Туристско-краеведческое направление как ресурс социализации и воспитания обучающихся в условиях сельской школы
проект по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Центром этой работы является школьный историко-краеведческий музей, который осуществляет свою деятельность с 2001 года. Школьный музей в сельской школе несет главную миссию - сохранения социальной памяти, преемственности поколений, выступает хранителем исторической памяти жителей нашей деревни, осуществляет передачу традиций следующим поколениям. Именно современный музей как социальный партнер школы помогает решать воспитательные и развивающие задачи, определенные в федеральных государственных образовательных стандартах. 
При реализации ФГОС патриотическое воспитание для нашей школы в целом является одним из ключевых направлений внеурочной работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Туристско-краеведческое направление как ресурс социализации и воспитания обучающихся в условиях сельской школы

Актуальность проекта состоит в необходимости патриотического воспитания в современной России и является частью современного образовательного пространства. 
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. 
Центром этой работы является школьный историко-краеведческий музей, который осуществляет свою деятельность с 2001 года. Школьный музей в сельской школе несет главную миссию - сохранения социальной памяти, преемственности поколений, выступает хранителем исторической памяти жителей нашей деревни, осуществляет передачу традиций следующим поколениям. Именно современный музей как социальный партнер школы помогает решать воспитательные и развивающие задачи, определенные в федеральных государственных образовательных стандартах. 
При реализации ФГОС патриотическое воспитание для нашей школы в целом является одним из ключевых направлений внеурочной работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы. 
Практическая значимость проекта призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Проект призван сформировать всесторонне развитую личность посредством туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности. 

Результатом проекта является использование потенциала активных форм туризма и краеведения для решения проблем эффективной адаптации подростков и юношей к жизни, укреплению их физического и психологического здоровья, социальной реабилитации, коррекции личностного развития. Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Формирование гармонично-развитой личности, подготовка успешного, конкурентоспособного ученика

Задачи проекта:

1. Повышение качества образования 
2. Научить ребенка учиться 
3. Формирование личности через туристско-краеведческую деятельность, совершенствование духовно-нравственного, гражданско-правового и патриотического воспитания обучающихся, создание здоровьесберегающего пространства. 
4. Привлечение потенциала родителей и социума для расширения образовательного пространства 
5. Формирование духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации

Достигнутые результаты:

Ребята, занимающиеся в секции спортивного туризма нашей школы, всесторонне готовятся к различным испытаниям, уделяя внимание физической, психологической, тактической подготовке. Кроме физической составляющей, спортивный туризм играет роль как элемент духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, противопоставляющий себя вредным пристрастиям — словом, является важной частью здорового образа жизни. 
Совмещение в воспитательном кластере патриотической работы всего образовательного и общественного спектра позволяет расширить традиционные рамки этого процесса. Сложившаяся с советских времён система патриотического воспитания в нашем крае позволила объединить в этом проекте информационную составляющую современного цифрового пространства, с навыками поисковой деятельности и музейное дело, спортивный туризм и историческое краеведение; юнармейское движение и работу с поисковым отрядом «Звезда» и военно-историческим обществом. Проведение совместных вахт памяти, экскурсионная и просветительская деятельность позволяет охватить большее число участников из разных возрастных групп, от детского сада д.Волченки до старшего поколения, наших родителей, бабушек и дедушек наших учеников. В рамках проекта сотрудничества с поисковым отрядом «Звезда» и военно – историческим обществом Наро-Фоминского района усиливается взаимодействие с администрацией поселения и рядом администраций Калужской области. Усиление ведущейся работы в метапредметном направлении туристическо-краеведческой направленности, совмещающая в себе историческое, обществоведческое, правовое, экологическое, искусствоведческое образование с физической культурой позволяет достойно представлять школу на соответствующих мероприятиях, в частности на состоявшихся ежегодных 5-ти -дневных сборах и игре «Зарница», состоявшейся в Лицее Веры Волошиной в марте-мае 2018 года. Использование возможностей совмещения усилий Администрации поселения, ДДТ № 2 г. Вереи, школы искусств г. Вереи, Дома культуры и спорта поселения Волченковское позволяет улучшить материально-техническое обеспечение патриотической работы. Примером такого сотрудничества является в частности установка памятного знака на месте гибели экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2. Данный памятный знак планируется соорудить силами поискового отряда «Звезда» и юнармейского отряда МБОУ Волченковской СОШ. Взаимодействие районной Администрации и Территориального Управления Волченки Администрации Наро-Фоминского городского округа в программе развития экскурсионной деятельности учащихся невозможно вследствие отсутствия транспорта соответствующего назначения, дальнейшее развитие проекта позволит решить эту проблему. Проведённые совместные памятные мероприятия, посвящённые 100-летию со дня создания РККА, семьдесят шестой годовщине освобождения поселения от немецко–фашистских захватчиков, холокосту и опасности современного национализма, а также мастер –классы от знатоков поискового дела позволяют расширить круг вовлечённых в воспитательный процесс лиц, своевременно отвечать на злободневные вопросы истории и вытекающей из неё политики . 

Социальная значимость проекта:

7. Ожидаемые результаты проекта 
1. Конкурентно-способный ученик 
2. Повышение качества образовательных услуг 
3. Создание системы взаимодействия с ВУЗами 
4. Увеличение числа победителей и призеров олимпиад и конкурсов 
5. Высокие показатели ЕГЭ и ОГЭ 
6. Создание здоровьесберегающего пространства 
7. Поступление выпускников в ВУЗы ТОП-100 
8. Подготовка к службе в Вооруженных силах Российской Федерации 
9. Создание туристско-краеведческого кластера школ городского округа Наро-Фоминский на базе нашей школы 

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

5 сентября 2017 г. - Первенство города Обнинска по спортивному ориентированию "Мемориал В.А. Матвеева"-10 человек; 
10 сентября 2017 г. - Однодневный туристический поход д.Сотниковао - 25 человек; 
15 сентября 2017г. -Участие в конкурсе "Мой музей- история одного экспоната" 
5 октября 2017 г. _Открытый чемпионат и первенство Москвы по спортивному туризму "Гонки четырех" - 24 человека; 
12 октября 2017 г. -Первенство го Наро-Фоминск "Молодежный марафон "Поверь в себя" - 4 человека; 
22 октября 2017 г. -Кубок Москвы по спортивному туризму - 8 человек; 
29 октября 2017 г. - Соревнования по спортивному туризму памяти Героя России Веры Волошиной - 4 человека; 
26 ноября 2017 г. - Московские соревнования по спортивному туризму "Здравствуй, зима!", первенство ВШЭ г. Солнечногорск - 4 человека; 
17 декабря 2017 г. - Соревнования по залингу на приз Главы Администрации сельского поселения Волченковское; 
14 января 2018 г. - Соревнования по спортивному туризму г. Верея - 20 человек; 
16 января 2018г - Совместная Вахта Памяти с поисковым отрядом"Звезда" посвященная освобождению д. Волчёнки от немецко -фашистских оккупантов. 
18 января 2018 г. - соревнования по ночному ориентированию - 20 человек; 
16 февраля 2018 г. - Первенство спортивно-туристического клуба "Аист" по узловязанию - 25 человек; 
18 февраля 2018 г. - участие в традиционной спортивной игре "Зарница" - 25 человек; 
23 февраля 2018 г митинг совместно с поисковым отрядом "Звезда",100 летие создания РККА. 
18 марта 2018 г. - Первенство г. Москвы по спортивному туризму - 20 человек; 
18 марта 2018 г. - Первенство Москвы по узловязанию - 20 человек; 
14 апреля2018 г.-Участия в конференции Шаг в Будущее ; секция краеведение -«Тема»: Автоматическое оружие 33 армии: на примере одного школьного музейного экспоната (ДТ-29) 
20 апреля .-Мастер класс "Стрелковое оружие второй мировой войны" поисковая группам "Звезда" 
6 мая 2018 г. - первенство Москвы по спортивному ориентированию "Московская весна - 2018" - 4 человека; 
7 мая.- посвящение в юнармейцы ,мемориал павших д. Волченки 
8 мая 2018 г. - Велопробег мемориал д. Волченки - мартиролог д. Устье - 20 человек; 
9 мая 2018 г. - Соревнования по спортивному ориентированию д. Веселево - 8 человек; 
9-мая 2018г.- Бессмертный полк 
20 мая 2018 г. - Первенство го Наро-Фоминск по спортивному туризму - 24 человека; 
28 мая 2018 г. - открытые зональные соревнования по командному ориентированию - 30 человек; 
9-12 июня 2018 г. - Тридцать пятый открытый турслет го Наро-Фоминский - 40 человек; 


Охват проекта:

Целевой аудиторией являются учащиеся младшего, среднего и старшего звена, студенты, работающие и пенсионеры

Затраченные ресурсы:

Таблица 3 
№ п/п Наименование имеющегося оборудования для реализации проекта Количество (ед.)


1 Страховочная система (грудная обвязка и поясная беседка) 15

2 Карабин с автоматической муфтой 50 
3 Устройство для подъема на веревке (жумар) 10
4 Спусковое устройство «восьмерка» 10
5 Ролик-трек на карабине для навесной переправы 4
6 Каска для защиты головы 6
7 Блок-ролик 8
8 Усы самостраховки 6
9 Веревка статическая 100 метров
10 Призма для ориентирования 10
11 Компостер для ориентирования 10
12 Компас 6
13 Мультимедийный проектор и экран, ноутбук, компьютер 1
14 Музейные экспонаты 300

12.3 Финансовое обеспечение проекта
Таблица 4 
№ п/п Направления Год Источники финансирования Объемы финансирования (тыс. рублей)


1 Мебель для музея, выставочные витрины 2018 Бюджет Московской области 200000,00

2 Стенды для музея (10) 2018 Бюджет Московской области 60000,00

3 Видеокамера (1) 2018 Бюджет Московской области 30000,00

7 Программное обеспечение 2018 Бюджет Московской области 5000,00

8 Фотоаппарат (1) 2018 Бюджет Московской области 15000,00

9 Страховочная система (20) 2018 Бюджет Московской области 120000,00 
10 Жумар(20) 2018 Бюджет Московской области 50000,00 
11 Восьмерка(устройство для спуска), 20 2018 Бюджет Московской области 20000,00 
12 Карабин-автомат(100) 2018 Бюджет Московской области 85000,00 
13 Ус страховочный(20) 2018 Бюджет Московской области 20000,00 
14 Каска(16) 2018 Бюджет Московской области 80000,00 
15 Ролик-карабин(8) 2018 Бюджет Московской области 16000,00 
16 Блок-ролик(20) 2018 Бюджет Московской области 20000,00 
17 Веревка статическая,11 мм(200метров) 2018 Бюджет Московской области 15000,00 

Дата старта проекта:

10.01.2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Формированию здорового образа жизни у обучающихся в условиях сельской школы

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧАСТНИКА ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «Лучший учитель физической культуры, реализующий программы проекта «Школьный спорт» общеобразовательного учреждения численностью до 200 обучающихс...

Воспитание толерантности в условиях сельской школы

Сегодня, как  никогда особенно актуальна  проблема толерантности, проблема  умения  жить  сообща в мире, но не просто жить,  а  уметь жить  в  мире и согла...

Воспитание личности в условиях сельской школы

В статье рассматриваются особенности воспитания детей, проживающих в сельской местности....

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

Проблемы в общении обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, трудности выпускников в выборе профессии, в самореализации. Создание условий учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) ш...