Томские сказания (6 кл)
материал по краеведению (6 класс)

Ротькина Мария Олеговна

Матариалы к уроку литературного наследия Сибири: томские сказания в обработке С. Заплавного, задания для самостоятельной работы, составленные учащимися 6 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богатырь Эушт

Когда-то давным-давно, на рассвете лет, когда золото валялось у нас под ногами, но брать его было некому, в лесных землях у реки с тёмной-светлой водой появился человек, изможденный дальней дорогой. Зарывшись в горячий песок, он уснул и проспал так три дня. Потом встал и отправился на охоту. Мало ли охотился, много ли охотился, вдруг видит, звероподобное чудовище с мохнатой шерстью на брюхе, с маленькими острыми ушами и с клыкастой пастью глотателя преследует жеребца-однолетку. Убив мать-кобылицу, он хотел и жеребёнку горло порвать.

        Не стал раздумывать человек, сразил чудовище своим острым копьём, а жеребёнку сказал: со мной живи, я тебя в обиду никому не дам. Потом снял шкуру с чудовища и повесил сушиться. Рядом костёр развёл, стал еду себе готовить.

Не понравился дым, не понравился огонь Духу Тайги. Закашлялся он:

- Так и меня сжечь можно.

Потом велел своему сыну Золотому Кедру:

- Пойди, посмотри, кто из дышащих посмел наш покой нарушить. Если он со злом пришёл, то пусть ноги его на этой стороне останутся, а голова на другую сторону ляжет.

Золотой Кедр сделал так, как Дух Тайги сказал.

- Откуда ты взялся? – зашуршал он над головой пришельца колючими ветками. – Здесь распоряжается мой отец, вырастивший траву на земле, иглы и листья на деревьях, направляющий птиц и зверей, владыка всех лесных созданий. Скажи, кто ты такой и что от тебя ждать?

- Моё имя Эушт, - спокойно ответил тот. – Я пришёл издалека, чтобы посмотреть, хорошо ли здесь будет моему народу.

- Каждый народ должен жить там, где живёт, - нахмурился Золотой Кедр. – Если все будут с места на место ходить, порядка не будет.

- Ты прав, - согласился Эушт, - Но я тебе так скажу: наверху чёрный берег, красный берег внизу. Не было бы красного берега, не было бы нужды покидать нам свои прежние жилища. В мыслях у меня нет ничего плохого. От-эне (мать огня) что живёт в каждом очаге, научила меня не причинять вреда живущему рядом. Если твой отец и ты доверитесь мне, потом не пожалеете. Что бы ни случилось, я буду на вашей стороне.

- Тогда покажи, что ты можешь. По ту сторону реки на горе озеро есть. Оно чёрными слезами наполнено. От них всё чёрно вокруг – лес, трава, птицы, звери, небо. В том озере чёрный богатырь живёт, зла мешок. От его могучего рёва беременеют все лосихи вокруг. От его вонючего дыхания поднимается ядовитый туман. Его ноздри пышут огнём, от которого тайга загорается. Слабое место у него в левом ухе находится. Если проткнуть его, всё опять живым станет, чёрное в белое превратится.

- Ладно, - сказал Эушт. – Покажу.

Вот он надел шкуру убитого чудовища, нашёл чёрное озеро. А под горой копьё остриём вверх воткнул.

Не узнал его чёрный богатырь, подумал, что это звероподобный сосед-глотатель к нему в гости идёт. Обрадовался ему. Огонь и ядовитый туман перестал делать. Скорей навстречу идущему поспешил. Хотел его трижды обнять, как положено. Но тут Эушт шкуру чудовища с себя сбросил, поднял чёрного богатыря выше головы и левым ухом на копьё бросил. Точно попал.

И сразу всё другим стало. Вода и небо глубиной наполнились. Чёрные деревья покрылись зелёными листьями. Свежий ветер туда-сюда полетел. Чёрное озеро превратилось в белое. Кто из него напьётся, сильным станет, здоровым станет, счастливым станет.

Эушт сам из озера напился. Заодно жеребёнка напоил. И тот сразу взрослым сделался, сильным и, как озеро, белым.

Обрадовались Дух Тайги и Золотой Кедр. Подарили Эушту решётки и кошмы для юрты, вырезанную из дерева посуду и многое другое. Задумались, что бы ещё хорошее подарить? Но так и не придумали.

Вскоре настала зима, а зимою замерзает даже небо. Но это лучшее время для охоты. Много дичи попадалось Эушту. Он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для еды и одежды. Очаг растапливал только сушняком, оставляя живые деревья расти.

Потом земля раскололась и появилась зелень. Это наступила весна.

Дни шли за днями. Дух Тайги и Золотой Кедр привыкли к Эушту, стали считать своим. Порою они незримо появлялись у дымового отверстия его юрты, через которое прорастало домашнее дерево[1], и наблюдали, что он делает.

Эушт отдыхал, готовил еду или тихим голосом пел песни. Всё чаще и чаще в них звучали печаль и одиночество, несовместимые с весной. Вот одна из этих песен:

Что есть ценного в лесу?

Ценен прекрасный соболь.

Что есть ценного в моих мыслях?

Это девушка с шестью косами.

Её брови – чёрные бобры!

Её душа подобна соколу.

Я для неё гусь, добыча.

Моя грудь – приманчивый бубен.

Ах, жизнь без милой,

Пусть она длится хоть тысячу лет,

Не стоит она и дня…

Как-то раз, после такой песни, спустилась с дерева к Эушту белка и, превратившись в девушку с шестью косами, одетую в платье невесты из красного сукна, встала от него по левую руку.

- Это моя дочь, - сказал охотнику Дух Тайги. – Пусть она будет хозяйкой твоего жилища, матерью твоих детей, число которых превысит выводок глухарей! Пусть их будет больше, чем ивовых прутьев! Да сияет перед тобой всегда месяц! Да светит всегда за тобой яркое солнце! Пусть перед тобой идут большие стада! Да будет платье твоё всегда чистым. Да будет спина твоя всегда здоровой. Да будет всегда быстрым твой разум. Пусть вечно длится твоя жизнь!

Не верил своим глазам Эушт, глядя на девушку. Не помнил себя, слушал он нежданные слова Духа Тайги. Огнём горело его сердце. Радостью светились его глаза. Птицами разлетались его мысли.

Опомнившись, позвал Эушт своего верного коня, посадил девушку себе за спину и помчался ввысь, напевая:

Взмахивай своими крыльями, мой летящий конь!

Поднимайся в высокое небо! Ын, ын, ын!

Выше белых облаков, выше синих туч,

В недра голубого небесного простора.

Я хочу, чтобы нами любовались

Таг-Ээзи и Алтын-Эрс[2],

С которыми я давно породнился.

Я хочу,  чтобы моя спутница замирала,

Когда мы скачем наперегонки

С властителями неба. Ын,ын,ын!

В прекрасной солнечной стране

Есть хороший водопой – Белое озеро.

Рядом далеко видна река Тоом.

Скитания мои кончились.

Здесь мне суждено жить.

Хватит здесь места и моему народу.

Пусть дальше скачет Эушт по небу. Всё равно к своему жилищу с деревом в дымоходе вернётся. Его удачу-счастье, в одно соединяя, я, рассказавший всё это, теперь собрал, в широкий мешок запихал. В кустах я белого зайца поймал. На белого зайца навьючив, в эту землю доставил. Сидя слушавшим людям полные доли доставил, лёжа слушавшим полдоли доставил. Хочу, чтобы они сказали: «Так! Так!»


[1] Символ триединства мира: его вершина служит коновязью небесному богу, корни – подземному, ствол – земным духам и самому человеку.

[2] Дух Тайги и Золотой Кедр



Предварительный просмотр:

Ушай и Тома

(томские сказания в обработке Сергея Заплавного)

Что было, то давным-давно случилось. Большие кедры тогда ещё только из земли показались, отцы теперешних стариков молоко матери сосали.

В те времена правителем Эушты князь Тоян был. Ростом он до половины большого кедра доставал, умом до облаков поднимался. От его забот Эуште хорошо жилось, лучше, чем людям его соседа Басандая, на толстый мешок похожего.

Вот как в Эуште о соседях говорили:

Если ты войдёшь к Басандаю,

И перед ним будет еда, налитая в большую миску,

Он не даст тебе ни глотка.

Когда Басандай, насытившись, спать ляжет,

Слуги-родичи, как журавли, склоняя шеи,

К объедкам его кругом соберутся.

Будут они доедать то, что осталось,

И клясться друг другу, говорить:

«Кто бы сейчас сюда ни вошёл,

Не дадим никому ни кусочка.

Пусть отсюда дальше уходят, не задерживаясь…»

Знал Басандай про такое к нему и его  родичам отношение. Знал, но только посмеивался:

- Нет озера без лягушек. Пусть квакают. Много разных людей на свете, всех не накормишь.

Когда подросла дочь Тояна Тома, у Басандая слюни потекли:

- Хочу такую жену иметь. Старые все надоели. Сразу видно, дочь Тояна целомудреннее сороки, белее яйца. С ней я быстро помолодею.

Посылая сватов к Тояну, он распорядился:

- Красивых слов говорить не стоит. Сразу скажите, какой калым (выкуп) я за невесту дам. Будем считать, тогда и сочтёмся.

Но рано Басандай себя удачливым женихом почувствовал. Не нравился он Тояну. Его дочери Томе и вовсе противен был. Она полюбила Ушая, меткого стрелка из лука. Никаких богатств Ушай не имел, кроме чистой души и верного сердца.Ушай и Тома.jpg

В трудном положении оказался Тоян – дочь свою обидеть не хотел, но и поддержку сильного соседа потерять опасался.

Много обидчиков было у Эушты. То боевые кыргызы за алманом (данью) придут, то чёрные или белые калмыки нагрянут. Какая-никакая поддержка от Басандая всё же лучше, чем ничего. Вот и велел Тоян передать ему:

- Есть у Томы ещё женихи. Пусть всё решат состязания между достойнейшими.

- Не бывать этому! – ответил Басандай. – Знаю, с кем ты меня сравнить хочешь. С безродным Ушаем, которому самая большая цена – хромой конь. Я же владею тучными табунами. Поспеши с ответом, Тоян, не то я скажу всем, что обглоданную кость и собаки не гложут.

- Не конями ценится человек, делами, - сказал Тоян. – Между влюблёнными садится только глупец. Сам подумай, зачем мне это?

- Тогда нам с тобой не по пути! – задохнулся от злобы Басандай. – завтра ты будешь локти кусать, попомни, - и переметнулся на сторону врагов.

Тяжкое время для Эушты настало. С одной стороны степняки к Тоян-калле (Тоянову городку) подступили, с другой стороны озлобленный Басандай накинуться готов. Вот-вот кровавая битва начнётся.

Тут навстречу грозному войску вышел бесстрашный Ушай и вызвал на поединок сильнейшего из набежчиков. Если он победит – горе Эуште, если Ушай победит – позор степнякам. Тогда они по закону единоборства должны уйти без добычи.

Согласились набежчики, выпустили против Ушая богатыря всех богатырей Тезака. Схватка без промедления началась.

Без коней бились, без мечей бились, одними руками. То один поднимет противника вверх и клонит его к чёрной земле, то другой, вывернувшись ловко, пересиливать начинает. Ломали они друг друга, гнули, как черёмуховые стволы, душили, кулаками били. Ни один другого не может свалить.

Вот сражаются они так, пока не кончится день. Вот сражаются они так, пока не кончится ночь. Вот сражаются они так, пока не сменятся луны.

Подбадривают Ушая Тома и народ Эушты. Подбадривают Тезека степняки. Только Басандай не знает, что делать. Когда Тезек теснит Ушая, дрожит от радости. Когда Ушай теснит Тезека, бледнеет от страха. Не нами сказано: выпивший яд, умирает один раз, предавший своих сородичей – тысячу раз. Он подобен утке, которая задом нырять пытается, он подобен козе, которая при каждой стрижке умирает. Он подобен зайцу, у которого в глазах двоится.

Самое большое желание Басандая, чтобы Тезек победил. Самое большое желание Басандая, чтобы степняки Тоян-каллу разорили, а Тома стала его девятой женой.

Но не бывать этому. Из последних сил поднял Ушай Тезека и бросил в пыль, как гнилое дерево. От богатырского удара оторвались у Тезека могучие руки. От сокрушительного удара овалились его крепкие ноги. От смертельного удара лопнула огромная, как котёл, голова. Полезли из неё ядовитые шайтаны (злые духи), запрыгали вокруг, как летающие кобылки, саранче подобные.

Увидев всё это, степняки повернули коней  и поскакали, не оглядываясь, прочь от Эушты. Следом поскакал Басандай со своими родичами. Но далеко ему не удалось убежать. Догнали его шайтаны, стали на куски рвать.

Кричал Басандай, будто его в кипящий котёл посадили.

Когда из него дух вышел, шайтаны в Тоян-каллу болезни пускать побежали.

Не до Ушая людям стало, не до его победы. Нашествие шайтанов страшнее, чем нашествие степняков. От них даже самый умелый кам (шаман) не спасёт.

Никто кроме Томы не заметил, как упал Ушай, как закрылись его залитые потом глаза, как захрипела всеми звуками его поломанная грудь, а его жизнь стала короче конского волоса.

Подстреленной птицей склонилась над Ушаем верная Тома.

- Если ты умрёшь теперь, Эушта осиротеет, - поцеловала Ушая в плечо она. – и я осиротею вместе с ней. Ведь я поклялась быть твоей женой. Не оставляй меня, Ушай. Я хочу войти в твою юрту, одеться в сукно и шелка. Этого желает каждая девушка. Дай мне баюкать твоего ребёнка.

- Если я умру, небо ведь не обрушится, - погладил он её косы, - Не упадёт на землю. Я сделал всё, что мог. Остальное не в моей власти.

Так разговаривали они до последнего вздоха.

- Утешься, милая, - успокаивал Тому Ушай. – сердце моё восхваляет тебя. Ты прекрасна! Никогда я не стану старым. Это значит,никогда не состариться нашей любви.

- Никогда! – эхом откликалась Тома, - Куда бы ты ни ушёл, я последую за тобой.

Вот и настал смертый час Ушая.

Окаменела у его изголовья Тома. Лишь слёзы текли из её бездонных глаз. Они текли всё сильней и сильней, пок ане превратились в Белое озеро.

Подошёл к озеру мальчик, отравленный шайтанами, вышедшими из головы чужедальнего богатыря Тезека, напился и сразу здоровым стал. Тогда все, кого поразили такие же болезни, последовали его примеру – и тоже исцелились.

Жизнь и радость вернулись в Эушту, но уже без Томы и Ушая. Их путь рекам подобен. Их любовь белому озеру сродни. Правильно сказал Ушай: такая любовь никогда не состарится.



Предварительный просмотр:

Бия и Катунь

Когда-то на Алтае не было больших рек и гор. Здесь на огромных равнинах могучий хан жил. Главное его сокровище – дочь Катунь. Многие знатные женихи к ней сватались, но напрасно. Она тайно любила пастуха Бия. Вот и убежала от отца, превратившись в реку. Узнав об этом, Бий тоже обернулся бурным потоком и устремился ей навстречу. Долго бежали они. Наконец, встретились и, обнявшись, потекли вместе. Разгневался хан, слуг превратил в валуны, а сам окаменел и стал горой Белухой.

 

             Рис. 1.  Река Катунь                                     Рис. 2. Река Бия      

 

             Рис. 3. Город Бийск (Алтайский край)                           Рис. 4. Гора Белуха



Предварительный просмотр:

Во что верили в древности жители Сибири

Что ты делаешь, запнувшись о корягу в лесу и брякнувшись на землю?

Встаёшь, трёшь ушибленное место и идёшь дальше. Совсем иначе повёл бы себя твой далёкий предок, живший много сотен лет назад на террритории Сибири. Он непременно остановился бы перед корягой и спросил бы её, почему она не разрешила пройти мимо. И дальше бы не пошёл.

А всё потому, что в те времена все окружающие предметы живой и неживой природы были для людей живыми, имели душу. И, как любое живое существо, могли помогать человеку или наоборот – вредить. Человек считал, что коряга, о которую он споткнулся, не хотела пускать его дальше или предупреждала об опасности. Так думал древний человек и внимательно прислушивался к подобным предупреждениям.

По представлениям древних людей, духи могли быть большими и маленькими, сильными и слабыми. Они могли превращаться в людей, зверей, птиц и даже невиданных чудовищ. Таких духов нужно было постоянно просить о помощи и поддержке, задабривать их различными подношениями и подарками.

Люди изготовляли фигурки, заменявшие самих духов. Кормили их, наряжали, дарили им вещи, мысленно советовались с ними. И сейчас в непроходимой сибирской тайге можно встретить вырубленные из дерева фигуры – изображения лесных духов.



Предварительный просмотр:

Золотое озеро

Это случилось в неурожайный год. Опустела тайга. Выгорел ячмень. Исчезла рыба из рек. Погиб скот. Пришёл к людям голод.

В то время один пастух нашёл кусок золота величиной с лошадиную голову. Обрадовался он, решил обменять золото на еду. Но в голодный год на золото ничего не купишь, семью не накормишь.

Опечалился пастух, потом рассердился, потом разгневался. Зачем ему золото, если смерть к земле клонит? Поднялся он высоко в гору и бросил бесполезный кусок в озеро. Следом сам кинулся.

С тех пор гора стала называться Алтынту (Золотая гора), а озеро Алтынколь (Золотое озеро). Телецким его телесы назвали. Освещённое солнцем, оно золотом горит. Красивей и щедрее его на свете нет.

Телецкое озеро



Предварительный просмотр:

Как Сибирь заселяли народы

Татарская сказка

Тохтамыш

Однажды в этих краях поселился старик. Было это лет триста назад. Построил он себе жилище, стал жить один. Ловил рыбу, охотился на зверей. Жил он очень долго, крепкого здоровья был и красив лицом.

Много прошло лет со дня его рождения. Надоело ему жить одному. Стал он бога просить, чтобы тот послал ему смерти. Но ничего не изменилось. Также он ловил рыбу, охотился на зверей, делал лодки, плавал по реке. Но бог не давал ему смерти. Тогда он решил убить себя сам. Пошёл он на берег реки и сам себя заколол.

Звали его Тохтамыш. На татарском это значит «стой здесь», «подожди здесь». Люди стали оседать здесь и жить. А деревню стали звать Тохтамышево.

Основание Томска

По царскому указу собрал казачий голова Писемский отряд и весной, сразу после ледохода, двинулся на вёслах и парусах вверх по течению могучей, неоглядно разлившейся Оби.

Прошли город Нарым, прошли Кетский острог, миновали устье Чулыма, и вот уже идут лодки вверх по Томи.

И вот уже вдалеке зачернел тёмно-хвойной тайгой высокий, крутой берег, неприветливый и мрачный на фоне яркой, чистой розовой зари.

Через некоторое время над кромкой тайги показался сверкающий золотом край солнечного диска. Солнце взбиралось всё выше и выше. Заголубело и стало бездонным небо. Ещё недавно мрачная тайга радостно зазеленела. Откуда-то вырвались и замелькали с неугомонным щебетаньем быстрокрылые ласточки и стрижи.

«Город ставить надо здесь, - решил Писемский, - лучше места не сыскать. На крутом берегу крепость возведём, видно с него далеко – врагу скрытно не подобраться. И лес рядом: руби и строй!»



Предварительный просмотр:

Легенда верхнего Притомья

Давным-давно это было. Из далёких мест по непроходимой тайге[1] два быка в родные края шли-возвращались. Путь, по которому шли, утаптывали, рогами деревья ломали. Когда по болоту шли, ноги их в болоте увязали. Когда по хребту шли, хозяева гор пути им не давали. Когда шли по берегу реки, хозяева рек хотели их в воду утащить. Так идя, быки о своей земле думали-тосковали. «Когда же мы увидим вновь наши золотые горы, наши белые степи! – песню, мыча, пели. – Если кругом нас послушать, шум тайги слышится. Если кругом поглядеть, деревья, имеющие листья, до неба достают. Ветви деревьев синеву неба заслоняют. Днём лучи солнца до нас не доходят, ночью лучи месяца не доходят».

В то время один охотник в лесу промышлял. Вдруг вдали затрещали деревья и загремели камни. Испугался охотник: «Уж не хозяева ли гор деревьями швыряются?!» Потом увидел: с огромными рогами быки идут. Потом услышал: о своей земле скучая,  песню, мыча, поют. Та песня в сердце охотнику крепко запала. Он её долго слушал. Потом из верхнего слоя кедра комыс[2] сделал, вырвал из хвоста коня два белых волоса, натянул и, перебирая пальцами, стал петь: «Нет ничего краше родной земли. Она жарче огня. Где-то, говорят, золото валяется, а пойдёшь – и меди не найдёшь. Собаке хорошо, где сытно, а человеку – на родине. Лучше её подошвой быть, чем султаном на чужбине». Тот охотник, говорят, стал потом великим кайчи[3]. Когда он ночью пел и играл, стоящие на небе звёзды к земле приближались, стоящий на небе месяц к земле припадал. Бушующий в тайге ветер затихал. Звери и птицы, бросив детёнышей, из тайги выходили, а старики плакали…


[1] Невысокая гора, покрытая лесом

[2] Музыкальный инструмент, напоминающий мандолину

[3] Певец-сказитель



Предварительный просмотр:

К слову о Томских сказаниях

Особым разнообразием сюжетов сибирский народный эпос не отличается. Вот и томские сказания имеют похожую конструкцию: любовь-ненависть становятся в них причиной поединка, а поединок венчает торжество или гибель главных героев. Но важна ведь не только главная конструкция. Не менее, если не более, важны мотивы любви-ненависти. А вот тут в творческий палитре сибирских певцов-сказителей обнаруживается удивительное разнообразие жизненных коллизий, умение выделить главное, вложить в текст свои сокровенные мысли и чувства, найти единственно верные краски.

С.А. Заплавный. Томские сказания, 2007

Аржан Адаров, народный поэт Алтая



Предварительный просмотр:

Предание о княжне Томе и Ушае

Это было давным-давно, когда только появилось «белое дерево» - берёза, признак несчастья для татар. Дерево это предвещало поражение Сибири белым царём.

Около одной большой реки, на высоком берегу, стоял хорошо укреплённый городок храброго князя Тояна (одного из потомков Эушта). У этого князя был сын, которого звали Ушай. Он лучше всех своих сверстников бегал на лыжах, стрелял из лука и уже в юном возрасте превосходил своего отца в силе и ловкости.

Ближайшим соседом Тояна был князь Басандай, живший возле одной речки, впадавшей в большую реку. Басандай имел красавицу-дочь, которую звали Тома.

Тоян и Басандай сильно враждавали между собой из-за охотничьих угодий, так как земли Тояна тесно соприкосались с землями Басандая, а в тогдашние времена главными занятиями были охота и рыбная ловля.

Однажды молодой Ушай, охотясь на лося, не заметил, как зашёл на землю Басандая. Возвращаясь с охоты домой, он столкнулся с княжной Томой, красота которой поразила его. Они полюбили друг друга. Во время одного свидания их застал Басандай, он пришёл в ярость и с позором прогнал Ушая. Тома в отчаянии бросилась в большую реку, которую и назвали её именем. Ушай же, узнав о гибели Томы, утопился в небольшой речке. Люди назвали эту речку его именем.

Вражда Басандая и Тояна после этого ещё больше усилилась. Особенно Басандай возненавидел Тояна, когда тот перешёл на сторону русских, и они на его землях построили город.



Предварительный просмотр:

Сказка обских народов ас-ях (остяков)

Когда солнце было ещё маленьким, как жёлтый утёнок, хозяин подземного мира Кошур-Торым красивую девушку себе в невесты украл и спрятал в глубоком подземелье.

В это время у неё брат родился. Положила его мать к себе на колени, стала в руках катать – медное тело накатывать. Остались у мальчика одни кости да сердце. Снова стала мать его в руках катать – железное тело накатывать. Сказала:

- Расти скорей. Потом к Кошур-Торыму за сестрой отправишься. Я тебе пока железного коня накатаю. Пока накатывала, сын вырос, богатырём стал. Пора за сестрой отправляться.

Тут пришла бабушка Чвёшембале, соколиную шкуру принесла. Сказала внуку:

- Положи её в карман. Когда понадобится, на голову наденешь. Как птица летать будешь.

Решил богатырь проверить: так ли она говорит. На голову шкурку надел, вверх поднялся, на ту сторону реки и обратно полетел. Об землю ударился – снова человеком стал.

Тогда поблагодарил сын бабушку, обнял мать, сел на железного коня и в путь отправился.

Путь дальний, нетореный.

В этом ли конце земли, в том ли углу земли нашёл богатырь кованые двери, спустился в подземелье.

Путь ему охрана заступила.

- Как ты сюда попал? – спрашивает.

- Похитил меня Кошур-Торым, - отвечает богатырь. – Теперь я каюр его. Жду его невесту. В гости к Корс-Торыму поедем.

Тут откинулся меховой полог, вошла в разноцветной меховой ягушке украденная девушка, узнала брата и всё сразу поняла.

- Пася олэн, каюр! – сказала она. – Здравствуй, возница. Я готова с тобой ехать. Не посмели охранники остановить её, гнева Кошур-Торыма испугались. Откуда им было знать, что за коваными дверями из подземелья не оленья упряжка невесту хозяина ждёт, а железный конь?

Вскочил богатырь на него, впереди сестру посадил, и помчались они прочь быстрее ветра. Где богатырский конь ступит, там железные следы будто от двух коней остаются.

Кинулся Кошур-Торым вдогонку, вот-вот за хвост коня схватит.

Сунул руку в карман богатырь, соколиную шкурку нашёл. Надел её на голову коня, сказал:

- Лети!

Конь соколом в небо взвился, над болотами полетел, над Обью, от берега до берега которой стрела не достигнет.

Скоро устал Кошур-Торым за беглецами гнаться. Испугался, что его отец, владеющий землёй и небом, грозный Нуми-Торым спросит, зачем он из-под земли поднялся, кого в его владениях ловит – поймать не может. Уж лучше назад с пустыми руками воротиться.

Так и сделал. Тем временем богатырь и его сестра чум увидели, где их мать ждала. Стали ей сверху руками махать. Соколиную шкурку с головы коня, радуясь, уронили.

Конь сразу вниз упал, в огромный железный камень превратился. Другим камнем богатырь стал. Лишь девушка за верхушку самого высокого кедра зацепилась. Она лёгкая была. Сама на землю к матери спустилась. Когда посмотрела на неё, будто постарела.

Мать спрашивает:

- Где твой брат, которого я за тобой послала? Где конь, которого я ему накатала?

Дочь только голову опустила.

У матери сердце остановилось. Вышла она из чума, огромные железные камни увидела, всё сразу поняла. Спасая дочь, она сына потеряла. Бывает, что и наконечник стрелы, хорошо привязанный, вдруг отваливается.

С тех пор много железных глыб люди по тайге видели. Это следы богатырского коня остались. Сам конь на боку в тайге лежит, в землю врос. Рядом торчит круглоголовый камень, тоже железный. Кошур-Торым хотел его под землю утянуть, но сил не хватило.

Пусть этой сказке здесь конец будет. Пусть наконечники стрел никогда не отвязываются.



Предварительный просмотр:

Филворд по легендам о Томской земле

Вариант II

Составила ученица 6 класса Андреева Кристина

Б

Т

Ь

М

Е

Ч

Й

О

О

М

Б

М

С

К

У

Ш

А

Д

Н

А

С

А

Т

О

М

Ы

Д

А

Й

Й

Т

О

Т

О

Б

Ь

Т

А

Ш

У

Б

К

Э

А

М

О

Т

Т

О

Х

А

Л

И

А

У

Ш

Н

Я

Е

Д

Ж

А

Б

С

Е

Н

А

К

Е

З

У

Х

Д

Е

Р

Н

Я

Г

О

Р

А

У

Ь

Л

Е

В

С

О

Й

А

Ш

С

О

Д

И

Л

Н

Ц

Р

Ы

Л

Ю

Е

А

М

Н

ТОМЬ           ТОХТАМЫШ          ЖАБА         ДЕРЕВНЯ

УШАЙ           БАСАНДАЙ           УШАЙКА       НАРЫМ

БОЙ             ТОМСК              ДУБИНА        ЛЮДИ

ОБЬ             ЭУШТ                МЕЧ           ГОРА

ТЕЗЕК             ЛОСЬ               ЛЕС

ТОМА               ДУХ                СОЛНЦЕ       ТОЯН



Предварительный просмотр:

Филворд по легендам о Томской земле

Вариант I

Составила ученица 6 класса Андреева Кристина

Т

А

У

Ш

Т

Н

А

О

М

Й

А

О

Я

Ж

Б

А

К

Т

Щ

И

Я

А

Н

Д

О

М

Т

Н

С

А

А

Й

С

К

К

Д

М

Е

Й

Т

О

М

У

Х

Ч

А

Ш

У

Ь

Томь   Ушай   Тома  Ушайка   Басандай     дух    Томск   щит                Тоян     княжа



Предварительный просмотр:

Филворд «Томские сказания»

Составил ученик 6-го класса Кузьменко Артём

Томск. Томь. Обь. Озеро. Эушт. Басандай.

Ушай. Тома. Тоян. Тохтамыш. Тезек.

Тайга. Дух. Жаба. Бой. Голова.

Э

У

Т

О

М

С

К

Т

Ш

Г

О

Л

О

В

Б

А

Т

О

М

А

А

А

С

Т

О

Т

О

М

Н

Д

А

Р

О

Т

Ь

Й

А

Й

Е

Я

Н

Ш

Ь

А

Г

З

О

М

Ы

Б

Й

А

Т

Т

А

Б

О

У

Ш

О

Х

Й

О

Д

У

Х

Ж

А

Б

А

Т

Е

З

Е

К

2018 г.



Предварительный просмотр:

Филворд «Томские сказания»

Составила ученица 6-го класса Курина Ангелина

Эушт. Голова. Тома. Басандай. Ушай. Тоян. Тохтамыш. Томск. Томь. Обь. Ушайка. Бой. Дух. Жаба. Тайга. Тезек.

Э

У

Ш

Т

Г

Т

Т

О

М

Ь

О

С

А

Б

Т

О

О

М

С

К

Ь

Б

А

А

М

О

Л

У

Ш

А

Й

К

А

Н

Д

А

В

О

Х

У

Д

Й

О

Б

Й

А

У

Ш

А

Б

А

А

Й

Г

А

Т

О

Я

Н

Й

А

Ж

Т

З

Е

Т

Т

О

Х

Т

А

М

Ы

Ш

Е

К

2018 г.



Предварительный просмотр:

Т        

А

У

Ш

Т

Н

А

О

М

Й

А

О

Я

Ж

Б

А

К

Т

Щ

И

Я

А

Н

Д

О

М

Т

Н

С

А

А

Й

С

К

К

Д

М

Е

Й

Т

О

М

У

Х

Ч

А

Ш

У

Ь

Томь   ушай   тома   ушайка   басандай

Дух    томск   тоян    княжа     щит



Предварительный просмотр:

Богатырь Эушт

1

Давно это было. Жил в нашем крае могучий, смелый и добрый богатырь Эушт. С далёкого знойного юга, первым из татар, пришёл он на эту землю и поселился здесь.

Не был Эушт великаном. Не был и красавцем. Да разве в этом кроется сила богатырская! Складным, коренастым был он с виду. Голова крепко на плечи посажена, чёрными, как уголь волосами покрыта. Кожа смуглая, загрубелая. Брови густые, широкие, глаза зоркие далеко вперёд видели. Суровое было лицо у богатыря, а улыбка добрая.

На голове Эушт носил шапку меховую мохнатую, на плечи шкура медвежья была накинута, на поясе меч кривой, а в руках палица увесистая.

2

Понравилась Эушту наша земля. Полюбились ему дебри таёжные, озёра тихие, ручьи говорливые. Построил он себе шалаш на высокой горе, которую теперь Воскресенской зовут.

Присмотрелся Эушт к тайге. Хороша она была, красавица. Скоро освоился Эушт, узнал, чем богата тайга, стал хорошим охотником, ловким рыболовом. То с копьём или с луком и стрелами без устали бродил он по тайге, промышляя зверя, то, сидя у своего шалаша, придумывал и мастерил различные снасти для ловли рыбы, сооружал хитроумные ловушки для зверей, то собирал на зиму кедровые орехи, ягоды, грибы.

Эушт и Дух тайги

Однажды, преследуя лося, подошёл Эушт к небольшому болотцу. Вдруг вздрогнула земля, вздулось болото, и показалась огромная страшная голова Духа тайги, покрытая густой кедровой хвоёй вместо волос. Кожа на лице собралась в огромные складки, подобно старой корявой коре. Толстые губы, словно гигантские древесные грибы, окружали чёрную пасть, из которой вместо зубов торчали острые кривые сучки. Мгновение – и весь Дух тайги высоким кедром вылез из болота.

- Кто ты такой? – прогремел Дух тайги.

- Человек, - спокойно ответил Эушт, смело глядя Духу в огненные глаза.

- Почему ты не бежишь, не прячешься?

- Ты грозен и могуч, но я тебя не боюсь. Я тебе не сделал зла, а потому не испытываю страха.

Засмеялся Дух тайги:

- Ты храбр, как я погляжу. Может быть, ты сможешь мне помочь одолеть Болотную хозяйку? Прогоним её из тайги в Великое болото. Эта огромная гнусная Жаба расплёвывает по тайге гнилые болота. Чахнет лес от её дыхания, от сырости. Как могу, один защищаю от неё тайгу, но трудно мне. Сильна она и коварна.

- Тайга теперь для меня – что родная мать, я тоже буду защищать её, - согласился Эушт.

- Ну, вот и хорошо. Приходи завтра на это место. А теперь пора мне набираться сил, - закончил Дух тайги и медленно стал уходить в землю.

На том месте, где скрылся Дух  тайги, образовалась огромная яма. Впоследствии здесь стало озеро – Песчаное озеро.

Изгнание Болотной хозяйки

На следующее утро Эушт и Дух тайги встретились на условленном месте. Кроме меча, лука со стрелами и палицы принёс богатырь глиняный горшок, полный углей. Был он укрыт большими лопухами и завёрнут в медвежью шкуру. Ничего о нём не сказал Эушт Духу тайги. У лесного владыки в ркках была огромная, величиной с толстое бревно, дубинка.

- Болотная хозяйка у Большой реки сидит. Устроила она себе Болото, отдыхает в нём, - сообщил Дух тайги.

К вечеру Эушт и Дух тайги, наконец, нашли Болотную хозяйку. Из болота торчала огромная, как сундук, буро-зелёная квадратная голова и плечи гигантской жабы. Тело её было покрыто плесенью и бородавками.

Дубина Духа тайги со страшной силой обрушилась на спину жабы. Однако с ней ничего не случилось. Дубина лесного владыки отскочила от неё, как от мяча, вырвалась из рук и отлетела далеко в сторону.

Жаба открыла свои жёлтые выпуклые глаза. Зевнула, усмехнулась и плюнула в Духа тайги потоком зелёной тины.

Тем временем богатырь разбил о пень свой глиняный горшок с углями. Они рассыпались на высохшей траве. Вспыхнул яркий костёр. Одним взмахом срубил мечом Эушт сухую сосну и поджёг её. Горящей сосной богатырь стал бить жабу по спине. Задымилась, зашипела кожа Болотной жабы. Обезумев от боли, она одним прыжком перескочила через Большую реку и, не разбирая дороги, устремилась к своему дому – Великому болоту.

- Спасибо тебе, человек, - сказал Дух тайги. Я в долгу не останусь. Теперь же мне следует привести себя в порядок, отдохнуть. И Дух тайги медленно врос в землю.

Откуда пошло племя эуштинцев

Прошло несколько дней. Увидел Эушт идущего к нему Духа тайги.

- Здравствуй, лесной владыка, будь моим гостем, - приветствовал его Эушт.

- Спасибо, человек. Скажи-ка мне, а почему ты один? Все звери живут парами, а у тебя нет подруги. Может быть, в одиночестве и кроется твоя сила?

- Нет, наоборот, если бы я не был одинок, я был бы ещё сильнее, был бы весел и счастлив.

- Тебе нужна подруга? Получай…

Пошарил Дух тайги рукой в густой хвое у себя на плече и поймал белку, шуструю, пушистую, быстроглазую. Дунул на неё и стала она девушкой дивной красоты.

Дух тайги, попрощавшись, ушёл, скрылся в предутреннем тумане.

Внимательно посмотрел богатырь на девушку: глаза карие, шустрые, волосы чёрные, пушистые, кожа золотом отливает.

- Из белки ты создана, на белочку похожа, Белочкой и звать тебя буду, - сказал ей Эушт.

Прошло несколько лет. Появились у них дети. Тесно стало в шалаше. Сделал Эушт большую юрту.

Помог Дух тайги вырастить Эушту много здоровых и смелых сыновей. Со временем рядом с юртой Эушта поставили свои юры дети, а затем и внуки богатыря. Целое племя потомков Эушта стало жить в нашем крае, с гордостью называя себя эуштинцами. У когда богатырь умер, свято выполнили заветы Эушта его потомки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по Экологии Томской области

Программа составлена для 7 класса. Рассчитана на 17 часов. Целью изучения программы является формирование экологической культуры личности, которая рассматривается как целостная система, вовлечение уча...

Урок Водные ресурсы Томской области. Водосберегающие технологии

Тема урока:«Водные ресурсы Томской области.  Водосберегающие технологии» Цель урока:познакомить обучающихся с богатством водных ресурсов Томской области, оценить их состояние; рассмотреть в...

Главная площадь города Томска.История.

История главной площади города Томска, ее развитие на протяжении 4 веков....

рабочая программа по экологии Томской области

Предмет «Экология Томской области» для обязательного изучения всеми учащимися 6 и 7 классов предусмотрен региональным базисным учебным планом в связи с возрастанием роли экологических знаний в форм...

Урок - играПознавательно - развлекательная урок-игра: «Путешествие по ТВ передачам, посвященное городу Томску».

Познавательно - развлекательная урок-игра: «Путешествие по ТВ передачам, посвященное городу Томску»....

Программирование в среде NXT-G: рабочая тетрадь по робототехнике (первый год обучения) / О. С. Нетесова . – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2015 г.

Рабочая тетрадь по робототехнике рекомендована для использования на занятиях робототехникой в первый год обучения (2–3 классы) при изучении среды программирования роботов, сконструированных на б...