Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"
рабочая программа по классному руководству (7 класс) по теме

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный "классный".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon My-yunost_Rossii.Programma.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации

г. Нижнего Новгорода

Муниципальное образовательное учреждение средняя школа № 7

                                                                                                    « Утверждаю»

                                                      Директор МОУ СШ № 7

                                                                 __________/ Смирнова Н.И./    

                                                                                                   

«Мы–юность России»

/ программа гражданско-патриотического воспитания учащихся 5 – 7 классов/

                                                                Автор: Козлова Е.В.

                                           / учитель истории и

                                           граждановедения МОУ СШ № 7/

                                           Нижегородский район     

                 

                                                   Нижний Новгород

                                                          2002-2005 г.  

                 СОДЕРЖАНИЕ

  1. Информационная карта программы

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность
  2. Направленность программы
  3. Практическая значимость
  4. Цели и задачи программы

  1. Концептуальные подходы к разработке программы

  1. Реализация концептуальной модели программы
  1. Структура взаимодействия
  2. Соуправление
  3. Содержание воспитательной деятельности по программе
  4. Основные направления, формы, ориентиры деятельности по программе
  5. Работа с родителями
  6. Основные направления индивидуальной работы

7. Ожидаемые результаты.

  1. Изучение эффективности воспитательной работы в классе, критерии результативности

  1. Литература

  1. Приложения

I. Информационная карта программы.

Полное название программы

«Мы - юность России» (программа гражданско-патриотического воспитания )

Автор программы

Козлова Елена Викторовна

Руководитель программы

Директор ДДК им. Бринского Багиева Л.Б.

Территория, предоставившая программу

Город Нижний Новгород

Название проводящей организации

Детский Дом культуры им.Бринского

Адрес организации

603163 г. Нижний Новгород, ул.Бринского, дом 1

Телефон

432-46-00

Форма проведения

Цель программы

Создание условий для воспитания гражданина России с его высокой патриотической, гражданской,нравственной и экологической культурой, способного реализовать свой личностный потенциал

Специализация

военно-патриотическая

Сроки реализации

2005-2008год

Место реализации

Гор. Нижний Новгород и Нижегородская область

Официальный язык программы

Русский

Общее количество участников программы

Детей: 30 человек

Родителей: 50 человек

Педагогов: 15 человек

Условия участия в проекте

Добровольное участие

Краткое содержание программы

Содержание программы реализуется во взаимодействии с общей программой деятельности ДДК, одной из задач которой является развитие у детей познавательного интереса к героической истории своей Родины, воспитание мужества, верности, чести.

   В основу тематического планирования положено 4 ключевых ориентира:

  • «Мы изучаем историю»
  • «Мы познаем мир»
  • «Мы помогаем людям»
  • «Мы за спорт»

   Взаимодействие «Мы» по каждому ориентиру способствует формированию умения работать в коллективе, помогает стать учащимся сплоченной командой. Для учащихся по каждому ориентиру предлагаются беседы, ролевые и познавательные игры, викторины, КТД, и другие формы работы.

    Основное ключевое дело – интеллектуально-патриотическая игра «Честь имею».

История осуществления программы

Программа военно-патриотического воспитания учащихся разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2008год» и рядом других документов.

   Программа рассчитана на три года (2005-2008 учебный год). В течении трех лет учащимся предлагается освоение трех ступеней в соответствии с этапами по годам обучения.  

   I этап– начально –универсальный. Его основа – познавательная деятельность.

   II этап– поисково-исследовательский. Его основа – практическая деятельность.

   III этап– творческо-исследовательский. Учащиеся накапливают опыт творческой деятельности.

Условия достижения целей и задач

Взаимодействие и сотрудничество всех участников воспитательного процесса (педагогов, родителей,воспитанников).

 

Источники финансирования

Родительские средства

Ожидаемые результаты

  • у учащихся сформируются целостные представления о Российской истории
  • удастся привлечь учащихся к поисковой и исследовательской деятельности
  • развитие у учащихся нравственной и гражданской ответственности за родных и близких, за свои дела и поступки, за людей, живущих рядом
  • учащиеся приобретут практические навыки экологической деятельности
  • учащиеся смогут ощутить себя полезными людям и обществу
  • учащиеся будут готовы к выбору в пользу здорового образа жизни
  • участники программы научатся работать в коллективе, смогут стать сплоченной командой, умеющей постоять за себя и других в чрезвычайных обстоятельствах
  • в ходе реализации программы произойдет развитие у учащихся творческого и практического мышления, трудовых умений и навыков, что послужит основой для самореализации в будущей профессиональной деятельности
  • удастся привлечь родителей, они станут активными участниками воспитательного процесса.

Система контроля

  • последовательное, поэтапное отслеживание эффективности педагогического воздействия
  • анализ результатов деятельности по реализации программы (использование диагностических средств: педнаблюдение, тестирование, анализ и самоанализ, статистический анализ, методы самооценки учащихся).

    В настоящее время в нашей стране уже не ставятся вопросы о том, должны ли педагоги  заниматься воспитательной работой, хотя в истории отечественной педагогики был период, когда «воспитание» пытались заменить более широким понятием «образование». В последние годы на федеральном уровне принят ряд документов, подтверждающих внимание государства к проблемам воспитания молодежи.

     В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на  2006-2010год» отмечается, что «решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа». В связи  с этим, приоритетным направлением становится военно-патриотическое воспитание.

   Военно-патриотическое воспитание призвано формировать в детях чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к историческим традициям и культуре своего Отечества,  побуждать чувство гордости за свой народ. Но гордится можно лишь тем, что хорошо знаешь, к чему сопричастен. Именно по этому перед педагогическим коллективом встала задача: развитие у детей познавательного интереса к героической истории своей Родины, воспитание мужества, верности, чести. Наиболее увлекательной и доступной формой для познания у детей младшего подросткового возраста является игра. Поэтому за основу в работе было взято положение об интеллектуально-патриотической игре «Честь имею», являющейся частью проектной линии «Во славу Отечества», разработанной Соколовой Ириной Степановной.

   Выбор военно-патриотического направления деятельности как приоритетного в моей воспитательной работе определил и тот факт, что по результатам анкетирования в начале учебного года категории «патриотизм», «любовь к Родине» у учащихся занимали далеко не первое место среди других ценностных ориентиров (см. приложение 1 -  анкета «Ценностные ориентиры»).

    Проведенное мной психолого-педагогическое исследование позволило выявить несформированность  эмоционально-психологических отношений учащихся в коллективе класса:

  • у большинства ребят нет достаточного опыта совместной деятельности;
  • ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу
  • в коллективе существуют замкнутые приятельские группы, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся;
  • подлинного лидера – хорошего организатора или нет, или ему трудно проявить себя, так как по настоящему его не кому поддержать.  

    Все это подтвердило правильность выбора интеллектуально-патриотической игры «Честь имею» как основополагающей.

    Воспитательные возможности игровой программы заключаются еще и в том, что она способствует совместной деятельности «отцов и детей», воспитывает уважение к ветеранам войны, помогает организовать поисковую, исследовательскую работу.

       Программа рассчитана на три года, она дифференцирована и вариативна.

В программе прослеживается системный подход к формированию личности ребенка

      Находка программы в том, что благодаря поэтапному планированию воспитательной работы удается проследить самосовершенствование учащихся, воспитание их личностных и ценностно-ориентационных качеств.

 Цели и задачи программы

   

Цель:  Создание условий для воспитания гражданина России, с    

           его высокой патриотической, нравственной и

           экологической культурой, способного реализовать свой

           личностный  потенциал.

 Задачи:

  • воспитание интереса детей к историческому наследию Отечества, его героическому прошлому; формирование у школьников целостного представления о Российской истории;

  • вовлечение учащихся в конкретную творческую деятельность по изучению истории Отечества;

  • привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности;

  • духовно-нравственное и экологическое воспитание через общение с природой;

  • формирование у учащихся потребности быть полезными окружающим людям и обществу, через включение в трудовую и общественно-значимую деятельность;

  • создание условий для сплочения коллектива;

  • привлечение родителей к жизнедеятельности коллектива

  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

Концептуальные подходы к разработке  программы.

Для практической деятельности за основу взят личностно - ориентированный  подход, как методическая основа деятельности. Основными принципами личностно - ориентированного подхода являются:

  • принципы педагогической поддержки (вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению);
  • принципы творчества и успеха (достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности ребенка);
  • принцип индивидуальности (создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка);
  • принцип самоактуализации (поддержка стремления детей к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей).

    Подходы к отбору содержания воспитательной работы в некоторой степени заимствованы из концепции системного воспитания В.А. Караковского, обращающегося к ценностям фундаментальным, таким как

ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ТРУД, ЗНАНИЯ, КУЛЬТУРА, ОТЕЧЕСТВО, ЗЕМЛЯ, МИР.

Этих ценностей придерживалась и я, при отборе основ содержания и процесса воспитания. При этом основной задачей в моей программе воспитания становится воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Это качество гражданина хорошо выразил в свое время А.С. Пушкин: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

   Авторы этой концепции считают, что для успешной реализации воспитательных функций педагогу необходимо, с одной стороны, использовать разнообразные виды и формы деятельности, а с другой – выделить в широком спектре деятельности какой-то один вид в качестве системообразующего.

   Наша интеллектуально-патриотическая игра «Честь имею» ни что иное, как ключевое дело (одно из основных патриотических средств системного воспитания). Не редко ключевое дело называют «крупной дозой воспитания», так как оно включает в себя основные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии и оказывает целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. Организация подобного ключевого дела позволяет объединить всех участников воспитательного процесса (учащихся, педагогов, родителей), разрушить межвозрастные барьеры взаимодействия, укрепить межличностные отношения.

    При планировании работы с семьей мною также была использована логика системного подхода.

    Основное внимание при решении вопросов личностного роста учащихся нацеливается на опосредованное психолого-педагогическое воздействие, взаимодействие и сотрудничество педагогов и воспитанников в различных направлениях деятельности – соуправление. .

 Содержание воспитательной деятельности по программе.

    В соответствии с концептуальными основами в основу тематического планирования воспитательной работы положены четыре ориентира деятельности:

  1. Мы изучаем историю (ориентир на воспитание гражданственности и патриотизма, верности своему Отечеству, формирование целостного представления о Российской истории)
  2. Мы познаем мир (ориентир на привлечение к поисковой и исследовательской деятельности, на приобретение навыков общения с природой)
  3. Мы помогаем людям (ориентир на формирование потребности быть полезным, на оказание помощи и поддержки)
  4. Мы за спорт (ориентир на формирование потребности у учащихся в здоровом образе жизни)

Взаимодействие «Мы» по каждому ориентиру способствует формированию умения работать в коллективе, помогает стать воспитанникам сплоченной командой, умеющей постоять за себя и друзей в чрезвычайных обстоятельствах.

  Для учащихся по каждому ориентиру предлагаются беседы, ролевые познавательные игры, викторины и другие формы работы.

  Воспитанникам предлагается освоение трех ступеней в соответствии с этапами по годам обучения:

.

Первый этап – начально-универсальный. 

    Его основа познавательная деятельность.

    В течение года учащиеся знакомятся с:

  • историей создания ВМФ России
  • жизнеописаниями великих русских полководцев и флотоводцев
  • с профессиями, которые существуют на корабле
  • с морской флорой и фауной
  • с жанрами в живописи, с творчеством Айвазовского.

    Приобретают первые навыки:

  • в участии в спортивных соревнованиях
  • в участии в КТД
  • в подготовке тематических бесед«Флора и фауна морей», «Что может рассказать старый кремль» «Взгляд через века».

    В конце года проводятся:

  • игра «Честь имею»;
  • в рамках тур. слета – поход одного дня;
  • в рамках празднования Дня независимости России - совместно с родителями трехдневный поход на поляну областного фестиваля бардовской песни «Заозерье».

II этап - поисково-исследовательский.

Его основа - практическая деятельность. Накапливается опыт исследовательской деятельности. В течение года учащиеся принимают участие в:

  • сборе и обработке материалов о военной истории России;
  • в составлении словариков флотской терминологии
  • подготовке тематических классных часов о русских флотоводцах и полководцах: «Федор Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Александр Суворов»;
  • в изучении биографии В. П. Чкалова и подготовке устного журнала о детстве Чкалова;
  • в выпуске стенных газет к столетию Чкалова, ко Дню защитника отечества, к 9 Мая;
  • в конкурсе рисунков «Я рисую море»;
  • в беседах о творчестве Пикуля;
  • в подготовке и проведении интеллектуально – патриотической игры «Честь имею»;
  • в трудовых акциях «Мы – родному микрорайону», в акции по благоустройству и озеленению территории памятника погибшим воинам слободы Подновье
  • в экскурсионной деятельности;
  • в тур слете «Лето. Здоровье. Молодость.»

   В конце года проводится игра «Честь имею»,  игра на местности «Классные маневры» и трехдневный поход на фестивальную поляну в Заозерье.

III этап - творческо-исследовательский.

Воспитанники накапливают опыт творческой деятельности.

   В течение года :

  • собирают материал о героях Великой Отечественной войны, о ветеранах войны – членах семей;
  • участвуют в конкурсе сочинений «Мой родственник – участник Великой Отечественной войны»
  • принимают участие в оформлении выставки, посвященной    Дню Победы;
  • на занятиях «Школы юнг» учатся завязывать морские узлы и применять этот опыт на практике;
  • знакомятся с азбукой Морзе и флажковой сигнализацией;
  • инсценируют песни военных лет;
  • показывают сценки из повести Пикуля «Мальчики с бантиками»;
  • изучают и оформляют материал о Российских наградах;
  • принимают участие в коллективных творческих делах;
  • экскурсионная деятельность;
  • принимают участие в акции «Ветеран живущий рядом» и в акции милосердия «Рождественский подарок для воспитанников детского дома № 2».

В конце года проводятся:

  • итоговая игра «Честь имею»
  • смотр строевой песни, посвященный Дню Победы,
  • трехдневный поход на фестивальную поляну в Заозерье (в рамках празднования Дня независимости России).

   Механизм реализации программы предполагает обеспечение ряда  условий. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка, прежде всего, необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. В процессе своей педагогической деятельности я активно взаимодействую:

   

                                                                                     

Содержание деятельности этапов программы

I этап.

Направление, действия

Сроки

Кто. Где.

  1. Анкета «Что меня интересует, чем я хочу заниматься, какое поручение хочу выполнять»

  1. Стартовое занятие. Игра «Честь имею» - вручение заданий классу.

  1. Изучаем историю:Александр Невский

  1. Экскурсия в Нижегородский кремль «Что может рассказать старый кремль»

  1. Конкурс «Я рисую море»

  1. Игра «Честь имею»

  1. Экскурсии в художественный музей (абонемент)

  1. Тематическая  викторина «Александр Васильевич Суворов»

  1. Беседа «Морская флора и фауна»

10. Конкурс «А ну-ка мальчики»

11. Литературно-художественная программа «Петр

первый – создатель русского

флота»

12. Городской праздник «Честь

      имею»

13. Участие в мероприятиях ДДК, посвященных Дню Победы

14. Беседа: «Легендарные полководцы: Ф. М. Ушаков.»

15 Тур слет- поход одного дня

16. Военно-патриотическая игра «ЗАРНИЦА»

17. Трехдневный поход на фестивальную поляну «Заозерье»

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Один раз в четверть

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Март

Апрель-май

Май

Май

Май

Июнь

Педагог

Педагог

Родительский комитет

Педагог

Родительский комитет.

Педагог

 

Педагог

В/ч 69114

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Сормовский ДТ юных

Педагог

Педагог

Род. комитет

Педагог

Педагог

Род. Комитет

Педагог

Педагог

II этап - поисково-исследовательский.

Его основа - практическая деятельность. Накапливается опыт исследовательской деятельности. В течение года учащиеся принимают участие в:

  • сборе и обработке материалов о военной истории России;
  • в составлении словариков флотской терминологии
  • подготовке тематических классных часов о русских флотоводцах и полководцах;
  • в изучении биографии В. П. Чкалова;
  • в выпуске стенных газет к столетию Чкалова, ко Дню защитника отечества, к 9 Мая;
  • в конкурсе рисунков «Я рисую море»;
  • в беседах о творчестве Пикуля;
  • в подготовке и проведении интеллектуально – патриотической игре «Честь имею»:
  • в экскурсионной деятельности;
  • в тур слете.

   В конце года проводится игра «Честь имею»,  игра на местности «Классные маневры» и трехдневный поход на фестивальную поляну в Заозерье.

II этап.

Направление, действия

Сроки

Кто? Где?

  1. Организационная беседа «Что такое дружба», обсуждение заданий и поручений, выборы актива клуба.
  2. Пешеходная экскурсия в Печерский монастырь «Взгляд через века»
  3. Тематические классные часы

  1. Посещение районной библиотеки «Рождение русского флота»
  2. Игра «Честь имею»

  1. Знакомство с творчеством Пикуля. Обзор книг, викторина.

  1. Посещение районной библиотеки «В.П. Чкалов. 100 лет со дня рождения»
  2. Подготовка и проведение устного журнала о В. П. Чкалове для всех шестых классов

  1. Выпуск стенгазеты «Детство Чкалова»
  2. Школьная игра «Честь имею»

  1. Посещение бассейна Дома творчества юных им. В.П. Чкалова  и сдача зачета по плаванию
  2. Спортивно - патриотическая игра на местности «Классные маневры»
  3. Городская игра «Честь имею» - «Классные маневры»

  1. Школьный тур. Слет

  1. Клубное собрание. Подведение итогов.
  2. Автобусная экскурсия в г.Городец. Пикник на лесной поляне.

Сентябрь

Октябрь

Ежемесячно

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль – май

Апрель

Май

Май

Май

Май

Педагог

Педагог

Род. ком.

Педагог

Педагог

В/ч 69114

Шк. Библиотека

Педагог

Педагог

Род. ком

Педагог

Педагог

Род. ком 6-ых классов

Педагог

Педагог

Род. ком 6-ых классов

В/ч 69114

Совет клуба

Педагог

Родительский комитет

III этап - творческо-исследовательский.

   Учащиеся накапливают опыт творческой деятельности.

   В течение года учащиеся:

  • собирают материал о героях Великой Отечественной войны, о ветеранах войны – членах семей;
  • участвуют в конкурсе сочинений «Мой родственник – участник Великой Отечественной войны»
  • принимают участие в оформлении выставки, посвященной    60 – летию Победы;
  • учатся завязывать морские узлы и применять этот опыт на практике;
  • знакомятся с азбукой Морзе и флажковой сигнализацией;
  • инсценируют песни военных лет;
  • показывают сценки из повести Пикуля «Мальчики с бантиками»;
  • изучают и оформляют материал о Российских наградах;
  • принимают участие в клубных коллективных творческих делах;
  • экскурсионная деятельность;
  • принимают участие в акции «Ветеран живущий рядом».

В конце года проводятся:

  • итоговая игра «Честь имею»
  • смотр строевой песни, посвященный 60 – летию Победы,
  • трехдневный поход на фестивальную поляну в Заозерье (в рамках празднования Дня независимости России).

         Планирование воспитательной работы.

         III этап.

Направление действия

Сроки

Кто? Где?

  1. Организационно клубное собрание «Что такое честь»

  1. Обсуждение задания клубу, распределение поручений.

  1. Экскурсия в музей Пикуля и Арсенина
  2. Экскурсия в художественный музей «Старый Нижний»
  3. Конкурс рисунков и сочинений о Великой Отечественной войне.

  1. Оформление выставки к            60 – летию Победы «1941-45 годы испытаний»

  1. «Школа юнг»

  1. Тематические клубные собрания

  1. Школьная игра «Честь имею»

  1. Конкурс инсценированной военной песни

  1. Акция «Ветеран, живущий рядом»

  1. Спортивно патриотическая игра «Классные маневры»

  1. Участие в мероприятиях посвященных Дню Победы: поздравление ветеранов, концерт, выпуск стенгазеты, и др.
  2. Итоговая игра «Честь имею». Смотр строевой песни.

  1. Классное собрание «Подведение итогов»

  1. Трехдневный поход на фестивальную поляну в деревню Заозерье  

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь-февраль

Ежемесячно

Февраль

Февраль

Февраль – март

Апрель

Май

Май

Май

Июнь

Педагог

Уч. Ком.

Школа «Изограф»

Педагог

Уч. Ком.

Учителя истории

Родительский комитет

Уч. Ком.

Уч. Ком.

Педагог

Педагог

Род. комитет

Совет школы

Совет школы

Педагог  

Педагог

Совет школы

В/ч 69114

Педагог

Педагог

Род. Комитет

  Основные направления индивидуальной работы.

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся

  1. Установление межличностных контактов с каждым ребенком

  1. Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, в отношениях с учителями,  другими учащимися, в выполнении норм и правил поведения в школе

  1. Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию

  1. Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их  

      личностных достижений.

   

. Ожидаемые результаты

  • у учащихся сформируются целостные представления о Российской истории

  • удастся привлечь учащихся к поисковой и исследовательской деятельности

  • развитие у учащихся нравственной и гражданской ответственности за родных и близких, за свои дела и поступки, за людей, живущих рядом

  • учащиеся приобретут практические навыки экологической деятельности

  • учащиеся смогут ощутить себя полезными людям и обществу

  • учащиеся будут готовы к выбору в пользу здорового образа жизни

  • участники программы научатся работать в коллективе, смогут стать сплоченной командой, умеющей постоять за себя и других в чрезвычайных обстоятельствах

  • в ходе реализации программы произойдет развитие у учащихся творческого и практического мышления, трудовых умений и навыков, что послужит основой для самореализации в будущей профессиональной деятельности

  • удастся привлечь родителей к жизнедеятельности коллектива, они станут активными участниками воспитательного процесса.

V. Изучение эффективности воспитательной работы по программе.

   Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и достижениями в образовательной практике.

   Методологическим основанием деятельности по определению эффективности воспитательной работы по данной программе является парадигма личностно ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса.

   При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности я использовала системный подход, позволяющий установить взаимосвязь полученных результатов с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.

   Основное предназначение воспитания заключается в его развеивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитательной программы.

   В качестве основного показателя воспитательного процесса я выбрала воспитанность учащихся. В качестве критерия воспитанности личности учащегося рассматривается его активная гражданская  позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества  таких отношений как  наиболее информативные и соотнесенные с задачами программы я выделяю:

  • отношение к людям
  • отношение к самому себе
  • отношение к природе
  • отношение к Отечеству
  • отношение к труду.

   Следует отметить, что на начальном этапе я отслеживала воспитательный результат по основным ориентирам воспитательной работы и в соответствии с вышеназванными ценностными «отношениями» учащихся.

   Однако, сегодня,  на последнем этапе реализации программы мне кажется более эффективным изучение уровня воспитанности по четырем группам качеств охватывающих всю структуру отношений к личности и близкой к модели выпускника школы


  Кроме  индивидуальной воспитанности, важным показателем воспитательных результатов является уровень развития детского коллектива: позиция классного коллектива в общей деятельности школы, отклик на общественно полезную деятельность, сплоченность коллектива.

   Показателями развития коллектива   являются:

  • комфортный психологический климат (доброжелательная атмосфера, дружеские связи, способность помогать)
  • высокий уровень организованности  и самоуправления, умение детей организовываться на общую деятельность, действовать самостоятельно, коллективно принимать решения
  • отклик класса на социально значимую деятельность, осознание ее необходимости
  • способность учащихся класса выразить «лицо коллектива», и занять активную позицию в творческой деятельности разного уровня.

   Для диагностики уровня коллектива, помимо педагогического наблюдения, коллективного планирования, я использую самые разные тесты и срезовые методики (смотри приложения).

   Показателями эффективности воспитательного процесса является также удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в классе (смотри приложения).

Справка по изучению эффективности воспитательной работы по программе.

   Основная цель изучения состояла в выявлении способности школы, воспитательной работы по данной программе содействовать развитию личности ребенка.

   В качестве частных задач изучения были выбраны следующие:

  Изучение уровня воспитанности школьников, выявление сформированности основных потенциалов личности учащихся:

  • гражданских качеств
  • гуманистических качеств
  • творческих качеств
  • экологических качеств

Сформированность коллектива.

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе.

   Каждая задача была подкреплена определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которой можно судить об успешности реализации целевых ориентиров.

   Показателями проявления гражданских качеств  стали:

  • активное участие в делах класса и школы, преобладание коллективистских мотивов участия школьников в жизнедеятельности класса, в динамике изучалась при помощи методики Л.В. Байбородовой на начальном этапе (см. Приложение 2), при помощи методики О.В. Лишина на конечном этапе реализации программы (см. Приложение 3)
  • проявление инициативы, активности (изучалось при помощи методики  Л.В. Байбородовой «Акт добровольцев» см. Приложение 4)
  • Знание истории Отечества и Нижегородского края (изучалось при помощи диагностического инструментария игр «Честь имею», «Классные маневры»)

Показателями проявления гуманистических качеств стали:

  • любовь к людям, доброжелательное отношение к людям
  • готовность оказать помощь нуждающимся
  • заботливое отношение ко всему живому.

(Изучалось при помощи методов экспертной оценки педагога, при помощи педагогического наблюдения).

   Показателями проявления творческих качеств стали:

  • участие в исследовательской и краеведческой работе
  • посещение выставок, музеев
  • участие в конкурсах, играх и викторинах
  • знание и понимание произведений искусства

(Изучалось при помощи педагогического наблюдения, статистического анализа, анализа участия учащихся в КТД, в работе творческих объединений, при помощи диагностирования уровня творческой активности).

   Показателями сформированности экологических качеств  были выбраны:

  • осознание объектов многообразия мира и взаимосвязи человека и природы
  • осознанный выбор в пользу здорового образа жизни

(изучалась при помощи пед.  наблюдения, методов экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся).

   Одной из задач  программы являлось формирование умения работать в коллективе, развитие сплоченности на обоих этапах изучался уровень развития классного коллектива.

   Одним из показателей развития коллектива является комфортный психологический климат. По результатам исследования (методика «Психологическая атмосфера в коллективе» Л.Г. Жедуновой см. приложение № 5) в классном коллективе на протяжении нескольких лет сохраняется доброжелательная атмосфера, присутствует взаимная поддержка, теплота взаимоотношений и сотрудничество. Более того, уже на втором этапе реализации программы коллектив стал считать себя успешным.

   Показателями развития коллектива являются:

  • отклик класса на социально значимую деятельность, осознание ее необходимости

высокий уровень органи го развития (см. приложение № 6).

   Показателями удовлетворенности воспитанников и родителей жизнедеятельностью в школе были избраны:

  • комфортность, защищенность личности воспитанника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности школы и класса
  • удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в коллективе.

   (изучались при помощи методики «Психологическая атмосфера в коллективе» Л.Г. Жедунова и комплексного изучения удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью в школе А.А. Андреевой (см. Приложение № 7).

   Результаты изучения свидетельствуют о высокой оценке родителями роли школы в развитии поведенческих качеств, качеств жизненной компетенции, а также морально–психологических качеств. В динамике изменение мнений родителей за три года реализации программы можно посмотреть также в приложении №7.    

   Таким образом, проведенное исследование позволяет оценить продуктивность воспитательной деятельности по реализации программы и комфортное психологическое состояние ее участников.


                                            КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Качества личности

Возрастные проявления качеств (5-7 класс)

(объект контроля)

Формы контроля

(диагностические средства)

1. Гражданские качества (отношение к Отечеству, проявление патриотических чувств)

  • Активное участие в делах класса и школы
  • Проявление инициативы
  • Привычка помогать другим
  • Знание истории Отечества и Нижегородского края
  • Участие в игре «Честь имею»
  • Пед. наблюдение
  • Тестирование
  • Анализ и самоанализ
  • Диагностический инструментарий игр «Честь имею» «Классные маневры»

2. Гуманистические качества (отношения к людям, милосердие, сострадание)

  • Любовь к людям, доброжелательное отношение к окружающим
  • Готовность оказать помощь нуждающимся
  • Заботливое отношение ко всему живому
  • Пед. наблюдение
  • Тестирование
  • Пед. анализ

3. Творческие качества (отношение к любимому делу, развитие творческого и практического мышления, трудовых умений и навыков способность к самореализации и инновациям)

  • Участие в исследовательской и краеведческой работе, в трудовых акциях
  • Посещение выставок, музеев
  • Участие в конкурсах, играх
  • Посещение творческих объединений (дополнительное образование)
  • Знание и понимание произведений искусства
  • Пед. наблюдение
  • Статистический анализ
  • Анализ участия воспитанников в КТД, в работе творческих объединений, в трудовых акциях

4. Экологические качества (отношения к окружающей среде, природе, стремление к здоровому образу жизни)

  • Осознание объектного многообразия мира и взаимосвязи человека и природы
  • Осознанный выбор в пользу здорового образа жизни
  • Участие в тур. слетах и походах

  • Пед. наблюдение
  • Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихс

 Основные направления, формы, ориентиры деятельности по программе

      Ориентиры

       Задачи

                  Формы работы

 Формы контроля

Мы изучаем историю

- воспитание патриотизма, верности своему отечеству

- формирование целостного представления о Российской истории

  • Экскурсионно-образовательная программа
  • Оформление выставки к 60 – летию Победы
  • «Школа юнг»
  • Тематические классные часы: «Русские полководцы», «Творчество В. Пикуля», «Морское дело»
  • Конкурс инсценированной военной песни
  • Спортивно патриотическая игра «Классные маневры»
  • Интеллектуально - патриотическая игра «Честь имею»

-педагогическое наблюдение

-творческие ситуации и            задания

-анализ и самоанализ

-тестирование

Мы познаем мир

- привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности

- приобретение навыков общения с природой

  • Абонемент в художественный музей, в театр
  • Литературные гостиные в районной библиотеке
  • Участие в школьном тур. слете
  • Участие в областном бардовском фестивале «Заозерье»
  • Тематические классные часы: «Флора и фауна морей», «Что может рассказать старый кремль», «Взгляд через века»
  • Участие в конкурсах рисунков

-педагогическое наблюдение

-статистический анализ

-анализ участия  воспитанников в коллективно-творческих делах

Мы помогаем людям

- формирование потребности быть полезным людям

  • Социальная акция «Ветеран живущий рядом»
  • Трудовые акции по благоустройству школьной территории
  • Акции милосердия «Рождественский подарок для воспитанников дет.дома №2»
  • Благоустройство и озеленение памятника погибшим воинам слободы Подновье.
  • Трудовые акции по поддержанию в чистоте классного
  • кабинета

-     Дежурство по школе

-педагогическое наблюдение

-анализ и самоанализ

Мы за спорт!

- формирование потребности в здоровом образе жизни

  • Участие в школьных соревнованиях по баскетболу, футболу, волейболу,
  • Посещение бассейна
  • Зачет соревнования по плаванию среди участников городской игры «Честь имею»
  • Традиционный трехдневный поход «Заозерье»
  • Участие в школьном тур. слете «Лето.Здоровье.»
  • Работа спортивных кружков и секций

-педагогическое наблюдение

-анализ участия учащихся в общешкольных спортивно-туристических мероприятиях

-методы самооценки учащихся

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - дети России"

События последнего времени показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп н...

Программа гражданско-патриотического воспитания "России верные сыны"

Программа гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы "России верные сыны". Программа предусматривает комплексный подход к гражданско-п...

ПРОГРАММА гражданско-патриотического воспитания учащихся 5 класса «Мы - дети России» 2012 – 2016 г.г.

Программа гражданско-патриотического воспитания ,разработана в 2012году для учащихся 5 класса...

Программа Гражданско-патриотического воспитания подростков с девиантным поведением «Я - гражданин России»

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегриро...

программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я -гражданин России"

Цель:-возрождение в нашем обществе социальной активности, гражданской ответственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;- формирование и развитие подрастающего пок...


 

Комментарии

Отдельные разделы программы помогут учителям и классным руководителям организовать работу с классом по гражданско-патриотической направленности.

Эта программа поможет классным руководителям организовать работу в своём классе.