Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»
рабочая программа по теме

Суханова Марина Васильевна

 

 

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамотные люди, которые в случае необходимости встанут на ее защиту.

На занятиях в кадетской школе обучающиеся приобретают нравственные, морально - психологические и физические качества, такие как дисциплинированность, инициативность, чувство товарищества, дружбы, упорство, взаимовыручка, мужество, смелость, выносливость, ловкость, сила, воля к победе, доброта, вежливость, самостоятельность, самообладание, а также специальные профессиональные знания, навыки и умения, необходимые будущему защитнику Отечества.

Необходимостью разработки данной программы явилось то, что в школе-интернате обучаются воспитанники из семей с различным социальным статусом, что выражается в нарушениях внутреннего распорядка, имея вредные привычки,  незнанием истории и героического прошлого своей страны. Недостаточна совместная деятельность обучающихся и  их родителей, учителей школы по возрождению культурных, исторических, духовно-нравственных ценностей

Поэтому возникла необходимость программы, которая бы основывалась на взаимодействии субъектов образования и позволяла сформировать гражданскую и патриотическую позиции обучающихся. Человека - гражданина и патриота, который обладает определенной суммой знаний и умений, имеет сформированную систему демократических ценностей.

Данная программа направлена на освоение и реализацию обучающимися кадетской школы-интерната своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля

Настоящая программа рассчитана на 1год. Программа предполагает участие воспитанников 5-6 классов кадетской школы. Данная программа входит в систему воспитательной работы кадетской школы. Все направления в программе реализуются последовательно. Занятия проводятся 1 раз в неделю, количество часов -34.

Программа состоит из 6 блоков: «Я и Я»(самопознание), «Я и СЕМЬЯ»(самовоспитание), «Я и КУЛЬТУРА»(саморазвитие), «Я и ШКОЛА»(самообразование), «Я и мое ОТЕЧЕСТВО»(самоопределение), «Я и ПЛАНЕТА»(самоутверждение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx46.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий  Курганской области»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение общеобразовательная  школа-интернат

«Куртамышская кадетская школа-интернат»

Проект программы

«Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской                школы-интерната»

Срок реализации программы 1 год

Для 5-6 классов

Авторы – составители программы:

Белослудцев Владимир Иванович

Воспитатель 1 категории «Куртамышской кадетской школы-интерната»

Салтыкова  Александра Фёдоровна

Воспитатель 1 категории «Куртамышской кадетской школы-интерната»

Суханова Марина Васильевна

Воспитатель «Куртамышской кадетской школы-интерната»

Кеппер Н.Н. – ст., преп., каф., ПиПО

Фролова З.Г. – методист УГПД предведомственных обр. учр.

Курган - 2012 г.

Пояснительная записка

  Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамотные люди, которые в случае необходимости встанут на ее защиту.

 В последние годы, с изменением социально-экономической обстановки в стране произошла утрата идеалов, нравственных ценностей. Это с особой остротой коснулось молодого поколения.

В настоящее время государством принимаются меры по возрождению системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА. Правительством РФ была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 г.» №422 от 11.07.2005г. Во многих регионах страны создаются и работают кадетские корпуса, центры военно-патриотической направленности, цель которых - способствовать повышению уровня гражданского и патриотического воспитания школьников.

Педагоги: Соловцова И. А., Богуславский М., Филонов Г. Н., психолог Фридман Л.М. считали, что одна из важных задач гражданско – патриотического воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого воспитанника, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

На занятиях в кадетской школе обучающиеся приобретают нравственные, морально - психологические и физические качества, такие как дисциплинированность, инициативность, чувство товарищества, дружбы, упорство, взаимовыручка, мужество, смелость, выносливость, ловкость, сила, воля к победе, доброта, вежливость, самостоятельность, самообладание, а также специальные профессиональные знания, навыки и умения, необходимые будущему защитнику Отечества.

 Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению военной службы, выполнению священного долга по защите нашей Родины. Опыт показывает, что у обучающихся недостаточно сформировано гражданско-патриотическое сознание, чувство сопричастности к судьбе Родины, нравственная позиция, отсутствует умение отстаивать свою точку зрения, недостаточно развиты познавательные интересы, потребности в познании культурно-исторических ценностей, творческая активность.

Необходимостью разработки данной программы явилось то, что в школе-интернате обучаются воспитанники из семей с различным социальным статусом, что выражается в нарушениях внутреннего распорядка, имея вредные привычки, проявления неуважения к старшим, незнанием истории и героического прошлого своей страны. Недостаточна совместная деятельность обучающихся и  их родителей, учителей школы по возрождению культурных, исторических, духовно-нравственных ценностей. 

Диагностика гражданско-патриотической воспитанности обучающихся

(1 четверть 5-го класса)

Качества

Уровни

высокий

Средний

низкий

Любовь к Родине

18,3

38

51,7

Бережливость в отношении к общественному достоянию и чужой собственности

19,5

40

40,5

Успешность в учении и самообразовании

20,6

51,4

28

Деловитость и организованность

24,1

59,2

16,7

Готовность прийти на помощь

17,6

38,2

44,2

Тактичность, культура поведения

26,8

46

19,2

Здоровый образ жизни

25,3

40,7

34

Целеустремлённость в самоопределении

15,6

60,8

23,5

Чувство собственного достоинства

26,3

38,1

35,6

10% воспитанников мало интересуются историей и культурой Отечества;

5% допускают отклонения в соблюдении правопорядка и требуют дополнительного контроля со стороны взрослых;

8% не проявляют интереса к культуре и традициям других национальностей;

5% допускают бестактность и грубость в общении со сверстниками;

Поэтому возникла необходимость программы, которая бы основывалась на взаимодействии субъектов образования и позволяла сформировать гражданскую и патриотическую позиции обучающихся. Человека - гражданина и патриота, который обладает определенной суммой знаний и умений, имеет сформированную систему демократических ценностей.

Данная программа направлена на освоение и реализацию обучающимися кадетской школы-интерната своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

Главное в программе - системный подход к формированию гражданской позиции обучающегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программа позволяет отслеживать динамику продвижения воспитанника на всех этапах ее освоения в среднем школьном возрасте.

Настоящая программа рассчитана на 1год. Программа предполагает участие воспитанников 5-6 классов кадетской школы. Данная программа входит в систему воспитательной работы кадетской школы. Все направления в программе реализуются последовательно. Занятия проводятся 1 раз в неделю, количество часов -34.

Программа состоит из 6 блоков: «Я и Я»(самопознание), «Я и СЕМЬЯ»(самовоспитание), «Я и КУЛЬТУРА»(саморазвитие), «Я и ШКОЛА»(самообразование), «Я и мое ОТЕЧЕСТВО»(самоопределение), «Я и ПЛАНЕТА»(самоутверждение).

Итоговое тестирование и прохождение стажировки в военно-полевом лагере экстремальной подготовки «Зона испытаний» - июнь.


Цель и задачи программы

         

 Цель программы: Формирование гражданско-патриотического воспитания обучающихся 5-6 классов в условиях кадетской школы-интерната.

Задачи программы:

  1. Формирование основных понятий по теме «Гражданско-патриотическое воспитание», интересов к истории своего края, города, как части России.
  2. Содействовать повышению уровня гражданско-патриотического воспитания кадет.
  3. Воспитывать у обучающихся кадет гуманное отношение к людям, ко всему живому.
  4. Дать понятие о нравственных ценностях: доброта, милосердие.
  5. Формирование социальной компетентности воспитанников через социально-значимую деятельность.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение уровня информированности обучающихся о прошлом и настоящем своего Отечества, о своих правах и обязанностях, долге и чести.
  2. Способствовать формированию ответственности, гуманности, честности, способности к сотрудничеству со взрослыми, развитие самостоятельности и оказании помощи обучающимся в выборе жизненного пути.

           3.   Формирование у обучающихся смысла жизни и счастья на разных уровнях (практическом, социальном, семейном).

       

Критерии

Показатели

Методика изучения

Понимание значения «Государство», «Родина», «Гимн», «Герб»

  1. Знать символику государства;
  2.  уметь отличать герб своей страны;
  3. знать историю родного края.

Педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование.

Соблюдение общепринятых норм поведения и общения

  1. Уметь вести себя в общественных местах, дома, на улице;
  2. соблюдать культуру общения со сверстниками и взрослыми, незнакомыми людьми.

Педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование

Трудолюбие

  1. Осознать  ценность труда;
  2. Уметь организовать (с помощью взрослых) общественно- полезный,  труд в школе и за ее пределами.

Педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование

Требовательность к себе,

стремление к самосовершенствованию

  1. Соблюдать распорядок дня;
  2.  утвердиться в коллективе, занять достойное место в нём.

Педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование.

Содержание

Данная программа реализуется через следующие направления:

  1. Блок № 1 «Я и Я». Формирование гражданского отношения к себе: осмысление себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
  2. Блок № 2        « Я и СЕМЬЯ» Формирование у воспитанников представление об этике семейных отношений.
  3. Блок № 3        «Я и КУЛЬТУРА» Формирование гражданского отношения к искусству, развитие духовного мира учащихся на основе познания литературы, фольклора.
  4. Блок № 4        «Я и ШКОЛА»  Формирование гражданского отношения к школе: осмысление школьником необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире.
  5. Блок № 5        «Я и мое ОТЕЧЕСТВО» Формирование гражданского и патриотического отношения к отечеству: осмысление себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота.
  6. Блок № 6        «Я и ПЛАНЕТА» Формирование гражданского отношения к планете: осмысление себя как части планеты Земля.

В реализации программы использованы разнообразные формы работы: классный час, беседа, литературно - музыкальная гостиная, праздник добрых сердец, Тимуровская работа, вечер откровенного разговора, круглый стол, спортивные мероприятия, конкурсы, устный журнал, викторина, выставки, ярмарки, шефство над ветеранами, туристический слёт, КТД, акция милосердия, игры, загадки, пословицы, индивидуальная работа, групповая работа.

Методы работы:

Экскурсия, педагогическое наблюдение, диагностика, анкетирование, тестирование, исследование, диспут.

В работе использован наглядный материал, технические средства.

Механизм реализации

Блок № 1 «Я и Я»

п/п

Название мероприятия

Форма

Срок

Ответственный

1.

«Урок мужества»

Классный час

Сентябрь

Воспитатели

2.

«Кодекс кадетской чести»

Беседа

Сентябрь

Воспитатели

3.

«Когда стреляют пушки, то музы не молчат»

Литературно - музыкальная гостиная

Сентябрь

Воспитатели, кл. руководитель

4.

«Мои достоинства, мои недостатки»

Беседа-рассуждение

Сентябрь

Воспитатели

5.

«Вера, Надежда, Любовь»

Праздник добрых сердец

Октябрь

Воспитатели, организатор

6.

Акция милосердия

Тимуровская работа

Втечение года

Воспитатели

 

7.

«Я познаю себя и других»

Упражнение

Октябрь

Воспитатели

8.

«Тропинка к своему Я»

Диагностический тренинг

Октябрь

Психолог

9.

«Дом, дерево, человек»

Рисуночный тест

Октябрь

Воспитатели

10.

«Легко ли быть добрым»

Беседа

Октябрь

Воспитатели

Блок № 2 «Я и СЕМЬЯ»

п/п

Название мероприятия

Форма

Срок

Ответственный

1.

«Я в прошлом, настоящем и будущем»

Вечер откровенного разговора

Ноябрь

Воспитатели

2.

Родительские недели (изучение семьи и ее родословной)

Круглый стол

В течение года

Воспитатели,

Кл. руководитель,  родители

3.

«Мама, папа, я - спортивная семья»

Совместные спортивные мероприятия

В течение года

Воспитатели,  родители

4.

«Я люблю свою маму», «Об отце говорю с уважением»

Конкурс писем

Ноябрь

Воспитатели

5.

«Азбука семейных отношений»

Школа семейного психолога

Ноябрь

Психолог

6.

«Родственные связи»

Игра-беседа

Ноябрь

Воспитатель, родители

 

7.

«Семейные отношения»

Видео фильм

Декабрь

Воспитатели

8.

«Моя семья»

Конкурс рисунков

Декабрь

Воспитатель

9.

«Домашний уют своими руками»

Практикум

В течение года

Воспитатель

10.

«Всякая вещь трудом создана»

Устный журнал

Декабрь

Воспитатель

Блок № 3 «Я и КУЛЬТУРА»

п/п

Название мероприятия

Форма

Срок

Ответственный

1.

«Красота спасет мир»

Конкурс рисунков

Январь

Воспитатели

2.

«Музыка нас зовет»

Январь

Воспитатели, организатор

3.

«Традиции моего народа»

Викторина

Январь

Воспитатели

4.

«Уголок моей Родины»

Экскурсии в музей, театр, к памятникам искусства.

В течение года

Воспитатели

5.

«Край в котором ты живёшь»

Познавательная беседа

Январь

Воспитатели

6.

«Спасти природу»

Акция, КТД

В течение года

Воспитатели

 

7.

«Святочные гуляния»

Праздник

Январь

Воспитатели

8.

«Писатели и поэты нашей Родины»

Устный журнал

Февраль

Воспитатели

9.

«История земли Куртамышской»

Беседа

Февраль

Воспитатели

10.

«Смотр строя и песни»

Февраль

Офицеры- воспитатели

Блок № 4 «Я и ШКОЛА»

п/п

Название мероприятия

Форма

Срок

Ответственный

1.

«В гости к великим людям»

Классные часы

В течение года

Воспитатели

2.

«Исторические битвы»

Игра

Февраль

Воспитатели, кл. руководитель

3.

Встреча с людьми искусства, представителями различных специальностей

Мероприятие по профориентации

В течение года

Воспитатели

4.

«Дороги, которые мы выбираем»              

Вечер встречи с выпускниками

Март

Воспитатели

5.

«Ваши профессиональные намерения»

Анкетирование

В течение года

Социальный педагог

6.

«Умелые ручки»

Выставки, ярмарки

В течение года

Педагоги дополнительного образования

 

7.

«Приходите к нам в гости»

День открытых дверей

Март

Воспитатели, выпускники

8.

«Что, где, когда?»

Устный журнал

Март

Воспитатели

9.

«Дочки-матери»

Конкурсная программа

Март

Воспитатели, организатор

10.

«Словарь добрых слов»

КТД

Апрель

Воспитатели

Блок № 5 «Я и мое ОТЕЧЕСТВО»

п/п

Название мероприятия

Форма

Срок

Ответственный

1.

Уроки мужества

Экскурсии по местам боевой славы.

В течение года

Воспитатели

2.

«Когда поют солдаты»

Праздник

Февраль

Организатор

3.

«Салют, Победа!»

Спортивный праздник

Май

Офицеры-воспитатели

4.

«Быть патриотом - что это значит»

Социологическое исследование

Май

Воспитатели

5.

«Всегда готов»

Шефство над ветеранами ВОВ,

В течение года

Воспитатели

6.

«Мое Отечество»

Акция милосердия

В течение года

Воспитатели

 

7.

«Я гражданин России»

Классный час

Май

Кл. руководитель

8.

«А память, как колодец глубока»

Тематический классный час

Май

Воспитатели, кл. руководитель

9.

«Дети войны»

Игра «Поле чудес»

Апрель

Воспитатель


Блок № 6 «Я и ПЛАНЕТА»

п/п

Название мероприятия

Форма

Срок

Ответственный

1.

«Правила взаимоотношений человека и природы»

Беседа, экскурсии

Апрель

Воспитатели

2.

«Покормите птиц зимой»

Праздник

В течение зимы

Воспитатели

3.

«Чистая река - чистая совесть»

Экологическая экспедиция

Апрель

Воспитатели, кл. руководитель

4.

«Домашние животные»

Викторина

В течение года

Воспитатели

5.

«Береги природу - наш дом»

Конкурс рисунков, сочинений

В течение года

Воспитатели, организатор

6.

«Книжка в подарок»

КТД

Май

Воспитатель

7.

«Чистота природы»

Практикум

Май

Воспитатель

8.

«За здоровьем в зимний лес»

Экскурсия

Май

Организатор

9.

Экологическая тропа

Практическое занятие

В течение года

Воспитатель

10.

«Охрана здоровья в разные времена года»

Беседа

В течение года

Мед. Работник

11.

Туристический слёт

Практикум

Май

Офицеры, руководитель физ.воспитания

Примечание

В реализации программы участвуют:

  1. Воспитатели, классные руководители
  2. Совет школы
  3. Родительский комитет
  4. Педагог-психолог
  5. Социальный педагог
  6. Молодежные общественные и спортивные организации города

                  Ресурсное обеспечение

  1. Собственные средства образовательного учреждения
  2. Летний военно-полевой лагерь ОУ
  3. Бюджетное финансирование ОУ
  4. Шефская и спонсорская помощь.

                                 

Нормативно-правовая литература:

1. Конвенция о правах ребенка: сборник международных и государственных нормативно-правовых документов в области воспитания – Курган:            ИПКиПРО, 2004-146 с.

2. Всеобщая Декларация прав человека. Международное публичное право:          Сборник документов. Т 1.-М.:БЕК, 1996.-с.460-464

3. Конституция РФ.М.: Приор,2001.-32с

4. Закон РФ «Об образовании»\\Собрание законодательства РФ.- 1996.-№3.-ст.150

5. Концепция Модернизации российского образования на период до 2010 года\\Вестник образования.- 2003.-№3

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»

7. Государственная программа по предметам «История», «Основы права», «Основы безопасности жизнедеятельности»

8. Приказ Минобразования России от 9 декабря 1994 г. №495 «Об изучении Конституции РФ в общеобразовательных учреждениях»

9. Письмо Минобразования РФ от 6 февраля 1995 г. №151\11 «О гражданском образовании и изучении Конституции РФ»

10. Письмо Минобразования России  от 7 апреля 1995 г. № 385\11 «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса»

11. Информационно-методическое письмо Минобразования РФ от 19 марта 1996 г. № 391\11 «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»

Литература

1.     Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.

2.     Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001.– 186 с.

3.     Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006.– 192 с.

4.     Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

5.     Воронцов, В.  Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.

6.     Орешкина, Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с

7.    Государственная Программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» Ж. ОБЖ. №11 2000 - стр.3-8

8.    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.».  

9.   Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.  

10.   Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике . Москва. ИКЦ. 2005г - 448с.

11. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения . ж.Педагогика и жизнь №5 - 2006г. С. 110-114

12. Малютина Г.А. Гражданско-патриотическое воспитание в школе//Воспитание детей и молодежи.-2008.- №4.

13.   Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134 с.

14.  Панагушина  О.И. Быть патриотом. Что это значит?// Школьная библиотека.-2004.-№8.-С.61-63.

15.  Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

16.  Сазонов, А. Гражданско-патриотическое воспитание «Мы Россияне»// Сельская школа.-2008.-№1.-С.53-56.

17.  Фридман, А.Н., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991

18.   Фришман, И.И., Методика работы педагога дополнительного образования. – М., 2001

19.   Шилова, М. Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 1990     20.   Щуркова, Н.Е., Собрание пестрых дел. – М., 1994

21.  Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М.: 1998.

Интернет-ресурсы

  1. http://pedagog.eparhia.ru                                                                   
  2. http://scenarii.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Проект программы гражданско-патриотического воспитания "Кто, если не мы"

Данная программа разрабатывалась для противодействия распространения в молодежной среде идеологии экстремизма и терроризма...

Проект Программы гражданско-патриотического воспитания

В данной программе рассмотрены актуальность введения патриотического воспитания школьников. Разработана  модель патриотического воспитания в школе по направлениям, взаимодействие с партнерами мун...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся школы

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине,  его человеческое достоинство -  силой его патриотизма.Н.Г. ЧернышевскийПатриотизм  олицетворя...

«Программа «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся «Диалог поколений»

Программа реализуется в школе с 2012 года. В рамках  данной программы  в школе реализуется социальный проект "А у нас во дворе..."  и проект социального  туризма, в рамка...

ПРОГРАММА Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся

Программа гражданско - патриотического воспитания «Мы - Россияне» составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и ...

Ситема уроков внеклассного чтения( 5-9 кл.) в рамках образовательного проекта по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Постепенно в ходе уроков литературы я пришла к пониманию, что приобщение современных школьников к таким важным для каждого человека составляющим, как патриотизм,  гражданственность, осознание соб...