Языковое разнообразие народов Кубани.
учебно-методический материал по краеведению (8 класс)

Жирова Маргарита Александровна

Урок для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_yazykovoe_raznoobrazie_narodov_kubani.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Языковое разнообразие народов Кубани.

Цель: формирование целостного представления об истории и культуре Кубани; воспитание уважительного отношения к этносам Кубани.

Задачи: познакомить с разнообразием языковых групп, представленных населением Кубани и Черноморья; показать влияние многонационального состава населения на формирование кубанских диалектов; развивать лексический запас учащихся.

                                                                             Ход урока.

  1. Орг.момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

- Тема нашего урока «Языковое разнообразие Кубани и Черноморья». (запись темы в тетрадь) СЛ  Вспомните, что мы писали на лепестках этой «ромашки»? (названия народов, проживавших на Кубани)
- Назовите народы, проживавшие на Кубани в разное время. (адыги, греки, турки, армяне, немцы, чехи, болгары, поляки, эстонцы, молдаване и др.) СЛ 2*
- Как вы думаете, как взаимосвязаны народы, проживавшие на Кубани в разное время и тема нашего урока? ( Каждый народ оставил частицу своей культуры, языка в названиях географических объектов, предметов быта, кулинарных блюд, обычаев и т.д.) СЛ 2**
Работа с эпиграфом к уроку: 

- Известный русский литератор – Виссарион Григорьевич Белинский сказал следующее:
Все народы меняются словами и  занимают их друг у друга.
- Цель нашего урока сего узнать, какие народы «меняясь словами» обогатили друг друга и сыграли существенную роль в формировании языкового разнообразия Кубани и Черноморья. 

  1. Работа над темой урока.

- Какие народы являются коренными жителями Кубани? (адыги). Вы помните, что под словом «адыги» мы подразумеваем многочисленные адыгские племена. До появления у них литературного языка, каждое из племён говорило на своём диалекте. С появлением письменности сохранившиеся диалекты вошли в кабардинский и адыгейские языки. Они, как и абхазский язык, относятся к Кавказской языковой группе. После смешения её со славянскими языками образовывается кубанский диалект, существующий и в наше время.

  1. Запись в тетрадь:
     Языковые группы Кубани и Черноморья:
  • Кавказские языки (адыгский, кабардинский, абхазский
    Тюркские языки (работа с учебником стр.43) 
  • От каких народов на Кубань проникли тюркские заимствованные слова? ( ногайцы, крымские татары, азербайджанцы, адыги)
  1. . Пользуясь учебником и имеющимися знаниями, дать определения слов: 

Аманат—(заложник)
Аул— (поселение у горцев)
Джигит—( воин горских народов)
Казак—(воин, разведчик, по Ткаченко – житель Кавказа)
Казан—(чугунная посуда с толстым дном для приготовления пищи над открытым огнём на треноге)
Кунак—(побратим, друг)
Курган— (земляная насыпь над захоронением)
Лаваш—(хлебная лепёшка)
Саман—необожжённый кирпич)
Чебак—(лещ)
Юрт—(земельный надел)

  1. Проверка.

Все эти слова и многие другие, прочно вошедшие в нашу речь, и не воспринимаемые как чужие называют кубанскими регионализмами. 

Семитские языки – язык, используемый в древности горскими евреями и выходцами из отдельных районов Армении и Грузии. 

  • Мы с вами уже говорили о том, что в окрестностях Сочи проживают эстонцы. Они относятся к финно-угорской языковой группе.
  • Молдаване, проживающие на Кубани, относятся к романской группе языков
  • Немцы – к германской.
  • К индоевропейской языковой группе относятся – осетинский, курдский, греческий и армянский языки.
  • Славянские языки (русский, украинский).

 Когда на Кубани началось распространение русского языка? ( в 17 веке от старообрядцев, позже некрасовцев) 

Кроме этого, многие адыгские племена приняли русское подданство (в 17 в.), а значит, они стали употреблять в речи русский язык. А также от донских казаков, издавна служивших на Кавказской линии и других русских переселенцев, выходцев из разных областей России.

- Когда на Кубань проник украинский язык? ( с переселением черноморских казаков на Кубань в 1792г., а также от переселенцев из Малороссии)

-В результате смешения русского и украинского языков, а также заимствования слов из северокавказских и тюркских языков образовался уникальный кубанский говор.

- Почему кубанские говоры называют «диалектами вторичного образования»? 

Найдите ответ на этот вопрос на стр.45 учебника. (они сформировались после появления письменности и литературного языка, переселявшиеся люди уже говорили на разнообразных диалектах). 

  1. Работа по карточкам.


Карточка №1. Вставьте подходящие по смыслу слова.

В занесенных снегом ____ 
хатах ____________ ютятся люди.
__ 
Мазанка __________ деда Евдокима стояла прям посреди поля.
Когда небо над ____ 
курныком _________ светлело, кочеты начинали горланить свои песни.
Поднималася я ранехонько, утиралася _____ 
рушником ___________ белехонько.
Слова для справок: рушник, угольник, мазанка, времянка, хата, притворы, курнык, халабуда.

Карточка №2. Вставьте подходящие по смыслу слова.

А что это возле нашего ______ 
курныка ___________ хлопцы вертятся и тын (забор) ломают.
Мать достала из ______ 
угольника ______________ казаны, чашки, плошки, черепушки.
А снаружи хату украшали резные ______ 
притворы ____________.
Она в ноги ему поклонилась и пошла до своей ____ 
хаты ________.
Слова для справок: рушник, угольник, мазанка, времянка, хата, притворы, курнык, халабуда.

  1. Закрепление изученного – ответы на вопросы учебника на стр.45 и СЛ 10
  2. Д\з записи в тетради, составить толковый словарик по теме «В казачьей хате». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к исследовательскому проекту "Кухня народов Кубани"

Аннотация к исследовательскому проекту "Кухня народов Кубани"...

Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»

Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке» . 8 класс....

Внеклассное мероприятие "Дружба народов Кубани"

Разрешите представить вашему вниманию один из вариантов планирования проектной деятельности – разработку внеклассного мероприятия по теме «Дружба народов Кубани».Тип предлогаемого на...

Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке

Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа  в истории Российского государства...

«Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»

Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа  в истории Российского государства...

Языковые семьи народов Северного Кавказа. Языковые семьи народов Крайнего Севера.

Россия является многонациональным государством со множеством малых народностей на территории, поэтому сохранение их культуры и исключительного образа жизни является одним из приоритетов государства....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЛЕКЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ «День Народного Единства: культурное разнообразие народов России»

Внеурочное занятие, проводимое в последнюю неделю 1-й четверти перед каникулами, посвящённое национальному празднику День Народного Единства. В рамках данной беседы проводилось ознакомление лицеистов ...