Конспект урока в 5 кл по теме " « Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

План конспект  урока литературы в 5 классе с использованием ЦОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_plan_konspekt_puzina._skazki.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока с использованием ЦОР

Тема: « Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.»

Учитель: Пузина Маргарита Фёдоровна.

Место работы: МБОУ  «СОШ № 2» пгт Нижний Одес, МР «Сосногорск» , Республика Коми.

Должность: учитель русского языка и литературы.        

Предмет: литература        

Класс: 5 класс.        

Номер урока в теме:  1

Базовый учебник:  В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В.И. Коровин. Литература.5 класс. Учебник в двух частях. Москва « Просвещение» 2010 г.    

Цель урока: продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром.

Задачи:

 Образовательные:

  • изучить и закрепить знания обучающихся о русских народных сказках;
  • ознакомить обучающихся с терминами: «сказка», «собиратель сказок», «сказочник»;
  • познакомить с видами народных сказок;
  • познакомиться со сказителями;
  •  дать первое представление о том, как пересказывается народная сказка.

Развивающие:

  • формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • формирование навыков устной монологической речи, умения работать с  текстом;
  • совершенствовать работу обучающихся  с различными источниками получения информации;
  • развитие   логического  мышления;
  • активизация познавательной деятельности обучающихся путем решения проблемных вопросов.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к художественному слову;
  • формировать умения определять художественную значимость слова;
  • развитие умений использовать научные методы познания;
  • воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления с элементами практикума.

Формы работы учащихся:  фронтальная беседа, индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, ЦОР, используемые на уроке.

Оборудование: репродукции картин В.Васнецова, И. Билибина, иллюстрации к сказкам И. Кузнецова, Ю. Васнецова, Т. Мавриной, Л. Токмаковой и др., выставка сборников сказок.

Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.

Таблица 1.  СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

Приветствуют учителя.

1 мин.

2.

Проверка домашнего задания ( ответы на вопросы учебника).

Определение уровня усвоения материала предыдущей темы

Слово учителя:

  -Проверим, насколько вы усвоили материал прошлого урока.

 Задание (уч. 2ч. стр 8 з.2).

Обучающиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему упражнению.

3 мин.

3.

Определение темы и целей урока. Моти-вация уча-щихся.

Актуа-лизация  знаний

Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

Слово учителя:

- Ребята, можно ли по оформлению кабинета догадаться о теме урока?

- «В некотором царстве, в некотором государстве жили- были…» Начало чего прозвучало? Как вы догадались, что это не песня, не былина?

- А что же такое сказка?

Учитель озвучивает  цель урока.

Обучающиеся

отвечают на вопросы учителя, сами  озвучивают тему урока и записывают ее в тетрадь.

3 мин.

4.

Изуче-ние нового материала

ЦОР № 1.

Своеобразие русской народной сказки

(стр. 2, 7)

Объяснения учителя.

Учитель эмоционально рассказывает, дополняя содержание ЦОР.

Учитель обращает внимание обучающихся на выделенные слова, значения которых они могут посмотреть в справочнике ЦОР.

Обучающиеся знакомятся с содержанием ЦОР на экранах компьютеров, читают определение «сказки», ее приметы. Делают записи в тетрадь.

8 мин.

ЦОР № 2.

Иллюстрация Е. Здорнова к сказке «Емеля и щука»

Учитель обращает внимание обучающихся на репродукции картин Васнецова В. А. , которые используются при оформлении кабинета и на экране и задает вопрос:

- Эпизоды каких сказок изображены?

- Как вы думаете, чем отличаются эти сказки друг от друга?

Обучающиеся рассматривают иллюстрации и репродукции, отвечают на вопросы учителя.

3 мин.

 

ЦОР № 1.

Своеобразие русской народной сказки

(стр.3)

Учитель акцентирует внимание обучающихся на особенности каждого вида русских народных сказок.

Обучающиеся знакомятся с содержанием ЦОР на экранах компьютеров, просматривают фрагмент мультфильма, делают вывод о различиях русских народных сказок.

8 мин

ЦОР № 1.

Своеобразие русской народной сказки

(стр.2)

Учитель:

- Ребята, а как вы думаете кто автор сказок?  Как сказки дошли до нас?

Одинаковые ли это вещи -  читать сказки и рассказывать их? Собиратель сказок и сказочник, как вы думаете, это одно и то же?

Обучающиеся

отвечают на вопросы учителя.

Прослушивают фрагмент из ЦОР в исполнении А. Зуевой.

7  мин

5.

Закрепление материала

ЦОР № 3

 выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке

 Учитель предлагает обучающимся выполнить задания по вариантам. Учитель делит класс на 3 варианта. Объясняет выполнение задания. Анализирует ответы обучающихся.

Обучающиеся  1 варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере.

Озвучивают результаты.

5 мин

ЦОР № 4

Задание: определите характерную черту животного - персонажа сказки (N 203491)

Обучающиеся  2  варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере.

Озвучивают результаты.

ЦОР № 5

Задание: распределите приведенные отрывки из сказок в две колонки (N 203441)

Обучающиеся  3  варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере.

Озвучивают результаты.

5.

Подведение итогов урока

 Слова учителя:

- Сегодня мы познакомились с русскими народными сказками, узнали о особенностях и видах русских народных сказок.

Таким образом, сказку легко выделить среди других произведений устного народного творчества.

И как говорил А. С. Пушкин:

Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Обучающиеся слушают вывод учителя, запоминают.

4 мин.

6.

Объяс-нение  домашнего зада-ния

 Прочитать сказку «Царевна- лягушка», нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки.

Записывают   домашнее задание.

2 мин.

7

Рефлексия

Учитель раздает обучающимся памятку «Как рассказывать сказку». Благодарит обучающихся за работу на уроке.

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, и при выходе из кабинета  на доску прикрепляют  «колобок»- урок понравился, я справился со всеми заданиями, все понял.

«Ёжик» - я не все понял.

 Благодарят  учителя за урок

1 мин

Приложение к плану-конспекту урокаC:\Users\user\Desktop\i.jpeg

C:\Users\user\Desktop\i.jpeg

   Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса        

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (базовое изучение)

ЦОР информационного типа

Иллюстрация, текст, анимация, звук

http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html

2.

Е. Здорнова. Емеля и щука (N 203404)

ЦОР информационного типа

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cd387796-1170-4518-882d-f4a63bf7d7fc/?from=9b74e45d-78b8-4375-b716-0b87649d2b99&interface=pupil&class=47&subject=10

3.

Задание: выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке (N 203173)

ЦОР практического типа

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8a437870-247d-46ac-bb30-d0dccd0f4ddb/?from=9b74e45d-78b8-4375-b716-0b87649d2b99&interface=pupil&class=47&subject=10

4.

Задание: определите характерную черту животного - персонажа сказки (N 203491)

ЦОР практического типа

Интерактивный тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ffd47e9f-49dc-450b-ad3e-e0324e6cf015/?from=9b74e45d-78b8-4375-b716-0b87649d2b99&interface=pupil&class=47&subject=10

5.

Задание: распределите приведенные отрывки из сказок в две колонки (N 203441)

ЦОР практического типа

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e43da140-ffa0-49e2-a7ed-1d2196006192/?from=9b74e45d-78b8-4375-b716-0b87649d2b99&interface=pupil&class=47&subject=10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока немецкому языка по теме "СКАЗКИ"

Урок рассчитан на 8 класс, третий год изучения немецкого языка в качестве второго иностранного....

конспект урока географии 7 класс тема: "Растительный мир тундры" школа VIII вида

конспект урока географии 7 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме:"Растительный мир тундры"...

Сказка как вид народной прозы

Данная работа будет полезна при изучении темы "Сказки о животных"...

Урок 2. Сказка как вид народной прозы

технологическая карта урока...

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.

Технологическая карта урока литературы ПредметлитератураКласс5Тип урокаурок открытия нового знанияТехнология построения урокапроблемно-диалогическаяТемаСказка как вид народной прозы. Виды сказок....