Тема: Слушаем песнопение от сказителя.
методическая разработка по краеведению

Восп. Во-первых, народы, проживающие на Ямале можно разделить условно на коренных и пришлых. К коренным относят тех, кто испокон веков проживал на данной территории, на Ямале. Это ненцы, ханты, манси, селькупы, коми… А к пришлым относят, тех,  кто приехал на протяжении 400 лет, с конца 16 веков, до  начала 21 века. Это сначала были купцы, служащие, и чиновники, ученые, геологи, учителя, миссионеры… Особенно бурный поток пришлых  произошел во второй половине 20 века, когда на Ямале были открыты богатые залежи нефти и газовые месторождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slushaem_skazku_ot_skazitelya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Тема: Слушаем песнопение от сказителя.

Цель:  - пропаганда ненецкой языковой и певческой культуры;

        -привитие любви к родному краю; языку;

                - обратить внимание на элементы историчности и этики  в тундре.

Восп. Сегодня у нас встреча со сказителем.  Он расскажет сказание по своему выбору. Для нас  очень важно услышать предание из первых уст  в красках и эмоциях,  почувствовать  колорит  и яркость ненецкой речи в устах сказителя.

И так, начнём.

Восп. Во-первых, народы, проживающие на Ямале можно разделить условно на коренных и пришлых. К коренным относят тех, кто испокон веков проживал на данной территории, на Ямале. Это ненцы, ханты, манси, селькупы, коми… А к пришлым относят, тех,  кто приехал на протяжении 400 лет, с конца 16 веков, до  начала 21 века. Это сначала были купцы, служащие, и чиновники, ученые, геологи, учителя, миссионеры… Особенно бурный поток пришлых  произошел во второй половине 20 века, когда на Ямале были открыты богатые залежи нефти и газовые месторождения. Сейчас культуры народов переплелись, перемешались, тем  более , что  сюда  вошли и современные понятия. Коренные изучают русский язык, поскольку это государственный язык большой страны.  В связи с этим происходит естественное вытеснение ненецкого  языка, мы на нем мало общаемся. Однако это не означает,  что не надо учить свой язык, изучать культуру своего народа, его историю, тем более надо,  учить и говорить на нем.   Язык, на котором не говорят,  вымирает, т.е. исчезает.  

Прежде всего отметим, что такое фольклор – это с перевода  англ.яз. означает  «народная мудрость».  А с перевода ненецкого означает « невхы ил, я вада».

Вы знаете, что фольклор  создал народ и, поэтому у него нет автора, а литературное  (литера - буква) произведение принадлежит конкретному человеку, автору – писателю, поэту, историку, ученому и т.д. Многое давно перенесено писателями в книги, переписано и вы это можете прочитать, а услышать ярабц сказку от рассказчика это совсем другое восприятие и впечатление.

Сегодня мы поговорим о эпических жанрах ненецкого фольклора – сказка, сюдбабце, ярабце, хынабц, самбдабц. Все имеют различия по тематике повествования. Как вы знаете, у ненцев не было письменности, и многие истории пересказывались  и  становились основами для сказаний, для эпоса. Так же как в русской мифологии – в былинах. И поэтому  можно проследить историю ненцев во многих ярабцах, сюдбабцах. Например -  на северные земли  пришли русские (луца),  с войной пришли коми-зыряне (нгысма - воители) и поэтому нгысма всегда характеризуется как жадный и злой образ.

Можно заметить, как при несоблюдении каких-то норм этики происходят ссоры, из-за которых совершаются дальнейшие поступки героев.  

Сказки– это фольклорный жанр – эпическое,  сказочное, произведение о вымышленных героях и их жизни, событиях. Сказку легко рассказывать.

Восп . Какие сказки от родителей, от бабушек,  вы знаете?

Сюдбабц и ярабц – устные эпические произведения о героических событиях, о Богах и их делах, о помощи людям, вмешательстве при несправедливости и покарании  ЗЛА.

Хынабц, - песнопение личностного характера, или о тяжелой судьбе кого-либо, о жалости и сострадания к этому герою.

Самбдабц – песнопения о шаманстве

У всех народов есть эпические произведения – эпосы, саги, мифы, романсеро,  которые при исполнении, рассказывании сопровождаются музыкой. А у ненцев нет музыки, но могут использовать бубен, и то изредка, для усиления эмоций.  При исполняющем сказания всегда есть «повторяющий»,  который помогает воспроизводить эмоциональную окраску того, о чем говорится в тексте.

Сегодня мы послушаем сказку или ярабц,  то, что нам предложит наш сказитель – Сэротэтто Терко .

2.  Слушаем сказку  (наименование написать попозже)

3. Обсуждение: - О чем говорится в сказке?

- кто главный герой в данном сказании?

-  Как поступил главный герой при решении вопроса о добре и зле?

- Какие сказочные элементы присутствуют при повествовании?  ( повторы, междометия, присказки, устойчивые сказочные выражения)

-  Повторите моменты наиболее понравившиеся вам?

- Есть ли связь  названия  с  содержанием?

Понравилась ли вам сказка? Почему? Появилось ли у вас желание узнать другие сказания,  песни, сказки? Появилось ли у вас желание самому рассказать или пересказать сказку?

Восп. На этом мы заканчиваем нашу работу на сегодняшний день и встретимся со сказителем снова,  по другой теме. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"

Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...

Учебный фильм с текстовым комментарием и синхронным переводом на современный русский язык. Песнопения Всенощного бдения Александра Гречанинова. Путеводитель.

Всенощное бдение, или Всенощная - богослужение, которое совершается вечером перед особо чтимыми праздниками. В древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Обычно состо...

Духовное воспитание обучающихся через углубленное обучение русских народных песен, Рождественских колядок и Пасхальных песнопений из опыта работы Медведь Л. Н. педагога дополнительного образования 2014 – 2015 учебный год

Покажите мне народ, у которого бы больше было песен.Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси.Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы вырастают города.Под песни... пеленается...

Колокольные звоны в Рождественских песнопениях

Праздники православной традиции широко входят в педагогическую практику современной школы. Рождество Христово становится в один ряд любимых праздников детей, как продолжение новогодних каникул с подар...

Конспект урока в 5 кл по теме " « Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.»

План конспект  урока литературы в 5 классе с использованием ЦОР...