Социально-образовательный проект "История села: люди, достижения".
проект по краеведению

Кузнецова Анастасия Алексеевна

Сохранение истории села  Большой Арбай и формирование у обучающихся чувства гордости за историческое наследие, уважительного отношения к истории родного села и района через организацию и проведение исследовательских работ, создание экспозиции для школьного музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-obrazovatelnyy_proekt.docx535 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-образовательный проект

«История села: люди, достижения»

Ситников Евгений Дмитриевич, 9 класс,

Шевердак Анастасия Олеговна, 5 класс

Социально-образовательный проект

«История села: люди, достижения»

Сроки реализации проекта:

1. Информация об Исполнителях

- Кузнецова Надежда Александровна – руководитель музея;

- учащиеся МКОУ Большеарбайской СОШ.

          Ресурсы инициативной группы:

- материалы районного архива в селе Агинское, книги местных краеведов, воспоминания жителей села;

- ИКТ-ресурсы: компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат, проектор.

- Партнеры: работники районного архива, администрация Большеарбайского сельского совета, МБОУ ДО "Саянский районный цент детского творчества", родители.

2. Выбор проблемы

          На заседании совета школьного самоуправления команда школьников приступила к выбору социальной проблемы. Основными критериями отбора стали актуальность проблемы, её конкретность и возможность приложить силы к её решению всем участникам команды.

   Путём «мозгового штурма»  были выдвинуты следующие проблемы:

  • благоустройство памятника воинам Великой Отечественной войны;
  • сохранение информации о земляках - участниках Великой Отечественной войны;
  • сохранение информации об истории села и его развитии.

          Для выбора проблемы  был проведен анализ всех трех неблагополучных, по мнению команды, ситуаций, а так же беседы с заинтересованными в их разрешении людьми.

          Проанализировав все проблемы,  мы пришли к следующим выводам:

  1. Благоустройством памятника воинам Великой Отечественной войны команда займется с наступлением теплой погоды, для этого запланировано провести экологический десант.
  2. Работа по сохранению информации о земляках - участниках Великой Отечественной войны ведется, уже созданы экспозиции в школьном музее. Планируется провести научно-практическую конференцию школьников, где ученики представят работы о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны;
  3. На данный момент в школьном музее мало информации об истории села, нет информации об его развитии. Приближается юбилей села,  поэтому эта проблема требует незамедлительного решения.

Вывод: По результатам голосования выбрана для работы над проектом проблема сохранения информации об истории села и его развитии.

3. Обоснование проблемы

           Мы провели опрос жителей села Большой Арбай. Знают ли жители историю своего села? Что они могут рассказать о заселении данной территории? Кто были первыми переселенцами? На эти вопросы смогли ответить только жители старшего возраста, но их ответы были не полными.

 97 % опрошенных считают, что историю своей малой Родины надо знать и сохранить для следующих поколений. 3 % опрошенных считают эту проблему не актуальной. Надо отметить, что 3% - это молодое поколение в возрасте 15-20 лет.

Выводы: проблема сохранения информации об истории села и его развитии является на сегодняшний момент значимой и актуальной.

Идея проекта: сохранение истории села  Большой Арбай и формирование у обучающихся чувства гордости за историческое наследие, уважительного отношения к истории родного села и района через организацию и проведение исследовательских работ, создание экспозиции для школьного музея и участие в районном фестивале «Мой родной Саянский район». 

Актуальность и новизна проекта «История села: люди, достижения» состоит в том, что его содержание обращено к историческому прошлому не только села Большой Арбай, но и к историческому прошлому территорий Саянского района и направлено на сохранение памяти поколений. Учащиеся школы и их семьи являются основными участниками проекта, так как, изучая историю села, невозможно не затронуть историю семьи. В основе его реализации -  сохранение истории людей и их вклад в развитие села и всего Саянского района.

Особенность проекта заключается в его открытости. В школе обучаются учащиеся трех территорий района: с.Большой Арбай, с.Малиновка, д.Карлык. Поэтому участниками проекта будут являться жители этих территорий. Итоговое мероприятие предполагает участие гостей из всего Саянского района, которые будут участниками празднования юбилея села и «Птичьего фестиваля», проводимого на территории села Большой Арбай.

4. Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание музейных экспозиций для сохранения истории села Большой Арбай как условие для диалога между представителями разных поколений посредством активных форм совместной деятельности и формирование у обучающихся чувства гордости за историческое наследие, уважительного отношения к истории родного района.

Задачи проекта:

  1. организация на основе материалов районного архива, книг местных краеведов и воспоминаний жителей села исследовательской работы обучающихся;
  2. создание музейных экспозиций об истории основания и развития села, о трудовой деятельности людей, направленной на развитие села и района;
  3. участие в районном фестивале «Мой родной Саянский район» и в праздновании юбилея села.

Целевая группа

          На этапе организации исследовательских работ планируется охватить 18 учащихся 5-11 классов МБОУ Большеарбайская  СОШ, членов их семей, родственников и знакомых, в том числе 7 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

          Во время создания музейных экспозиций об истории основания и развития села, о трудовой деятельности людей, направленной на развитие села и района будут задействованы 22 учащихся 4-11 классов, в том числе 9 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

          В рамках подготовки и участия в районном фестивале «Мой родной Саянский район» и в праздновании юбилея села предполагается охватить 120 участников трех территорий района: с.Большой Арбай, с.Малиновка, д.Карлык.

Основные этапы проекта

Организация на основе материалов районного архива, книг местных краеведов и воспоминаний жителей села исследовательской работы обучающихся.

           Исходя из возможностей в получении определенной информации в районном архиве об истории села, краеведческого материала в библиотеке, участники проекта выполняют исследовательские работы по следующим номинациям:

1) «Моя родословная»;

2) «Моя малая Родина»;

3) «По страницам семейного альбома»;

3) «Трудовой путь моих земляков».

          Обучающиеся из 8-11 классов, которые на протяжении многих лет занимаются исследовательской работой, курировали исследовательскую деятельность учеников школы.

Результаты работы:

- собран краеведческий материал «По страницам истории моего рода», «История образования школы села Большой Арбай»;

- подготовлен материал для экспозиции «Первые жители села Большой Арбай», «Почетные жители села», «Достопримечательности села», «Доска почета», «История школы»;

- проведена презентация краеведческих работ учащихся в рамках номинаций проекта.

2 этап

 Создание музейных экспозиций об истории основания и развития села, о трудовой деятельности людей, направленной на развитие села и района

          Учащиеся школы на основе собранного краеведческого материала оформили музейные экспозиции и провели музейные уроки для учеников школы и их родителей.  Во время музейных уроков учащиеся рассказывали об истории своего рода, представляли свои родословные, фотографии из семейных альбомов, семейные реликвии, показывали свои знания по истории «малой Родины», рассказывая о переселенцах, о почетных жителях села, об истории школы, погружались во времена своих далеких предков.

           Ученики из старших классов совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся  на дому, изготовили поделки и организовали выставку «Удивительный мир природы».

Результаты:

- оформлена музейная экспозиция «Моя малая Родина», представленная на стендах: «Первые жители села Большой Арбай», «Почетные жители села», «Достопримечательности села», «Доска почета», «История школы»;  

- разработана электронная презентация «По страницам истории моей малой Родины».

Количество участников музейных уроков: 84 (66 учащихся и 18 родителей).

3 этап

Районный фестиваль «Мой родной Саянский район» и празднование юбилея села

           Учитывая опыт ежегодного участия в районном мероприятии «Путешествие по Саянскому району» на районном фестивале «Мой родной Саянский район» были представлены результаты исследовательских работ, оформленные в музейную экспозицию «Память о прошлом и настоящем – для будущего».

Результаты:

В рамках подготовки к фестивалю и празднованию юбилея села:

- оформлены музейные экспозиции «Первые жители села Большой Арбай», «Почетные жители села», «Достопримечательности села», «Доска почета», «История школы»;

- для гостей праздника учащимися школы разработан буклет «Моя малая Родина»;

- разработан сборник «Имя тебе – учитель»;

- оформлен информационный стенд «Рабочие организации в селе Большой Арбай от истоков до сегодняшних дней».

- Основная целевая группа проекта - жители села Большой Арбай, деревни Карлык, села Малиновка, учащиеся МКОУ Большеарбайская СОШ;

- Дополнительная целевая группа – участники «Птичьего фестиваля», проходящего на территории села Большой Арбай 29 июля, из всего Саянского района.

- Количество участников фестиваля и празднования юбилея села 84 непосредственных участников из них 45 учащихся, более 100 человек гостей.

Степень влияния мероприятий проекта на улучшение состояния целевой группы

           Мероприятия проекта способствовали формированию у молодого поколения чувства гордости за историческое наследие, уважительного отношения к истории родного села и района, через изучение истории своего рода, своей «малой» Родины и соотнесению судеб участников проекта с историческими событиями, происходившими в Саянском районе и крае.

       

Статья в газете «Присаянье» о проекте Большеарбайских школьников «История села: люди, достижения»

C:\Users\user\Desktop\20190325_075842.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Школа и семья: пути взаимодействия в современном социально - образовательном пространстве с целью уменьшения отрицательных проявлений в поведении школьников

В работе даны конкретные рекомендации педагогам и родителям по уменьшению отрицательных проявлений в поведении школьников...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Курс "Экология для малышей для начальной школы - это социально - образовательный проект в рамках которого, обучающиеся преобретают умения, являющиеся предпосылкой успешной самореализации личности....

Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения....

Модель социально - образовательной интеграции

Школа является стажировочной площадкой ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» на базе которого реализуется подмероприятие Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы...

Сертификат участника в международном дистанционном модульном социально-образовательном проекте "Социальное здоровье нации"

Сертификат участника в международном дистанционном модульном социально-образовательном проекте "Социальное здоровье нации" г.Москва. 2017 г....

Доклад "Инклюзивное образование-образование без барьеров создание социально-образовательной среды в образовательном учреждении"

Инклюзивное образование-образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в образовательном учреждении...