ДОКЛАД "Формирование активной жизненной позиции на примере исторических фактов и событий Отечественной истории и истории Бурятии"
статья на тему

Васина Юлия Александровна

ДОКЛАД

"Формирование активной жизненной позиции на примере исторических фактов и событий Отечественной истории и истории Бурятии"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДЧТЕНИЯ -2017

ДОКЛАД

"Формирование активной жизненной позиции на примере исторических фактов и событий Отечественной истории и истории Бурятии"

Теперь, когда мы умеем летать по небу,

как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам

осталось одно – научиться жить на земле,

как люди.

Бернард Шоу

      Формирование многоуровневой идентичности личности школьника является одним из важнейших путей развития ценностей. В современной науке гражданская компетенция рассматривается как:

  • формирование чувства принадлежности к обществу и порождаемая этим ответственность за его настоящее и будущее;
  • понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;
  • осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству.

        Безусловно, все составляющие гражданской компетенции должны формироваться в деятельностном режиме, с помощью интерактивных методов обучения, с опорой на современное информационное пространство. Руководствуясь этой идеей, я во многом пересмотрела подходы к выбору средств обучения. Настоящей находкой стала для меня идея использования на уроке проблемных и ситуационных (компетентностных) задач.         Мною освоена технология составления ситуационных задач обществоведческой направленности:

  1. с учетом теоретического материала необходимо придумать проблемную (конфликтную) жизненную ситуацию, близкую интересам обучающихся;
  2. сформулировать вопрос по разрешению данной проблемы, для ответа на который обучающиеся должны будут применить предметные знания (знание законов, фактов, документов);
  3. предложить обучающимся определенную роль в разрешении указанной ситуации.

        Как видно, специфика таких задач заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, обучающиеся оказываются в различных социальных ролях, погружаются в жизненную ситуацию и решают вполне реальную жизненную проблему. При решении ситуационных задач формируются универсальные учебные навыки школьников, прежде всего – умение работать с информацией и отстаивать собственную позицию.

    Когда мы говорим о гражданской идентичности, мы понимаем осознание принадлежности к гражданской общности, о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой. В них входит образ государства, занимающего ту или иную территорию, определяющего характер социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Такие качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающие основу свободного жизненного выбора личности являются основными показателями сформированности гражданской идентичности.

          Нельзя забывать о такой важной характеристике патриотизма и гражданской идентичности как «гордость за свою страну». Гордость за свою страну, за свою "малую Родину"  представляет собой важнейшее качество гражданской принадлежности как к ценности.

      В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи, что глубоко связано с формированием российской гражданской идентичности. Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чтобы почувствовать духовное богатство древней культуры и православия, необходимо взглянуть на них глазами современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий.

  За многие годы атеизма и мучительного реформирования мы растеряли многие  ценности. Стали, как бы стесняться  слов и понятий дорогих для наших предков: Родина, Отечество, долг, патриотизм, служение. И сегодня когда всё больше мы видим в детской, особенно подростковой среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами педагогами, да и обществом в целом, стоит задача формирования многоуровневой идентичности личности, необходимости помочь ребёнку творить самого себя, опираясь на нравственные ценности. Несомненно, система воспитания должна охватывать все звенья образовательного процесса и, в первую очередь, основную её часть учебно-урочную. Ясно, так же что содержательным ядром этой системы должно быть гражданское   воспитание, соединённое с правовым воспитанием.

       Работая учителем истории, я всё чаще думаю о том какую гражданскую  основу подводить под воспитание учащихся. И снова я подхожу к тому, что одним из важнейших факторов гражданского воспитания  является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. А культура, это прежде всего наши исторические корни, уходящие в глубь веков, неразрывно связанные с православием.  Нельзя забыть о том, что именно православие более тысячи  лет было щитом для русского народа во всех бедах и напастях, на его фундаменте формировались лучшие черты его характера. 

      Чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, мы должны научить его любить мать, отца, друзей, природу родного края, его прошлое и будущее, великие и малые свершения своего народа. Любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок. Научим мы его так любить – значит, воспитаем гражданина, которому можно доверить страну. Успешность процесса формирования гражданской идентичности школьников  в системе общего образования  обеспечит достижение следующих  результатов:  

– осознание учащимися себя в  качестве граждан России;

– укрепление Российской государственности,

– повышению эффективности российского общества и его институтов;

– уменьшение  рисков распада России на отдельные территории.    

     В своей работе использую различные формы деятельности, направленные на воспитание патриотических чувств. Огромную роль в воспитании подрастающего поколения играет историческое краеведение. На уроках истории, на внеклассных занятиях как учитель истории уделяю  большое внимание краеведческому материалу. Краеведение – «ведать о крае», знание о малой родине, об истоках своего народа. Для историка важны любые документальные свидетельства, письменные источники, рассказывающие о разных событиях.

             Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу учащихся на своих уроках , я пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.

             "Гордиться славой своих предков, - писал А.С.Пушкин,- не только можно, но и должно". Надо суметь заинтересовать учащихся возможностью сохранить прошлое для других поколений. Надо сделать так, чтобы уроки и внеклассные мероприятия несли в себе заряд личной причастности к прошлому, рождали интерес, пробуждали в детях  патриотизм и любознательность, работу мысли, исследовательское начало, что очень дорого стоит.

        Формирование гражданской компетенции – это прежде всего сфера личностного развития ребенка, воспитание в нем активной жизненной позиции, ответственности за свои действия, умения соотносить свои интересы с интересами окружающих. На уроках и во внеурочной деятельности активно использую метод проектов. Дети учатся критически мыслить, самостоятельно ставить перед собой цели и искать пути их достижения, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, распределять роли и обязанности в микроколлективе. На мой взгляд, особенно действенна данная технология в старших классах, когда учащийся признает только ту деятельность, которая является значимой, полезной, результативной.

        Мозговой штурм, в ходе него учащиеся самостоятельно обозначают проблемы, над которыми будут работать на уроке. Например, проблемы современной молодежи, глобальные проблемы современности, политические роли личности – названные проблемы становятся темами учебных проектов.

        Учащиеся делятся на группы, каждая из которых работает над частью общего проекта. На уроке «Молодежь, как социальная группа» было образовано 2 группы. Каждая из групп рассматривала одну из актуальных проблем молодежи: проблему трудоустройства, алкоголизма и наркомании, преступности, досуга молодежи. На уроке «Глобальные проблемы современности» задания для мини- проектов под общей темой «Проблемы преодоления экологического кризиса» были: 1 гр. «Использование НТР в решении экологического кризиса»; 2 гр. «Экологическое право и его роль в преодолении экологического кризиса.

 Нравственные ценности не могут быть принесены кем-то извне, они результат активной деятельности самого ребенка.   Традиции народа должны войти в человека как естество, стать душой, плотью, проявиться в привычках во всей системе общественного и семейного поведения.

        В своей работе по этому направлению ставлю следующие задачи:

  • воспитание ребенка в русле национальной духовной культурно-исторической традиции;
  • формирование исторической памяти и национального самосознании;
  • помощь в становлении добродетелей и искоренении пороков;
  • содействие ребенку в обретении нравственного стержня личности;
  • формирование у детей целостной картины мира на основе традиционной системы нравственных ценностей;
  • выработка умения взаимодействовать с окружающим миром (людьми, природой) в соответствии с нормами христианской морали, жить в мире с самим собой.

 Успешность работы в области гражданского воспитания зависит не только от специальных знаний, но и личностных качеств  учителя. Педагог, который готовится к передаче идей гражданского образования, должен, прежде всего, сам стать гражданином.

Исходя из этого, сформировались мои педагогические принципы:

  • -люби то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь;
  • -помни, что, воспитывая историей, ты решаешь не судьбу одного человека, а державы в целом;
  • -будь уважителен к выбору ученика и его нравственной позиции;
  • -научи детей понимать минувшие эпохи с позиции образа жизни тех народов и людей, историю которых ты изучаешь;
  • -покажи ученику, что складывание истории нашего народа шло одновременно с защитой его идеалов, святынь и самой истории;
  • -занимай активную жизненную позицию,
  • -осознавай свой долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу и национальным ценностям.

Большими  возможностями в плане гражданского воспитания  обладает учебный предмет - история, так как именно эта учебная дисциплина, привлекает внимание учащихся к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания.

            Вопрос о «монголо-татарском иге» подводит учащихся к формированию гражданской идентичности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого. Русские же перенимали местные приемы охоты и бортничества.

          Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн. Для этого акцентирую внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Так, при изучении материала об Отечественной войне 1812 г. показываю, что даже в условиях наступления французских войск русские люди проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни. Знакомлю учащихся с приказами по армии, в которых командование требовало не уничтожать пленных французов, а также солдат и офицеров, не оказавших сопротивления.        Материал школьного курса истории дает возможность рассмотреть такую важную проблему, как терроризм и толерантность. Задача учителя показать, что нетерпимость никогда не приводила к достижению поставленной цели, будь это якобинцы времен Французской революции, русские революционные народники 1870-х гг. или современные политические лидеры, проповедующие террористическую борьбу. Исторический опыт применения террора в политической борьбе свидетельствует, что он исключает  возможность достижения между противоборствующими сторонами конструктивного компромисса.      

             Историческое наследие последнего столетия России, которое рассматривается подробно в 11 классе, богато самыми разнообразными событиями - трагическими катастрофами, и в то же время великими достижениями, героическими подвигами. Многие события еще живы в памяти бабушек и дедушек учеников, а также их родителей. Именно поэтому, на мой взгляд, перед изучением любого раздела истории XX века целесообразно ставить перед учащимися личностно значимую проблему.

             При изучении трагической гибели царской семьи я предложила написание эссе «Мое отношение к трагедии царской семьи в 1918 году». Творческие работы учащихся показали, что дети по-разному относятся к данной проблеме, при этом наблюдаешь, как у детей происходит формирование духовных ценностей, таких как: патриотизм, служение Отечеству, гуманизм уважение к правам других, а также желание иметь свою жизненную позицию. Такой вид работы не только направлен на гражданское воспитание подрастающего поколения, но и вызывает живой интерес учащихся, содействует развитию познавательной активности, поскольку затрагивает личностно значимые для старшеклассников вопросы.

        Можно также предложить школьникам попытаться самим сформулировать значимые для них проблемы и обсудить их на уроке. При формировании у детей  патриотизма используются специфические формы работы: работа по сбору материала о подвигах советских людей в боях с фашистскими захватчиками, проведение военно-спортивных игр и соревнований, помощь ветеранам Великой Отечественной  войны, уход за памятниками героям и т.д.

        А среди приемов, способствующих воспитанию патриотизма, можно отметить следующие: методы убеждения, методы организации деятельности учащихся, возрастно-оценочные методы, диалоговая и групповая формы работы, нестандартные формы начала урока, применение фотографий родной природы или портретов героев нашего Отечества. Кроме того для более полной реализации воспитательного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо применять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится установление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, такими, например, как литература и музыка. А также использование заданий исторического содержания на математических олимпиадах школьников.

Воспитание гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории края и страны, жизни и деятельности выдающихся людей способствует сохранению традиций и преемственности поколений

        В творческий проект «Моя семья» включены следующие мероприятия: конкурс на лучшую творческую работу «Древо семьи»; выпуск интерактивной газеты «Герои России»; исследовательская поисковая работа «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»; защита творческих проектов (обществознание) по проблемам современной семьи.

Системным элементом в моей работе является обучение ребят применению аналитического инструментария будущего обществоведа или историка – опросов, интервьюирования, анкетирования, социально-исторического моделирования и др.              Воспитать граждан Отечества - дело очень сложное еще и потому, что понятие «Отечество» для каждого своё, по разному видят люди будущее своего Отечества. В трагические переломные периоды истории нашей Родины понять это было легче людям с различными, подчас противоположными взглядами: все, как один, вставали на защиту Отечества. Горя, бед, трагедий было предостаточно в нашей истории. И все-таки, несмотря на это, хочется верить и надеяться на то, что прийти к единству в этом вопросе нам поможет любовь и горячее желание служить на пользу России.

            Ожидаемый результат - активно действующий, ответственный, принявший общечеловеческие ценности, социально-адаптированный, интеллектуально развитый, способный к конструктивному действию, осознающий себя как личность и член общества.

Ориентиром при выборе форм и методов работы по реализации программы, её корректировке, диагностики развития личности учащихся служит модель выпускника:

        Процесс формирования российской гражданской идентичности длительный и результаты можно получить не сразу. Главное – формировать личность ребенка как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Самое важное в нашей педагогической деятельности – это любить и уважать личность каждого ребенка.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воспитание гражданина – основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации [Электронный ресурс] // Методический портал. – Режим доступа: http: www.jourclub.ru/6/112/ . – 19.12.2013.

2. Волобоева, Н.Н. Комплекс социально-педагогических условий развития активной гражданской позиции подростков / Н.Н. Волобоева: Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы научно-практической  конференции. – Омск, ОмГПУ, 2006. – С.53.

3. Гаязов, А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности [Текст] / А. С. Гаязов // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов / отв. ред. М. А. Галагузова. – Екатеринбург: СВ-96, 2001. –  Вып.4. – С. 361.

4. Быкова, Н.Н. Роль уроков обществознания в формировании правовой компетентности учащихся [Электронный ресурс] / Н. Н. Быкова //  Сайт ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус». – Режим доступа: http://www.kadet-kazak.ru

5. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания [Текст] / И. Н. Емельянова. – М. : Академия, 2008. – СЛутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня [Текст] /  В. И. Лутовинов // Педагогика. – № 6. – 2006. – С. 57.

7. Воспитание гражданина – основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации [Электронный ресурс] // Методический портал. – Режим доступа: http: www.jourclub.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся

Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Тема: Формирование активной жизненной позиции у учащихся 9 «В» класса

Обоснование актуальности темы.В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным у...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Формирование активной жизненной позиции у студентов

Новое время требует от системы СПО формирования не только профессиональных качеств у студентов, но и формирование активной жизненной позиции юных граждан России....

Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности

Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности - это неустанная работа по созданию у воспитанников чувства гордости з...