Ситема уроков внеклассного чтения( 5-9 кл.) в рамках образовательного проекта по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Постепенно в ходе уроков литературы я пришла к пониманию, что приобщение современных школьников к таким важным для каждого человека составляющим, как патриотизм,  гражданственность, осознание собственной идентичности являются приоритетными  в моей работе. Так стала  складываться система гражданско-патриотического воспитания обучающихся  на уроках внеклассного чтения и во внеурочной деятельности. Этому способствует не только изучение  на уроках внеклассного чтения лучших произведений русской литературы 20-ого века, но и ежегодное(с 2010 г.) участие моих учеников в тематических литературно-музыкальных композициях, посвященных Великой Отечественной войне.

 Считаю, что  одна из главных моих  задач-это  воспитание духовно-нравственных качеств личности учащегося, настоящего гражданина и патриота, ведь  формирование истинных нравственных идеалов, воспитание чувства исторической справедливости, верности долгу, чести и достоинства настоящего человека должно закладываться и укрепляться именно в школе, в том числе и на уроках литературы. Поэтому в своей работе стараюсь привести учащихся к объективному осмыслению истории нашей страны, честному и «неотретушированному». А произведения художественной литературы помогают осмыслению этого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                Методическая разработка

«Система гражданско-патриотического воспитания  обучающихся  на уроках внеклассного чтения  и во внеурочной деятельности в 5-9 классах».

Актуальность:

Для меня как педагога  всегда было значимым воспитание детей в соответствии  с такими   нравственными  понятиями, как патриотизм и гражданская позиция. В этом я вижу свою задачу  учителя. Работая в школе в течение нескольких десятилетий, для меня  стало очевидно, что современные дети практически ничего не читают, большинству из них неинтересна история и судьба  собственного государства, у них отсутствует представление о культуре ,традициях и обычаях нашей родины. У многих современных детей «иные герои».  Меня не могло это не тревожить. Постепенно в ходе уроков литературы я пришла к пониманию, что приобщение современных школьников к таким важным для каждого человека составляющим, как патриотизм,  гражданственность, осознание собственной идентичности являются приоритетными  в моей работе. Так стала  складываться система гражданско-патриотического воспитания обучающихся  на уроках внеклассного чтения и во внеурочной деятельности. Этому способствует не только изучение  на уроках внеклассного чтения лучших произведений русской литературы 20-ого века, но и ежегодное(с 2010 г.) участие моих учеников в тематических литературно-музыкальных композициях, посвященных Великой Отечественной войне.

 Считаю, что  одна из главных моих  задач-это  воспитание духовно-нравственных качеств личности учащегося, настоящего гражданина и патриота, ведь  формирование истинных нравственных идеалов, воспитание чувства исторической справедливости, верности долгу, чести и достоинства настоящего человека должно закладываться и укрепляться именно в школе, в том числе и на уроках литературы. Поэтому в своей работе стараюсь привести учащихся к объективному осмыслению истории нашей страны, честному и «неотретушированному». А произведения художественной литературы помогают осмыслению этого.

Думаю, что современная школа должна решать эти задачи, потому что в настоящий момент они актуальны как никогда.

В основу данной разработки положен системно-деятельностный подход, результатом которого является повышенный интерес обучающихся к изучаемым произведениям, а также формирование человека с активной жизненной позицией.

Главная цель: 

создание оптимальных педагогических условий для формирования духовно зрелой  личности подростка.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-формирование читательского интереса учащихся;

-расширение представлений учащихся о ВОВ; о горьком, но славном прошлом нашего государства; о людях-патриотах нашей родины; о тяжелом военном детстве.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-расширение познавательных интересов учащихся;

-расширение кругозора;

-формирование навыков работы с текстом;

-активизация мыслительной деятельности учащихся;

-формирование монологической и диалогической форм речи;

-пополнение словарного запаса учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-формированиеу учащихся чувства любви к своей родине и народу;

-воспитание интереса  и чувства уважения к героическому прошлому нашей страны;

-формирование понимания гражданско-патриотической позиции обучающегося;

-формирование понимания  о разном прошлом своей родины, каким бы горьким  и  неоднозначным оно ни было;

-формирование чувства ответственности за судьбу своей страны;

-формирование чувства национальной гордости;

-воспитание думающего читателя; его духовно-нравственных качеств ;

  развитие речевой культуры учащихся.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

 -воспитать уважительное и бережное отношение к прошлому, настоящему и будущему нашей Родины; нашему родному языку;

-формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, значимые в их будущей жизни;

-активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.

Описание: 

В своей работе на уроках  литературы( в том числе уроков внеклассного чтения)я опираюсь на систему педагога Е.Н.Ильина « Урок литературы как предмет, формирующий духовно-нравственного человека», которая предполагает нравственное и эмоциональное воспитание личности. Применяя на своих уроках положения данной системы, стараюсь заинтересовать учащихся путем выявления проблематики произведения, которая  бы не оставила бы их равнодушными, а позволила задуматься и выработать собственный взгляд на нее. Используя личностно-ориентированный подход, стараюсь задавать проблемные вопросы , адресуя их конкретным ученикам, что позволяет им высказаться в свободной форме на основании своего личного опыта и виденья. Таким образом, беседа ведется и со всем классом, и с отдельными учащимися одновременно. Это позволяет выработать коллективный взгляд на проблему произведения, не давлея, свободно. Так рождается Сотворчество ученика и учителя, что является, с моей точки зрения, основополагающим в процессе духовно-нравственного формирования личности каждого ученика.

Не менее значимым в моей работе считаю использование  технологий развивающего и проблемного обучения. Создавая проблемную ситуацию на уроке при обсуждении мотивации  поступков героев, поисков  причин их свершения и т.д., побуждаю учеников к дискуссии, которая в итоге должна привести к выработке некоего общего способа действия(объяснения причин действий героев) и решению проблемы(выводу). Таким образом, ученик в процессе обсуждения  САМ  постигает значимые и важные для него истины, «упражняясь» в собственных  гипотезах. Для меня очевидно, что сегодняшнему  ученику мало получать готовые знания- ему  жизненно важно САМОМУ понимать их и  применять в жизненной ситуации.

Технология критического мышления   также является, с моей точки зрения, одной из ведущих на уроках литературы, в том числе и уроках внеклассного чтения. Активно применяя ее в своей педагогической практике, побуждаю учеников к самостоятельному мышлению. Вследствие этого ученик должен смело и свободно высказывать свое мнение о характерах и поступках героев, подвергая возможному сомнению некие истины и стандарты в оценке произведений. Для меня также важно, чтобы  ученик умел не только спорить, но и учился искать компромиссы, учился взаимодействию с другими участниками дискуссии. Полученные навыки ему пригодятся при реализации его будущности.

Применение данных технологий на уроках литературы (в том числе уроках  внеклассного чтения) способствует формированию морально зрелой личности учащегося, обладающей  таким нравственными понятиями, как честь, долг, человеческое достоинство. Подросток, личность которого формируется  с учетом этих нравственных категорий, способен, с моей точки зрения, взять ответственность на себя за свою будущность, а также  за судьбу своей страны.  

Урокам внеклассного чтения в учебном году предшествует  СПИСОК КНИГ, рекомендованный учащимся для прочтения летом. Список  дается мною  по параллелям с учетом возрастных и личностных особенностей развития и интересов учащихся и содержит произведения различной тематической направленности. При этом обязательным условием при формировании такого списка является наличие произведений гражданско-патриотической тематики.

В ПЯТОМ КЛАССЕ для прочтения на уроках внеклассного чтения я предлагаю следующие произведения:

1.Ел. Ильина «Четвертая высота».

2.Л.Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре».

3.Произведения о пионерах-героях ВОВ(начало).

Выбор данных произведений обусловлен, с моей точки зрения, следующим: доступностью языка повествования, не очень большим объемом книг. Но самое главное, что дети в этом возрасте чрезвычайно восприимчивы, а значит, их не могут оставить равнодушными  подвиги Гули Королевой, Зои  и Шуры Космодемьянских, пионеров-героев Советского Союза. При обсуждении на этих уроках и будут рождаться неподдельные эмоции(сопереживание, боль, горечь утраты, первое осмысление понятия «личной высоты» каждого из героев).Думаю, что уже в этом возрасте учащиеся с моей помощью могут прийти к пониманию слова «подвиг» и ощутить гордость за детей-своих ровесников, отдавших свои жизни за родину.

В ШЕСТОМ КЛАССЕ к прочтению предлагаются следующие произведения

1.Произведения о пионерах-героях  ВОВ(продолжение).

 2.Л.Кассиль «Улица младшего сына».

3.Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке».

На уроках в этом возрасте учащиеся  все больше соотносят  действия героев с личными ощущениями: «что значит быть «настоящим человеком?», «смог бы я поступить так же?», «что значит СИЛА ДУХА ЧЕЛОВЕКА?». В процессе этих уроков все больше проявляются искренние эмоции учащихся( гордость, сопереживание), осмысление причин поступков героев, первые попытки осознания самих себя; растет понимание чувства патриотизма

В СЕДЬМОМ  КЛАССЕ. подбор произведений обусловлен формированием понимания учащимися  нравственного  выбора  героев, их верностью мечте, желанием следовать своей благородной цели. Но также , с моей точки зрения, в этом возрасте возможно показать учащимся  другие страницы истории нашего государства(депортация народов, межнациональные взаимоотношения-часто горькие и непримиримые).При этом учащиеся должны прийти к выводу, что понятие патриотизма многогранно, и в том числе включает в себя умение понимать и принимать традиции, культуру и обычаи других народов нашей большой многонациональной страны.

1.В. Каверин «Два капитана».

2.В.Быков «Обелиск».

3.А.Приставкин « Ночевала тучка золотая»

Также традиционно с седьмого класса и по одиннадцатый включительно в течение многих лет реализую на школьной сцене тематические литературно-музыкальные композиции, посвященные событиям ВОВ. Считаю, что в этом возрасте учащиеся уже способны к истинному осмыслению этой трагической страницы нашей истории ( см.приложение).

В ВОСЬМОМ  КЛАССЕ. при прочтении произведений, представленных на уроках внеклассного чтения, считаю важным формирование на уроках понятия нравственного выбора подростками-РОВЕСНИКАМИ. Так возникает соотношение себя с героями произведений.

 «Что испытывали МОИ ровесники, стоящие на пороге войны; во время ее и после ее окончания?». «В чем они видели личную пользу для своей родины в ее тяжелейшие годы?». «Что побуждало их быть ВМЕСТЕ со своей страной?» . «Как не дать очерстветь душе после тяжких испытаний?».  Вот тот примерный список вопросов, которыми задаются учащиеся при прочтении и обсуждении этих произведений:

1.Б.Васильев «Завтра была война».

2.Б.Васильев «А зори здесь тихие…»

3Б.Екимов «Ночь исцеления».

В ДЕВЯТОМ  КЛАССЕ.  на уроках внеклассного чтения мы говорим о РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЧЕЛОВЕКОМ. «Что  ПОБУЖДАЕТ человека отдать свою жизнь родине, не требуя ничего взамен?». «Почему БЕЗЫМЯННАЯ жертва, принесенная для победы, так же ВЕЛИКА, как и подвиги миллионов, чьи имена увековечены в истории нашей страны?». «Насколько это важно для каждого из нас?». «Применимы ли качества этих людей в современной жизни? Значимы ли они для нас?». «Что значит ИСПЫТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ к своей родине?»-вот тот неполный список вопросов, которыми задаются учащиеся при разговоре по следующим произведениям:

1.М.Шолохов «Судьба человека».(«Наука ненависти»)

2.В.Быков. «Сотников».

3.Б.Васильев «В списках не значился».

На уроках по этим произведениям в сознании учащихся крепнет осознание значимости таких личностных качеств человека, как сила духа, верность родине в любые времена, сопричастность ее истории и настоящему дню,  твердость в принятии собственных решений. Формируется понятие патриотизма .Вырабатывается  гражданская позиция.

Количество выбранных  произведений патриотической направленности объясняется количеством учебных триместров в каждой параллели и возрастными особенностями учащихся. При этом список произведений носит вариативный характер и может быть изменен по усмотрению учителя. 

Урок внеклассного чтения ,как правило, проводится мною непосредственно перед каникулами. Таким образом, у обучающихся  достаточно времени для выполнения домашнего задания. Оценки, полученные на уроке , могут быть выставлены и в следующем триместре по договоренности с детьми.

Структура уроков внеклассного чтения на основном этапе изучения.

Урок начинается со вступительного слова учителя либо создания кластера, настраивающего на обсуждение прочитанного произведения и создания соответствующей атмосферы . Также может быть подчеркнуто смысловое единство выбранной темы в курсе уроков внеклассного чтения.  

В начале урока  может быть дана  общая характеристика эпохи, события, положенного в основу обсуждаемого произведения. Может быть задан проблемный вопрос, побуждающий ученика  задуматься: «Что чувствует человек, когда?...»; «А вы бы могли представить себе…» Это позволяет ученику представить себя  как бы «внутри» эпохи, ситуации, события, а значит, вызвать эмоцию (система Е.Н.Ильина) и чувство некой сопричастности этому уже на начальной стадии обсуждения произведения. Это и есть реализация личностно-ориентированного подхода на начальной стадии урока внеклассного чтения.

Далее могут следовать сообщения учащихся об авторе произведения (возможны заранее подготовленные презентации индивидуально, в парах, в группах). Если биография писателя, время создания произведения позволяют провести некую параллель с сюжетом(героями) произведения, то на этом можно сделать соответствующий акцент, позволяющий  углубить понимание проблематики учащимися. Система возможных сообщений, презентаций заранее продумана, а также  известна точная дата урока (не менее чем за месяц).

На основном этапе урока возникает всесторонняя проблемная  беседа по содержанию произведения .Сюда входит  краткое содержание сюжета; знакомство и обсуждение главных героев через портретную, речевую характеристики; поступки и характеры; анализ композиции произведения, проблематики; дается понимание авторского отношения  к героям. Ряд уроков содержит в  дискуссию.. Проблемная беседа носит как фронтальный, так и индивидуальный характер (а значит, формирует навыки монологической и диалогической речи) и позволяет расширить навыки работы с текстом на уроке(поиск цитат, внимание к художественно-изобразительным средствам, деталям). При этом учащимися выдвигаются гипотезы, объясняющие мотивацию поступков героев.( Для подготовки этого этапа урока мною могут быть даны учащимся  предварительные групповые задания или вопросы).Так возникает рефлексия, которая является своеобразным итогом урока ; в процессе её учащиеся переосмысливают поведение героев, отношение к ним автора и самостоятельно  приходят к соответствующим выводам, чему способствует создание синквейна(пятистишия).

 Домашнее задание (иллюстрация (плакат , посвященный  событиям ВОВ, отраженным в книге, для учащихся 5-6 классов;)-индивидуально или в группах); аннотация; отзыв; письменный ответ на вопрос; сочинение для учащихся 6-9 классов).

При назначении домашнего задания с целью прочтения следующего произведения нужно убедиться, что оно доступно для учащегося в печатном варианте(т.е.растиражировано, имеется в школьной или городской библиотеке). 

Проблематика и  очевидный нравственный аспект данных произведений могут  быть использованы учителем и учащимися при подготовке  к сочинениям ГИА-9 , Государственному итоговому сочинению  и сочинениям ЕГЭ, что я и применяю в своей практике.

В процессе обучения на уроках внеклассного чтения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

-формирование зрелой личности учащегося, обладающей такими моральными качествами, как честь, долг, человеческое достоинство;

-формирование активной гражданской позиции учащихся;

-приобщение к духовно-нравственным ценностям нашего государства;

-формирование понимания истинного отношения к национальным интересам нашего государства;

-аргументированное отношение к героям литературных произведений, целей и мотивов их поступков;

-формулирование четкого и грамотного ответа на проблемный вопрос(устный и письменный);

-совершенствование навыка написания аннотации, отзыва или сочинения по за 

Данные уроки могут сопровождаться иллюстративным, музыкальным оформлением , а также просмотром отрывков из художественных и документальных экранизаций .

Список художественных и документальных фильмов:

  1. «Судьба человека»  реж. С.Бондарчук.
  2.  «А зори здесь тихие» реж. С.Ростоцкий.
  3. «Завтра была война» реж. Ю.Кара.
  4. «Алексей Маресьев. Рожденный летать» Документальный фильм.
  5. «Два капитана» реж. Евг.Карелов.
  6. «Восхождение» реж. Л.Шепитько.
  7. «Я-русский солдат» реж. А.Малюков.
  8. «Обелиск» реж. Р.Викторов.
  9.  «Бессмертная Зоя». Документальный фильм.
  10. «Четвертая высота» реж. И.Вознесенский.
  11. «Улица младшего сына» реж. Л.Голуб.

В качестве иллюстративных моментов могут быть привлечены любые другие фрагменты художественных и документальных фильмов о Великой Отечественной войне. Музыкальное и иллюстративное оформление предлагается детям найти самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Аллея Победителей».

Цель проекта – приобщение школьников к историческому прошлому России, сохранение исторической преемственности поколений, создание воспитывающей среды посредством включения обучающихся в совместн...

Проект программы гражданско-патриотического воспитания "Кто, если не мы"

Данная программа разрабатывалась для противодействия распространения в молодежной среде идеологии экстремизма и терроризма...

Проект Программы гражданско-патриотического воспитания

В данной программе рассмотрены актуальность введения патриотического воспитания школьников. Разработана  модель патриотического воспитания в школе по направлениям, взаимодействие с партнерами мун...

Социальный проект по гражданско-патриотическому воспитанию

Социальный проект по гражданско-патриотическому воспитанию...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по гражданско-патриотическому воспитанию «Марафон Памяти»

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, слагают песни. Главное же – о них помнят...