оформляются в единое целое - сайт. Понятно, что просто создать сайт, мало. Необходимо в первую очередь проверить его работоспособность - корректность ссылок, удобство навигации, орфографию. Важно, чтобы ваш проект корректно отображался в разных браузерах. Данная работа не преследует цели подробно описывать техническую сторону проекта , существует много литературы по сайтостроению. Следует отметить, что на заключительном этапе необходима помощь учителя информатики, чтобы избежать ошибки с размещением сайта в Интернете. Отдельно хочется сказать о размещении сайта в сети. Свой сайт можно разместить на сайте школьной или районной сети Интернет или в Интернете на бесплатном гостевом Интернет – сервере. Можно также воспользоваться услугами провайдера, но сначала необходимо ознакомиться с условиями размещения. Для размещения на школьном сайте ( с разрешения администрации), мы разместили страницы « Главная страница», « Ищу тебя» и « Гостевая книга» в разделе « Краеведческий кружок» ( т.к. объем страниц всего сайта большой и не будет поддерживаться сетью). Именно эти страницы необходимы для общения с посетителями сайта. Разместив информацию, можно отправить её по указанному адресу, завязать переписку, найти человека. ( для этого необходимо открыть свой абонентский ящик с электронным адресом). В России есть несколько веб – серверов, предоставляющих бесплатные услуги по размещению сайтов, например http://narod.ru, htt://boom.ru и другие. Кроме того, можно найти сервер для размещения сайта, воспользовавшись поисковыми серверами в Интернете, например Яндексом (yandex.ru). Однако нужно помнить , что в полный объём вашего сайта может превысить допустимый и поэтому целесообразно сделать на основе сайта демо – версию с необходимыми координатами и информацией о содержании. Посетитель сети, заинтересовавшись вашей информацией, сам выйдет на школьный сайт, страничку « Краеведческий кружок» Если вы собираетесь самостоятельно разместить свой сайт в Интернете, то необходимо обратиться в соответствующую Интернет – службу. Ребята из краеведческого кружка « Колумб» Новогоркинской СОШ серьезно увлеклись созданием краеведческих Интернет- ресурсов. В планах ребят создание краеведческих проектов в формате ИКТ по географическому, экологическому краеведению. В школе накоплен богатый исторический материал, существует краеведческий музей. В связи с этим, вопрос обработки этого материала и использования в школьном процессе стоит наиболее остро. Поэтому для школы краеведческий веб - сайт - способ для накопления, обработки и использования краеведческого материала. Веб – сайт школьного краеведческого музея - это учебник родного края, написанный школьниками. Такое виртуальное краеведение доступно любой другой школе страны, в том числе и ребятам из нашего Лежневского района. Если такие веб-сайты будут созданы во всех школах, то с краеведческими исследованиями, проектами этих ребят смогут ознакомиться все желающие, а не только та часть ребят, которые присутствуют на районных краеведческих чтениях и конференциях. Итогом командной работы появляются новые полезные краеведческие ресурсы. Все больше людей смогут узнать наш край, и виртуальное краеведение – это неоценимое и уже незаменимое средство изучения истории родной земли. Овладев компьютером сама, считаю приоритетным использованием в процессе обучения и воспитания информационные технологии. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.
Список литературы
Е.В. Давыдова. Создание Web-страниц с помощью языка HTML. Информатика и образование 2000/8.
М. Ю. Монахов, А.А. Воронин Создаём школьный сайт в Интернете. Учебное пособие. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Д. Усенков. Уроки Web-мастера. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
Microsoft Publisher 2000. Шаг ша шагом: Практ.пособ. /Пер. с англ.— М.: Издательство ЭКОМ, 2002.
Intel “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft). М., 2005.
[1] Конституция РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальный школьный музей
Работа представляет проект создания виртуального школьного музея, посвященного истории школы, ее первым учителям и директорам, выпуску 1941 года. Указываются этапы создания музея, программа работы на ...
Проект "Виртуальный школьный музей"
Новая форма музейной педагогики. Представлен проект, который можно реализовать в школе....
Экскурсия в виртуальный школьный музей
Аннотацияк проекту "Лучшая виртуальная экскурсия в школьный музей" Проектная работа выполнена учеником 9 класса МБОУ «Чуру-Барышевская основная общеобразовательная школа» Апастовског...
Проект "Виртуальный школьный музей"
Проект "Виртуальный школьный музей"...
Социальный проект Школьный виртуальный краеведческий музей
}Создание и организация работы школьного виртуального краеведческого музея.}Создание экспозиции«Остановка «Рыбокомбинат» в исчезающей истории города»...
Участие в областном конкурсе "Наше Подмосковье - 2019". Проект "Виртуальный школьный музей"
Краткое описание проекта:Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный дос...
Проект " Школьный виртуальный музей- для успеха каждого ребенка"
На основе примеров успешной реализации виртуального музея можно доказать, что виртуальные музеи обладают большим образовательным и просветительским потенциалом и существуют примеры успешной реал...