"Живая память. Судьбы репрессированных"
творческая работа учащихся по краеведению

Рундина Елена Михайловна

"Живая память. Судьбы  репрессированных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_pamyat._sudby_repressirovannyh.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

                            Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ «Районное управление образования»

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №3»

                      Исследовательская работа

Живая память

Судьбы репрессированных:

Дехант Розалия Раймундовна

                                                                                        Выполнил: Грицанов Максим

Россия, Республика Бурятия, Муйский район, Таксимо

МБОУ «Таксимовская средняя

 общеобразовательная школа №3»,  

8 класс, 14 лет

Научный руководитель:

 Рундина Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы,

Россия, Республика Бурятия, Муйский район, Таксимо

МБОУ «Таксимовская средняя

 общеобразовательная школа №3»

                                                        2019г

                                         Основная часть

        30 октября в России День памяти жертв политических репрессий.  

     Репре́ссия — наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя. Любые политические репрессии являются проявлением политического насилия.

        Репрессии сталинских времен – одна из наиболее трагических страниц в истории нашего государства.

        Первые советские репрессированные в Муйской долине появились в 20-е годы ХХ века. Их называли «спецпереселенцами» или «спеконтингентом». В первую волну попали кулаки, а точнее – предприимчивые крестьяне. Местом жительства для них стала Кедровка. Сюда были высланы Тарасюк Трифон и Антон, Ципина Елизавета, Качурина Ираида и другие. В это же время в волну репрессий попали священнослужители. Это было время воинствующего атеизма, закрывались церкви, а священнослужителей, в лучшем случае, отправляли в Сибирь.

         В 30-е годы в волну репрессий были втянуты интеллигенция и военные. Приток спецпереселенцев усиливается после 1937 года, когда был установлен лимит на 258 950 человек, подлежащих осуждению по первой и второй категориям (первая – расстрел, вторая – 10 лет лагерей). Этот лимит был распределен на все края и области страны, в т.ч. и на Бурятию. В результате, одних ждал расстрел, других – лагеря, третьих - переселение.

        Перед войной и во время войны началась депортация народов, переселяли татар, чувашей, мордву, корейцев, российских немцев и т.д. В Муйскую долину переселяли чувАшей, мордвУ и немцев.

   Жизнь депортированных была очень тяжёлой. Местное население относилось к ним враждебно. Лидия Давыдовна Лебедева вспоминала: «Наступила зима, а тёплой одежды не было. Был страшный голод. Люди умирали семьями, а хоронить было некому. Летом

дали трактор. Вырыли 2 большие ямы, куда стали сбрасывать умерших за зиму и весну людей».

      У каждого своя судьба и у каждого своя трагедия. Но люди не просто выживали в этих условиях, они оставались людьми, не теряли человеческого достоинства. Молодежь влюблялась, создавала семьи, дети репрессированных тоже оказались втянутыми в испытания.

  В Муйском районе зарегистрировано 20 репрессированных по политическим мотивам, впоследствии реабилитированных.

    Судьба их  ужасающая. Была очень высокая смертность среди репрессированных. Питание было очень скудным. К спецпереселенцам на местах относились враждебно, особенно к поволжским немцам, т.к. видели в них врагов народа и предателей.

  Условия переселений тоже были нечеловеческими. Сборы проходили стремительно, взять с собой разрешалось только самое необходимое.

     Остановлюсь подробнее на судьбе моей прабабушки, Дехант Розалии Раймундовны

         Моя прабабушка Дехант Розалия Раймундовна родилась 19 января 1924 года  в Саратовской области, деревне Ормуншу   в семье середняков. Отец Раймунд Лукас был по профессии ветеринаром. Мать Илизобетт в связи с болезнью вынуждена была сидеть дома. Розалия была самая старшая из всех детей, и, как помнит, ей всегда приходилось  нянчиться с ними, но они все умерли в раннем возрасте, кроме Лизы, которая была младше на 12 лет младше Розы.

         В школу пошла в 1932 г. За несколько месяцев обучения научилась только читать и писать. Вскоре пришлось бросить уроки, т.к. семья переехала на заимку, школы поблизости не было. Потом начали появляться колхозы, и отца Романа Лукича (так его звали по-русски) стали уговаривать вступить в колхоз. Поначалу он не хотел соглашаться, но когда у него забрали лошадь и корову, он вступил в колхоз. Стал  ветеринаром.

 1933 год был  неурожайный, и в районах Поволжья  наступил голод. Мать моей прабабушки вынуждена была ходить в соседний городок Энгельс просить милостыню. Из-за голода семья потеряла нескольких детей. Мать уходила рано утром и приходила ночью, приносила немного сухарей, крупу, Съедали не всё, оставляя на завтра. Утром мать опять уходила…

       В 11 лет Роза начала работать в колхозе. Сначала трудилась в поле, пропалывая руками хлеб. Осенью провеивали зерно, работали до снега, а зимой сидели дома

     Вскоре началась война. 20  сентября вышел Указ об эвакуации всех поволжских немцев. Семья Дехант попала в Алтайский край. Всем эвакуированным дали жилье и работу. Розалия стала работать помощником комбайнера, хорошо показала себя, и ее отправили на курсы, учиться на трактористку, в 17 лет. После их окончания работала комбайнером на уборке урожая.

        В октябре 1941 года всех мужчин-немцев забрали в Трудовую армию. Отца Романа Лукича выслали на Север, в Архангельскую область в г.Котлас, где он и умер в 1942 году от тяжелой работы и болезни,. В колхозе остались одни женщины и дети. Мать из-за туберкулеза не работала, младшей сестренке было всего 5 лет. Розалии пришлось кормить семью, она   молотила хлеб, сажала огородные культуры для колхоза.

      В декабре 1942 года в Трудовую армию отправили и женщин-немок от 16 до 50 лет. Новый 1942 год Розалия встречала в вагоне, который вез ее на север, в Кировскую область. В Киров прибыли 17 января 1943 года. Всех прибывших отправили в баню, пока мылись, сгорели все вещи. Оделись во что попало, ноги обмотали мешками. Пока бегали мокрые по морозу  в поисках одежды, волосы на голове все смерзлись. Но Киров был только промежуточной станцией. Полуголых женщин тут же отправили дальше. Ехали еще 3 часа. Выгрузили в лесу, на лесоповале. Пока добрались до жилья, столовая уже закрылась, пришлось ложиться спать голодными. Утром погнали в столовую, выдали баланду, кусок хлеба и немного каши. Переоделись в спецовки, которые получили на складе. Выдали ватные штаны, рукавицы, бушлат, шапку, ватные чулки, брезентовые башмаки на деревянной подошве.

Женщины валили лес, укладывали его в штабеля. За день работы одежда вся промокала, за ночь высохнуть не успевала, утром одевались в сырое. Так жили до окончания зимы 1944 г. Потом отправили работать на покос. Летом косили, зимой прессовали сено. Еще когда работали на лесоповале, вышел приказ об отпуске всех домой – нечем было кормить. Ели овсянку и пили иван-чай. Когда собрались в путь, выяснилось, что планировали немок посадить в поезд и пустить под откос. Приказ отменили, и всех опять погнали на работу.

   На лесоповале их поселили в бараке, кормили  один раз в день маленьким кусочком хлеба и баландой.  Один раз Розалия заблудилась. Она отстала от своей группы, собирая ягоду. Стемнело, было холодно, она боялась диких зверей, поэтому залезла на дерево и просидела там до утра. Утром её нашли. С тех пор она боится ходить в лес одна.

  Позже она заболела дистрофией и попала в больницу. Там она научилась вышивать, делать украшения к занавескам, что потом ей пригодилось в жизни. Она выздоровела и вновь попала на лесоповал. Пробыла там до 1947 года.

        В 1947 году немцев из Трудовых лагерей отправили в разные места, в основном в Сибирь.  Розалия попала в Бурятию на золотые прииски. Работа была тяжелой - добывали золотоносную породу, из которой получали золото. Там она и познакомилась со своим будущим мужем -  Грицановым Петром Степановичем, которому было 19 лет, а прабабушке 23 года. Прожили они с ним почти 50 лет. Родились у них 6 детей, среди которых была моя бабушка - Валентина Петровна - самая старшая из дочерей.

В середине 50-х годов семья Грицановых с двумя детьми переехала в Багдарин. В 1956 году Розалия пошла работать  в школу-интернат, была истопником, прачкой, ночной няней. В 1974 году вышла на пенсию, но продолжала работать до 1988 г.  Односельчане высоко оценили труд простой женщины: за хорошую работу она поощрялась грамотами, дважды была депутатом  поселкового совета. Розалия Раймундовна  – Ветеран труда.

        В Таксимо переехала в 1998 году после смерти мужа. У  бабушки 14 внуков и 26 правнуков, по жилам которых течет и немецкая, и русская, и бурятская, и эстонская, и еврейская, и украинская, и мордовская кровь.

        С сестрой Лизой Розалия встретилась только в 1964 году, с тех пор они переписываются.

          У бабушки нет образования, так как с девяти лет ей пришлось работать, поэтому она часто говорит нам: «Учитесь хорошо, ведь это такое счастье – получить образование. Всё у вас есть, сыты, одеты, работать не надо».

 И я стараюсь учиться хорошо, ведь большая заслуга моей бабушки в том, что мы живём мирной жизнью.

                     Бабушка многому меня научила: быть вежливым с людьми, терпеливым, мужественным.

          Вся жизнь моей любимой бабушки – подвиг.

           На своих плечах наши бабушки и дедушки вынесли всю тяжесть войны и подарили мир будущим поколениям.

           Нынешнее поколение должны знать о том страшном времени не по учебникам и фильмам, а благодаря рассказам земляков. Я  хочу, чтоб и мои одноклассники узнали подробнее о том страшном времени, о подвиге русского народа, поэтому я подготовил классный час, на который обязательно приглашу свою бабушку.

                                                  Заключение

             Все репрессированные – пожилые люди, их возраст от 60 до 88 лет. Некоторые из них уже ушли из жизни. С их уходом уйдут и воспоминания о том нелёгком времени. Мы должны помнить о волне террора, прокатившейся по всей стране.

   Государство, хотя и поздно, но все-таки проявляет заботу об этих людях. Но никакими материальными благами невозможно компенсировать душевные страдания этих людей и их искалеченные судьбы.

  Как бы жестоко не обходилась с ними жизнь, как бы не ломала их судьба, но все же в этих жестоких нечеловеческих условиях они остались людьми, не потеряли человечности и являются уважаемыми людьми нашего района.

   

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль современной солдатской песни "Живая память"

Данный фестиваль проводится ежегодно в день памяти выпускника школы Рамиля Хузина, погибшего при выполнении воинского долга в Чечне.  Фестиваль состоит из современных солдатских песен под гитару ...

Внеклассное мероприятие "Живая память"

День памяти воинов-интернационалистов"Живым бойцам почёт и честь, а мёртвым слава вечная"15 февраля - День памяти воинов-интернационалистов. Именно в этот день в 1989 году советские войска покинули Аф...

Живая Память

Данное мероприятие посвящено светлой памяти выпускника нашей школы Рамиля Хузина, награжденного Орденом Мужества (посмертно)...

Урок мужества "Живая память"

         Тема живой памяти всегда будет актуальна. Патриотизм, как отношение человека к Родине, занимает исключительное место. В этих словах вечный зов души русск...

Внеклассное мероприятие "Живая память"

Внеклассное мероприятие проводилось в рамках муниципального конкурса классных руководителей "Самый классный классный". Материал подготовлен об огнеборце Эдуарде Фомине- выпускнике нашей гимназии(бывше...

Тематическая линейка "Живая память"

Сценарий"Живая память"  представляет собой тематическую линейу, переходящую в конференцию с воинами-интернационалистами накануне Дня вывой войск из Афганистана (15 февраля). В сценарии используют...