Доклад по проекту "Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии"
проект по краеведению

Янданова Туяна Пурбоевна

Меня зовут Янданова Туяна Пурбоевна.  Я являюсь директором и учителем бурятского языка и литературы МБОУ «Торская СОШ» Тункинского района, которая является базовой площадкой для реализации проекта  «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии» в Тункинском районе. Представляю вашему вниманию фрагменты нашей исследовательской деятельности по направлениям «Визитная карточка», «Краеведение», «Достопримечательности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_proektu_virt.eksk_.docx49.11 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые участники конференции!

 Меня зовут Янданова Туяна Пурбоевна.  Я являюсь директором и учителем бурятского языка и литературы МБОУ «Торская СОШ» Тункинского района, которая является базовой площадкой для реализации проекта  «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии» в Тункинском районе. Представляю вашему вниманию фрагменты нашей исследовательской деятельности по направлениям «Визитная карточка», «Краеведение», «Достопримечательности».

Координаторами данного проекта  являются: Янданова Т.П., учитель бурятского языка и литературы,  Зандеева Е.С., учитель истории и обществознания, Бадлуева Д.Д., заместитель директора по УВР, Янданова М.И., заместитель директора по ВР, Самбуева О.С., учитель русского языка и литературы.

      Хочется отметить, что организаторами проекта во главе с Еленой Раднаевной Тармаевой, задумана очень интересная и нужная работа, которая очень актуальна на сегодняшний день и решает проблему формирования информационной компетентности учащихся, сохранения этнической идентичности. Именно этот проект является началом действительно осмысленного изучения своего родного края, достопримечательностей, красот, флоры и фауны, и, самое главное, человеческих ценностей и богатого наследия народов Бурятии.

Амгалан читает стихи «Тунхэн  тухай  минии  угэ» Л.Д. Тапхаев

«Визитная карточка»

2 слайд

Площадь Тункинского района -  11,8 тыс. км². Район занимает Саяно-Прибайкальскую часть западной Бурятии. Граничит на севере по Тункинским Гольцам с Окинским районом, на юге по Хангарульскому хребту и водоразделу западного Хамар-Дабана — с Закаменским районом республики. На западе и юго-западе по массиву Мунку-Сардык и юго-восточным отрогам Большого Саяна проходит государственная граница России и Монголии. На востоке район примыкает к Слюдянскому району Иркутской области.

Северную половину района занимает Тункинская долина, являющаяся продолжением Байкальской впадины и уникальная своими целебными источниками и альпийскими лугами. Она протянулась в широтном направлении на 200 км, постепенно поднимаясь до 1200 м над уровнем моря и сужаясь от 30 до 20 км. По ложу долины течёт главная река района — Иркут.

Южная часть района разделена рекой Зун-Мурэн на горно-таёжные отроги Хамар-Дабана на юго-востоке и отроги Большого Саяна с безлесными плато на западе.

Восточными воротами Тункинского района является небольшое  село  Шулуты, а западными воротами является поселок Монды, в которых находятся священные субурганы-хранители благополучия района.

3 слайд

Численность населения - 21 778 человек

Национальный состав: буряты — 61,4 %,  русские — 37,0 %,  татары — 0,4 %,  сойоты — 0,3 %, украинцы — 0,3 %,  белорусы — 0,1 %,  чуваши — 0,1 %,  мордва — 0,2 %,  армяне — 0,11 %.

4 слайд

Административно территориальное деление включает в себя 14 муниципальных образований, 35 населенных пунктов:

- МО СП «Торы»

- МО СП «Далахай»

- МО СП «Зун-Мурино»

- МО СП «Тунка»

- МО СП «Жемчуг»

- МО СП «Харбяты»

- МО СП «Кыренское»

- МО СП «Хужиры»

- МО СП «Туран»

- МО СП «Хойтогол»

- МО СП «Монды»

- МО СП «Галбай»

- МО СП «Толтой»

- МО СП «Аршан»

5 слайд

«Герб МО «Тункинский район» представляет собой изображение одного из трехглавых пиков Тункинских гольцов Восточных Саян, снежные вершины которого символизируют экологическую чистоту, а также зримую связь с прошлым, с судьбами людей, народов. Поскольку гольцы расположены цепью с Запада на Восток по Северной стороне Тункинской долины, для жителей долины горы всегда освещены утренним солнцем справа. Именно это состояние передано на гербе, и орел, летящий навстречу солнцу, подчеркивает устремленность района в будущее. Все это обрамлено кругами (знак вечности) с традиционными буддийскими цветами (красный, желтый, зеленый). Круг вверху увенчан золотистым соембо. Ниже середины круг дважды опоясывает ярко красная лента, на верхней полосе ленты белыми буквами написаны названия района и республики. Нижний пояс ленты зрительно уравновешивает всю композицию геральдического знака, придает ей визуальную устойчивость и логически замыкает узел в виде круга, внутри которого старомонгольской вязью написано «Тунхэн» на зеленом фоне. Герб размещен на геральдическом щите». Автором современного герба Тункинского района является Солбон Лыгденов,уроженец поселка Монды Тункинского района, известный своей активной гражданской позицией бурятский кинорежиссер, художник, поэт. 
Принят решением № 2 56-ой внеочередной сессии районного Совета депутатов 4 созыва 16 мая 2013 года.

7 слайд

Гимн Тункинского района, поражает всех слушателей своей величественностью, торжественностью, оставляет в душе чувство гордости и уверенности в завтрашнем дне. Автор музыки - Анатолий Андреевич Андреев,

Автор слов - ЛопсонДунзыновичТапхаев, уроженец с. Хужиры Тункинского района.

8 слайд

Глава-руководитель Администрации МО «Тункинский район"– Альхеев Иван Александрович

Альхеев Иван Александрович родился в 1972-м году. После окончания школы проходил срочную службу в Псковской воздушно-десантной дивизии, где получил высокую воинскую награду - медаль «За боевые заслуги». После армии – учеба в Иркутском государственном медуниверситете., работа в Тункинском центре Госсанэпиднадзора, вторая профессия по окончании Академии строительства и жилищно-коммунального комплекса в Москве, обучение в Университете строительства в Германии, в городе Дортмунд, по направлению «Строительство энергосберегающих конструкций». 

С 2014-го года – депутат районного Совета депутатов. Президент федерации бокса Тункинского района. Имеет грамоты и благодарственные письма от главы Бурятии, МВД Бурятии. Обладатель знака «Доброе сердце» от Агентства по физкультуре и спорту Бурятии за благотворительность и развитие спорта в Тункинском районе. 

Активно занимается спортом. Ведет здоровый образ жизни. Офицер запаса. Женат, двое детей.

9 слайд

Краеведение

Родословная

     Кроме хонгодоров на этой земле живут буряты племен шошоолог, hойод, тэртэ, булгад (роды хүрхүүд и далахай), близкие к ним уляаба, а также буряты отдельных родов донгойд, hойho, сагаан, хоршон, ашат, ашхай, бадархан, боолдой, булбу, бурюуха, дардайтан. Однако именно хонгодоры и родственные к ним шошолоки составляют доминирующую по численности часть населения Тункинской долины, будучи представлены во всех районах от Закамны на юго-востоке до Алари на северо-западе. Родословная Тункинских бурят очень хорошо представлена в краеведческом музее села Хойтогол. Руководитель музея Шобонова Елизавета Лопсоновна, учитель истории, ветеран педагогического труда, по праву является хранителем бесценного наследия  своих предков. Мы хотим продолжить тесное сотрудничество с Елизаветой Лопсоновной для дальнейшего изучения и составления карты родословной жителей всего района.

10 слайд ( можно сказать что они могут ознакомиться на сайте.)

Топонимика района

Географические названия населенных пунктов района, их происхождение, смысловое значение.

Торы – по легенде название села Торы произошло от имени сбежавшего из Монголии  человека по имени Туурай.

Зун – Мурино –  бытуют различные версии происхождения названия села, по одной означает «сто лошадей», по другой Зун-Мурэн  образовано от бурятских слов зуун «восток, восточный» и мурен «большая река»

Хойто-Гол – переводится как «северная долина».

Алтан Мундарга – вершина Саянских гор, вторая по высоте после вершины Мунко-Саридака, (бур. «алтан» - золотой, «мундарга» - вершина). В лучах заходящего солнца вершина этой горы блестит как золото. Высота 3157 м. 

Ехэ уhан – река, (бур. «ехэ» - большой, «уhан» - вода, дословно – большая вода). Это самая большая река в наших окрестностях. Начало берет в горах, впадает в Иркут. 

 Хонгор–Уула  -  с бурятского  Хонгор -«ласковый, милый, светло-рыжий»,  уула «гора»

 Аршан - образовано от бур. аршан и означает «целебный минеральный источник»

 Мунку– Сардык —самая высокая вершина Саян, высота которой достигает 3492 метров, получила название от бур. мунхэ «вечный, извечный» и hарьдаг «голец, безлесная горная вершина». 

Тунка  - имеет несколько  версий происхождения: от этнонима «тункэн», названия давно исчезнувшего племени кераитов-тункаитов;  от эвенк. тунга «барабан»;  от бур. тунэхэ  «блуждать», «бродить» или  тунгалаг «нетронутый, свежий»; от бур. Танха «кувшин», так как местоположение Тунки в Тункинской долине можно сравнить с кувшином, стоявшим в корыте.

 Кырен  (бур. Хирин) - местное население производит название от слова хирээ «ворон, воронье место»

 Тагархай в переводе с бур.таhархай «разорванный, разорванное урочище»

 Далахай названа по имени бурятского рода далахай.

Зактуй получило своё название от того, что так русское население произносило бурятское название Загаhата «рыбный» Табалангут - с бур.табалан «впятером, пять семей, пять родов»

Иркут - названия реки Иркут – «эрхуу»(бур.) – капризный

11 слайд

Национальные костюмы тункинских бурят

     Отметим, что национальный костюм тункинских бурят разительно отличается. Например, в женском костюме нет фонариков на рукавах, а головные уборы имеют плоскую, а не остроконечную форму.

Головной убор для бурята, монгола - предмет, наделенный особой сакральностью.

Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии.

В традиционном мужском костюме тункинских бурят сохранялся покрой с «косым запахом», или дэгэл с «шалевым воротом». Подобный покрой по-монгольски называется «ташуу энгэртэй дээл».

       Комплекс женской одежды тункинских бурят.
Основу составляли глухая рубаха, хотя в прошлом была распространена короткая распашная одежда тэрлиг, штаны первого вида. Верхняя одежда (hамган дэгэл) с запахом левой полы на правую, с характерным вырезом. Эту одежду буряты называли монгольской (тэбхэр монгол энгэр). Лиф, расширяющийся книзу. Длинный подол в сборку (хуняаhа-тап). Рукава длинные, без буф у основания, с обшлагами. Ворот стойка. Декоративная отделка: хошоо — узкая разноцветная тесьма вдоль шва на талии, хубоо — полоска ткани по краю подола, энгэр — декор на грудной части из сукна, меха выдры. Длиннополая безрукавка дэглээ. Носили короткую безрукавку (сээжэбшэ). Иногда делали сээжэбшэ с закругленными полами (хyмэгэр).
Головные уборы: оройбшо (колпачок из камусов соболя), бортого халю малгай, тоорсог. Зимняя шапка островерхая, с наушниками (хасабшатай малгай), летняя с околышем. Уборы украшались красными кистями и навершием из серебра и коралла (залаа и дэкзэ). Обувь башмаковидная с носком с мысиком и башмаковидная с острым носком, которую здесь называли туургэ. Украшения: наспинно-накосное гэзэгэ, нагрудное украшение гохшоо, гуу-хоолобшо, боковое шэмхуур (гулза), шелковые платочки сондой. Комплекс характерен для женского костюма Тункинского и Окинского районов Забайкалья.

Каково же было наше изумление, когда мы узнали, что национальный костюм тункинских бурят выглядит совершенно не так, как мы представляли и встречали на бурятских праздниках. Эта работа еще требует дополнительной доработки, поэтому мы в дальнейшем планируем организовать экспедиции по различным уголкам Тунки для выстраивания полной картины национального костюма тункинских бурят. В этой работе мы хотим обратиться за помощью к знатоку бурятской культуры, знаменитому нашему земляку Д. Ж. Бадлуеву, директору государственного театра песни и танца «Байкал», заслуженному работнику культуры РФ, старожилам района, участникам фольклорных ансамблей Кынгарга, Наран  дуран.

Язык, особенности диалекта

   Диалект Тункинских бурят особенный. Разговорный Тункинский диалект очень быстрый и тяжело воспринимается на слух  жителями других районов Республики Бурятия. Говоры аларских, тункинских, окинских, закаменских бурят по всем присущим им языковым и в какой-то степени территориальным критериям составляют самостоятельную диалектную группу, которую наиболее целесообразно назвать аларо-тункинским диалектом. На сегодняшний день бурятское радио запустило очень интересный проект, который позволяет любому жителю Бурятии вести разговор на своем диалекте. Конечно, идея хорошая, требует осмысления, и в этом направлении сделаны также первые шаги при проведении под патронатом Иволгинского дацана в лице Бандидохамбо-ламы Дамба Аюшеева республиканского конкурса-праздника «Эхэхэлэн – манай   баялиг». Учащиеся нашей школы в этом году  приняли достойное участие и в 2 номинациях были удостоены призовых мест: 2 место в конкурсе «Зальбарал», 3 место в конкурсе инсценировок. Следует отметить, что учителями бурятского языка района был собран неплохой словарь диалектных слов нашего района, который помог бы  жителям других районов понять разговорную речь нашего земляка.

12 слайд

Обычаи

Среди многочисленных обычаев хотелось бы обратить внимание на свадебные обряды тункинских бурят, которые разительно отличаются от свадебных обрядов жителей других районов республики. В рамках празднования Сагаалгана наши школьники изучают эти обряды и ставят инсценировки. В данном проекте нами представлены два обряда, которые вызывают наибольший интерес у гостей нашего района. В Тункинской долине во время сватовства проходит обряд «Зүү хурабшын-мүнгэ эрилгэ» (сбор денег на иголки и наперсток) у приехавших сватов. Со стороны невестки одна из сватий держит чашу с зерном, в которой уже лежат купюры достоинством по 100, 50 и выше. Приехавшие гости покрывают уже находящиеся там купюры «бумажками» не меньшего достоинства. На серебро принято класть серебро, на золото—золото. Также вместо денег или ценностей можно пустить в ход свое ораторское или иное искусство, демонстрируя сообразительность и бойкость. Собранные таким образом деньги идут в копилку к приданому.

      Второй   уникальный обряд тункинских бурят –это  хүнжэлэй бүреэдэhэн — обшивание одеяла. За день до свадьбы или на свадебном пиру невесты на столе аккуратно раскладывается ее одеяло. Участвовать в обряде, а значит и притронуться к одеялу, могут женщины, равно успешные в четырех ипостасях своей жизни: здоровые, замужние, имеющие детей, основательно устроившие свой быт. Также говорится о женщинах, проявивших отвагу и силу воли в преодолении разных жизненных трудностей, свято хранящих семейные ценности и должным образом воспитывающих своих детей.

Перед началом обряда надо обязательно вкусить белой молочной пищи. По размеру покрышки (буреэдэhэн) (обычно берут женский платок или ткань размером в платок или больше) готовят длинную нитку. После чего, не прерывая, без узелков, одной ниткой прошивают одеяло по ходу солнца с благопожеланиями и с денежными дарами.

За ходом обряда следит женщина, начавшая первой шить покрышку – бүреэдэhэн. Завершая работу старшая участница зашивает нитку так, чтобы она не запуталась, затем все вместе отряхивают одеяло. Смысл обряда заключается в пожелании выходящей замуж девушке успешного продолжения рода сватов.

Одно из сакральных условий обряда – шитье без прерываний и узелков – признаками рождения в будущем смышленых, добрых, трудолюбивых детей с длинной, без каверз, как нить, жизнью. Еще нам предстоит большая работа по сбору информации, фото и видеоматериалов по данному направлению.

Слайды 13-19

Легенды

Самый, пожалуй, интересный раздел в этом направлении, богат легендами и преданиями старины глубокой. Разрабатывая это направление, мы провели в своей школе муниципальную научно-практическую конференцию «Легенды родного края», где учащиеся школ нашего района представили на суд жюри свои работы. Радует то, что участников на конференции было очень много. Лучшие работы были направлены для издания в сборнике «Легенды народов Бурятии».

20 слайд. Религии.

          На территории Тункинского района добрососедствуют три религии: буддизм (на территории Тункинского района  имеются  7 дацанов),  православие (три церкви) и  шаманизм ( святые места).

Достопримечательности

21 слайд. Природные памятники. Многочисленные потухшие вулканы: Уляборский, Хурай –Болдок, Тальская вершина, Подгорный, Коврижка.

Источники: Хонгор уула, Жемчужина (Вышка), Койморские озера ( Толтой), Нилова Пустынь).

Мунку-Сардык

Мунку-Сардык – это высшая точка Саянских гор. Высота составляет 3491 м. Одноименное название имеет участок хребта Большой Саян в районе вершины. Сюда на вершину проложены альпинистские маршруты 1Б, 2А и 2Б категории сложности. Альпинисты, направляясь к цели, проходят по оледенелому руслу рек Белый Иркут и Мугувек. На пути можно увидеть леса, альпийские луга, горные тундры, каменистые россыпи, небольшие ледники (площадь оледенения около 1,3 кв. км).

К северо-западу от вершины находится Окинское плато, откуда начинают свой путь реки Ока, Иркут и Китой. Традиционно на первомайские праздники начинается восхождение на Мунку-Сардык.

22 слайд.

Культурно - исторические памятники

  1. Памятник герою гражданской войны Н. А. Каландаришвили (1876-1922 г.г.), с. Кырен
  2. Памятник Ж.Е. Тулаеву – прославленному снайперу, Герою Советского Союза – 2 (Толтой, Кырен)
  3. Дом купца Шпигеля (Тунка, 19 в.) и многие другие.

23 слайд.

 Памятники археологии.

Стоянка неолитическая с. Жемчуг.  Жемчуг- стоянка (неолит)

Объект археологического наследия находится в 4 км на запад от сел, на правом берегу около устья р. Жемчуг- притока р. Иркут. Находки: каменные орудия, керамика. Открыта И.Д. Черским в 1875 г., в 1920-е годы осматривалась П.П. Хороших, в 1974 г. А.В. Тиваненко.

Также на территории Тункинского обнаружены многочисленные стоянки древнего человека:

стоянка позднего неолита в местности Беспалов Лог (Тунка)

местонахождение палеолитическое Шулгут (Толтой)

стоянка разновременная в местности Зактуй. (летом этого года там были археологические раскопки «Туяна»).

стоянка палеолитическая у с. Монды

стоянка неолитическая (Шулуты)  и т.д.

24слайд.

Музеи

 При сборе материалов по краеведению,  нам очень приятно было узнать о том, что во многих образовательных организациях имеются свои школьные музеи очень богатые редкими экспонатами.

  1. Школьный краеведческий музей имени Е.И.Кривопусковой
    МБОУ "Тункинская средняя общеобразовательная школа имени Седова Ю.П.";
  2. Галбайский школьный музей;
  3. МБОУ "Горхонская средняя общеобразовательная школа», Краеведческий музей.
  4. Краеведческий музей
    МБОУ "Далахайская основная общеобразовательная школа"
  5. Краеведческий музей
    МБОУ «Жемчугская средняя общеобразовательная школа»
  6. Историко-краеведческий музей
    имени Дамнин Шагдуровича  Фролова
    МБОУ «Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа»
  7. Краеведческий музей
    МБОУ "Охор-Шибирская основная общеобразовательная школа
  8. Историко-краеведческий музей
    МБОУ "Толтойская  средняя общеобразовательная школа"
  9. Историко-краеведческий музей
    МБОУ «Торская  средняя общеобразовательная школа»
  10. Историко-этнографический музей им.Б.Д.Ангархаева (с.Хойтогол)
  11. Музей  Кармадонова  В. Ф.  «Лесная  сказка» (п.Аршан) (частный музей)

25 слайд.

Святые места

 Субурганы – улус Шулута, с. Жемчуг, с. Галбай, п. Монды;  Местность Тоёо – культовое место, где  издавна  жители с.Торы набирают аршан, культовое место Буха-Ноеной  hyyри (с. Далахай), культовое место -Теэбиин хада,   Культовое место Улаан –Хада (с. Торы),  Тамхи Баряаша (с. Шимки), культовое место - Бурхан Баабай. По бурятским легендам с небес на землю спустился защитник Шаргай-Нойон, глава хаатов, восседающих на вершинах Саянских гор. Его могучий конь копытом рыл склон горы, доставая на свет белый песок. С тех пор все мужчины берут себе этот магический песок, чтобы он хранил их во время войн, экстремальных ситуаций. В 1919 году ламы Кыренского дацана возвели уникальное культовое сооружение «Жалсан», буддийский символ горы Сумеру, центра буддийской Вселенной. Это высокий столб, на вершины которого, закреплена бочка с буддийскими книгами, реликвиями, серебряными монетами. Местные жители просят у Шаргай-Нойена здоровья, удачи, достатка и детей. В 2003 году была возведена ступа «Намжил», дарующее долголетие. В 1991 году дацан был возрожден. Ламы дацана проводят обряды почитания главных святых мест Тункинского района: «Бурхан-Баабай» (Бог -отец) в с.Нилова Пустынь, «Бурин Хан», высочайшая вершина Восточных Саян – гора МункоСаридак, «Далха», «Хэрэнэй Тэпхэр» (в горах), «Хонгор-Уула», «Тамхи Баряаша» (Трубка Мира).

26 слайд.

Аршаны

Славится Тунка и своими минеральными источниками. Наиболее известны Шумак, Аршан, Нилова Пустынь на которых действуют курорты, Аршан - здравница всероссийского значения.

Углекислые радоновые термы Шумака.

Расположены в живописном уголке северного склона Тункинских гольцов на высоте 1558 м над уровнем моря. Используются при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени и желчных путей, при лечении диабета, функциональных расстройств сердечнососудистой и нервной систем, хронических заболеваний верхних дыхательных путей.

Углекислые воды курорта Аршан.

Эффективны при лечении заболеваний сердечнососудистой системы, функциональных расстройств нервной системы, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Нилова Пустынь, по-бурятски Туранай, халуун аршаан, т.е. Туранский горячий источник, урочище с минеральным источником, курортное селение в Тункинском районе носит имя иркутского архиепископа Нила. Источник открыт в начале ХIХ в. В 1840 г. были сделаны первые анализы воды и построены дом и ванное здание. В 1845 г. это было передано архиепископу Нилу Столбинскому, который объявил место “пустынью” и построил церковь.

Метановые термы Жемчужного источника.

На базе источника функционирует водолечебница местного значения. Лечение рекомендуется при заболеваниях опорно-двигательной и нервной систем, кожных и гинекологических болезнях. Жемчуг, по-бурятски жэмhэг, - лучшие кусочки мяса, которые подносили ближним в подарок при закалывании животного на еду. Другое название источника Вышка.

Железистые источники Хонгор-Уулы.

Источники расположены в 9 км от села Жемчуг в горном лесном массиве, в долине реки Харагун. Воды источников используются при лечении глазных болезней, при заболеваниях верхних дыхательных путей, печени, легких, желудка, сердца, почки, кишечника.

Папийн Аршан - источник слабоминерализованной воды в живописной местности у подножия Тункинских гольцов. Родник представляет собой небольшое озеро диаметром около 5 м. От родника идут самодельные деревянные желоба. Вода источника с добавлением лекарственных трав издавна используется местными жителями для лечения. На источнике имеется 5 деревянных изб и вагончик для проживания отдыхающих.

Минеральные источники Тункинского района Субурга - разветвляющийся ручей слабоминерализованный, предположительно карстовой воды на  склоне Тункинских гольцов. У истока ключа ламы Хандагатайского дацана возвели каменный субурган и источник стал называться Субургын Аршан и является культовым местом. Аршан помогает при болезнях ног, рук, хромоте, внутренних болезнях. В настоящее время около ручья стоит деревянная обветшавшая 8-угольная бурятская юрта, имеются старые лежанки. Во время посещения рекомендуется вести себя тихо, перед восхождением к Субургану провести обряд очищения возжиганием огня и воскурением арсы. Рекомендуется также оставлять подношения в виде монет, конфет и печенья.

Источник Мондинский

Халагунский источник

Харбятский источник или Шермак  

Зактуйский источник

Источник Обо-Аршан

Источник Койморский

Источник Хутунский

Далахайский аршан в Хонгодорах

Источники Халуун-Угун и Саган-Угун

Источник Тоёо (с.Торы)  и мн.др.

Дальнейшие планы

    Мы считаем, что в ходе реализации проекта «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии» наша школа достигла поставленной цели. Нашими учителями, школьниками и родителями проведена огромная работа, где учащиеся выступали в роли проектировщиков, исследователей, экскурсоводов, журналистов. Они научились общению со взрослыми с интересной, знаменитой биографией, научились брать интервью у них. Им была предоставлена возможность в новом формате изучить свой район, исследовать достопримечательности, познакомиться с материалами краеведения, климатическими особенностями, святыми местами, ветеранами войны и труда, интересными людьми, известными спортсменами, оценить по достоинству традиции и обычаи своего народа. Думаю, что в будущем, когда учителя будут использовать готовые материалы в качестве национально-регионального компонента на уроках истории, биологии, географии, бурятского языка и литературы, у  нашего  подрастающего поколения сформируется чувство гордости за свою малую Родину,  патриотизм, желание бережно относится  ко всему, что его окружает, вносить личный вклад за дальнейшее процветание своей республики. Под эгидой данного проекта в школе мы провели следующие мероприятия среди школ Тункинского района:

  1. Конкурс чтецов, где прозвучали стихи поэтов Тунки и стихи собственного сочинения учащихся;
  2. Творческий вечер, посвященный презентации новой книги Ж.Д. Юбухаева, с приглашением поэтов и писателей творческого объединения «Мунко Сардык»;
  3. Конкурс сочинений и эссе на тему «Мой край родной»;
  4. НПК «Виртуальная экскурсия по просторам Тункинского района»;
  5. НПК «Легенды родного края».
  6. Концерт силами учащихся и учителей перед родительским сообществом.

   Работа по данному проекту далеко не завершена, мы планируем расширить количество участников проекта, выйти с предложением к руководству нашего района и Управления образования об организации и проведении цикла научно-практических конференций по направлениям проекта «Виртуальная экскурсия по просторам родного края» для сбора и пополнения информации, фото и видео материалов.  Для повышения интереса, правильного использования готовых материалов и расширения круга участников данного проекта мы планируем организовать выездные ознакомительные семинары для образовательных организаций и жителей Тункинского района. Очень рассчитываем на дальнейшее  сотрудничество  с  кафедрой инновационного проектирования во главе с Тармаевой Е.Р., т.к. наша школа  разработала Программу развития на 2017-2020 г.г., целью которой является развитие этнокультурной идентичности личности учащихся в условиях  взаимодействия с природной, социокультурной средой посредством обеспечения непрерывного образования в соответствии с ее личностными интересами. В рамках реализации данной программы развития мы определили следующие приоритетные  задачи:

  создание условий для:

- совершенствования школьной инфраструктуры;

- воспитания чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, любви к земле, людям, содействия повышению роли семьи в  воспитании детей (Программа «Тоонто нютаг» в рамках проекта  «Музей-юрта им. Ж.Д. Юбухаева»);

- поддержки талантливых школьников (Программа «Бэлиг» -  в рамках республиканского проекта  «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии»);

- повышения уровня профессионального мастерства учителя, в том числе информационно-коммуникационной культуры учителя и ученика в процессе взаимного обучения. (Программа «ИКТ»);

-  сохранения и укрепления здоровья  обучающихся, формирования у них навыков организации здорового образа жизни, внедрения системы здоровьесберегающих технологий и формирования у учащихся целостного отношения к своему здоровью (программа «Тамир»);

- совершенствования сетевого взаимодействия со  школами нижнего образовательного округа Тункинского района (программа «Тунхэнэй эхин») 

При реализации проекта «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии» мы столкнулись с некоторыми  трудностями:

  1. Слабая материально-техническая база ОО  в организации сбора видео материалов и создание качественных  видеороликов, отсутствие системного информационного, материального и финансового обеспечения инновационной деятельности.
  2. Отсутствие опыта у педагогических работников в создании видеопродукции.
  3. Неготовность различных гражданских  сообществ к содержательному позиционированию и включенности в реализации проекта.
  4. Загруженность педагогических работников.

  Пути устранения трудностей.

  1. Привлечение внебюджетных средств для улучшения МТБ ОО.
  2. Сотрудничество с выпускниками школы – представителями телекомпании Бурятии. Организация обучающих семинаров. (Диктор БГТРК «Вести Бурятии» Шобоева С.С., Раднаева Б.Д. и т.д.)
  3. Активное привлечение представителей гражданских сообществ и включение их в содержание инновационной деятельности.  

 Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."

Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран...

ДОКЛАД "Формирование активной жизненной позиции на примере исторических фактов и событий Отечественной истории и истории Бурятии"

ДОКЛАД"Формирование активной жизненной позиции на примере исторических фактов и событий Отечественной истории и истории Бурятии"...

Тест по географии Бурятии "Горы Бурятии", 8 класс

Тест "Горы Бурятии" позволяет проверить знания   учащихся после изучения раздела Рельеф Бурятии по предмету География Бурятии....

Доклад "Роль экскурсий в воспитании классного коллектива"

Доклад "Роль экскурсий в воспитании классного коллектива"...

Виртуальная экскурсия"Имена Героев Великой Отечественной войны в названии улиц республики Бурятия"

Мы слышим эти фамилии каждый день, проезжая мимо в маршрутках. Мы видим названия улиц в рекламных буклетах, в адресах фирм и организаций, но в этом быстром режиме повседневной жизни мало кто задумывае...

Доклад на тему: «Концепция иноязычного образования в современных условиях в Республике Бурятия»

Доклад на тему "Концепция иноязычного образования в современных условиях в Республике Бурятия"  предназначен для учителей и будет полезен при подготовке материала на выступлении в метод...

Война: Бурятия в 1941-1945 годы. Трудовой и ратный подвиг народов Бурятии.

Материал по краеведению, раскрывающий вклад тружеников тыла, народов, проживающих на территории Бурятии, а также ратный подвиг воинов из Бурятии....