Тема: Формирование активной жизненной позиции у учащихся 9 «В» класса
презентация к уроку (психология) по теме

Ревазян Ева Макичевна

 

Обоснование актуальности темы.

В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным участником жизни общества. Для этого обучающийся должен получить реальный опыт гражданской активности в период своего обучения в школе.  Подросток  должен иметь возможность для реализации своих прав и формирования чувства ответственности за свои поступки.                                                                                                     Актуальность данной проблемы в том, что в условиях социально-экономического кризиса, в котором находится Россия в течение последнего десятилетия, коллектив школы должен искать способы помочь нашим детям найти себя в жизни, самоопределиться. Привить детям такие навыки, которые помогали бы им выжить в изменяющемся мире, помогали приобретать и менять профессию, переучивать, не получая при этом психологических травм, комплексов неполноценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsovetu.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление к педсовету от 1 апреля 2013г

учителя Е.М. Ревазян

Тема: Формирование активной жизненной

позиции у учащихся 9 «В» класса

«Ученик- это не сосуд, который надо

наполнить, а факел, который надо зажечь»
                                                           французский физик Паскаль

Обоснование актуальности темы.

В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным участником жизни общества. Для этого обучающийся должен получить реальный опыт гражданской активности в период своего обучения в школе.  Подросток  должен иметь возможность для реализации своих прав и формирования чувства ответственности за свои поступки.                                                                                                     Актуальность данной проблемы в том, что в условиях социально-экономического кризиса, в котором находится Россия в течение последнего десятилетия, коллектив школы должен искать способы помочь нашим детям найти себя в жизни, самоопределиться. Привить детям такие навыки, которые помогали бы им выжить в изменяющемся мире, помогали приобретать и менять профессию, переучивать, не получая при этом психологических травм, комплексов неполноценностей.

Формирование активной жизненной позиции

Для начала, дадим  определение активной жизненной позиции. В толковом словаре под редакцией Пономарёвой, дано объяснение активной жизненной позиции. Активная жизненная позиция- это духовно-практическая характеристика жизнедеятельности личности. Раскрывает в меру её участия в решении общественно-значимых задач, способ участия в жизнедеятельности общества. Каждый человек занимает в жизни свою позицию, жизненный статус конкретного человека определяется уровнем сознательности, целеустремлённости  и  социальной активности, т.е. мерой включения в экономическую и духовную деятельность общества.Жизненная позиция рассматривается как интегральная духовно-практическая и предметно-практическая характеристика личности. Жизненная позиция – сложное структурное образование, объединяющее внешние привлечения и внутренние механизмы активности личности. Внешние – это позиционная отношенческая цепочка: «взгляды – убеждения – социальные умения – действия». Внутренние – выстраиваются как психологический аналог тех же «взглядов – убеждений – социальных умений – действий». Жизненная позиция всегда является самоутверждением личности.

Задачи, помогающие мне развивать активную жизненную позицию у классного коллектива:

  1. стимулирование познавательной активности учащихся;
  2. способствование развитию ребёнка, как личности;

  1. привлечение  максимально большее количество детей к осознанному выбору здорового образа жизни;

  1. формирование гражданской, патриотической  позиции возможностями коллектива;

  1. создание  условий  для  интеллектуального, нравственного, коммуникативного, творческого, эстетического и физического самовыражения личности школьника;

  1. создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нём.

С целью достижения поставленных задач по формированию активной жизненной позиции  использую различные методы. Среди ведущих методов такие, как информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, коллективные творческие дела.

Основные виды деятельности:

  1. классные часы;
  2. экскурсии;
  3. викторины;
  4. конкурсы;
  5. театрализованные представления;
  6. коллективное творческое дело;
  7. развивающие методики;
  1. выставки  рисунков, поделок;
  2. уроки здоровья, уроки общения;
  3. беседы.

Принципы, которые  я использую в  построения воспитательной работы.

Принцип открытости

Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен быть очень убедителен, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей.

Принцип привлекательности будущего дела

Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела. Школьникам присуща конкретность типа: "Что будет, если...", им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.

Принцип деятельности

 Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т.д. Все это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка.

Принцип свободы участия

Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит подростка ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.

Принцип обратной связи

Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Необходимо дать возможность самому педагога участвовать в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни учащихся.

Принцип сотворчества

В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы,  стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей, друг с другом, ни в коем случае нельзя поступать с позиции  силы, настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру.

Принцип системности

 Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника.

     Бороться за успех школьников – значит учить детей учиться, помогать  каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину труда. Это так важно – иметь активную жизненную позицию и  научить её отстаивать. И это так трудно!  Но любовь к детям помогает мне преодолевать все трудности на моём педагогическом пути.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся

Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....

Методическое пособие:«Игровой элемент как способ формирования активной познавательной деятельности учащихся"

Каждый учитель из года в год решает для себя один и тот же вопрос: «Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?»  Использование  игровых элементов в учебной деятельности  даёт уст...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Доклад "Компетентностный подход в обучении истории как средство формирования активной гражданской позиции учащихся"

Новое время предъявляет и новые социальные  требования к системе гражданского образования.Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе  является воспитание гражданина. Необходима...

«Компетентностный подход в обучении истории и обществознания, как средство формирования активной гражданской позиции учащихся»

В работе представлен анализ педагогической деятельности в межаттестационный  период,  обощен опыт работы по формированию активной гражданской позиции учащихся...

Формирование активно-жизненных позиций учащихся через деятельность клуба интернациональной дружбы.

    «Формирование жизненной позиции личности определяется в гармоничном, успешном самоопределении и самовыражении», сказано в научных источниках....