«Программа «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся «Диалог поколений»
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Афанасьева Наталья Александровна

Программа реализуется в школе с 2012 года. В рамках  данной программы  в школе реализуется социальный проект "А у нас во дворе..."  и проект социального  туризма, в рамках которого школьники разрабатывают и проводят экскурсии для ветеранов различных войн, тружеников тыла и пожилых людей микрорайона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx75.22 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Великого Новгорода

Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 25 «Олимп»

173023, Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 30, тел 62-13-02, 62-13-20

      

«Программа «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся

«Диалог поколений»

   

Афанасьева Наталья Александровна,

учитель истории и обществознания

Сковородина Людмила Руслановна,

зам. директора

 

Великий Новгород

 

Паспорт программы

«Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся  

«Диалог поколений»

на 2015 - 2019 годы

Основание для разработки  Программы

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
  • Концепция развития воспитательной работы школы.
  • Концепция  патриотического воспитания граждан РФ.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.).
  • Федеральный закон от 13 марта 1995г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях России)  /с изменениями от 22 августа 2004г./.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Декларация прав ребенка.
  • Конституция РФ.
  • Муниципальная целевая программа

 «Патриотическое воспитание населения Великого Новгорода» на 2015 – 2019 гг.

Исполнители Программы

Администрация и педагогический коллектив Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25 «Олимп», обучающиеся, родители, социальные партнёры.

Цель Программы

Формирование истинного патриотизма: гордости за дела дедов через совместную деятельность с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, пожилыми людьми микрорайона.    Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.  

Задачи Программы

  • Передача позитивного богатого опыта подрастающему поколению;
  • изучение истории страны через судьбы участников важных событий;
  • включение сверстников  в дела, направленные на заботу и помощь старшему поколению;
  • актуализация значимости и важности старшего поколения в сегодняшнем дне;
  • формирование активной гражданской позиции;
  • привлечение к совместной деятельности с ветеранами подрастающего поколения.  

Оценка эффективности программы

    Оценка эффективности программы «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся  «Диалог поколений» обеспечивается:

- средствами общественного контроля через публичный доклад школы,  конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы;

- регулярным обсуждением хода реализации программы  в методических объединениях, на совещаниях;

- проведением диагностической работы в ходе внедрения программных мероприятий в практику  школы;

- разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве МАОУ «СОШ № 25 «Олимп»;

- подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации программы, объединением их усилий в рамках проблемно-творческих групп, временных творческих и научно-исследовательских коллективов, общественных организаций;

-  через коммуникативные средства общения: Интернет, Дневник Ру, сайт школы;

- участием и победами в муниципальных и региональных конкурсах  гражданско–патриотической направленности.

Срок реализации Программы

2015 - 2019 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • Становление личности обучающегося  как гражданина  России
  •  Воспитание любви к своей малой родине.
  •  Воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов и молодёжи, преемственность.
  • Организация совместной деятельности учащихся, родителей и ветеранов Великой Отечественной войны.
  •  Исследовательская историко-краеведческая работа.
  • Возможность трансляции позитивного жизненного опыта и осознание себя как части истории ветеранами Великой Отечественной войны.

Организация управления и система контроля над исполнением Программы

Координатором работы по реализации Программы является Школа.

Контроль над выполнением Программы возлагается на администрацию.

Информация о ходе реализации Программы публикуется на сайте Школы, итоги подводятся ежегодно на августовском педсовете и на Совете школы.

Для оперативного контроля  над ходом реализации Программы основной разработчик Программы осуществляет следующие функции:

- сбор и систематизацию аналитической информации о реализации программных мероприятий;

-  мониторинг результатов реализации программных мероприятий;

- оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий;

- подготовку информации о ходе реализации Программы.

Пояснительная записка

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Актуальность  программы «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся «Диалог поколений»,  её сегодняшняя  необходимость доказана самой жизнью. Жизнь человека включает в себя множество событий. Это и радости, и горести. А если годы жизни приходятся  на переломные, судьбоносные для страны вехи, то и жизнь человека вплотную связана с судьбой страны. Становится больно, когда память о былых свершениях, жертвах и победах, память, которая могла бы сделать сильнее духом многих и многих, уходит в небытие, когда забывают свою историю. С каждым годом  уходят от нас очевидцы Отечественной войны 1941-1945 годов, проявившие своё мужество, стойкость, отдавшие свои молодые годы Родине, явившие всему миру в борьбе с фашистскими захватчиками победоносную силу и великое могущество русского народа. В ходе реализации программы  «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся  «Диалог поколений» у обучающихся есть  уникальная возможность   из первых уст узнать о суровой правде тех дней, об историческом опыте стойкости и беззаветного служения Родине ее сыновей и дочерей.  В силу динамичного ритма жизни сегодняшнего дня  от нашего внимания и внимания наших детей ускользают неформальные - но такие важные!- контакты со старшим поколением, ослабевают их  родственные связи с дедами и отцами. Многое в общении занимают компьютеры и сотовые телефоны, исчезает близкое, личностное общение. Однако, только  соприкасаясь с опытом людей, пережившими военное лихолетье,  видя их глаза, подрастающее поколение сможет представить события фронтовой жизни армии и тыла. Такие встречи формируют истинный патриотизм: в душах молодых появляется гордость за дела дедов и прадедов, искреннее желание быть похожими на них.   Через  знакомство с  ветеранами  Великой Отечественной войны, через совместную познавательную и творческую деятельность  у школьников формируется активная гражданская позиция, развиваются  коммуникативные навыки. Совместный труд школьников, педагогов, родителей, ветеранов Великой Отечественной войны,  представителей общественности способствует формированию чувства коллективизма и ответственности за результаты общего труда. У обучающихся  появятся уникальные знания о военном периоде страны, усилится позитивная система жизненных ценностей, куда особой составляющей войдет более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны и его непосредственным участникам, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов. Связующей нитью, объединяющей людей разных возрастов, профессий и положения, является планомерная поисковая, исследовательская, творческая и спортивная  работа, посвященная общению с  жителями микрорайона № 6 города Новгорода – ветеранами  Великой Отечественной войны и тружениками тыла, пожилыми людьми. Посещения ветеранов на дому, встречи в школе, записи воспоминаний, организация фотовыставок, презентаций, выпуск газет, мастер-классы - позволят не просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскрыть значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, пропустив ее уроки через сердце каждого обучающегося.

Отличительной особенностью  программы  является  познавательная совместная  равноправная деятельность, общий  полезный труд  ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла и пожилых людей микрорайона  с учащимися школы и их родителями. Активно к данной деятельности подключается социум микрорайона: центр по работе с населением «Нехинский», депутаты Думы Великого Новгорода Лобач А.С. и Пшеницын Ю.Г., библиотечный центр  «Читай-город», гордские клубы ветеранов «Моя судьба», «Будь здоров» и другие.  

Вся  деятельность учащихся    мотивирована на участие в разнообразных  состязательных играх, конкурсах, турнирах, соревнованиях, поисковой работе,  акциях, которые проводятся вместе с ветеранами.  Причём, взаимоотношения учащихся с ветеранами не ограничиваются праздничными датами,  праздники проводятся и в будничные для страны дни, ветераны войны частые гости в школе, а перед праздничными днями ветераны Великой Отечественной войны принимают ребят у себя дома.

Особая значимость программы   «Диалог поколений» в том, что результат её двухсторонний: укрепляются связи старшего  и младшего поколения, налаживаются взаимоотношения учеников с собственными бабушками и дедушками, укрепляется чувство гордости за наш  родной город.

Программа ориентирована  на обучающихся 5 – 11 классов, коллектив педагогов и родителей.

Принципы, на которых строится Программа:

  • систематичность;
  • открытость;
  • доступность;
  • субъектная позиция учащихся;
  • воспитание через социально значимую деятельность;
  • интеграция усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.

Сроки и этапы реализации Программы:

I этап – организационно - мобилизационный (2015г.):

  • аналитическо-диагностическая деятельность;
  • поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления;
  • изучение современных технологий;
  • разработка совместных планов с городским клубом ветеранов «Моя судьба», центром по работе с населением «Нехинский».

II этап – практический (2015 -2018 гг.):

  • использование на практике форм, методов, приемов развития гражданско-патриотического воспитания;
  • промежуточный контроль.

III этап  - итогово - обобщающий (2019г.):

  • обработка и интерпретация данных;
  • соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
  • определение перспектив и путей дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания.

Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы.

Раздел 2. Перечень мероприятий Программы.

Программа включает в себя следующие направления деятельности:

1.  Проект «Поклонный туризм»

Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2. Проект «Социальный туризм»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2.Развивать ученическое самоуправление.
3.Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Проект «Патриотизм вчера, сегодня, завтра»

Цель: Воспитание у детей  любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин  Великого Новгорода!».
3. Формировать экологическое поведение.

Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.

4.Проект «За здоровый образ жизни»

Цель: привитие навыков здорового образа жизни.

Задачи:

1.Создавать благоприятные условия для физического и физиологического развития обучающихся, для формирования здорового образа жизни.

2.Создавать здоровьесберегающую образовательную среду.

3.Предупреждать ситуации негативного влияния на детей, преднамеренное вовлечение их в нездоровый образ жизни, в алкоголизм и наркоманию.

Формы: классные часы, работа спортивных секций, турниры, состязания, спортивные праздники, Дни здоровья.

Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы:

  • Нормативный  ресурс: разработка нормативно-правовой базы деятельности.
  • Кадровый ресурс: обеспечение профессионального и  личного роста педагогов  школы через организацию мероприятий обучающего, аналитического и методического характера.

1) Организация работы методического объединения классных руководителей по гражданско-патриотическому воспитанию.

2) Гражданско-патриотическое просвещение обучающихся, родителей через классные часы, семинары, конференции.

3) Социальное проектирование.

4) Приглашение в классы таких специалистов, общественных деятелей и политиков, которые способны учитывать специфику детского и подросткового возраста.

  • Социальный ресурс: привлечение к решению задач программы партнёров
  • Информационный ресурс: совершенствование информационной среды школы.
  • Аналитический ресурс: мониторинговые процедуры оценки эффективности произошедших изменений.
  • Инновационный ресурс: развитие механизмов внутренней экспертизы, коррекции результатов.

Раздел 4. Механизм реализации мероприятий Программы

Механизм реализации программных мероприятий осуществляется в рамках действующей нормативно-правовой базы.

Данная программа  реализуется педагогическим коллективом МАОУ СОШ №25 «Олимп» при участии городского клуба  ветеранов «Моя судьба»,  представителей  Городского совета ветеранов Веселитской А.М. и Левкова Ю.М.  Исполнители проекта несут ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий.

Координатором программы является администрация МАОУ СОШ №25 «Олимп».

Механизм реализации программы  предполагает использование инновационных форм и методов работы педагогического коллектива в целях обеспечения роста чувства патриотизма у учащихся и создание благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся.

Формы реализации проекта:

Мастер – классы с участниками городского клуба ветеранов Моя судьба»;

Совместное с ветеранами танцевальное мероприятие «Ситцевый бал»;

Праздник в микрорайоне «Танцевальная площадка»;

Конкурс смотра и  патриотической песни;

Встречи с поэтами – ветеранами войны;

Участие в работе клуба КЛИО;

Митинги;

Субботники;

Спартакиада «Будь здоров!».

Администрация школы осуществляет координацию реализации программы  в пределах своих полномочий через Совет патриотического воспитания.

Совет патриотического воспитания  определяет содержание  каждого конкретного мероприятия по реализации Программы, организует её выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий программы являются педагоги, обучающиеся  и их родители, ветераны Великой Отечественной войны.

Раздел 5. Организация управления и система контроля за исполнением Программы

Координатором работы по реализации Программы является Школа.

Контроль над выполнением Программы возлагается на администрацию.

Информация о ходе реализации Программы публикуется на сайте Школы, итоги подводятся ежегодно на августовском педсовете и на Совете школы.

Для оперативного контроля  над ходом реализации Программы основной разработчик Программы осуществляет следующие функции:

- сбор и систематизацию аналитической информации о реализации программных мероприятий;

-  мониторинг результатов реализации программных мероприятий;

- оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий;

- подготовку информации о ходе реализации Программы.

 

Список литературы

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ

на 2011 – 2015 годы». М.,2011 г.

2. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 – 11 классы/ Под редакцией В. А. Великородского, О. Е. Жиренко, Т. М. Кумицкой. – М.:ВАКО, 2012 г.

3. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе:

    Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.-   М.:2010 г.

4. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников:

Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А. Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А. П. Пашковец.М.Глобус,2011г.

5. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е

издание, переработанное. М.: 2013 г.

6.Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2010 год. №1

7. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Программа гражданско-патриотического и нравственного воспитания

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают обучающихся к тому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовали в поли...

Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"

  Программа гражданско-патриотического воспитания  для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...

Программа гражданско-патриотического воспитания

Программа гражданско-патриотического воспитания в школе....