Виртуальный школьный музей
методическая разработка по краеведению по теме

Работа представляет проект создания виртуального школьного музея, посвященного истории школы, ее первым учителям и директорам, выпуску 1941 года. Указываются этапы создания музея, программа работы на каждом этапе и прогнозируемый результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virt_sholnyy_muzey.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25 г. Салаира»

                                                                                     О.Н.Леонова

Виртуальный школьный музей

Проект

(2010-2011 гг.)

Салаир  2010

Автор: Леонова Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 25 г. Салаира»

Виртуальный школьный музей

(Текст): Проект / автор Леонова О.Н. –

Салаир: МОУ «СОШ № 25 г. Салаира», 2010. – 29с.

Проект «Виртуальный школьный музей» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей и педагогов по сохранению и изучению истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., организацию содержательного досуга  детей, воспитание гражданственности и патриотизма.

Содержание

Паспорт проекта……………………………………………….. 4

Актуальность и исходное состояние проблемы………………6

Новизна проекта…………………………………………………8

Цели и задачи проекта…………………………………………10

Механизм реализации проекта………………………………...11

Этапы реализации проекта……………………………………..11

Рабочая программа реализации проекта………………………14

Ожидаемые результаты…………………………………………19

Ресурсное обеспечение………………………………………….19

Перспективы деятельности музея………………………………20

Форма представления результатов……………………………..20

Список литературы………………………………………………21

Приложения………………………………………………………23

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Виртуальный школьный музей»

Разработчик проекта

Леонова О.Н., учитель истории МОУ «СОШ № 25 г. Салаира»

Цель и задачи проекта

Цель: активизация познавательной, творческой, социальной деятельности детей и педагогов школы по изучению истории Великой Отечественной войны, истории своего города, своей семьи через формирование единого культурно-информационного пространства между участниками проекта.

Задачи:

  1.  Посредством использования Интернет-технологий создать веб-сайт школьного музея;
  2. Организовать поисковую деятельность по сбору дополнительного краеведческого материала;
  3. Создать условия через проведение  конкурсов, акций и мероприятий для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции;
  4. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну;
  5. Привлечь общественность, родителей к совместной деятельности по воспитанию гражданственности;
  6. Повышать ИКТ-компетентность участников проекта посредством использования информационных технологий.

Сроки реализации проекта

Апрель 2010 – май 2011 года

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный  (апрель-май 2010)

2 этап. Подготовка контента сайта (май-сентябрь 2010))

3 этап. Создание веб-сайта школьного музея (октябрь-ноябрь 2010)

4 этап. Поисково-исследовательский (ноябрь 2010-апрель 2011)

5 этап. Заключительный (апрель-май 2011)

Исполнители проекта

Педагоги и обучающиеся школы, приглашенный системный администратор,  родители, представители общественности

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Создан веб-сайт школьного музея МОУ «СОШ № 25 г.Салаира»

Созданы виртуальные коллекции, экскурсии, выставки, обзоры фондов музея школы

Развернута поисково-исследовательская деятельность обучающихся школы

Осваиваются обучающимися специфические приемы музейной деятельности и ИКТ-компетенции

Совершенствуются формы внеклассной учебной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея

В перспективе:  выход на создание сетевого сообщества виртуальных музеев образовательных учреждений Гурьевского района

Актуальность и исходное состояние проблемы

Главной целью демократического образования является «воспитание гражданина современного общества и его подготовка к осмысленной жизни и деятельности в демократическом обществе» (из письма министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений» от 15 января 2003г.) Таким образом, превращение школ в общественные институты, обеспечивающие становление граждан как субъектов демократии, становится важнейшим направлением государственной политики в области образования.

Анализ состояния гражданского образования на сегодняшний день позволяет выявить следующие противоречия:

  1. между декларированием необходимости создания системы гражданского образования и недостатком практики в деятельности образовательного учреждения;
  2. между провозглашенными ценностями демократии, на которых базируется гражданское воспитание и утвердившимися отечественными традициями;
  3. между осознанием необходимости гражданского воспитания и утратой связи поколений, особенно в последние десятилетия;
  4. между осознанием возможностей использования богатой истории школы в воспитательном процессе и утратой опыта использования музея как средства гражданского воспитания.

История нашей школы идет с 1932 года. Нередки случаи, когда в ней обучались родители и бабушки сегодняшних учеников. Можно констатировать складывание не только школьных, но и семейных традиций обучения. На наш взгляд, этот материал   имеет непреходящую ценность в воспитательном процессе, он может стать основой гражданского воспитания, позволит учащимся осознать свою причастность к истории школы, а через нее –  к истории района, города, страны. При этом наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в практической деятельности по созданию и функционированию школьного музея, который бы мог стать одной из форм организации гражданского воспитания. Данная форма должна способствовать формированию гражданственности и патриотизма, а, следовательно, социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности. Этому способствуют совместный поиск материалов об истории школы на различных этапах ее жизни, общение с выпускниками и участниками различных исторических событий, работа с источниками, хранящимися в архивах. Таким способом учащийся усваивает опыт общественной жизни, культуру человеческих отношений, необходимых для сотрудничества с другими людьми. В данной деятельности создаются условия для эмоционального восприятия ценностей, способствующих формированию гражданственности.

Наша школа находится в маленьком городе, в котором всего два учреждения культуры: Детская школа искусств и Дом культуры. Городской музей находится в здании Дома культуры и занимает весьма небольшую площадь. Возможности вывозить детей в музеи других городов ограничены. Реальный опыт приобщения к музейному наследию возможно приобретать в рамках собственной школы, тем более что условия для этого есть.

    Возможные риски проекта связаны:

1) с временными затратами: на реализацию того или иного этапа может потребоваться более длительное количество времени;

2) со сложностью работ: участники проекта могут иметь низкую ИКТ-компетентность.

Новизна проекта

Для того чтобы музей образовательного учреждения стал действенным средством расширения образовательного кругозора и специализированных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно-полезной деятельности необходимо использовать новые технологии работы. К таким технологиям работы можно отнести Интернет-технологии и информационные технологии. Именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться современные подростки и педагоги.

Идея создания виртуального музея образовательного учреждения и использования Интернет-технологий, значительно расширяет рамки традиционного школьного музея,  формирует круг своих постоянных посетителей, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению в совместную проектную деятельность.

Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство. Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации учащихся, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации  в учебно-воспитательном процессе.

Виртуальный музей (веб-сайт-музей) — тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов образовательного учреждения. Это будет специализированный сайт, который представляет собой систему веб-страниц, связанных между собой гипертекстовыми ссылками,  на которых будут размещаться тематические виртуальные выставки и экскурсии, основанные на авторских текстах и качественных цифровых изображениях экспонатов из собраний школьного музея. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий.

Профиль музея предполагается историко-краеведческий. Специалисты отмечают большой потенциал и реальную ценность музеев историко-краеведческого профиля в силу возможности их большей интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования.

Уже сейчас собранный материал позволяет создать тематические виртуальные выставки:

  1. История Малотолмовской школы (с нее начиналась наша школа);
  2. Выпуск 1941 года, который с выпускного бала ушел прямо на фронт;
  3. Герои живут рядом (ветераны войны, участники войн в Афганистане и Чечне);
  4. Трудовые достижения наших бабушек и дедушек;
  5. Почетные граждане города Салаира;
  6. Города-герои, земля из которых была прислана в нашу школу
  7. Ветераны педагогического труда

Важнейшими критериями, которым должен удовлетворять виртуальный музей являются:

  1. репрезентативность и содержательность виртуальной экспозиции, исключающих искажение фактов, которые могут привести к предвзятому представлению об истории, человеческих судьбах;
  2. многослойность представленной информации, подходящей для   различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей;
  3. ясный пользовательский интерфейс с удобной навигацией.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: активизация познавательной, творческой, социальной деятельности детей и педагогов школы по изучению истории Великой Отечественной войны, истории своего города, своей семьи через формирование единого культурно-информационного пространства между участниками проекта.

Задачи проекта:

  1. Посредством использования Интернет-технологий создать веб-сайт школьного музея;
  2. Организовать поисковую деятельность по сбору дополнительного краеведческого материала;
  3. Создать условия через проведение  конкурсов, акций и мероприятий для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции;
  4. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну;
  5. Привлечь общественность, родителей к совместной деятельности по воспитанию гражданственности;
  6. Повышать ИКТ-компетентность участников проекта посредством использования информационных технологий.

Механизм реализации проекта

Проект будет реализовываться под руководством  учителя истории Леоновой О.Н. Планируется привлечение приглашенного специалиста – системного администратора Юдина Е.А.  Непосредственными исполнителями проекта станут педагоги и обучающиеся школы, их родители и родственники, представители общественности. Из обучающихся и педагогов, владеющих ИКТ-компетенциями, предполагается создание актива музея, который в дальнейшем непосредственно будет занят накоплением электронных ресурсов, их обработкой, созданием тематических коллекций и виртуальных экспозиций. Внутри актива предполагается распределение обязанностей согласно предлагаемой структуре (приложение 1).

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  апрель-май 2010

  1. Анализ состояния проблемы
  2. Выявление и систематизация материалов в архиве школы
  3. Актуализация темы создания виртуального музея для всех участников образовательного процесса, выпускников, ветеранов школы
  4. Определение круга  лиц для сотрудничества по созданию виртуального музея
  5. Создание актива музея из обучающихся и педагогов
  6. Разработка программы деятельности

2 этап. Подготовка контента сайта

 май-сентябрь 2010

  1. Определение тематики первых экспозиций (веб-страниц) (приложение 2)
  2. Оцифровка документальных и вещественных источников
  3. Создание электронной базы данных по истории школы и города
  4. Разработка единой системы хранения и каталогизации всех возможных видов электронного представления музейных экспонатов
  5. Подготовка материалов для медиа-экспозиций
  6. Проведение обучающего семинара «Знакомство с Интернет-технологиями»

3 этап Создание веб-сайта школьного музея

октябрь-ноябрь 2010

  1. Выбор типа сайта
  2. Регистрация домена и хостинг
  3. Выбор инструментов создания сайта и его дизайна
  4. Определение структуры сайта (приложение 3)
  5. Моделирование системы построения виртуального макета музея и его залов
  6. Разработка механизмов интеграции виртуального макета и базы данных описаний экспонатов
  7. Наполнение контентом первых веб-страниц
  8. Проектирование интерактивных систем представления и навигации по виртуальным мультимедийным музейным экспозициям с возможностью просмотра материалов по экспонатам

4 этап. Поисково-исследовательский

Ноябрь 2010-апрель 2011

  1. Организация поисковой работы
  2. Создание творческих групп по направлениям деятельности музея
  3. Обучение актива музея основам музейной деятельности и ИКТ-компетенциям
  4. Добавление  материалов к виртуальным экспозициям
  5. Создание новых веб-страниц
  6. Разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности школы по гражданскому воспитанию с учетом использования возможностей музея
  7. Создание и распространение печатной продукции по материалам виртуального музея

5 этап. Заключительный

Апрель-май 2011

  1. Формирование копилки методических разработок по гражданскому воспитанию обучающихся
  2. Презентация веб-сайта на районной научно-практической конференции «Живи, Кузнецкая земля»
  3. Установление контактов с существующими виртуальными школьными музеями через Интернет
  4. Подведение итогов и анализ результатов

Рабочая программа реализации проекта

Содержание деятельности

Сроки

Исполнители

Ожидаемый результат

1 этап. Подготовительный

Изучение литературы и подготовка проекта

Работа с архивом школы, выявление материалов, необходимых для подготовки будущих экспозиций

Представление проекта на педагогическом совете школы

Ознакомление с проектом обучающихся на классных часах

Определение круга лиц для сотрудничества по созданию музея

Создание актива музея из педагогов и обучающихся среднего и старшего звена

2 этап. Подготовка контента сайта

Определение тематики первых веб-страниц

Оцифровка вещественных и документальных материалов для первых экспозиций

Комплектование электронного архива по материалам первых экспозиций

Разработка единой системы хранения и каталогизации  файлов в электронном архиве

Составление поясняющих текстов для экспозиций

Комплектование контента первых экспозиций (веб-страниц)

Проведение обучающего семинара «Знакомство с Интернет-технологиями» с активом музея

3 этап. Создание сайта

Выбор типа сайта

Регистрация домена:

  1. Подбор и проверка доменного имени
  2. Подбор регистратора
  3. Получение аккаунта
  4. Оплата домена

Хостинг (приобретение места)

Подбор инструментов создания сайта, выбор дизайна

Определение структуры сайта

Моделирование виртуального макета музея

Наполнение контентом первых трех веб-страниц

Создание системы навигации по виртуальным музейным экспозициям

Сверстка первых веб-страниц

Опубликование сайта

4 этап. Поисково-исследовательский

Проведение занятий с активом музея для ознакомления с основами музейной деятельности

Создание рабочих групп по классам для организации поисково-исследовательской работы с целью создания новых экспозиций музея

Сбор информации рабочими группами

Оцифровка собранной информации

Составление макетов новых экспозиций

Презентация собранного материала на школьной научно-практической конференции, классных часах

Создание и наполнение контентом новых веб-страниц

Разработка и создание тематических сборников по материалам поисково-исследовательской работы

5 этап. Заключительный

Презентация веб-сайта на районной научно-практической конференции

Подведение итогов реализации проекта

Формирование копилки методических разработок с использованием опыта работы и коллекций музея

Установление контактов с виртуальными школьными музеями через сеть Интернет

Распространение опыта создания виртуального музея

Апрель 2010

Апрель 2010

Май 2010

Май 2010

Май 2010

Май 2010

Май 2010

Июнь-август 2010

Июнь-август 2010

Июнь 2010

Август 2010

Сентябрь 2010

Сентябрь 2010

Октябрь 2010

Октябрь 2010

Октябрь 2010

 Октябрь 2010

Октябрь 2010

Октябрь 2010

Ноябрь 2010

Ноябрь 2010

Ноябрь 2010

Ноябрь 2010

В течение года

Ноябрь 2010

Декабрь 2010-февраль 2011

Февраль-март 2011

Март 2011

Март 2011

Март-апрель 2011

Апрель-май 2011

Май 2011

Май 2011

В течение года

Апрель-май 2011

Апрель-май 2011

Леонова О.Н.

Леонова О.Н., Королькова  Л.С., организатор детского движения

Леонова О.Н.

Классные руководители

Администрация школы

Администрация школы, Леонова О.Н.

Леонова О.Н., Королькова Л.С.

Педагоги  и обучающиеся актива музея

Хранитель файлов

Хранитель файлов

Педагоги  и обучающиеся актива музея

Леонова О.Н., Королькова Л.С.

Системный администратор, руководитель музея

Системный администратор

Системный администратор

Системный администратор

Системный администратор

Руководитель музея

Системный администратор, руководитель музея, актив музея

Системный администратор, актив музея

Системный администратор

Системный администратор

Системный администратор

Руководитель музея, организатор, актив музея

Классные руководители, обучающиеся, родители

Обучающиеся, родители, общественность

Хранитель файлов, актив музея

Руководитель музея, актив музея

Участники поисковой деятельности, родители, общественность

Системный администратор, актив музея

Руководитель музея, актив музея

Руководитель и актив музея

Все участники проекта

Классные руководители

Руководитель и актив музея

Руководитель музея, актив музея

Готовый проект

Собранные для работы материалы

Ознакомление коллектива школы через презентацию проекта

Ознакомление обучающихся школы с идеей проекта

Заключение договора с системным администратором

Созданный актив музея

Выбраны первые три экспозиции

Оцифрованы необходимые материалы

Скомплектованы первые папки электронного архива

Разработана единая система хранения файлов

Составлены поясняющие тексты

Создан контент первых веб-страниц

Проведен семинар с активом музея

Выбран тип сайта

Зарегистрирован домен

Получено место

Выбраны инструменты и дизайн сайта

Определена структура сайта

Создан макет музея

Наполнены содержанием первые три страницы

Создана система навигации

Сверстаны первые страницы

Опубликован сайт

Рост социальной и ИКТ-компетенций участников проекта

Созданы рабочие группы

Собранный материал для новых экспозиций

Готовые файлы для виртуальных выставок

Макеты новых экспозиций

Выступления участников проекта с результатами своей работы

Новые веб-страницы

Отпечатанные тематические сборники

Выступление с целью презентации

Анализ результатов реализации проекта на педагогическом совете школы

Составление сборника методических разработок

Связи и контакты с другими музеями

Подготовка методических рекомендаций по созданию виртуального музея и виртуальных коллекций

Ожидаемые результаты

Создан веб-сайт школьного музея МОУ «СОШ № 25 г.Салаира»

Созданы виртуальные коллекции, экскурсии, выставки, обзоры фондов музея школы

Развернута поисково-исследовательская деятельность обучающихся школы

Осваиваются обучающимися специфические приемы музейной деятельности и ИКТ-компетенции

Совершенствуются формы внеклассной учебной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея

В перспективе:  выход на создание сетевого сообщества виртуальных музеев образовательных учреждений Гурьевского района

Ресурсное обеспечение

Кадровые ресурсы:

  1. Руководитель музея Леонова О.Н., учитель истории
  2. Координатор детского движения, руководитель поисково-исследовательской деятельности Королькова Л.С.
  3. Системный администратор Юдин Е.А.
  4. Учитель информатики Досова А.А.
  5. Педагоги школы, прошедшие подготовку по ИКТ-технологиям

Материально-технические ресурсы (имеющиеся в наличии):

  1. ИКТ-класс в школе (10 ПК)
  2. Подключение к сети Интернет
  3. ПК в кабинете истории
  4. Сканер
  5. Принтер
  6. Ксерокс
  7. Цифровой фотоаппарат
  8. Цифровая видеокамера
  9. Мультимедийный проектор
  10. Экран

Перспективы деятельности музея

  1. Проведение обучающих занятий «Первые шаги в исследовании»
  2. Выход на создание сетевого сообщества виртуальных музеев учреждений образования Гурьевского района
  3. Подготовка методических рекомендаций по созданию виртуальных коллекций для руководителей музеев, по использованию материалов виртуальных коллекций в учебной и внеучебной деятельности
  4. Создание фонда детского творчества (сохранение в цифровом формате детских творческих работ разной направленности)
  5. Создание цифровой летописи школы
  6. Создание на сайте школьного музея веб-страницы по истории города Салаира

Форма представления результатов

По окончании проекта планируется составление методических рекомендаций по созданию виртуального школьного музея, распространение опыта создания музея среди образовательных учреждений Гурьевского район