Главные вкладки

    Рабочая программа "Быт народов Бурятии"
    рабочая программа по краеведению (7 класс)

    Карпова Людмила Анатольевна

    Программа факультативного курса «Быт народов Бурятии» представляет собой надпредметный курс, предназна­ченный для учащихся 7 класса и рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, принцип построения и система преподавания спо­собствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского народа. Программа курса составлена в соответствии с вариативной частью учебного плана по программе развития школы, основная цель которой – создание этноэкологической школы, как фактора устойчивого развития местного сообщества.

    Цель курса: формирование и развитие личности учащихся на народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях.

    Основные задачи курса:

    • способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;
    • способствовать развитию интереса к прикладному творчест­ву, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
    • расширить словарный запас учащихся;

    - освоение учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, эмоционально-ценностной компетенций.

    Программа факультативного курса  основана на единых подходах и   принципах:

    • интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не толь­ко конкретное содержание их отдельных направлений, но и цело­стную картину мира;
    • использование разнообразных форм организации занятий;
    • развивающий характер обучения;
    • обеспечение психологического комфорта ребенка;
    • формирование у учащихся адекватной самооценки  своей дея­тельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fakultativ_byt_narodov_buryatii_7_klass_18.doc111 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»

    Рассмотрено

    Согласовано

    Утверждаю

    на заседании МО

    зам. Директора по УВР(ВР)

    директор МБОУ  ВСОШ

    протокол № ______

    О.А. Синицына

    В.М. Золотуева

    «_____»_______20  _ г.

    «_____»_______20   _ г.

    «_____»_______20   _ г.

    Руководитель МО   Л.А. Карпова_______ 

             

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    факультативного курса «Быт народов Бурятии »для 7  класса

    уровень базовый

    2018 – 2019 учебный год

    Рабочая программа составлена на основе авторской программы

         

    Разработчик программы: Карпова Людмила Анатольевна

                учитель технологии,  высшей квалификационной категории  

    Пояснительная записка

    Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В  этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры.                                                                      

    Д. С. Лихачев

    Программа факультативного курса «Быт народов Бурятии» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 7 класса и рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребенок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от него собственной» (ст. 29). .В нашей Республике Бурятия проживает более 160 национальностей, каждая из которых имеет свою уникальную самобытную культуру. В процессе образования учащиеся осваивают многовековой социальный опыт, как родной, так и общечеловеческой культуры. Сохранение межнационального согласия, межэтнической толерантности, развитие добрососедства передано через народное художественное творчество, музыкальные и культурные традиции, населяющих Бурятию народов.

    Культура Бурятии вмещает в себя колоссальный смысл – это не только музыка, театр, песни, но и литература, живопись, декоративно-прикладное искусство, памятники истории, библиотеки, музеи и др.

    Программа курса составлена в соответствии с вариативной частью учебного плана по программе развития школы, основная цель которой – создание этноэкологической школы, как фактора устойчивого развития местного сообщества.

    Цель курса: формирование и развитие личности учащихся на народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях.

    Основные задачи курса:

    • способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;
    • способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
    • расширить словарный запас учащихся;

    - освоение учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, эмоционально-ценностной компетенций.

    Программа факультативного курса  основана на единых подходах и   принципах:

    • интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
    • использование разнообразных форм организации занятий;
    • развивающий характер обучения;
    • обеспечение психологического комфорта ребенка;
    • формирование у учащихся адекватной самооценки  своей деятельности.

    Обучение  проводится  в двух  направлениях:

    1. усвоение теоретических знаний;
    2. формирование практических навыков.

    Теоретическая часть - раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, демонстраций, фильмов, конференций.  

    Практическая часть включает в себя навыки разработки и изготовления изделий, поделок, композиций, сувениров; выполнение эскизных зарисовок; самостоятельную работу с литературой, выпуск буклетов, брошюр и т.д.

    Реализация целей и задач курса осуществляется в проектной деятельности учащихся. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении учащихся и интегрировать знания, умения и навыки, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

    Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и другие базы данных.

    Программа основана на блочно-модульном принципе. Она состоит из трех блоков:

    1.Материальная культура

    2.Профессиональная культура

    3.Духовная культура

    Первый блок предполагает знакомство с материальной культурой бурят. Включает такие модули, как «Традиционное хозяйство», «Жилище, домашняя утварь», «Пища», «Одежда и украшения».

    Второй блок «профессиональная культура» призван ознакомить учащихся со становлением и развитием профессиональной культуры Бурятии. Он состоит из таких модулей: «Просвещение и наука», «Театральное и музыкальное искусство», «Литература», «Изобразительное искусство», «Музей», «СМИ и культурно-просветительская работа».

    Цель третьего блока «Духовная культура» - формировать нравственное отношение к духовной культуре народа. Включает в себя модули: «Религия», «Народные праздники», «Народные игры», «Бурятские пословицы и поговорки», «Благопожелания - үреэлы».

    Каждый модуль в свою очередь подразделяется на темы.

    Необходимо подчеркнуть значение взаимообогащения устного и декоративно – прикладного творчества. Эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

    Ожидаемые  результаты:

    • учащиеся приобретут знания по бурятской народной культуре;
    • повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность;

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Учащиеся должны знать:

    -Основные технологические понятия; назначения инструментов и оборудования, с которыми работают; правила техники безопасности с ручными инструментами, швейным оборудованием, электрооборудованием; правила пожарной безопасности;

         - быт, основные занятия бурятского народа;

    -Устройство юрты;

    -Семантически значимые объекты: значение очага, роль огня;

         - традиционную кухонную утварь бурят, старинную мебель;

         - обычаи и традиции бурят.

    -Мотивы и композиции орнаментов; отражение в орнаменте стихий огня, воды, дерева, воздуха, земли;

    - о выдающихся деятелях науки, искусства Бурятии;

    - историю и развитие национальных театров;

    - о народных праздниках и играх

    Учащиеся должны уметь:

    -Правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила по технике безопасности и санитарно-гигиенические требования в мастерской; уметь правильно пользоваться инструментами, приспособлениями и оборудованием в кабинете;

    - Изготовить сувениры, современные предметы быта в национальном стиле;

    - Изготавливать обереги;

    - Вышивать орнаментальные узоры;

    - Сервировать стол к празднику Саагалган;

    - Приготовить зеленый чай с молоком;

    - выразительно читать;

    - создавать проекты

    - играть в народные игры

            

            СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    1. Материальная культура (10 часов)

     Традиционное хозяйство. Скотоводство. Охота. Рыболовство. Земледелие и ремесло. .Поселения, жилища, домашняя утварь. Бурятская юрта (войлочная, деревянная).Домашняя утварь. Пища. Виды молочной пищи бурятской кухни. Кухня и ритуалы, связанные с ними. Одежда и украшения. Бурятский национальный костюм (мужской и женский)

    2. Профессиональная культура (16 часов)

    Просвещение и наука. Первые бурятские школы. Профессиональное образование. Театральное и музыкальное искусство. История и развитие национальных театров. Музыкальная культура Бурятии. Выдающиеся деятели культуры РБ. Изобразительное искусство. Живопись и графика.

    Декоративно-прикладное искусство. Художники Бурятии. Фольклор. О жизни и творчестве народного поэта Бурятии нашего земляка А.Д.Бадаева.

              3. Духовная культура (8 часов).

    Религия. История и культура буддизма. Шаманизм. Христианство. Народные праздники

    Народные праздники – Саагалган, Сурхарбаан, Обоо тахилган. Народные игры.

    Бурятские пословицы и поговорки. Смысл, характер и содержание бурятских пословиц и поговорок. Благопожелания – үреэлы. Благопожелания – характерная особенность традиционной культуры бурят.

             4. Итоговый урок (1ч.) 

    Проведение конкурса с решением тестов, заданий, кроссвордов. Профессии арт. технологий. Учебные заведения декоративно-прикладного искусства и культуры Бурятии, Сибири.

    Учебный план курса «Быт народов Бурятии»

    Содержание теоретического материала

    Кол-во

    часов

    Ключевые понятия

    Виды деятельности. Творческие задания

    Практическая часть

    Дата

    план

    факт

    1. Материальная культура

    1

    .Традиционное хозяйство

    1

    Скотоводство, как основное значение бурятских хозяйств

    Лекция

    2

    Скотоводство. Охота. Рыболовство. Земледелие и ремесло.

    1

    3

    2.Поселения, жилища, домашняя утварь

    1

    Традиционный интерьер жилища

    Лекция

    4

    Бурятская юрта (войлочная, деревянная)

    1

    Типы жилища

    Проект

    Создать макет юрты

    5

    Домашняя утварь

    1

    Посуда

    Рисунок натюрморт бурятской утвари

    6

    3.Пища

    1

    Пища как часть культуры бурят

    Лекция

    7

    Виды молочной пищи бурятской кухни. Кухня и ритуалы, связанные с ними.

    1

    Народные способы хранения и консервации продуктов питания

    Реферат

    Собирать рецепты изготовления продуктов из молока

    8-9

    4.Одежда и украшения.

    2

    Ювелирное искусство Бурятии на современном этапе.

    Выполнения украшения из бисера

    10

    Бурятский национальный костюм (мужской и женский)

    1

    Бурятский костюм.

    Уметь различать мужской национальный костюм мужского от женского. Знать все элементы

    Профессиональная культура

    11

    1.Просвещение и наука

    1

    Лекция

    12

    Первые бурятские школы. Профессиональное образование

    1

    Сбор материалов для сообщения

    13-14

    2.Театральное и музыкальное искусство

    История и развитие национальных театров

    2

    Лекция

    Сбор материалов для проекта «Театральное и музыкальное искусство Бурятии»

    15

    Музыкальная культура Бурятии

    1

    Выполнить презентацию

    16

    Выдающиеся деятели культуры РБ

    1

    ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БУРЯТ

    Лекция

    17

    3.Изобразительное искусство

    3

    Создание рисунков

    18

    Живопись и графика

    1

    Презентация

    Экскурсия в художественный музей им. Сампилова

    19-20

    Декоративно-прикладное искусство

    2

    Народные промыслы

    21

    Художники Бурятии

    1

    Лекция

    22-23

    Фольклор

    2

    Народная музыка.

    Разучивание песен

    24-25

    О жизни и творчестве народного поэта Бурятии нашего земляка А.Д.Бадаева

    2

    Выпуск буклета, медиапрезентации об А.Д.Бадаеве

    \

    Духовная культура

    26

    .Религия

    1

    Легенды и предания о хозяевах, духах местности.

    Лекция

    27

    История и культура буддизма

    1

    Буддизм. Шаманские верования

    Лекция

    28

    Шаманизм. Христианство

    1

    Христианские календари и совместные славяно-христианские.

    Лекция

    29

    2.Народные праздники

    1

    Празднование Сухарбана в районе, в республике.

    Подготовить доклад с применением икт

    30

    Народные праздники – Сагаалган, Сурхарбаан, Обоо тахилган

    1

    Обряды и обычаи празднования Сагаалгана.

    Разработка материалов для проведения этих праздников

    31

    3.Народные игры

    1

    Древнейшие игры

    Викторина

    32

    4.Бурятские пословицы и поговорки

    Смысл, характер и содержание бурятских пословиц и поговорок

    1

    Подобрать пословицы. Конкурс «Кто больше?»

    33

    5.Благопожелания – үреэлы

    Благопожелания – характерная особенность традиционной культуры бурят

    Лекция

    Запись благопожеланий от старших членов семьи и других людей. Заучивание наизусть.

    1

    34

    Итоги года. Зачет.

    1

    Литература:

    1. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ, 1987.
    2. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан – Удэ, 2004. – 228с., ил. 2
    3.  Басаева К.Д. Традиционное бурятское жилище и его членение // Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. - Улан-Удэ, 1984.
    4. Батуева И.Б., Зориктуев Б.Р. Скотоводство и скотоводческие традиции   у бурят//Этническая история и культурно-бытовые традиции бурят. - Улан-Удэ, 1994.
    5. Болонев Ф.Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. - Улан-Удэ. 1985
    6. Болонев Ф.Ф. Декабристы о семейских // Ссыльные декабристы в Сибири. -Новосибирск, 1985.
    7. Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья // Россия древняя и вечная. -Иркутск, 1992. -с.318-363, 89-104.
    8. Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья: (Вторая половина XIX- начало ХХвв.). - Новосибирск, 1978.
    9. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII - XX вв. - Новосибирск, 1994
    10. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики. - Барнаул, 2000.
    11. Болонев Ф.Ф. Календарные обычаи и обряды семейских. - Улан-Удэ, 1975.
    12.  Болонев Ф.Ф. Хозяйственные и бытовые связи семейских с местным и пришлым населением Бурятии в XIX - начале XX в. // Этнографический сборник, вып.6.- Улан-Удэ, 1974, с.56-66.
    13. Болонев Ф.Ф. О некоторых элементах мировоззрения старообрядцев Забайкалья. // Очерки социально-экономической и культурной жизни Сибири. -Новосибирск, 1972, с.87-99.
    14. В.А.Михайлов. Войлочная и деревянная юрты бурят. – Улан – Удэ: Изд- во ОНЦ «Сибирь», 1993г.
    15. Бурятский бытовой орнамент/Рукописный отдел БФ СО АН СССР. – Улан – Удэ, Бурятское книжное издательство, 1974г
    16. Бурятия – территория мира и согласия/ сост. Д.Цыбенова, Центр сохранения и развития культурного наследия Бурятии, 2003г.
    17. Как праздновать Саагалган. – Улан – Удэ: Музей истории Бурятии им. М.Н.Хангалова, 2005г. 21
    18. Журнал «Школа и производство», № 2,  2010; №4,2000.

    Наглядные пособия:

    1. Электронные  диски: «Бурятия – территория толерантности»,  «Костюмы народов Бурятии», «Семейские в Бурятии», «Эвенки».
    2. Макеты юрты
    3.  Куклы в национальных костюмах
    4.   Сувениры, эмблемы.
    5.  Презентация «Внутреннее убранство юрты»
    6. Набор открыток «Бурятский национальный костюм».
    7.  Альбом» Бурятский народный орнамент»
    8. Альбом «Национальный костюм в технике бумажной аппликации»
    9. Дидактические папки по темам
    10.  Разработанные презентации по темам.
    11. Рефераты учащихся по темам.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Литература Бурятии" с разработкой урока "Притчи Р. Номтоева"

    Рабочая программа элективного курса "Литература Бурятии" для учащихся 8 класса с разработкой урока "Притчи Ринчена Номтоева, просветитиеля, ученого, философа". Работа заняла II место в республиканском...

    Презентация "Культура и быт народов Бурятии"

    здесь вы можете познакомиться с презентациями учащихся по истории малой Родины...

    Рабочая программа "География Бурятии" (элективный курс 10-11 класс)

    Элективный курс "География Бурятии" предназначен для обучающихся 10-11 классов, рассчитан на профильное обучение....

    Фестиваль "Народы мира" - Буряты.

    Презентация и текстовый материал для проведения общешкольного фестиваля "Народы мира" - Буряты. Презентация к сожалению не размещается, из-за объемного формата. Если кому-то потребуется, соо...

    Разработка сценария "Кухня народов Бурятии"

    В данном конкурсе участницам предстоит продемонстрировать свои знания и умения в области «кулинария», русской и бурятской народной кухни. Проявить свою фантазию, творческие способности, ре...

    Мастер-класс по проведению Республиканского студенческого фестиваля "Дружба народов Бурятии"

    Республиканский студенческий фестиваль "Дружба народов Бурятии", посвященный Всемирному Дню толерантности, является одним из этапов проекта "ТСиГХ - территория здоровья". Цель фест...

    Война: Бурятия в 1941-1945 годы. Трудовой и ратный подвиг народов Бурятии.

    Материал по краеведению, раскрывающий вклад тружеников тыла, народов, проживающих на территории Бурятии, а также ратный подвиг воинов из Бурятии....