Программа гражданско-патриотического воспитания
материал по обж по теме

Екатерина Михайловна Дивисенко

Программа гражданско-патриотического воспитания в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_grazhdansko-patrioticheskogo_vospitaniya_136.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

гражданско-патриотического воспитания обучающихся

МБОУСОШ № 136

Введение.

Данная программа разработана в соответствии с государственными программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», областной целевой программой «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2011 – 2015 годы», муниципальными и районными программами патриотического воспитания.

Программа включает комплекс нормативных, организационных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания обучающихся в МБОУ СОШ № 136, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Программа ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания, обновление его содержания и структуры на основе современной образовательной ситуации, опыта деятельности  и тенденций развития ОУ.

В школе совершенствуется организация патриотического воспитания:

 возросли уровень и эффективность проведения фестивалей, конкурсов, выставок, соревнований;

 широко используется потенциал центров культуры района, города, области, страны через туристско-экскурсионную деятельность;

 активно внедряются инновации в воспитательной работе;

 реализуются проекты социальной направленности;

 повышается доля участия обучающихся в мероприятиях и программах гражданско-патриотической направленности.

Программа рассчитана на все возрастные группы учащихся школы, коллектив педагогов и родителей школьников.

2. Содержание проблемы патриотического воспитания.

«Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность учреждений, организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное

время» (Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2011-2015 годы» с изменениями от 10.11.2010г.)

Воспитание в современном российском обществе осуществляется в настоящее время в условиях реформирования и смены общественных формаций, что неизбежно ведёт за собой смену нравственных ориентиров и девальвацию духовных ценностей. Существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, СМИ, молодёжных и детских общественных организаций. Экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определённое социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня у части населения и ценностную переориентацию в молодёжной среде. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. 

«События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения области, снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам». (Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2011-2015 годы» с изменениями от 10.11.2010г.)

В этих условиях очевидна задача неотложного восстановления системы патриотического воспитания на всех уровнях, в том числе в конкретном ОУ.

Идея создания суверенного, развитого, цивилизованного, демократического государства предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность и ответственность, являющиеся основой консолидации общества.

Патриотическое воспитание понимается авторами программы как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся названных качеств. 

Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания в ОУ и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания обучающихся как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Принципы патриотического воспитания:

открытость для творчества;

наличие личностной позиции учащихся;

воспитание через социально - значимую деятельность;

интеграция деятельности всех заинтересованных лиц и организаций.

3. Цель и задачи программы.

Целью программы является создание системы патриотического воспитания детей в ОУ для формирования социально - активной личности гражданина России, с присущими ему ценностями и взглядами, способного к адаптации в обществе,  максимальной самореализации и готового к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:

проведение обоснованной организаторской деятельности по
созданию условий для эффективного патриотического воспитания
школьников;

повышение профессионализма организаторов воспитательной работы через курсы повышения квалификации, участие в семинарах и педагогических чтениях;

развитие материально-технической базы патриотического воспитания;

внедрение современных методов, форм воспитательной работы;

координация деятельности всех участников воспитательного
процесса;

повышение нравственного статуса патриотического воспитания;

использование школьных традиций и современного опыта в области
патриотического воспитания;

воспитание уважения к культурному и историческому прошлому
России, к традициям Урала;

привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению
культурных и духовно- нравственных традиций и ценностей школы;

увеличение доли обучающихся, участвующих в проектах и программах патриотической направленности.

Программа рассчитана на 2011 - 2015 годы. Реализация программы предусматривает организацию как урочной, так и внеурочной деятельности. Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 5 лет, с 2011 по 2015 годы без разделения на этапы.

4. Ресурсное обеспечение программы.

Финансовое обеспечение мероприятий по реализации программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущую деятельность органов исполнительной власти, а также средств юридических и физических лиц, поступающих в порядке безвозмездной помощи, шефства и спонсорства.

5. Ожидаемые результаты реализации программы.

Конечным результатом реализации программы предполагается положительная динамика роста социальной активности школьников, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп и других негативных явлений, возрождение духовности.

6. Система мероприятий программы.

Система мероприятий по реализации программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по всем направлениям, включая:

создание нормативно - правовой базы патриотического воспитания
через разработку «Положений» о мероприятиях, входящих в
содержание программы;

координацию деятельности всех участников УВП и внешкольных
организаций в интересах патриотического воспитания;

формирование теоретических и методических основ
патриотического воспитания через разработку содержания
конкретных мероприятий;

проведение мероприятий историко-патриотической, героико-патриотической, военно-патриотической направленности.

Направление ддеятельности

Срок исполнения

Ответственные

1.     Организация урочной и учебной деятельности,

направленной на патриотическое воспитание


Проведение тематических классных часов, посвящённых Дням воинской славы, государственным праздникам России, военной истории города Екатеринбурга и Орджоникидзевского района


Подготовка лекторских групп старшеклассников для проведения тематических классных часов

Проведение тематических библиотечных


Проведение интегрированных уроков истории и литературы по патриотической тематике.


Использование тематического краеведческого материала на уроках географии


Подготовка и защита рефератов и проектов, посвящённых истории Великой Отечественной войны, вопросам краеведения


2.     Организация внеурочной деятельности как условия воспитания патриотизма у учащихся.


2.1 Проведение массовых

мероприятий и ключевых опорных дел.

Мероприятия, посвящённые  Великой Победы.

Участие в программах «Зарница», «Экспедиция «Память»

Проведение месячника военно -патриотической и оборонно -спортивной работы, посвящённой Дню Защитника Отечества:

Силовое троеборье;

«Папа, мама, я - спортивная семья»

«Весёлые старты»;

встречи с выпускниками,
отслужившими в армии;

тематические классные часы;

конкурсы рисунков и газет;

«Уроки мужества»  с
приглашением ветеранов;

военно - спортивные
соревнования допризывной
молодёжи;

военно - спортивная эстафета
«А ну-ка, парни!»;



Проведение школьных фестивалей

военной Песни «Песни, опалённые войной»,

участие в районных фестивалях

патриотической песни «На привале» и

«России сможем послужить»


Участие в Вахте Памяти «Пост № 1


Участие в районной акции «Мы - граждане России»


Участие в сетевых проектах, районных и городских конкурсах по краеведению,

военной истории России, правовым вопросам


Участие в районных соревнованиях и конкурсах агитбригад по прикладным

видам творчества («Огню дорогу преградим», «Безопасное колесо», ПДД)


Благотворительные акции по подготовке подарков и концертов для ветеранов

войны и труда, сбору средств

пострадавшим


Привлечение родительской

общественности к массовым школьным мероприятиям


Встречи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами тыла


2.2. Экскурсионно - туристическая и краеведческая деятельность


Организация краеведческих и

познавательных экскурсий и поездок по городу, области, региону, стране


Посещение музеев истории ВМФ, ОДО, УЗТМ


Организация тематических экскурсий

«Урал в годы войны», «Военные

памятники Екатеринбурга»


Организация поисковой работы «История  школы в судьбах ее учителей»


Создание электронной странички

летописи «Военно - патриотическая

работа в школе, в Орджоникидзевском районе»


Проведение конкурсов рисунков,

сочинений, викторин, посвящённых

истории страны,  города и района

Участие учащихся в НПК по краеведению

2.3. Физкультурно -

оздоровительная, техническая и

военно - спортивная деятельность


 День Здоровья

участие в городских и районных

соревнованиях допризывной

молодёжи


Участие в спортивно - прикладных

играх на местности «Зарница»,

«Экспедиция «Память»


Проведение соревнований по мини -

футболу, баскетболу, волейболу

Обеспечение организованного

участия учащихся 10-х классов в учебно - полевых сборах

Организация участия обучающихся в конкурсах и проектах различного уровня по патриотическому воспитанию


2.4 Методическая работа

Оформление тематических

материалов (об истории школы,

подшефных ветеранах войны)


Разработка «Положений» конкретных

мероприятий по патриотическому

воспитанию


Подготовка и оформление методических разработок игр, классных часов, мероприятий по патриотическому воспитанию






Сентябрь-май









Ежегодно




Ежегодно



Ежегодно




Ежегодно




Ежегодно






Ежегодно





Ежегодно: февраль - май









Ежегодно: Февраль, май





































Ежегодно: февраль, май



Ежегодно: октябрь, июнь


Ежегодно






Ежегодно





По мере необходимости


В течение года






В течение года








В течение года













Ежегодно




Ежегодно


В течение года




В течение года







Ежегодно







В течение года



Ежегодно





Ежегодно


В течение года



В течение года




Ежегодно





















Ежегодно






В течение года






Зам. директора

по ВР, классные

руководители







Учителя истории



Зав.

библиотекой,


Учителя

истории и

литературы



Учителя географии



Учителя истории,

географии, литературы






Коллектив школы





Зам. директора

по ВВР, классные

руководители,

учителя ОБЖ и

физкультуры





Зам. директора по ВВР, учителя ОБЖ, физкультуры,

классные руководители

































Зам. дир. по ВР,

руководители юнармейских отрядов

Зам. дир. по ВВР



Зам. дир. по ВВР, учителя истории





Зам. дир. по ВВР,

классные руководители

 

Классные

руководители,

руководители

кружков

Учащиеся,

педагоги, род.

общественность




Зам. дир. по ВР,

классные руководители


Зам. дир. по ВР,





Педагоги, классные руководители












Классные руководители


Учителя

истории, кл.

руководители

Зам. дир. по ВВР,

Совет старшеклассников


Зам. дир. по ВВР,

руководители юнармейских

отрядов, классные руководители



Педагоги,

руководители

кружков педагоги








Зам. дир. по ВВР,

учителя физкультуры,

классные руководители,

учителя физкультуры


Учителя

Физкультуры,ОБЖ






Классные руководители

Учителя физкультуры,

ОБЖ, Зам. дир. по ВВР,













Зам. дир. по ВВР,

учитель ОБЖ





Классные руководители




Зам. дир. пов ВВР







Зам. дир. пов ВВР


Участники программы

7. Организационно-методические мероприятия совершенствования системы патриотического воспитания в школе

на 2011 – 2015 годы

№ п.п.

Мероприятия

Ожидаемый результат

1

Разработка положений и др. документов, регламентирующих проведение мероприятий патриотической направленности.

Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания обучающихся ОУ

2

Организация участия обучающихся в творческих конкурсах, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни страны.

Воспитание учащейся молодёжи на славных событиях истории страны.

3

Организация участия педагогов в конкурсах различного уровня среди педагогических работников по патриотическому воспитанию в ОУ.

Внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания в школе.

4

Организация участия педагогов в конференциях, семинарах-практикумах для педагогических работников на тему: «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы».

Обобщение лучших традиций и передового опыта работы по патриотическому воспитанию.

5

Организация добровольческого движения по оказанию помощи ветеранам ВОВ, локальных войн и конфликтов.

Формирование активной гражданской позиции, воспитание заботливого, бережного отношения к старшему поколению.

6

Подготовка и издание информационных материалов об опыте работы по патриотическому воспитанию.

Распространение передового опыта организации работы по патриотическому воспитанию.

7

Организация мероприятий, посвящённых памятным событиям истории России.

Повышение интереса обучающихся к истории Отечества.

8

Организация и проведение фестивалей, конкурсов, выставок, декад.

Сохранение исторической памяти, традиций народа, воспитание чувства интернационализма, толерантности и уважения к различным культурам и традициям.

9

Организация и проведение военно-спортивных игр, спортивных состязаний, оздоровительных мероприятий.

Развитие волевых и физических качеств, готовности к защите Отечества.

10

Организация участия обучающихся во Всероссийской акции «Вахта Памяти»

Повышение авторитета поисковых общественных объединений в патриотическом воспитании школьников, увековечивание памяти российских воинов, погибших при  защите Отечества.

8. Оценка эффективности реализации программы

Реализация программы позволит предоставить большему количеству обучающихся возможность участия в мероприятиях по патриотическому воспитанию, повысить качество организации патриотического воспитания в соответствии с современными требованиями инновационного развития Российской Федерации.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется в соответствии с достижением целевых ориентиров через следующие обобщённые оценочные показатели:

количество реализованных мероприятий по патриотическому воспитанию;

количество обучающихся, занятых в объединениях патриотической направленности;

количество исследовательских работ, проектов по проблемам социальной, патриотической направленности;

количество обучающихся, участвующих в мероприятиях программы, проектах и конкурсах различного уровня патриотической направленности по отношению к общему количеству обучающихся;

количество педагогических работников, повысивших уровень профессиональной подготовки по патриотическому воспитанию школьников через курсы повышения квалификации, участие в семинарах, мастер-классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Программа гражданско-патриотического и нравственного воспитания

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают обучающихся к тому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовали в поли...

Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"

  Программа гражданско-патриотического воспитания  для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...

Программа гражданско-патриотического воспитания

Определяет основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в кадетском классе. Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогического ...