Обобщение педагогического опыта на основе учебника «Литература» Ланина Б.А. "Учебник как фактор самовыражения ребенка"
статья по литературе

Бочкарева Наталия Владиславовна

УМК по литературе под ред. Ланина Б.А. начинает линию принципиально новых учебников по литературе, дающих возможность школьникам не только научиться выражать свое отношение к прочитанным произведениям, но и, благодаря работе с Интернет-ресурсами, приобрести «культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах.

 

Учебник, подготовленный в рамках программы «Литература. 5–11 классы» (авт. Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова), реализует следующие цели литературного образования и развития учащихся 5 класса: вводит в круг чтения доступные пониманию детей произведения разных жанров отечественных и зарубежных авторов; формирует основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка) и читательскую компетентность; содействует интеллектуально нравственному и мировоззренческому развитию личности; обучает пользованию Интернетом как современным средством решения коммуникативных и творческих задач.
Входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха»; может быть использован при углублённом изучении предмета.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnik_kak_faktor_samovyrazheniya_rebenka.docx50.54 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНИК КАК ФАКТОР САМОВЫРАЖЕНИЯ РЕБЕНКА

Аристотель в педагогику вводит принцип удивления и интереса как мотивации ученика. По мнению Аристотеля, в удивлении проявляется стремление познать мир, а интерес переводит учебу в естественное состояние продуктивной деятельности, развивает идею совместности становления жизненных навыков и обучения, подчеркивая, что цель воспитания – создать условия для такой учебы, чтобы ученики стали способными «ко всему в жизни», зачем приспосабливать ребенка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к ребенку.

У подростка следует развивать потребности действия, поддерживать желание практически выявлять интересы, поддерживать желание практически применять знания, поощрять самостоятельность, исследовательские навыки. В современном обществе важно умение самостоятельно распоряжаться знаниями.

Где найти для этого условия? Где тот фундамент, который удержит здание современного образования? Какие факторы помогут современному ребенку осознать себя, подготовиться к современной жизни?

Масса учебников, книг, средств информации. Где путеводитель, как для ребенка, так и для учителя?

Тем более что у современного ученика есть потребность самовыражения.

Учебник под редакцией профессора Бориса Александровича Ланина в какой-то мере помогает решить заявленные проблемы.

Автор учебника прописывает в программе «Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность», и это так, апробируя учебник, анализируя работу в ходе апробации учебника, пришли к выводу, что учебник «Литература» под редакцией Б.А.Ланина может стать фактором творческого самовыражения учащихся.

Дети не боятся письменных работ, собственные произведения особенно интересны, потому что изначально, при первом знакомстве с учебником, было замотивировано творческое самовыражение, потребность высказаться в любой форме. Из этой потребности они пишут письма литературным героям, высказывают свое мнение, свою точку зрения, обосновывая текстом.

Сочиняют сказки разных видов: по пословице, новогодние; творческий процесс помогает, результат - сказка, опубликованная на сайте учителя – это высший результат для подростка; сказка или рассказ, прочитанный учителем в классе в качестве лучшего, поднимают ребенка на ступеньку выше над сверстниками, появляется возможность выделиться, так рождается положительная мотивация

Задания учебника провоцируют проявление исследовательских способностей.

В 5 классе учебник «просит» сопоставить события в сказках «Королевство кривых зеркал» и «Алиса в стране чудес», в 6 классе сравнить пейзаж в романе Дефо и в одноименном фильме, предлагает написать исторический проект. Таким образом, учебник учит не только прочитать произведение, но найти пути осмысления, идет процесс оптимизации умений и навыков, полученных на уроках литературы. Входя в мир научного исследования, ребенок видит неизведанный мир науки с его многогранностью, противоречивостью, где нет однозначности, по мере изучения различных аспектов и категорий, систем и классификаций, он создает свою позицию, точку зрения при этом использует свои знания, опыт, природное чутье. Сбор материала, характеристика, анализ, сравнение, ранжирование идей по важности, выводы и умозаключения - все это опыт, который пригодится за порогом школы, когда нужно будет прогнозировать и конструировать будущее. Активность, самостоятельность, инициативность – основные правила занимающегося научной работой – составные самовыражения ученика.

Творческий процесс начинается на уроке при работе с учебником, и в этом первые результаты, удовлетворение от умственной работы.

Учебник учит рассуждать: рубрики «Решаем читательские задачи», «Творческое задание», «Обсудим вместе» будят мысли.

Прогрессивные авторы учебников соотносят содержание образования с перспективными потребностями общества. В частности, в исследованиях А.Г. Кутузова показано, что в современных условиях главной целью образования человека является воспитание и развитие в нем и им в себе «дисциплины ума и воли, нравственных устоев, способности к самообразованию», то есть формирование характера человека, человека мыслящего.

Учебная книга под редакцией профессора Ланина Б.А. на практике претворяет выше указанные цели.

Опыт, полученный на уроках, важен, так как в его процессе ученик общается и взаимодействует с другими людьми, при этом развиваются его способности.

Интеллектуальные игры на литературном материале, как один из путей самовыражения ребенка, готовят к жизни в условиях современного общества, развивают способность, потребность проявить себя.

Интеллектуальные игры – одно из самых любимых занятий, где есть возможность проявить себя, увидеть, кто лучше, больше узнать (проявляется мотив к чтению), где требуется умение принимать решение, работать в команде, да и побеждать и проигрывать нужно уметь.

Один раз в четверть, серьезно подготовившись, дети собираются, чтобы показать свои знания, перед этим они много читают и особенно хорошо свой учебник, кроме литературных знаний, они должны уметь общаться в рамках игры: приветствовать команду противника, инсценировать, нарисовать, рекламировать, обязательно сочиняют песню, которую поют в конце игры.

Дидро в одной из своих работ рекомендовал «нащупать поражающее обстоятельство», которое приводит кратчайшим путем к «эмоциональному взрыву». Интерес к художественному тексту и возникает после «эмоционального взрыва», который нужно хорошо подготовить, определив его актуальность. Игры и являются определенным детонатором.

Отрадно после каждой игры чувствовать интерес, «Творческий огонь в душе» (Фридман) воспитанников, а эстетические эмоции имеют «интеллектуальное происхождение, важнейшая роль в их возникновении принадлежит сознающему началу, освобождающему их от простейших нервных ощущений и поднимающему на высоту думающего чувства» (Выготский)

«Думающее чувство» способствует творческому восприятию текста, что особенно важно при инсценировании. На таких уроках организованная творческая атмосфера, способствующая не только самовыражению, Но и развитию коммуникативных способностей в ситуации общения и взаимопонимания. «Ты интересен всем, все интересны тебе»

Тексты, которые мы используем на уроках, не только вызывают интерес, но, несомненно, становятся частицей внутреннего мира воспитанников. Атмосфера доброжелательности и терпеливого отношения друг к другу формирует у детей чуткость, умение и желание понять другого человека, увидеть его.

Играя роль, ребенок постигает мир и входит в мир русской и мировой словесности, имея возможность самовыражения, потому у нас в спектакле бывает несколько исполнителей одной роли: несколько «Томов Сойеров», «Тетей Полли», «Бекки» и т. д., причем каждый играет по-своему, но все его принимают.

Работая по новому учебнику, дети привыкают к мысли, что самостоятельная интерпретация авторской позиции – это проявление творчества, что поддерживается многими заданиями учебного пособия.

Учебник «Литература» Ланина Б.А. способствует самовыражению учащихся, помогает формировать мир подростка, создает положительную мотивацию. Умения интерпретировать, самостоятельно генерировать идеи, используя информацию текста, умения самостоятельно делать выбор, самостоятельно оценивать черты своей личности, свое эмоциональное состояние, формировать ценностное отношение к миру, себе, окружающим людям важны для ребенка, для его будущего.

Учащиеся, анализируя художественные тексты, постигают многообразие жизни, расширяют представления о законах человеческого общения; свойства личности развиваются, обогащаются; созданы условия для самоактуализации, самовыражения.

Учебник литературы необычен. Во-первых, учителю легко работать: задания для самостоятельной работы, читательские задачи, творческие мастерские - всё это уже предусмотрено автором. Во-вторых, «шустрики» уже в 5 классе запросто работают с Интернетом. Автор рекомендует сайты, где ребята могут почерпнуть для себя новые знания. В-третьих, в учебник включены очень интересные произведения, именно те, которые соответствуют возрастным особенностям, соответствуют духу времени.

В учебнике, как и в авторской программе, реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению; приобщать их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; развивать способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы; формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей, их потребность в творческом самовыражении.

Критерии отбора авторов и произведений:

1)литературная, культурная и общественная значимость творчества писателя;

2)репрезентативность произведения для творчества изучаемого писателя;

3)методическая и культурная традиция;

4)доступность литературного произведения школьникам — развиваемая и взятая в динамике;

5)«интересность» произведения (как по тематике, так и по художественному воплощению).

В программе реализуются идеи Стандарта полного (общего) образования по литературе и полностью охвачен минимум литературного образования. Предполагается, что не входящие в минимум литературного образования произведения учитель может заменить или пропустить, исходя из конкретных особенностей учебного процесса.

В программе 6 класса ученики изучают произведения русских и зарубежных писателей. Причём, все произведения доступны для понимания и интерпретации.

Тексты, которые мы используем на уроках, не только вызывают интерес, но, несомненно, становятся частицей внутреннего мира воспитанников. Атмосфера доброжелательности и терпеливого отношения друг к другу формирует у детей чуткость, умение и желание понять другого человека, увидеть его.

Играя роль, ребенок постигает мир и входит в мир русской и мировой словесности, имея возможность самовыражения, потому у нас в спектакле бывает несколько исполнителей одной роли: несколько «Томов Сойеров», «Тетей Полли», «Бекки» и т. д., причем каждый играет по-своему, но все его принимают.

Работая по новому учебнику, дети привыкают к мысли, что самостоятельная интерпретация авторской позиции – это проявление творчества, что поддерживается многими заданиями учебного пособия.

Задания учебника предполагают максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по формам и содержанию. Учитель может уже в 5-6 классах применять проектную и исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность – это новые открытия. Например, автор предлагает сравнить двух Снегурочек. Каверин, Островский - серьезные взрослые писатели, но учебник построен так, чтобы ученик был в поиске. В 6 классе автор предлагает сравнить пейзаж в романе Дефо и в одноименном фильме, предлагает написать исторический проект.

 Ребята могут научиться писательскому мастерству. Дети не боятся письменных работ, собственные произведения особенно интересны, потому что изначально, при первом знакомстве с учебником, было замотивировано творческое самовыражение, потребность высказаться в любой форме. Из этой потребности они пишут письма литературным героям, высказывают свое мнение, свою точку зрения, обосновывая текстом; прочитав интересную повесть, они спешат написать продолжение истории, рассказанной автором (за страницами повести). Собственные сказки, рассказы, детективы, фантастические и приключенческие истории ученики могут опубликовать в Интернете.

Специфика программы в организации материала позволяет решать следующие задачи:

постепенно приобщать учащихся к миру литературы;

формировать способность к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова;

развивать индивидуальный читательский вкус и способствовать становлению личностного самопознания школьников.

Хочется отметить интересные рубрики учебника, с которыми работали:

«Встреча» - знакомство с писателем, поэтом.

«Повтор пройденного» - выбор учеником вопроса, задания.

«Нотабена» - возьми на заметку что-то важное.

ВЛЭ (ваша литературная энциклопедия) — толкование слов, понятий.

«Обсудим вместе» - вопросы для коллективного размышления.

«Давайте поспорим» - проблемные вопросы в конце раздела.

«Творческие задания» - устные и письменные задания, разные по степени сложности.

«Литературная мастерская» - значение понятий, связанных с творчеством.

В 9 классе введена новая рубрика «Закладки для экзамена» - подготовка к ГИА и ЕГЭ.

Новизна учебника в том, что он приобщает к использованию Интернета как источника информации и как стимула к изучению литературы. Для этого существует рубрика «Виртуальная кладовочка» (сайт по каждому писателю, теме после произведения). В процессе обучения вводятся литературные ресурсы Интернета.

5-6 классы - это этап знакомства с литературой как искусством слова, этап накопления читательского опыта. Теоретические сведения и понятия минимальны, включены лишь те, которые способствуют становлению первичных навыков оценки и анализа произведения (тема, идея, герои, сюжет, фабула, композиция и т. д.).

В 5-ых классах очень понравились учащимся произведения В.Г.Губарева «Королевство кривых зеркал», Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени», М.Твена «Приключение Тома Сойера». Думается, что детям современны и близки нравственные проблемы, поставленные в данных произведениях, а также интересен жанр сказки, приключения, фантастики.

Программа нацелена на образование и воспитание современного читателя, поэтому наряду с классическими произведениями (И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов), уже с 5-ого класса представлены современные произведения (Л.А.Кассиль, Ю.П.Казаков,Ф.А.Искандер). Учащиеся очень эмоционально восприняли рассказ Ф.Искандера «Мальчик и война», говорили о добре и зле, о внутреннем мире мальчика, о сострадании. Трудности возникли только при изучении поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Наверное, потому что большой стихотворный текст, много сюжетных линий.

В 6-ых классах наибольший интерес вызвали такие темы, как «Литературная сказка»:В.М.Гаршин, В.А.Каверин «Легкие шаги»; тема « Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив»: Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». А.С.Грин «Алые паруса», Э.А.По «Золотой жук»; тема «Среди ровесников»: Ю.Я.Яковлев «Багульник», В.К.Железников «Чучело». Труднее усваивалось героическое сказание «Песнь о Бадыноко» и рыцарская поэма «Песнь о Роланде» (во-первых, стихотворные тексты, во-вторых, много трудных слов).

7-8 классы — это этап развития литературного вкуса. На этом этапе происходит расширение ключевых теоретико и историко-литературных понятий (жанровые особенности повести,трагедия, двусложные и трехсложные размеры стиха, средства художественной выразительности).

Ведущая тема учебника 7 класса — литература и действительность.

Считаю, что очень удачно подобраны произведения на сопоставление героев, ситуаций. Это Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» и П.Мериме «Маттео Фальконе», А.С.Пушкин «Дубровский» и Ф.Шиллер «Разбойники».

Очень широко,объемно показана тема Великой Отечественной войны как в поэзии, так и в прозе. Учащиеся могут увидеть, что при всем многообразии поэзию и прозу объединяет исповедальность, патриотизм, тема памяти.

Считаю,что авторы учебника совершенно правильно уделили очень большое место произведениям, в которых поднимаются нравственные проблемы общества: служение людям, самопожертвование, человеческое братство, милосердие и так далее. Это А.Н.Куприн «Чудесный доктор», А.Н.Андреев «Баргамот и Гараська», О.Генри «Дары волхвов».

Наконец, разнонбразно отражена лирика 2-ой половины 19 века. Это и гражданская лирика Н.Некрасова, «чистая поэзия», представленная творчеством Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А.А.Фета, А.Н.Майкова. Вводятся теоретические сведения по тропам и фигурам речи, что позволяет развивать умение учащихся — анализировать лирический текст, используя средства художественной выразительности.

Ведущая тема 8 класса — литература в поисках героя.

Считаю, что логически правильно выстроен курс учебника 8 класса: от знакомства с текстом, восприятия, анализа произведения к обобщению теоретических сведений по классицизму, сентиментализму как литературных направлений, определению их основных черт.

Отрадно отметить, что представлены поэты пушкинской поры, показано своеобразие их творчества.

Особенно хочется подчеркнуть, что авторы учебника уделили много внимания глубокому изучению поэзии А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, многообразию тематики их произведений. Школьники учили стихотворения, пытались анализировать, осмыслять лирические тексты.

Учащиеся хорошо восприняли пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор». Постигая приемы комического, читали по ролям, ставили сценки, обсуждали, кто такие современные хлестаковы.

Интересна мысль авторов учебника сравнить образ рассказчика в произведениях И.С.Тургенева «Ася» и А.П.Чехова «Дом с мезонином». Почти все учащиеся сказали, что герои сами виноваты в том, что не смогли устроить свою жизнь с девушками, которых любили.

Из зарубежной литературы горячо обсуждали трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Идея любви привлекает подростков, заставляет размышлять о современных отношениях молодых людей, о большой ответственности за свои чувства. Запомнилось произведение Дж.Р.Р.Толкина «Властелин колец», так как пости все школьники видели фильм, то захотели и почитать текст.

Однако, мне кажется, что учащимся сложно понимать жанр, композицию «Божественной комедии» Д.Алигьери, хотя «иерархия» человеческих грехов, размещенных в аду по кругам, вызвала несомненный интерес. И наверное, трудным показалось произведение И.В.Гете»Фауст», его философская проблематика, мистика.

9-е классы — этап целенаправленного формирования представления о нравственно-эстетических традициях прежде всего русской литературы, о ее важнейших произведениях, достижениях и художественных открытиях, о ее философских прозрениях.

Ведущая тема. Личность — история — судьба.

Важно, что изучение таких произведений, как «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Мертвые души» Н.В.Гоголя, рассматриваются в связи с литературными направлениями эпохи, раскрываются основные черты направлений, определяется принадлежность произведений к литературному роду и жанру.

По основным произведениям обязательно даются полемические точки зрения критиков, что позволяет и анализировать произведения, опираясь на литературные и критические статьи и учить тому, как работать с таким материалом.

Отмечаю также, что в курсе литературы 9 класса выделяется сквозная тема «лишних» людей — это Чацкий, Онегин, Печорин, которые находятся в конфликте со средой, обществом.

Хочется сказать, что учащихся затронула тема «футлярной жизни», раскрытой на рассказах А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», наверное, потому, что в трилогии поставлены такие вечные проблемы, как вопрос о смысле жизни, о взаимоотношении личности и среды, человека и общества и т. д.

Мне кажется, что удачно введена в программу ранняя лирика А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского. Знакомство с новыми для учащихся понятиями: символизма и символа, футуризма — помогает расширять знания о многообразии литературных направлений эпохи начала 20 века (модернизм).

Б.А.Ланин и Л.Ю.Устинова в «Программе» 5-11 классов подчеркивают, что «среди традиционных классических форм, методов и приемов обучения ...особенно выделяем общение в малых группах на уроках литературы «медленное чтение» (М.О.Гершензон), при котором читатель, погружаясь в текст, раскрывает многие не заметные на первый взгляд особенности языка и стиля писателя».

Поэтому в работе с учащимися использую как традиционные формы: уроки-беседы, уроки-концерты, литературные игры, так и включаю уроки с ИКТ, уроки-ситуации (технология доктора пед.наук, прфессора К.Я.Вазиной «Коллективная и индивидуальная мыследеятельность-модель саморазвития человека»).

чебник, подготовленный в рамках программы «Литература. 5–11 классы» (авт. Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова), реализует следующие цели литературного образования и развития учащихся 5 класса: вводит в круг чтения доступные пониманию детей произведения разных жанров отечественных и зарубежных авторов; формирует основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка) и читательскую компетентность; содействует интеллектуально-нравственному и мировоззренческому развитию личности; обучает пользованию Интернетом как современным средством решения коммуникативных и творческих задач.

Входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха»; может быть использован при углублённом изучении предмета.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Учебник, подготовленный в рамках программы «Литература. 5-11 классы» (авт. Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова), реализует следующие цели литературного образования и развития учащихся: расширяет литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами; закладывает основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка); опираясь на формируемую читательскую компетенцию, подводит к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека; содействует интеллектуально-нравственному и мировоззренческому развитию личности; формирует гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других; поддерживает стремление выразить себя в слове; обучает умению использовать Интернет как средство решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.). УМК для 6 класса входит в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха".

В первой части учебника представлены произведения классиков XIX века русской и зарубежной литературы. В рамках обсуждения ведущей темы 7 класса «Литература и действительность» раскрывается представление о литературе как способе познания мира, о взаимовлиянии жизни и искусства. Учебник способствует развитию литературной компетентности и расширению эрудиции учащихся, продолжает формирование у семиклассников навыков читательской и самостоятельной творческой деятельности.

Учебник может быть использован при углублённом изучении предмета. Входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха».

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Во второй части учебника представлены произведения русской и зарубежной литературы рубежа XIX–ХХ веков, русская поэзия и проза ХХ века. В рамках обсуждения ведущей темы 7 класса «Литература и действительность» раскрывается представление о литературе как способе познания мира, о взаимовлиянии жизни и искусства. Учебник способствует развитию литературной компетентности и расширению эрудиции учащихся, продолжает формирование у семиклассников навыков читательской и самостоятельной творческой деятельности.

Учебник может быть использован при углублённом изучении предмета. Входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха».

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Учебник подготовлен в рамках программы «Литература. 5–11 классы» (авт. Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова). Реализует основные цели и задачи литературы в 8 классе: вводит в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров отечественных и зарубежных авторов; содействует нравственному и мировоззренческому развитию личности; обучает пользованию Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, творческих, коммуникативных задач.

Учебник может быть использован при углублённом изучении предмета. Входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха».

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Учебник, подготовленный в рамках программы «Литература. 5–11 классы» (авт. Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова), реализует основные цели и задачи литературы 9 класса: вводит в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров отечественных и зарубежных авторов; содействует нравственному и мировоззренческому развитию личности; обучает пользованию Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, творческих, коммуникативных задач.

Учебник может быть использован при углублённом изучении предмета. Входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха».

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Учебник представляет классические произведения русской и зарубежной литературы 19 века в теоретических и критических статьях; содействуют нравственному и мировоззренческому развитию личности; формирует гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других; поддерживает стремление выразить себя в слове; активизирует использование Интернета как средства решения коммуникативных и творческих задач.

 Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012 г.).

Учебник знакомит учащихся с избранными произведениями русской и зарубежной литературы XX-XXI веков в теоретических и критических статьях; способствует нравственному и мировоззренческому развитию личности;показывает возможности использования Интернета в решении коммуникативных, творческих и научных задач.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012 г.).

Учебник по литературе для 5-го класса выстраивает знакомство ребенка с искусством слова в определенной логической последовательности, которая учитывала бы его возрастные и психологические особенности, интересы, жизненный опыт и специфику учебного предмета «Литература».

Учебник Б.А.Ланина – книга не развлекательная, а серьезная, не для отдыха, а для труда, хотя это не мешает ей быть интересной. Но интерес должны вызывать сами факты, с которыми знакомится школьник, литературные явления и процессы, авторы художественных произведений. Поэтому автор принципиально отказался от внешней занимательности в изложении материала: от введения персонажей-помощников и толкователей; от игры в путешествие по литературной стране; от прямых и несколько фамильярных обращений к читателю; от многочисленных рубрик, содержание которых по существу одинаково (вопросы и задания к тексту), поскольку школьник любого возраста не считает себя маленьким, не терпит заигрываний – ему больше импонирует обращение как к взрослому, уверенность собеседника в том, что он уже много знает и понимает. Ребенку вообще интереснее что-то делать самому (в том числе и анализировать текст), чем читать о том, как это делают вымышленные авторами персонажи-помощники или маститые литературоведы.

Поэтому в учебнике 5-го класса нет готовых словесных интерпретаций изучаемых произведений.

Отказался автор и от включения в учебник 5-го класса многочисленных биографических текстов, взятых в основном из научно-популярных книг или статей о писателях. Подобные фрагменты (без специальной работы с ними) лишь создают видимость расширения культурных представлений ребенка, мнимый эффект занимательности, якобы стимулируют интерес к писателю. Ребенок-читатель идет к писателю от его произведений, а не наоборот. Сам по себе писатель - незнакомый человек - пока ему не интересен, и в этом нет ничего страшного. Пробудить интерес к писателю можно лишь при глубоком осмыслении его произведений. Эту задачу и решает учебник под редакцией проф. Б.А.Ланина.

Предложенный автором курс включает методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; содержит вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников.

Данный учебник расширяет литературную эрудицию учащихся; учит воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит пятиклассников к пониманию литературы как феномена духовной культуры; формирует гуманистическое толерантное сознание.

Среди рубрик учебника – виртуальная кладовочка. Она предназначена тем, кто владеет компьютером. С ее помощью ученики знакомятся с информацией, размещенной на литературных сайтах Интернета.

Пятиклассники смогут пообщаться с любителями чтения; познакомиться с книжными новинками; узнать, что такое гипертекст; научится публиковать в Интернете свои рецензии и отзывы; приобрести навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов.

Этот учебник имеет отличительную особенность - компьютерный принцип построения и поиска информации положен и в его основу.

УМК по литературе под ред. Ланина Б.А. начинает линию принципиально новых учебников по литературе, дающих возможность школьникам не только научиться выражать свое отношение к прочитанным произведениям, но и, благодаря работе с Интернет-ресурсами, приобрести «культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах.

Кроме того, в учебнике 5-го класса 14 произведений, которые заявлены в школьной программе. Это маленькие рассказики, стихотворения, есть и объемные произведения. Главное, чтобы все это было посильно, чтобы у ребенка оставалось время на мечты, на нормальное общение со сверстниками и на обсуждение прочитанного.

Чем еще интересен учебник? Он содержит варианты заданий разного уровня сложности, ориентирует и учителя и учащегося на работу с текстом, требует осмысления жанровых особенностей произведения, заставляет задуматься над содержанием отдельных строк и образов, развивает эмоциональную сферу ученика.

Предлагаемый учебник ориентирован на подготовку и проведение занятий по литературе с учетом современных методов исследования художественных текстов. Ориентация курса на базовый и профильный уровни позволяют дифференцировать задания по степени сложности, а его соответствие Государственному образовательному стандарту способствует в будущем формированию необходимого объема знаний у десятиклассников в соответствии с установленными требованиями.

Несомненным достоинством учебника является системный подход к изложению и подаче теоретического материала с учетом принципа историзма и научности, а также система заданий, позволяющих закрепить и повторить полученные знания.

Система заданий представляет собой не только серию вопросов по изученному разделу, но и задания, связанные с лингвистическим анализом художественных текстов, с изучением идиостиля писателя как системы языковых средств и аксиологических установок, с повторением терминологической базы (словарики основных терминов).

Среди традиционных классических форм, методов и приемов обучения особенно выделено общение в малых группах на уроках литературы и «медленное чтение» (М.О.Гершензон), при котором читатель, погружаясь в текст, раскрывает многие не заметные на первый взгляд особенности языка и стиля писателя.

В программу заложены следующие взаимосвязанные компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.

В программе реализуются идеи Стандарта полного (общего) образования по литературе и полностью охвачен минимум литературного образования.

Осуществляется интеграция знаний и сведений из смежных дисциплин, соблюдена логика и доступность учебного материала, учитываются возрастные особенности; автором включены в круг чтения и изучения произведения, вызывающие на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, любви, социальных отношений.

Особенностью учебника является настроенность на диалог: педагог формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т.е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. Удачно раскрыты ключевые темы курса.

Следует отметить: учебник очень хорошо выполнен с точки зрения полиграфии (нужный материал выделен шрифтом, есть деление на рубрики, членение на абзацы и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта «Обучение английскому языку на основе учебных ситуаций »

(1)Я – учитель английского языка Излучинской первой школы Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Якимов Андрей Григорьевич, представлю свой опыт работы по теме «Обучение ...

Обобщение педагогического опыта "Формирование метроритмического слуха – основа воспитания хореографического исполнителя"

Проблема развития метроритма — одна из актуальных в преподавательской практике.  Как говорят ученые, неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие спо...

Обобщение педагогического опыта по теме "Метапредметность как основа современного урока"

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный ти...

Реализация деятельностного принципа обучения как основы компетентностного подхода к обучению химии ( Обобщение педагогического опыта)

Представлены способы реализации деятельностного подхода в обучении химии как основы ФГОС нового поколения....

Обобщение педагогического опыта "Социокультурное развитие ребенка через образ народной тряпичной куклы"

Обобщение педагогического опыта учителя технологии на конкурс "Учитель года России - 2016"....

Обобщение педагогического опыта «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования: пути психокоррекции, социализации»

     Главные цель обобщения опыта работы по данной теме – это показать овладение  знаний по теории и практике в области специальной коррекционной педагогики, расширени...