Конспект занятия краеведческого кружка по программе «Удивительный Санкт-Петербург»
план-конспект занятия по краеведению (5 класс)

Абанькина Мария Павловна

Тема занятия. Удивительный Санкт-Петербург.
(2-й год обучения. Раздел 4. Дворцовая площадь — главная площадь Санкт- Петербурга)              
Педагог Абанькина М. П.
Тип занятия: итоговое повторительно-обобщающее, занятие-викторина.
Цели: формирование представления о значении Санкт-Петербурга и его наследия.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_kraevedcheskogo_kruzhka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия краеведческого кружка по программе
«Удивительный Санкт-Петербург».

Тема занятия. Удивительный Санкт-Петербург.
(2-й год обучения. Раздел 4. Дворцовая площадь — главная площадь Санкт- Петербурга)
               
Педагог Абанькина М. П.
Тип занятия: итоговое повторительно-обобщающее, занятие-викторина.
Цели: формирование представления о значении Санкт-Петербурга и его наследия.
Задачи.
Образовательные:
 
- обобщить знания о главных исторических и культурных памятниках,
- продолжить знакомство учащихся с окружающей городской средой и с ее создателями.
Развивающие: 
- продолжить формирование навыков работы с картой города, умения обобщать изложенный материал;
- продолжить формирование навыков по самостоятельному изучению города;
- формировать навыки по выполнению творческих заданий.
Воспитательные:
- способствовать эмоционально-ценностному восприятию памятников культуры города;
- развивать чувство патриотизма, гордости за родной город;
- пробудить познавательный интерес к истории и культуре своего города.
Оборудование. ПК с программой Power Point,  настенная карта современного города.
У учащихся: атласы с картами по истории С.-Петербурга (ЗАО " Карта ЛТД", 2013).
Дидактический материал: электронная презентация к занятию, созданная в среде Power Point, раздаточный материал: карточки со стихотворением «Первоапрельский Санкт-Петербург», жетоны для подсчета баллов (маленькие картонные карточки с видами города), пазлы с видами Санкт-Петербурга.
Педагог: сегодня мы вспомним главное, что узнали о нашем замечательном городе в этом учебном году, достопримечательности Петербурга, реки, острова, памятники и многое другое. Прошу вас разделиться на две равные команды, проведем небольшой конкурс и определим, какая команда лучше знает наш город.
Обучающиеся делятся на команды, каждая придумывает себе название, связанное с городом, выбирает капитана. Капитаны тянут жребий, определяя, какой команде достанется первый вопрос.
Первое задание: разгадать загадку и показать ответ на карте. Педагог загадывает загадки в стихах по очереди каждой команде. После того, как обучающиеся дают правильный ответ, на экране компьютера демонстрируется соответствующий слайд. После этого представитель команды показывает отгаданный объект на большой настенной карте города. Таким образом, команда, правильно отгадав загадку и показав ответ на карте, может заработать два балла. Если назван только объект, а с показом по карте ребята затрудняются, команда зарабатывает только один балл. Педагог выдает каждой команде соответствующее количество жетонов за правильные ответы.

Однажды триста лет назад
Царь Петр к Неве прислал солдат.
Шел по болотам и лесам
И этот остров выбрал сам (слайд №1: Заячий остров)

Купила коллекцию Екатерина,
Но где разместить шедевры-картины?
Пристройка к дворцу,
Сад висячий при ней,
Так начинался этот музей (слайд №2: Эрмитаж)

Однажды остров центром стал,
Прорыть каналы царь мечтал,
Хотел, чтоб воды синие
Текли по каждой линии (слайд №3: Васильевский остров)

Здесь Аполлон и Афродита,
Здесь бог и кто еще – бог весть.
Диана, листьями повита,
Вельможе желудей не счесть (слайд №4: Летний сад)

Ужасен он в окрестной мгле,
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта? (слайд № 5: Медный всадник)

Я к розам хочу,
В тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой  (слайд №6: Ограда Летнего сада)

Веленью мастера покорны,
Пройдя чистилище огня,
Взвились на воздух вихрем черным
Четыре бронзовых коня (слайд №7: Кони на Аничковом мосту)

Гранит суровый, величавый,
Обломок довременных скал,
Как знак побед, как символ славы
Ты перед царским домом встал (слайд №8: Александровская колонна)

Античная строгость и водный простор,
Огней на колоннах свечение
Так зодчий восславил купеческий торг
И порт мирового значения (слайд №9: Стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны)

А там еще живет петровский век
В углу между Фонтанкой и Невою… (слайд №10: Летний дворец Петра I)

У самых вод раскатистой Невы,
Лицом к лицу с нарядною столицей,
Темнеет, грозный в памяти молвы,
Гранитный вал с внушительною спицей.
Там виден храм, где искони внутри
Опочивают русские цари…(слайд №11: Петропавловская крепость и Петропавловский собор)

Этот дом – не просто дом,
дом другой запрятан в нем (слайд №12: Домик Петра I)

Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как резвятся вокруг него зверята,
И думает: о милые ребята… (слайд №13: Памятник И. А. Крылову в Летнем саду)

Маленький кораблик в городе огромном
В небе над Невою синем и просторном.
Маленький кораблик высоко плывет,
Это символ города, здесь рождался флот (слайд №14: Адмиралтейство)

Стреляет в полдень пушка,
Скрывается в дыму,
Когда стреляет пушка,
Не страшно никому.
Шумит волна речная
У крепостной стены,
А пушка ведь ручная,
Она не для войны (слайд №15: Пушка на Нарышкином бастионе Петропавловской крепости)

На болоте родился,
Три раза крестился,
Врагу не сдавался,
Героем остался (слайд №16: Вид Санкт-Петербурга с высоты птичьего полета; представителю команды нужно показать любую из неназванных достопримечательностей города)


Второе задание. Обучающимся дается задание найти и подчеркнуть ошибки в стихотворении «Первоапрельский Санкт-Петербург». Также ребята должны подчеркнуть названия тех объектов, которых нет на Невском проспекте. За каждую найденную ошибку команда получает один балл.

Вот позвала меня тетя к обеду,
Я
на трамвае по Невскому еду.

Слева - Гостиный, справа - Пассаж,
Вот показался
музей Эрмитаж.

В Гостином дворе зарождался наш флот -
Российской державы надежный оплот.

Воздвиг Монферран на Невском собор,
Святому
Исакию он посвящен.

В узорах лепных он стоит бело-зелен,
Зимний дворец, архитектор Фадеев.

Вот полководцы, что били французов,
Слева -
Суворов, а справа - Кутузов.

Садик на Невском, фигуры узнали?
Сфинксы с крылами на пьедестале.

Речку Мойку все знают без спора,
Стоит на приколе там
крейсер «Аврора».

Педагог собирает карточки. Затем читает вслух стихотворение и спрашивает ребят, если нужно, объясняет, почему следовало подчеркнуть то или иное слово. При этом на экране компьютера демонстрируются соответствующие слайды:
1-е четверостишие – слайд №17 – современный Невский проспект (трамваи там сейчас не ходят);
2-е четверостишие – слайд №18 – Эрмитаж, вид с Дворцовой набережной (не находится на Невском проспекте);
3-е четверостишие – слайд №19 – Гостиный двор (есть на Невском проспекте, но там не зарождался флот, а велась торговля);
4-е четверостишие – слайд №20 – Исаакиевский собор (находится на Исаакиевской площади, а не на Невском пр.);
5-е четверостишие – слайд №21 – Зимний дворец (на Дворцовой площади, а не на Невском пр., архитектор Франческо Растрелли);
6-е четверостишие – слайд №22 – Памятник Суворову (на Суворовской площади у Троицкого моста);
7-е четверостишие – слайд №23 – Грифоны на Банковском мосту (находятся в стороне от проспекта, а на Невском пр. есть Екатерининский садик);
8-е четверостишие – слайд №24 – Крейсер «Аврора» (находится в Большой Невке, а не на Мойке, хотя Мойка действительно пересекает Невский).

Третье задание. Каждая команда составляет «Петербургскую азбуку»: на все буквы алфавита (по возможности) нужно подобрать и записать на лист бумаги название известного городского объекта, например,
А – Адмиралтейство,
Б – Биржа,
В – Воронцовский дворец и так далее.
При выполнении задания команды могут пользовать картами города в атласе. За каждый объект можно заработать один балл. Пока команды выполняют это задание, педагог проверяет предыдущее, выдает каждой команде соответствующее количество жетонов.

Четвертое задание. Каждая команда получает одинаковое количество деталей и собирает пазл с каким-либо видом города (например, у одной команды должен получиться Дворцовый мост, а у другой – Арка Главного штаба). Команда, которая раньше соберет пазл, получает дополнительно один балл. Кроме того, каждая команда должна правильно назвать получившийся объект, за это также присуждается балл. Пока выполняется это задание, педагог проверяет результаты предыдущего, подводит предварительный итог игры, подсчитывая жетоны каждой из команд.
После завершения выполнения четвертого задания педагог подводит окончательные итоги игры, определяет команду – победителя, благодарит всех участников за игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по теме: "Переработка ТБО в Санкт-Петербурге"

Презентация иллюстрирует цикл переработки твердых бытовых отходов на мусороперерабатывающем заводе.....

Занятие краеведческого кружка Тема: «Бюро находок»

Изучение многообразия животных по следам их жизнедеятельности (по экспонатам  школьного природно-этнографического музея)....

Статья Формирование умения ориентироваться в городском пространстве на уроках истории Санкт-Петербурга и на занятиях краеведческого кружка

Из опыта работы учителя истории и культуры Санкт-Петербурга и педагога дополнительного образования (на занятиях краеведческого кружка)...

конспект занятия по лексической теме: "Московский район Санкт-Петербурга"

Лексическая тема: "Московский район Санкт-Петербурга"Посвящен празднованию 100-летия Московского района. Занятие для детей старшей  логопедической группы группы....

Методическая разработка внеурочного занятия на английском языке по теме «Санкт-Петербург и пригороды. Петергоф.»

Методическая разработка внеурочного занятия объединения «Школа гидов» по теме «Санкт-Петербург и пригороды. Петергоф.». Занятие было проведено в группе учащихся 5 класса....

Методическая разработка занятия «Виртуальная экскурсия по памятным местам Санкт-Петербурга»

Данное занятие можно рекомендовать для проведения внеурочных занятий, классных часов в начальных классах....