Обобщение педагогического опыта по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в условиях школы».
статья (9 класс)
Под современным воспитанием патриотизма и гражданственности подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки.
Становление личности подрастающего поколения в значительной мере зависит от системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, формирующей жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Воспитание берет свое начало там, где родился человек, прошел свое духовное и нравственное становление. Для формирования патриотизма с малых лет ребенок должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего родного края и помнить о прошлой жизни своих предков.
Проблема воспитания гражданственности и патриотизма у школьников с ОВЗ является весьма актуальной, теоретически и практически значимой в современных условиях и имеет важное значение для их позитивной социализации, формирования мотивации учения, развития личностного потенциала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
в условиях школы».
ВВЕДЕНИЕ.
Под современным воспитанием патриотизма и гражданственности подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки.
Становление личности подрастающего поколения в значительной мере зависит от системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, формирующей жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Воспитание берет свое начало там, где родился человек, прошел свое духовное и нравственное становление. Для формирования патриотизма с малых лет ребенок должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего родного края и помнить о прошлой жизни своих предков.
Проблема воспитания гражданственности и патриотизма у школьников с ОВЗ является весьма актуальной, теоретически и практически значимой в современных условиях и имеет важное значение для их позитивной социализации, формирования мотивации учения, развития личностного потенциала.
К сожалению, в современном обществе усилилось проявление жестокости, агрессии со стороны молодежи. Вечные ценности отошли на второй план, а новые еще не выработаны. Молодое поколение уходит от обсуждения социальных вопросов в пространство виртуальных игр. Поэтому патриотическое воспитание определяется как одно из приоритетных направлений. И одной из главных задач школы - воспитать «порядочного, патриотического» человека.
Процесс формирования патриотических качеств личности в школе для детей с ОВЗ осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка диагноза ЗПР не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним». Проблема патриотического воспитания в коррекционной школе стоит еще острее и обусловлена рядом причин.
Актуальность.
Актуальность проблемы патриотического воспитания в школе для детей с ОВЗ состоит в устранении противоречий между требованиями стандарта и низким уровнем сформированности понятий гражданственности и патриотизма у детей.
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Их формирование зависит от развития мыслительной деятельности ребенка. Они формируются на основе установок, мировоззрения и его опыта, который приобретается им в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности. Формирование высших духовных чувств у детей с диагнозом ЗПР происходит с опозданием.
Наибольшим воспитательным эффектом в достижении целей является внеклассная работа, которую я, как воспитатель осуществляю с детьми в течение всего учебного года.
Представление опыта работы.
Хочу рассказать об опыте работы по воспитанию патриотизма в своем классе. Почти четыре года назад меня назначили воспитателям 5 «б» класса, сейчас это уже 8 «б» класс.
Основной целью моей работы в патриотическом воспитании школьников с ОВЗ является:
- создать условия для формирования навыков поведения в обществе и показать значимость их участия в жизни страны, родного края.
Задачи:
1.Воспитывать любовь к своей малой родине и своей стране, через изучение её истории, культуры и традиций народа.
2.Приобщать к боевым и трудовым традициям народа, Российской Армии.
3.Разъяснять истоки героизма людей.
4.Воспитывать уважение к подвигу защитников Отечества и стремления подражать им.
Моя работа по патриотическому воспитанию представлена следующими направлениями:
- Воспитание на традициях школы:
- включение детей в организацию творческих выставок и праздников краеведческой и военной направленности;
- участие в школьном смотре строя и песни, конкурсах чтецов «Мой Хабаровский край».
- Осуществление гражданско - патриотического воспитания через включение в содержание:
- бесед, классных часов, Уроков Мужества, мероприятий и краеведческих праздников;
- экскурсий по городу и улицам, экскурсий в музеи;
- приглашение для бесед интересных людей;
- взаимодействия с библиотекой, Центром культуры Малочисленных народов Севера в проведении мероприятий;
-организацию конкурсов рисунков;
-встреч с ветеранами педагогического труда школы;
- волонтерской работы.
Любовь к своей малой Родине и своей стране, через изучение её истории, культуры и традиций народа является важным этапом гражданско - патриотического воспитания. Привить любовь к Родине школьникам с ОВЗ возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать. Одним из мотивов является гордость за свою малую Родину. Её можно воспитать, знакомя школьников с культурой, народными промыслами и людьми родного края, рассказывая о коренных и малочисленных народах Севера. Обстановка в музее «Центра культуры малочисленных народов Севера» позволяет сформировать чувство уважения к прошлому. Натуральные национальные предметы старины позволяют понять нелегкую жизнь в далеком прошлом. В этом сотрудничестве мне помогает родительница, моего воспитанника Ланфы Ильи которая работает методистом в Центре культуры Малочисленных народов Севера, Хохлова Светлана Ивановна. Ребята всегда с большим интересом посещают мероприятия в КМНС.
Уже второй год подряд ,20 октября в День рождения Хабаровского края в нашем классе проходит традиционная встреча с очень интересным человеком - историком, краеведом, писателям, экскурсоводом Петуховой Еленой Ибрагимовной. Ребята узнали, что Николаевск-на-Амуре - первенец русских городов на Амуре и в Приморье, об истории нашего района и Хабаровского края.
В рамках недели «Мой любимый Хабаровский край» в нашей школе проходил конкурс чтецов «Люблю тебя мой край родной». Ученики класса с удовольствием читали произведения дальневосточных авторов. В конкурсе принимали участие 3 человека, выступление ребят принесло нам 3 призовых места
Еще одним из важных аспектов воспитания патриотизма является экологическое направление.
Любовь к Родине начинается с природы. Все мои воспитанники посещают кружок «Эколог» они трудятся в теплице «Эколого - биологического центра». Ребята подготавливают грунт, выращивают цветы для благоустройства нашего города. Кроме того, ребята ухаживают за питомцами живого уголка.
В этом учебном году дети вместе с педагогами приняли участие во Всероссийской экологической акции «Лес Победы». Целью данного мероприятия является не только забота об окружающей среде, посадка деревьев но и воспитание у подрастающего поколения патриотизма, любви к родине и уважения к природе.
В теплые осенние дни активисты и вместе с орлятами с 4а класса стали инициаторами Конкурса от ЭБЦ «Лидер в сборе семян» проводится в номинации: «Каждое семечко зимою птице в радость!». Ребята быстро и результативно справились с поставленной задачей, собрали целую коробку ягод, высушили ее. Сушенных ягоду рябины, боярышника, шиповника передали в ЭБЦ для организации подкормки зимующих птиц нашего города.
Каждый год в нашей школе проходит акция «Кормушки своими руками», «Покормите птиц!». Мною был проведен мастер - класс «Съедобные кормушки своими руками». Чтобы поддержать пернатых друзей, не дать им погибнуть от голода, мы с ребятами каждый год принимаем активное участие в в данных акциях.
Дважды в учебном году участвуем с ребятами класса в акции «Чистый берег» в рамках которой учащиеся выходят на берег реки Амур, чтобы отчистить его от мусора. Принять участие в акции - это значит доказать поступком, любовь к своему дому, родной природе.
Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе отечества, его прошлого, настоящего и будущего – важная часть патриотической работы.
Работая в этом направлении, стараюсь в своей деятельности особое место уделять формированию патриотических качеств ребят на примерах героической борьбы советского народа в годы Великой отечественной войны. Убеждена, что мы должны воспитывать в наших детях чувства благодарности и уважения к людям, кто одержал победу над врагом, защитил нашу Родину от фашизма ценой собственной жизни. Мои ученики знают о том какой ценной досталась нам Победа, а в будущем смогут рассказать об этом своим детям. Наше первое открытое занятие в 5 классе было посвящено теме: «Никто не забыт, ничто не забыто» и «Памяти павших будем достойны »- это и есть основные идеи, которые я стремилась донести до своих воспитанников.
Начинала работать в данном направлении с пятого класса через внеурочную деятельность «Мы с РДДМ» – знакомила учеников с пионерами –героями, их сверстниками. Основная мысль, которую пыталась донести до ребят, это такие же мальчишки и девчонки, которые не готовились к войне, но в самый ответственный момент не дрогнули и встали на защиту Родины.
В рамках месячника военно-патриотического воспитания мои ученики самостоятельно провели урок мужества «Пионеры-герои» школьным Орлятам. Ребята подготовили рассказы о пионерах-героях, чьи судьбы стали символом стойкости, мужества и самоотверженности. Ребята узнали о Вале Котик, Зине Портновой, Марате Козее, Володе Дубинине, Лёне Голикове - подростках удостоенных звания Героя Советского Союза.
Так же совместно с классным руководителем знакомили ребят с Книгой Памяти, некоторые ребята нашли в ней сведения о своих пропавших без вести родственниках и местах их захоронений.
Ежегодно 27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В рамках Всероссийской Акции «Блокадный хлеб» в нашем классе была оформлено стена памяти (фотографии Блокадного Ленинграда, стихи, карточки на хлеб и сам хлеб 125 гр.), так же было проведено открытое занятие о Блокаде Ленинграда, где дети читали истории ребят умирающих от голода.
В кинотеатре Родина прошел урок мужества «Зоя» , к 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской, о ее несгибаемой борьбе против немецких захватчиков. Ребята прониклись этим фильмом и долго потом обсуждали судьбу девушки.
Ежегодно 9 декабря провожу с учениками мероприятие «День Героев Отечества» Говорили о наших земляках героях войны на фронте и в тылу. Говорим о воинах –героях СВО.
В январе месяце с учениками класса посетили краеведческий музей в котором открылась выставка, посвященная герою СВО Евгению Яну - « Знаете каким парнем он был». Выставка посвящена уроженцу поселка Маго Николаевского района, кавалеру ордена Мужества, посмертно представленному к званию Герою России. На выставке , были представлены личные вещи героя, так же нам был показан фильм о его жизни и о боевых победах. И здесь важна «живая» реакция: полная тишина, слезы в глазах. После просмотра фильма состоялась беседа между детьми, ученик задал вопрос товарищу – «А ты бы так смог поступить?». Ответ был такой «Я бы не смог».
Ежегодно в канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвуем в акции «Георгиевская ленточка». Ребята активно принимают участия в мастер-классе по созданию броши.
В канун праздника 9 мая, ребята и педагоги школы поддерживают акцию «Окна победы». Мы своими руками украшаем окна нашей школы узнаваемыми фигурами, поздравительными надписями, вечным огнем, салютом. Тем самым мы выражаем, благодарность всем тем, кто подарил нам мирное небо. Самое главное, что ребята подходят к этому с ответственностью, понимая, зачем это они делают.
Необычный, но очень нужный и полезный мастер-класс прошел в рамках акции «Своих не бросаем!» активисты класса совместно с «Орлятами» помогали плести маскировочные сети для участников СВО.
Школьники подготовили для воинов «Письмо неизвестному солдату» ребята обращаются с теплыми словами поддержке ко все тем, кто сейчас участвует в спецоперации. В своих письмах выражают искреннею признательность армейцам, высказывают слова поддержке. Все это волонтеры передали вместе с готовыми сетями на СВО.
На всех патриотических мероприятиях чтим память славных воинов минутой молчания.
Каждое мероприятие, акция-это результат сотрудничества воспитателя, классного руководителя, учителей, родителей, детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия я включаю в деятельность каждого воспитанника с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.
Вывод
В заключение хочется сказать :
Патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды и прадеды. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима. Если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...

Обобщение педагогического опыта Занятия спортивным туризмом, как одно из условий сохранения и укрепления здоровья школьников
Обобщение педагогического опыта работы учителя по физической культуре, где раскрыта актуальность, преспективность, ведущая педагогическая идея пименения спортивного туризма в урочной и внеурочной рабо...
Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»
В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...
Обобщение педагогического опыта "Формирование метроритмического слуха – основа воспитания хореографического исполнителя"
Проблема развития метроритма — одна из актуальных в преподавательской практике. Как говорят ученые, неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие спо...

выступление на семинаре по дефектологии по теме "гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната
выступление на семинаре по дефектологии...

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя школа №8» г. о. Саранск Федяевой Людмилы Ивановны
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требовани...
Выступлние на педсовете. тема «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»
Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...
