Обобщение педагогического опыта "Формирование метроритмического слуха – основа воспитания хореографического исполнителя"
методическая разработка по теме

Проблема развития метроритма — одна из актуальных в преподавательской практике.  Как говорят ученые, неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие способности — понятие «динамическое» (Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев). «Ничто в сфере высшей нервной деятельности не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» (И. П. Павлов).  

        Таким образом, задача педагога выровнять  уровень способностей в классе. Найти правильный синтез игровых и учебных форм деятельности на уроке

.Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении эффективных методов и подходов, благотворно влияющих на формирование метроритмического слуха учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информация об опыте.

Тема опыта: Формирование метроритмического слуха – основа воспитания хореографического исполнителя.

 Условия возникновения, становления опыта

Музыка является неотъемлемой частью танца, важным компонентом в хореографическом искусстве, в художественном и эстетическом воспитании детей. Её нельзя рассматривать как ритмическое сопровождение, облегчающее исполнение движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Невозможно переоценить значение занятий ритмикой для формирования свободы и естественности движения.

Ритмика – специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая воспитывает у учащихся  осознанное отношение к музыке, учит детей слушать и «пропевать» её в движении.

 Вначале дети не обращают внимания на музыку, её характер, не умеют подчиняться темпу и ритму. Программное содержание ритмики приводит учащихся к ощущению  гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует активному развитию творческого воображения и профессионального исполнительского мастерства.

          В течение моей многолетней педагогической деятельности, опираясь на труды великих педагогов, педагогический опыт своих коллег хореографов, музыкантов, теоретиков,  я искала наиболее действенные методы и формы работы  по воспитанию у учащихся  осознанного отношения к музыке, развитию способности «ощущать» её, умение выразить музыку в движении.

           В результате была выработана  определенная система преподавания, в  2009 году разработана рабочая  адаптированная  программа  по «Ритмике» 1,2 класс ДШИ и «Ритмика» для общеэстетического отделения (см. Приложение №1,2).

              Наиболее трудоёмкой задачей в  воспитании хореографического исполнителя является формирование метроритмического слуха учащихся.

           Началом работы по теме опыта «Формирование метроритмического слуха – основа воспитания хореографического исполнителя», стало  проведение диагностики, которая показала и позволила определить исходный уровень развития метроритмического слуха  учащихся. По результатам диагностики на хореографическое отделение в сентябре 2009 года поступило около 30% детей с отличным музыкальным слухом, ритмом и памятью. Более 60% дети с небольшими нарушениями слуха или  ритма, и около 10% - с неразвитыми метроритмическими способностями.

В ходе анализа достигнутых результатов воспитанниками, было установлено, что разработанная система занятий позволяет достигать поставленные цели и задачи.  

Актуальность опыта

         Знания, полученные на уроках ритмики, являются базовыми для освоения других хореографических дисциплин.

         Необходимость наличия метроритмического слуха у  учащихся хореографических отделений не нуждается в доказательствах.   Проблема развития метроритма — одна из актуальных в преподавательской практике.  Работая в сельской ДШИ, преподаватели  не имеют возможности отбирать способных учащихся, и приходится сталкиваться с большим процентом учащихся с малоразвитым метроритмическим слухом. Как говорят ученые, неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие способности — понятие «динамическое» (Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев). «Ничто в сфере высшей нервной деятельности не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» (И. П. Павлов).  

        Таким образом, задача педагога выровнять  уровень способностей в классе. Найти правильный синтез игровых и учебных форм деятельности на уроке. Для достижения результата следует соблюдать основные педагогические принципы: доступность, системность, последовательность, учет возрастных способностей, личностное развитие каждого ученика.

Ведущая педагогическая идея опыта

        Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении эффективных методов и подходов, благотворно влияющих на формирование метроритмического слуха учащихся. 

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2009 года по 2013год.

Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности по ритмике в 1,2-х  классах хореографического отделения и общеэстетического отделения ДШИ. А также интеграцию уроков, так как метроритмические способности у учащихся кристаллизуются не только на уроках ритмики, но и на дисциплинах всего учебного цикла.

Теоретическая база опыта  

           При создании теоретической базы исследования, была опора на труды великих педагогов: основоположника ритмики как действенного метода Эмиля Жака-Далькроза, Галины Станиславовны Франио, внесшей большой вклад в теорию и практику развития предмета «Ритмика», педагога-музыканта Анны Даниловны Артоболевской и др., педагогический опыт своих коллег музыкантов, теоретиков и хореографов.

          Опираясь на опыт Д. Кабалевского и его систему музыкального обучения, были выбраны три кита знакомства с метроритмом:  МАРШ (муз размер 4/4) , ВАЛЬС (музыкальный размер3/4) и ПОЛЬКА (музыкальный размер2/4).

        Изучены труды по возрастной психологии (О.Вейнингер, И.С.Кон, А.М.Эткинд), психолого-педагогических концепциях теории деятельности (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), социальной психологии, психология личностного развития, педпсихология.

        В современной педагогике особое место уделяется развитию личности ребенка, ЛИЧНОСТНЫЙ подход в образовательной системе, что так же находит отражение в моих методических разработках.

Новизна опыта

       Новизна опыта заключается, в создании системы уроков, интеграции, применения методов, форм и приемов для достижения эффективных результатов в  формировании метроритмического слуха учащихся.

                                   Технология описания опыта  

Целью опыта является формирование метроритмического слуха учащихся.

В соответствии с целью сформулированы основные задачи опыта:

  • Воспитание ощущения сильной и слабой доли.
  • Развитие внутренней пульсации.
  • Знакомство с понятием «метр», «такт».
  • Знакомство с музыкальными размерами: 4/4,3/4,2/4.
  • Знакомство с понятием «затакт».
  • Знакомство с понятием «ритм».
  • Знакомство с понятиями: «четверть», «восьмая».
  • Знакомство со сложными ритмическими рисунками: «синкопа», «триоль».
  • Развитие ритмического слуха и музыкальной памяти.
  • Умение передавать характер музыки в движениях.

Мною были разработаны основные этапы реализации поставленных задач:

1 этап – изучение метра.

Метр – непрерывное чередование опорных (акцентируемых) и неопорных (безакцентных) звуков. Подобно сердцебиению – музыка, как бы равномерно пульсирует, в ней непрестанно сменяются моменты напряжения и разрядки. Акцентируемые доли принято называть сильными, а неакцентируемые – слабыми. Знакомя учащихся с пульсацией музыки, мы развиваем чувства такта, затакта, сильной доли, без этого ощущения невозможно даже промаршировать.

        Исходя из опыта, лучше всего начинать изучение метра с музыкального размера 4/4 . Самый близкий для детского опыта размер. Дети маршируют в детском саду, в школе на уроках физкультуры. А затем перейти к изучению музыкального размера  3/4, который  знаком им по самому распространенному танцу «Вальс».  На первых уроках классического танца дети исполняют demi-plies под «Вальс» П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица», с четким выделением метрической пульсации. При знакомстве с музыкальными размерами, мы знакомим детей с понятиями «такт» и «четверть».  Учитывая конкрено-образное мышление учащихся младшего школьного возраста, я использую следующую методику объяснения:

Музыкальное произведение – это как поезд с множеством вагонов, в которых едут ноты. Каждую ноту зовут «Четверть». Первая нота в каждом вагоне самая старшая, сильная и крепкая, поэтому количество вагонов можно сосчитать по самым сильным ноткам. Я предлагаю им послушать какой-нибудь марш (например, «Рондо-марш» Д. Кабалевского) и, хлопая в ладоши на сильную долю, определить количество вагончиков в поезде. Дети слушают, хлопают в ладоши, выделяя сильную долю. Прослушав марш, дети по очереди высказывают свое мнение. Выслушав всех, мы приходим к правильному ответу.

*Внимание, здесь применен метод личностного развития ребёнка: каждый имеет право высказать свою точку зрения, не опасаясь, что его осудят, учитель не дает оценку, а выслушав мнение всех детей, рассуждая, сравнивая, сопоставляя, подводит детей к правильному решению.

Затем, я предлагаю определить размер вагона, т.е. посчитать, сколько же ноток по имени «Четверть» вмещается в один вагончик. Опять слушаем музыкальное произведение, хлопаем в ладоши и выясняем, что в вагон вмещаются четыре «Четверти», а на музыкальном языке это означает, что музыкальный размер марша  -  4/4,   а вагончики – это такты.

Исходя из полученных знаний. Определение размеров 3/4 и 2/4 не представляют для детей особого труда. Когда дети познакомятся  с музыкальными размерами 4/4, 3/4 ,2/4, можно устраивать различные «угадайки». Например:

  • Дети стоят в линии или полукругом лицом к преподавателю, закрывают глаза (используем метод погружения в себя), выделяя хлопками сильную долю, считают количество тактов музыкального фрагмента. Затем открывают глаза, высказывают своё мнение, приходим к правильному решению. Используя метод личностного роста «Погружение в себя», мы активизируем работу каждого ученика, тем самым повышая эффективность восприятия и усвоения им материала урока. Воспитываем уверенность в себе, что немаловажно для развития личностных качеств. Музыкальное сопровождение: М.Глинка «Детская полька». Весь музыкальный материал собран в «Приложении № 4».
  • Класс делится на две команды. Команды по очереди прослушивают отрывки музыкальных произведений и определяют музыкальный размер. Если одна команде не может определить музыкальный размер, другая команда, дав правильный ответ, зарабатывает себе дополнительные очки. Музыкальное сопровождение: В. Борзова «Встреча».

    Детям важно чувствовать себя замеченными. На моих уроках солируют ВСЕ. Делаем разминку – солирует или показывает пример Катя, делаем какое-либо движение  - Вадим и т.д. в течение всего урока. Приведу пример любимых развивающих игр детей:

  • Солист стоит лицом к одноклассникам, загадывает количество тактов, звучит музыкальное произведение, и солист и весь класс хлопками выделяют сильные и слабые доли, считают такты. В конце загадываемого такта, солист говорит стоп, команда останавливается и по очереди все говорит количество прозвучавших  тактов. Музыкальное сопровождение: Э.Григ «Норвежский танец»
  • Дети по парам в шахматном порядке размещаются по танцевальному залу. Один стоит впереди – он будет отгадывать, а второй – сзади него – он будет загадывать количество тактов. Звучит музыкальное произведение, все хлопают в ладоши, выделяя сильную и слабую доли, сзади стоящий, на конец загаданного такта, кладет руки на плечи впереди стоящему (счет у этой пары закончился). Когда все пары останавливаются, идет опрос впереди стоящих, а сзади стоящие определяют правильно угадано или нет. Музыкальное сопровождение: Ж. Бизе «Кармен».

Таким образом, мы активизируем работу и тех и других.

  • Игра «Передай другому» на развитие чувства сильной доли.

Дети выстраиваются полукругом: первый хлопает в ладоши перед собой «поймал сильную долю», поворачивается к соседу и они соединяют руки хлопком «передал другому», затем этот ребёнок хлопает в сои ладоши «поймал сильную долю», поворачивается к следующему соседу и они соединяют руки хлопком «передал другому». Так сильная доля «передается» по полукругу. Можно за кончить в конце построения, а можно продолжить всё в обратную сторону. Музыкальное сопровождение: В. Комаров «Давайте танцевать».

  • Игра на закрепление чувства сильной доли. Музыкальное сопровождение 2/4 . Дети выстраиваются в колонну. Впереди стоящий горизонтально держит в руках гимнастическую палку. Звучит музыка и первый на сильную долю поднимает руки вверх (1-й такт), затем опускает руки за голову (2-й такт), следующий берет у него палку, поднимает вверх на сильную долю (3-й такт), опускает руки за голову (4-й такт). Музыкальное сопровождение: И. Штраус «Полька- пиццикато».

Знакомя учащихся с пульсацией музыки, мы разучиваем движения, танцевальные композиции, отображающие характер музыки.

После освоения таких понятий как метр, музыкальный размер, такт, затакт, мы приступаем к изучению ритма.

2 этап – изучение ритма.

         Ритм – последовательность звуков различной длительности, образующая тот или иной рисунок. Вне ритма мелодия не может существовать, её звуки организованны ритмически. Ритм обладает большой выразительной силой. Подчас он настолько ярко характеризует мелодию. Что её можно узнать по прохлопыванию ритмического рисунка (такую игру я провожу на уроках ритмики, когда дети накопят определенные знания, навыки по данной теме).

Очень интересное сравнение приводит в своей работе Артоболевская, сравнивая музыкальный рисунок с  кружевом. Развивая её мысль, я объясняю детям так: дырочки в кружеве - паузы, крупные петельки -  половинные, среднее плетение – «четвертушечки», а  частое плетение как «восьмушечки». Незапланированная остановка в движении, слишком долгая пауза как брак в плетении, похожа на дырку. На практике ,преподаватели сталкиваются с тем, что дети дойдя до танцевального места, останавливают движение и стоят, дожидаясь нового музыкального предложения, чтобы продолжить исполнение нового движения. Этот пример очень ярко показывает детям недопустимость в непредвиденных остановках.

      Ещё музыкальный ритм я объясняю на примере внешнего вида человека, беру в классе двух воспитанников в качестве примера, они становятся перед всеми, и я объясняю: Маше и  Ане по 9 лет, они одинакового роста, сердечко у них бьется одинаково (если сравнить музыкальные произведения Польку и Полянку, то у них тоже одинаково бьется сердечко, у них двухдольный размер), однако у Маши карие газа, черные длинные волосы, а у Ани голубые глазки, а на голове два симпатичных белых хвостика и т.д. про одежду. В этой сравнительной характеристики дети отчетливо понимают связь метра и ритма. Затем предлагаю детям прохлопать ритмические рисунки детских песен.

  Для закрепления понятий «метр» и «ритм»  провожу игры:

  • Музыкальное сопровождение: детские песни. Класс делиться на две команды. Первая команда «сердечко», а вторая –«ритмический рисунок». На следующее произведение команды меняются заданием. Музыкальное сопровождение: Ю.Чичков «Песня о волшебном цветке».
  • Когда дети хорошо освоят материал «Ритмический рисунок» можно провести угадайку «Аленький цветочек». На лепестке написано задание прохлопать ритм какой-либо известной детской песенки. Ведущий отрывает лепесток, читает про себя задание и прохлопывает ритмический рисунок песенки классу. Кто отгадывает, тот и становится ведущим. Музыкальное сопровождение: Ю. Чичков «Родная песенка»

3 этап – изучение длительности нот.

Познакомившись с общим понятием ритм, мы переходим к изучению длительности нот.

Метр мы изучали с музыкального размера  4/4, сохраняя последовательность, приступаем к изучению ритма. Вначале мы выясняем, что музыкальный размер 4/4 может иметь не только марш, но и другие  музыкальные произведения: Адажио, Романсы, Песни, Танцы и т.д. Музыкальное сопровождение: Н. Торопова «Романс», Ф. Шуберт «Экспромт», Ф. Шопен «Ноктюрн».  Прослушав лирическую танцевальную  мелодию, я знакомлю детей с хороводом. Выясняем характер музыки и начинаем подбирать соответствующие движения.   На этом примере можно отчетливо объяснить детям чаще всего встречающиеся в хореографии длительности танцевальных шагов: на четверть и восьмые.

Для усвоения смены ритма с четвертного шага на восьмые мы проводим такое упражнение:

  • Дети выстраиваются в полукруг, ритмично под музыкальное сопровождение хлопают в ладоши, выделяя каждую четверть, а затем каждую восьмую. Таким образом, ритмическую разницу дети запоминают на слух и моторикой. А, как известно, моторная память самая стойкая. Муз. сопровождение: Е. Кузнецов «Рябинушка».
  • Далее мы закрываем круг и переносим длительности в шаги. Исполняем одно музыкальное предложение танцевальными шагами на каждую «Четверть», а второе музыкальное предложение на полупальцах на каждую «Восьмую». Муз. сопровождение: Е.Кузнецов «Грустиночка».
  • На закрепление чувственного ощущения «Четверти» и «Восьмых». Класс делим на две команды. Первая команда начинает хлопать «Четверти», а вторая  - через 2 такта вступает с «Восьмыми». Затем команды меняются заданиями. Таким образом, мы готовим учащихся к исполнению пересека.
  • Изучая переменный шаг, мы выясняем, что каждый 3-й шаг равен ноте «Половинной». Муз. сопровождение: Е.Кузнецов «Аленушка».

Знакомя детей с Хороводом  учащиеся изучают  движения, знакомятся с новыми танцевальными рисунками танца, осваивают характер, манеру исполнения. Для передачи плавной, скользящей манеры мы просматриваем видеоматериал.

          Далее  закрепляем знания и  умения  на  музыкальном   материале 3/4.  

 Я даю детям танцевальную композицию «Краски осени». Первая команда- зеленые листочки, вторая – оранжевые и красные, третья – желтые и коричневые. В процессе работы над этой композицией, мы разбираем, что одни движения  исполняем на «Четверть» и «Половинную», а бег будем исполнять на «Восьмушечки». Музыкальное сопровождение: А. Грибоедов «Вальс».

Разучивая композицию, дети усваивают не только ритмические особенности шагов, но и развивают пластику рук, знакомятся с новой танцевальной лексикой, накапливается опыт  о разнообразии рисунков танца.

          Последовательно переходим к музыкальному материалу 2/4.

Предлагаю детям прослушать музыкальное произведение (например, «Полька» Коганов), определить музыкальный размер произведения, охарактеризовать, подобрать подходящие движения. В течение подбора движений выясняем, что подскоки, галопы и па польки исполняются на каждую долю, т.е. на каждую «Четверть». Разучиваем комбинацию на закрепление движений.

            Так как на втором году обучения дети знакомятся с народно-сценическим танцем, то  на занятиях ритмикой особое внимание, уделяется народной лексике. А тема «метроритм» очень связана с дробными выстукиваниями, мужскими хлопушками.

  • Задание на закрепление ритма. Исполняется музыкальное произведение («Полянка»), дети определяют размер, прохлопывают ритмический рисунок. Затем становятся в 2 линии напротив друг друга.

По очереди (по одному такту)  команды прохлопывают ритмический рисунок, а затем в такой же последовательности исполняют всё ногами.

Далее команды меняются заданиями.  Можно выполнять это упражнение с деревянными ложками.

4 этап – изучение сложных ритмических рисунков.

На уроках ритмики дети знакомятся и со сложными ритмическими рисунками. Наиболее часто в народной хореографии встречается синкопированный ритм и триоли.

Синкопа (от греч. sygkopn - усечение) - перенесение акцента с метрически более сильной доли на более слабую.

      Познакомив детей с понятием «Синкопа». Переходим к практике.

  • Музыкальный размер 2/4. 1-й такт - прохлопывание ритма «Восьмая» и «Четверть»,  пауза. 2-й такт – молчим. Таким образом, учащиеся привыкают к необычному музыкально-ритмическому акценту. Музыкальное сопровождение: Е. Кузнецов «Цветочек».
  • Усложняем задание. 1-й и 2-й такты – хлопками выделяем сильную, слабую доли, а 3-й такт – синкопа, 4-й такт – пауза. Можно добавить шумовые музыкальные инструменты. Музыкальное сопровождение: русский народный танец «Смоленский гусачок».
  • Закрепляем на практике: разучиваем женское и мужское синкопированное движение.

Трио́ль (фр. triolet) — группа из трёх нот одинаковой длительности.

=

Триоли часто встречаются в мужских хлопушках. Упражнения на закрепление:

  • Музыкальное сопровождение 2/4. Класс делим на две группы. Одна прохлопывает метр, а другая через 4 такта, вступает и прохлопывает «Триоль» на сильную долю, а на слабую долю – молчит (пауза). Музыкальное сопровождение: Е. Кузнецов «Женихи».
  • Дети садятся по кругу, стопы расположены в центр круга. Исполняем ритмический рисунок «Триоль»: хлопок перед собой, затем удар по полу правой рукой, далее левой рукой. Музыкальное сопровождение: русский народный танец «Яблочко».
  • Усложняем. Исходное положение тоже, принцип тот же, однако удары вместо пола исполняем по ногам ( по бедру, по коленям, по голени).

Усвоив эти упражнения, приступаем к разучиванию разновидностей  мужских хлопушек.

     Для достижения результата следует соблюдать основные педагогические принципы: доступность, систематичности и последовательность, учет возрастных особенностей, личностное развитие каждого ученика или индивидуализации, наглядности, связи теории с практикой.

           Принцип доступности - необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Задания  должны быть доступны для конкретной возрастной категории и предполагать успешное преодоление трудностей путем физических и психических усилий учащихся.  Содержание адаптированной рабочей программы «Ритмика для 1,2 класса» обеспечивает постепенность усложнения материала.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Работая в тесном контакте с родителями, добиваюсь, чтобы дети не пропускали занятий, посещали их регулярно. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела. 

Учет возрастных особенностей  - учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития.

         Принцип наглядности -  основан  на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. По мнению Ушинского, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся.

          Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения непременно  закреплялся на практике.        

Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, детям робким, застенчивым я предлагаю показать какое-либо упражнение остальным детям, то есть  предлагаю ведущие роли, что способствует освобождению детей от застенчивости и повышению интереса к занятиям, ощущению значимости.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Обучение английскому языку на основе учебных ситуаций »

(1)Я – учитель английского языка Излучинской первой школы Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Якимов Андрей Григорьевич, представлю свой опыт работы по теме «Обучение ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Метапредметность как основа современного урока"

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный ти...

Обобщение педагогического опыта на основе учебника «Литература» Ланина Б.А. "Учебник как фактор самовыражения ребенка"

УМК по литературе под ред. Ланина Б.А. начинает линию принципиально новых учебников по литературе, дающих возможность школьникам не только научиться выражать свое отношение к прочитанным произведениям...

Обобщение педагогического опыта по теме "Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС"

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Б.Шоу.Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования. Реальность образовате...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...

Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на уроках истории на основе проблемного подхода в обучении»

В связи с бурными темпами социального развития общества человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к информационному, в котором процессы с...

Интерактивная методика обучения основам трактороведения: обобщение педагогического опыта

В данной статье рассмотрена интерактивная методика обучения основам трактороведения, которая нацелена на повышение собственной активности обучающихся и их мотивации к учебно-профессиональной деятельно...