Рабочая программа "Быт народов Бурятии"
рабочая программа по краеведению (7 класс)

Карпова Людмила Анатольевна

Программа факультативного курса «Быт народов Бурятии» представляет собой надпредметный курс, предназна­ченный для учащихся 7 класса и рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, принцип построения и система преподавания спо­собствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского народа. Программа курса составлена в соответствии с вариативной частью учебного плана по программе развития школы, основная цель которой – создание этноэкологической школы, как фактора устойчивого развития местного сообщества.

Цель курса: формирование и развитие личности учащихся на народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях.

Основные задачи курса:

  • способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;
  • способствовать развитию интереса к прикладному творчест­ву, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
  • расширить словарный запас учащихся;

- освоение учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, эмоционально-ценностной компетенций.

Программа факультативного курса  основана на единых подходах и   принципах:

  • интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не толь­ко конкретное содержание их отдельных направлений, но и цело­стную картину мира;
  • использование разнообразных форм организации занятий;
  • развивающий характер обучения;
  • обеспечение психологического комфорта ребенка;
  • формирование у учащихся адекватной самооценки  своей дея­тельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_byt_narodov_buryatii_7_klass_18.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

на заседании МО

зам. Директора по УВР(ВР)

директор МБОУ  ВСОШ

протокол № ______

О.А. Синицына

В.М. Золотуева

«_____»_______20  _ г.

«_____»_______20   _ г.

«_____»_______20   _ г.

Руководитель МО   Л.А. Карпова_______ 

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса «Быт народов Бурятии »для 7  класса

уровень базовый

2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы

     

Разработчик программы: Карпова Людмила Анатольевна

            учитель технологии,  высшей квалификационной категории  

Пояснительная записка

Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В  этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры.                                                                      

Д. С. Лихачев

Программа факультативного курса «Быт народов Бурятии» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 7 класса и рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребенок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от него собственной» (ст. 29). .В нашей Республике Бурятия проживает более 160 национальностей, каждая из которых имеет свою уникальную самобытную культуру. В процессе образования учащиеся осваивают многовековой социальный опыт, как родной, так и общечеловеческой культуры. Сохранение межнационального согласия, межэтнической толерантности, развитие добрососедства передано через народное художественное творчество, музыкальные и культурные традиции, населяющих Бурятию народов.

Культура Бурятии вмещает в себя колоссальный смысл – это не только музыка, театр, песни, но и литература, живопись, декоративно-прикладное искусство, памятники истории, библиотеки, музеи и др.

Программа курса составлена в соответствии с вариативной частью учебного плана по программе развития школы, основная цель которой – создание этноэкологической школы, как фактора устойчивого развития местного сообщества.

Цель курса: формирование и развитие личности учащихся на народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях.

Основные задачи курса:

  • способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;
  • способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
  • расширить словарный запас учащихся;

- освоение учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, эмоционально-ценностной компетенций.

Программа факультативного курса  основана на единых подходах и   принципах:

  • интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
  • использование разнообразных форм организации занятий;
  • развивающий характер обучения;
  • обеспечение психологического комфорта ребенка;
  • формирование у учащихся адекватной самооценки  своей деятельности.

Обучение  проводится  в двух  направлениях:

  1. усвоение теоретических знаний;
  2. формирование практических навыков.

Теоретическая часть - раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, демонстраций, фильмов, конференций.  

Практическая часть включает в себя навыки разработки и изготовления изделий, поделок, композиций, сувениров; выполнение эскизных зарисовок; самостоятельную работу с литературой, выпуск буклетов, брошюр и т.д.

Реализация целей и задач курса осуществляется в проектной деятельности учащихся. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении учащихся и интегрировать знания, умения и навыки, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и другие базы данных.

Программа основана на блочно-модульном принципе. Она состоит из трех блоков:

1.Материальная культура

2.Профессиональная культура

3.Духовная культура

Первый блок предполагает знакомство с материальной культурой бурят. Включает такие модули, как «Традиционное хозяйство», «Жилище, домашняя утварь», «Пища», «Одежда и украшения».

Второй блок «профессиональная культура» призван ознакомить учащихся со становлением и развитием профессиональной культуры Бурятии. Он состоит из таких модулей: «Просвещение и наука», «Театральное и музыкальное искусство», «Литература», «Изобразительное искусство», «Музей», «СМИ и культурно-просветительская работа».

Цель третьего блока «Духовная культура» - формировать нравственное отношение к духовной культуре народа. Включает в себя модули: «Религия», «Народные праздники», «Народные игры», «Бурятские пословицы и поговорки», «Благопожелания - үреэлы».

Каждый модуль в свою очередь подразделяется на темы.

Необходимо подчеркнуть значение взаимообогащения устного и декоративно – прикладного творчества. Эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Ожидаемые  результаты:

  • учащиеся приобретут знания по бурятской народной культуре;
  • повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность;

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

-Основные технологические понятия; назначения инструментов и оборудования, с которыми работают; правила техники безопасности с ручными инструментами, швейным оборудованием, электрооборудованием; правила пожарной безопасности;

     - быт, основные занятия бурятского народа;

-Устройство юрты;

-Семантически значимые объекты: значение очага, роль огня;

     - традиционную кухонную утварь бурят, старинную мебель;

     - обычаи и традиции бурят.

-Мотивы и композиции орнаментов; отражение в орнаменте стихий огня, воды, дерева, воздуха, земли;

- о выдающихся деятелях науки, искусства Бурятии;

- историю и развитие национальных театров;

- о народных праздниках и играх

Учащиеся должны уметь:

-Правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила по технике безопасности и санитарно-гигиенические требования в мастерской; уметь правильно пользоваться инструментами, приспособлениями и оборудованием в кабинете;

- Изготовить сувениры, современные предметы быта в национальном стиле;

- Изготавливать обереги;

- Вышивать орнаментальные узоры;

- Сервировать стол к празднику Саагалган;

- Приготовить зеленый чай с молоком;

- выразительно читать;

- создавать проекты

- играть в народные игры

        

        СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Материальная культура (10 часов)

 Традиционное хозяйство. Скотоводство. Охота. Рыболовство. Земледелие и ремесло. .Поселения, жилища, домашняя утварь. Бурятская юрта (войлочная, деревянная).Домашняя утварь. Пища. Виды молочной пищи бурятской кухни. Кухня и ритуалы, связанные с ними. Одежда и украшения. Бурятский национальный костюм (мужской и женский)

2. Профессиональная культура (16 часов)

Просвещение и наука. Первые бурятские школы. Профессиональное образование. Театральное и музыкальное искусство. История и развитие национальных театров. Музыкальная культура Бурятии. Выдающиеся деятели культуры РБ. Изобразительное искусство. Живопись и графика.

Декоративно-прикладное искусство. Художники Бурятии. Фольклор. О жизни и творчестве народного поэта Бурятии нашего земляка А.Д.Бадаева.

          3. Духовная культура (8 часов).

Религия. История и культура буддизма. Шаманизм. Христианство. Народные праздники

Народные праздники – Саагалган, Сурхарбаан, Обоо тахилган. Народные игры.

Бурятские пословицы и поговорки. Смысл, характер и содержание бурятских пословиц и поговорок. Благопожелания – үреэлы. Благопожелания – характерная особенность традиционной культуры бурят.

         4. Итоговый урок (1ч.) 

Проведение конкурса с решением тестов, заданий, кроссвордов. Профессии арт. технологий. Учебные заведения декоративно-прикладного искусства и культуры Бурятии, Сибири.

Учебный план курса «Быт народов Бурятии»

Содержание теоретического материала

Кол-во

часов

Ключевые понятия

Виды деятельности. Творческие задания

Практическая часть

Дата

план

факт

1. Материальная культура

1

.Традиционное хозяйство

1

Скотоводство, как основное значение бурятских хозяйств

Лекция

2

Скотоводство. Охота. Рыболовство. Земледелие и ремесло.

1

3

2.Поселения, жилища, домашняя утварь

1

Традиционный интерьер жилища

Лекция

4

Бурятская юрта (войлочная, деревянная)

1

Типы жилища

Проект

Создать макет юрты

5

Домашняя утварь

1

Посуда

Рисунок натюрморт бурятской утвари

6

3.Пища

1

Пища как часть культуры бурят

Лекция

7

Виды молочной пищи бурятской кухни. Кухня и ритуалы, связанные с ними.

1

Народные способы хранения и консервации продуктов питания

Реферат

Собирать рецепты изготовления продуктов из молока

8-9

4.Одежда и украшения.

2

Ювелирное искусство Бурятии на современном этапе.

Выполнения украшения из бисера

10

Бурятский национальный костюм (мужской и женский)

1

Бурятский костюм.

Уметь различать мужской национальный костюм мужского от женского. Знать все элементы

Профессиональная культура

11

1.Просвещение и наука

1

Лекция

12

Первые бурятские школы. Профессиональное образование

1

Сбор материалов для сообщения

13-14

2.Театральное и музыкальное искусство

История и развитие национальных театров

2

Лекция

Сбор материалов для проекта «Театральное и музыкальное искусство Бурятии»

15

Музыкальная культура Бурятии

1

Выполнить презентацию

16

Выдающиеся деятели культуры РБ

1

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БУРЯТ

Лекция

17

3.Изобразительное искусство

3

Создание рисунков

18

Живопись и графика

1

Презентация

Экскурсия в художественный музей им. Сампилова

19-20

Декоративно-прикладное искусство

2

Народные промыслы

21

Художники Бурятии

1

Лекция

22-23

Фольклор

2

Народная музыка.

Разучивание песен

24-25

О жизни и творчестве народного поэта Бурятии нашего земляка А.Д.Бадаева

2

Выпуск буклета, медиапрезентации об А.Д.Бадаеве

\

Духовная культура

26

.Религия

1

Легенды и предания о хозяевах, духах местности.

Лекция

27

История и культура буддизма

1

Буддизм. Шаманские верования

Лекция

28

Шаманизм. Христианство

1

Христианские календари и совместные славяно-христианские.

Лекция

29

2.Народные праздники

1

Празднование Сухарбана в районе, в республике.

Подготовить доклад с применением икт

30

Народные праздники – Сагаалган, Сурхарбаан, Обоо тахилган

1

Обряды и обычаи празднования Сагаалгана.

Разработка материалов для проведения этих праздников

31

3.Народные игры

1

Древнейшие игры

Викторина

32

4.Бурятские пословицы и поговорки

Смысл, характер и содержание бурятских пословиц и поговорок

1

Подобрать пословицы. Конкурс «Кто больше?»

33

5.Благопожелания – үреэлы

Благопожелания – характерная особенность традиционной культуры бурят

Лекция

Запись благопожеланий от старших членов семьи и других людей. Заучивание наизусть.

1

34

Итоги года. Зачет.

1

Литература:

  1. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ, 1987.
  2. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан – Удэ, 2004. – 228с., ил. 2
  3.  Басаева К.Д. Традиционное бурятское жилище и его членение // Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. - Улан-Удэ, 1984.
  4. Батуева И.Б., Зориктуев Б.Р. Скотоводство и скотоводческие традиции   у бурят//Этническая история и культурно-бытовые традиции бурят. - Улан-Удэ, 1994.
  5. Болонев Ф.Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. - Улан-Удэ. 1985
  6. Болонев Ф.Ф. Декабристы о семейских // Ссыльные декабристы в Сибири. -Новосибирск, 1985.
  7. Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья // Россия древняя и вечная. -Иркутск, 1992. -с.318-363, 89-104.
  8. Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья: (Вторая половина XIX- начало ХХвв.). - Новосибирск, 1978.
  9. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII - XX вв. - Новосибирск, 1994
  10. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики. - Барнаул, 2000.
  11. Болонев Ф.Ф. Календарные обычаи и обряды семейских. - Улан-Удэ, 1975.
  12.  Болонев Ф.Ф. Хозяйственные и бытовые связи семейских с местным и пришлым населением Бурятии в XIX - начале XX в. // Этнографический сборник, вып.6.- Улан-Удэ, 1974, с.56-66.
  13. Болонев Ф.Ф. О некоторых элементах мировоззрения старообрядцев Забайкалья. // Очерки социально-экономической и культурной жизни Сибири. -Новосибирск, 1972, с.87-99.
  14. В.А.Михайлов. Войлочная и деревянная юрты бурят. – Улан – Удэ: Изд- во ОНЦ «Сибирь», 1993г.
  15. Бурятский бытовой орнамент/Рукописный отдел БФ СО АН СССР. – Улан – Удэ, Бурятское книжное издательство, 1974г
  16. Бурятия – территория мира и согласия/ сост. Д.Цыбенова, Центр сохранения и развития культурного наследия Бурятии, 2003г.
  17. Как праздновать Саагалган. – Улан – Удэ: Музей истории Бурятии им. М.Н.Хангалова, 2005г. 21
  18. Журнал «Школа и производство», № 2,  2010; №4,2000.

Наглядные пособия:

  1. Электронные  диски: «Бурятия – территория толерантности»,  «Костюмы народов Бурятии», «Семейские в Бурятии», «Эвенки».
  2. Макеты юрты
  3.  Куклы в национальных костюмах
  4.   Сувениры, эмблемы.
  5.  Презентация «Внутреннее убранство юрты»
  6. Набор открыток «Бурятский национальный костюм».
  7.  Альбом» Бурятский народный орнамент»
  8. Альбом «Национальный костюм в технике бумажной аппликации»
  9. Дидактические папки по темам
  10.  Разработанные презентации по темам.
  11. Рефераты учащихся по темам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Литература Бурятии" с разработкой урока "Притчи Р. Номтоева"

Рабочая программа элективного курса "Литература Бурятии" для учащихся 8 класса с разработкой урока "Притчи Ринчена Номтоева, просветитиеля, ученого, философа". Работа заняла II место в республиканском...

Презентация "Культура и быт народов Бурятии"

здесь вы можете познакомиться с презентациями учащихся по истории малой Родины...

Разработка сценария "Кухня народов Бурятии"

В данном конкурсе участницам предстоит продемонстрировать свои знания и умения в области «кулинария», русской и бурятской народной кухни. Проявить свою фантазию, творческие способности, ре...

Мастер-класс по проведению Республиканского студенческого фестиваля "Дружба народов Бурятии"

Республиканский студенческий фестиваль "Дружба народов Бурятии", посвященный Всемирному Дню толерантности, является одним из этапов проекта "ТСиГХ - территория здоровья". Цель фест...

Война: Бурятия в 1941-1945 годы. Трудовой и ратный подвиг народов Бурятии.

Материал по краеведению, раскрывающий вклад тружеников тыла, народов, проживающих на территории Бурятии, а также ратный подвиг воинов из Бурятии....

Открытое мероприятие "Народы Бурятии"

Час общения в 9 классе на тему "Народы Бурятии"...

Внеклассное мероприятие по технологии 8-11 класс "Кухня народов Бурятии"

Внеклассное мероприятие по технологии 8-11 класс "Кухня народов Бурятии"...