конспект занятия по лексической теме: "Московский район Санкт-Петербурга"
методическая разработка

Копейкина Светлана Александровна
Лексическая тема: "Московский район Санкт-Петербурга"

Посвящен празднованию 100-летия Московского района. Занятие для детей старшей  логопедической группы группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Московский район33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД  

Тема: «Прогулка по Московскому району».

Учитель-логопед: Копейкина Светлана Александровна (Высшая кв. категория)

Цель:

 Формирование и закрепление знаний по лексической теме «Московский     район Санкт-Петербурга»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Задачи: 

Образовательные:

-Уточнить и обобщить знания детей по лексической теме «мой район». Продолжать работу по активизации и уточнению словаря детей.

- Обучение фонематическому анализу и синтезу слова.

- Закреплять умение детей подбирать слова-антонимы, называть обобщенное слово для группы слов;

Развивающие:

1. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.

2. Развитие пространственных представлений.

3. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

4. Стимулировать развитие мыслительных способностей.

5. Развитие навыка правильно строить простые распространенные предложения.

6. Развитие диалогической речи.

7. Развитие артикуляционной и мимической моторики.        

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи

Методы и приемы:

  • наглядный метод (использование картин, фотографий, видеоряд);
  • словесный (загадывание загадок, рассказ воспитателя);
  • репродуктивный (воспроизведение движений);
  • игровой.

Приемы: 

лексико-грамматические упражнения, беседа, загадки; дидактические игры,

физ.минутка, иллюстрации.

Планируемый результат: сформировать интерес к району, в котором живем.

Подготовительная работа: беседы: «Мой город»«Достопримечательности Санкт-Петербурга»«Основание города и Московского района» и др. ; рассматривание иллюстраций, картин по теме; чтение художественной литературы: отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», загадывание загадок, решение ребусов; прослушивание записей «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры «Что из чего – какой?», «Строим дом, крепость, ворота», «Скажи наоборот», «Что лишнее» . 

Словарная работа: улица, проспект, площадь, переулок, застава, храм, церковь.

Оборудование: макет города; демонстрационные картинки: город-пирог, знаки остановки общественного транспорта,  домов из разных материалов, разных размеров, ребусы и ответы, схемы описания, разрезные картинки, фотографии детей в домике, телевизор, магнитофон.

                Содержание НОД: «Прогулка по Московскому району»

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

Вводно-организационный

Есть удивительный город, а в нём

Жители ходят ночами, как днём.

Белые ночи, светлые очень,

Кто пропустить это чудо захочет?

Если ты знаешь тот город, мой друг,

Мне подскажи, это….

- Санкт-Петербург

1 мин

2

Мотивационно-побудительный

Правильно, это наш город Санкт-Петербург.  Он очень большой, и чтобы людям было удобно жить в городе  и ухаживать за ним, решили разделить его на части—как пирог.

Части назвали районами. Мы живем в Московском районе.  

Включаю:

Видео «Московский район»

Московский район  находится в южной части города. Здесь начинается дорога на Москву.  

 - как называется наш район?

Хотите прогуляться?

Тогда вперед!

- Наш район называется Московский.

-Да, хотим.

2 мин

3

Актуализация

актуализация имеющихся знаний, предст.

создание ситуации в которой возникает необходимость в получ. новых представл

воспроизвед. и усвоение нового

I. Московский район очень большой. И пешком путешествовать трудно. На чем можно путешествовать?

-- Чтобы узнать, на чем мы поедем, необходимо отгадать ребус?         

- на чем мы поедем?

-как ты догадался?

Отправляться мы будем от Московских ворот. (картинка) Два веканазад здесь заканчикался город и стояла Московская застава. (картинка)

Здесь проверяли грузы, которые ввозили в город. Именно от сюда начал строится Московский район.

Садимся В автобус и рассматриваем проезжаем много чего? (останавливаемся у макета)

-- Дома мы видим какие? По размеру

Игра «скажи наоборот»

 большие-

Широкие-

Высокие-

 (указываем на дом…)

Если один этаж то дом какой

Если два этажа?

Мы приехали на первую остановку «отгадайка»

Первое задание: мы подъехали к дому, в котором живет много ваших друзей. Это дом какой, сколько в нем этажей?(картинка с фотографиями детей)

Скажите, Кто живет

На втором этаже справа

На третьем этаже слева

Отгадайте загадки, если правильно отгадаете, увидите ответ на экране:

«Один-много»

Верно, парк. Район большой, и чтобы все могли спокойно гулять, в нем много …(чего)

Это парк Героев, парк Авиаторов, парк Победы.

Правильно, но московском районе не один храм, их много

 (выставляем картинки)

Чесменский собор-Построенный после победы над турками в сражении на Черном море. Храм при Московской заставе,

Новый храм в Парке Победы, Церковь Рождества стоит у Московского шоссе.

Наш район украшен множеством фонтанов.

-Где  вы  их встречали? (показываю картинки)

И театр у нас не один, их много

(театр Сказки, театр Олеко) (показ картинки)

Район, в котором мы живем очень большой и умных начитанных жителей в нем много, и библиотек должна быть не одна, а …

- путешествуют на транспорте.

 -мы поедем на АВТОБУСЕ.

-из слова «автомобиль» возьмём 1234 звуки, у слова бусы уберем последний звук. Получаем «автобус».

Проезжаем много улиц, домов…

-Дома бывают:

Маленькие

Узкие

низкие

Одноэтажный

-Двухэтажный дом.

- Этот дом

четырехэтажный

на втором этаже справа живет-

Дима.

С лева-Леша, Даня, Слава, Вика…

Дети читают загадки:

В городе деревьев мало,

А гулять стремятся все.

Уходя на два квартала от проспектов и шоссе,

Здесь прохладно средь аллей

и зеленых тополей.

-это парк

- много парков

На горе стоит свеча,

В ней молитва горяча.

-Эта загадка про храм, церковь.

-много храмов, церквей

В центре парка или сада,
Никому я не преграда;
Мой цветок подобен раю,
Я - водою расцветаю,
Очень мой прекрасен стан, 
А зовут меня-    
фонтан

Загадка о театре

-много театров.

О библиотеке

-много библиотек

8 мин

4

Динамическая

пауза

Упражнение «Город»

Как красиво все кругом

В моем городе родном.

Здесь дороги и мосты,

Памятники и сады,

И музей есть, и больница –

В ней мы можем подлечиться.

Есть дома и магазины –

Манят нас к себе витрины.

Есть гимназия, лицей,

В школу мы пойдем скорей.

Много разного – не счесть.

В городе моем все есть.

(выполняем движения по тексту)

2 мин

5

практическая работа

 Чтобы путешествовать дальше нам нужно отгадать следующий ребус.

- как ты догадался?

Молодцы, едем до остановки «читайка-собирайка»

Воспитатель:

 Персов и турок разбили на юге –

Отметить решили героев заслуги,

Стасов построил у Южной заставы

Ворота в честь русской победы и славы. (картинка)

А теперь нам надо собрать разрезные картинки, которые помогут вспомнить достопримечательности Московского района.

--Собирайте и называйте, что у вас получилось.

-это трамвай.

Из слова «страус», убрать 1 звук С,

И два последних, это- УС; остается ТРА, М –В- А+Й=

ТРАМВАЙ.

(Дети читают стихи

О фонтане

О Чесменской церкви

(Дети собирают картинки и называют)

8 мин

6

Рефлексивно

 коррегирую-щий

(для деят-ти

в которой

преобладает практическ.

работа)

«4 лишний» из картинок, которые собрали

А теперь попробуйте назвать те картинки, отсутствующие в Московском районе

А что в нашем районе вам особенно запомнилось, и о чем вы хотите рассказать?

Кремль – в Москве, Петропавловская крепость и Адмиралтейство – находятся в центре города

Даня С.

о Монументе Победы.

Даня Тр.

 О Пожарной части

2 мин

7

Заключитель-ный этап

рефлексия

Путешествие наше подошло к концу. Предлагаю полюбоваться еще раз красотами Московского района и прослушать замечательную песню. (включаю песню «Московский район» магнитофон )

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении районной игры по станциям для младших школьников «Радуга над Петербургом» Василеостровского района Санкт-Петербурга

На базе Центра творческого развития и гуманитарного образования "На Васильевском" педагогами дополнительного образования разных направлений было разработано положение о проведении районной игры по ста...

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

ПОЛОЖЕНИЕ об организации занятий, оценивании и аттестации обучающихся по предмету «Физическая культура» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями:Федеральным законом «Об образовании в Российской Федераций»;Федеральным законо...

Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"

Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.  Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...

«Особенности организации занятий детей декоративно-прикладным творчеством и игровой деятельностью в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Организация отдыха и  оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики государства. Эффективность этой деятельности все больше зависит от степени разработанности ее концептуаль...

Конспект занятия краеведческого кружка по программе «Удивительный Санкт-Петербург»

Тема занятия. Удивительный Санкт-Петербург.(2-й год обучения. Раздел 4. Дворцовая площадь — главная площадь Санкт- Петербурга)...