ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Школа и семья: пути взаимодействия в современном социально - образовательном пространстве с целью уменьшения отрицательных проявлений в поведении школьников
методическая разработка по теме

В работе даны конкретные рекомендации педагогам и родителям по уменьшению отрицательных проявлений в поведении школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_i_semya.docx68.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Школа и семья: пути взаимодействия в современном социально - образовательном пространстве с целью  уменьшения отрицательных проявлений в поведении школьников

Выполнила:

Заместитель директора по УВР,

учитель математики МОУ СОШ № 3 г.Похвистнево Самарской области

высшей квалификационной категории

Суркова Зинаида Ивановна

ПОХВИСТНЕВО 2011


Паспорт проекта

Автор  проекта:

Фамилия, имя, отчество:

Суркова Зинаида Ивановна

Название ученого заведения:

МОУ СОШ №3 г.Похвистнево Самарской области

Город:

г. Похвистнево

Описание проекта

Тема  проекта:

Школа и семья: пути взаимодействия в современном социально - образовательном пространстве с целью  уменьшения отрицательных проявлений в поведении школьников

Основные вопросы:

Ключевой вопрос:

Как , в каких формах организовать взаимодействие семьи и образовательного учреждения для уменьшения отрицательных проявлений в поведении детей

Тематические вопросы:

  1. В чем заключается помощь родителей
  2.  В чем заключаются обязанности педагогического коллектива
  3. Как создать воспитывающую среду , обеспечивающую единство требований школы и семьи

Проблема:

В условиях сложной экономической ситуации у семьи не хватает времени на воспитание детей. Далеко не у всех родителей есть социально-психологическая установка на воспитание, многие считают это функциональной обязанностью школы. В тоже время их желание сотрудничать со школой нередко вступает в противоречие с традициями педагогического коллектива, который рассматривает это намерение как вмешательство некомпетентных людей в их профессиональную деятельность. Имеет место и отрицательное отношение семьи к педагогу, проявляющему интерес к условиям воспитания в домашних условиях.

Актуальность темы: 

Можно выделить две принципиально противоположные позиции, связанные с воспитанием. Первая- это путь авторитарного воздействия, в результате которого вырастают люди, не способные к самостоятельному мышлению, с ориентацией только на повторение или копирование чего-либо. Вторая связана с культивированием условий, благодаря которым взаимодействие «родитель-педагог-учащийся» приводит к сотрудничеству, содружеству, в результате развивается личность творческая, ориентированная на возможности собственного мышления, на деятельность, проектирование и реализацию любой жизненной цели.

Гипотеза исследования: Если воспитывающая среда  в школе  строится совместно всеми  участниками образовательного процесса, то будет заметно уменьшение отрицательного проявления в отношениях между учителем-родителем-учеником.

Объект исследования: Процесс создания воспитывающей среды

Предмет исследования: Эффективность взаимодействия школы и семьи

Методы исследования, использовавшиеся в работе, обусловлены её целью, задачами и характером материала. В процессе решения поставленных задач и проверки высказанной  гипотезы  я оперировали общенаучным методом, включающим в себя приёмы педагогического наблюдения, анализа продуктов деятельности, изучения, сопоставления и теоретического анализа научно- методической литературы.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что на основании собранного материала  обобщены различные отрицательные проявления в поведении  учащихся, по признакам которых легко организовать  профилактическую работу как педагогам, так и родителям

Практическая ценность работы заключается в разработке отдельных рекомендаций для родителей и педагогов по профилактике различных нежелательных отклонений в поведении  школьников

Цель работы и поставленные задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух  глав, заключения, списка литературы, приложения и стендового доклада..

Тип проекта:

Индивидуальный, практический, краткосрочный

Цель проекта:

Выявить роль взаимодействия школы и семьи в процессе выявления отрицательных проявлений в поведении школьников

Задачи:

1. Провести анализ литературы по вопросу негативных проявлений у ребенка к школьному обучению и характерным чертам семейного воспитания, взаимодействию школы и семьи, как фактора профилактики нежелательных проявлений

2. Выявить и проанализировать особенности проявлений асоциального поведения:

3. Привлечь родителей к активному участию в процессе профилактики

4. Разработать рекомендации родителям по профилактике нежелательных проявлений в поведении школьников

Сроки, необходимые для реализации проекта:

Начало -  март 2011 г, окончание – сентябрь  2011 г.)

Основные используемые понятия:«Семья» – малая группа основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Семья - это социальный институт, в котором ребенок получает основы социального развития во взаимодействии с окружающими людьми.

«Взаимодействие» - система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных

Используемая литература 

  1. Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога: методическое пособие / И. В. Никишина. – Волгоград.: Учитель, 2007. – 91с.
  2. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288
  3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.-67
  4. Воликова Т. В. Учитель и семья. - Москва, 1987.-44
  5. Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». // Начальная школа, №3, 1999, с. 60 – 61.
  6. Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1985.-54-56
  7. Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. - 1988, №10. - С. 57 - 60.
  8. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. – М.: Советская Россия, 1983.
  9. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
  10. Подласый И. П. Педагогика т. 2 - Москва, 1999.-78-80
  11. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. - 1985, № 9. - С. 19 - 21.
  12. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.-23-26
  13. Справочник классного руководителя.  Лучшее из практики воспитательной работы.// МЦФЭР,2009-2011гг

Ресурсы Интернета:

www.mon.gov.ua

www.osvita.org.ua

www.uk.wikipedia.org.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение……………………………………………с.7

Глава 1. Теоретические положения……………………..с.8-13

  1. Взаимодействие школы и семьи……………………………с.8-10
  2. Характерные  черты семейного воспитания………………с.10-11
  3. Роль классного руководителя в работе с родителями……с.11-13

Глава  2. . Практическая  часть…………………………………с.14-24

2.1. Установление  контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями . Изучение воспитательных  возможностей семей……..с.14-16

2.2.Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного  потенциала семьи………………………………….с.16-20

2.3.Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими  знаниями и умениями, основами педагогической культуры………………………………………………………………..с.20-21

2.4.  Формы работы с родителями……………………………………с.21-23

2.5.Ошибки семейного воспитания…………………………………с.23-24

2.6.Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования……………………………………………………..с.24

I I I. Заключение…………………………………………………….с.25

Список литературы……………………………………………………..с.26

Приложения……………………………………………………………с.27-34

Стендовый доклад «Профилактика нежелательного»…………с.34

Введение 

         Для обеспечения гармонического развития подрастающего поколения, оказания помощи родителям в воспитании детей в современных условиях необходим поиск новых путей взаимодействия системы образования с другими социальными институтами, ответственными за воспитание детей, и, прежде всего, с семьей.  Необходимо достижение среди родителей, педагогов, представителей власти абсолютного единодушия в том, что воспитание наших детей исключительно важно и социально значимо. Мы осознаем, какую высокую ответственность на нас, взрослых, возлагает  доверие наших детей : мы помогаем им сделать первый шаг в жизни, очень важный для них – поверить в себя, в свои возможности. И это наш учительский , родительский и  гражданский долг, наша обязанность.

Вместе с тем, у педагогической и родительской общественности в настоящее время возникают новые тревоги, о которых необходимо сказать публично. Тревоги наши касаются таких проблем, как безопасность образовательных учреждений, ослабление здоровья школьников,  правонарушения среди детей и молодежи.   Для достижения успешного взаимодействия необходимо ценить друг в друге компетентность, инициативу, ответственность, создавать атмосферу доверия, избегать  противоборства и конфликтов.  Трудности и недостатки мы должны преодолевать все вместе, потому что хотим и дальше способствовать усилению  роли школьного  и семейного воспитания в становлении и развитии свободной, образованной и честной личности гражданина России.  В конечном счете именно позиция педагога  определяет направленность и эффективность воспитания в образовании.

Глава 1. Теоретические положения

1.1. Взаимодействие школы и семьи.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Годы  в школе - это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Еще чаще из добрых побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов, ведь приспособление к школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоиться в классе по-настоящему!

Опытный учитель и внимательные родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели от настроения взрослого, не были "перемежающимися". Учитель с самого начала разъясняет ученикам, что от них требуется, показывает ребенку отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы. Хорошо, если учитель здесь следует совету известного педагога Ш. Амонашвили: "Дети активные существа... А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность". .[3]

Основные направления реформы общеобразовательной школы ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие ее ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися. «Без сомнения, все школы хотят поддерживать открытые и тесные связи с семьями. Они знают, что обучение – совместная работа учителей и родителей. Он и также понимают, что взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развивать способности каждого ученика в школе и за ее пределами. Педагоги, которые это понимают, будут стараться достичь содержательного диалога с родителями и будут поддерживать теплый климат в классе: без напряжений, дружеский, основанный на взаимопомощи. Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях»,- вот что высказывает по данному вопросу Ш.Амонашвили [3]

Продолжает данную тему и российский педагог И. П. Подласый: «Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа – семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности. Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, - выбору предметов для обучения, определению объёмов их изучения, составлению учебных планов, изменению сроков и длительности учебных триместров и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы».[10] Он  отмечает: «Учителя хотят, чтобы нормы, регулирующие их отношения с родителями, охватили и заботу о детях, и поддержали их учебную программу. В тоже время большинство учителей не хотят, чтобы родители вмешивались в их классную работу. Вообще, учителя склонны сохранить расстояние между собой и родителями. ...Правила, как работать с родителями зависят от конкретных обстоятельств».[10] Русский педагог Т. Воликова пишет: «Формы работы учителя с родителями разнообразны:

-Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;

-Групповые: (Родители могут объединяться в группы по образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом.

-Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия...» [14]

И.В.Гребенщиков пишет: «Родители должны обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей. Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым занимается тот же классный руководитель или учитель» [6] На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...».[12]

1.2. Характерные черты семейного воспитания.

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования или развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Однако воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает « первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.

1.3.Роль классного руководителя в работе с родителями

Работа классного руководителя с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребенка, однако в большинстве случаев данное влияние стихийно. Часто оценка родителями поведения их детей не совпадает с оценкой учителей, а также с оценкой самих учеников. Поэтому классный руководитель  должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление. Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

. учитель родителям старается дать то, что требуется и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям);

. учитель не забывает, что родители должны смотреть на школу глазами детей (сначала устанавливает контакт с детьми, а затем с их родителями);

. учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;

. учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;

. учитель надеется на победу добра в душе ребенка;

. учитель делится накопленным педагогическим опытом и т. д.

В Н. Ибрагимова подчеркивает, что для успешной воспитательной работы учитель должен обладать педагогическим мастерством:

1. Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.

2. Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач.

3. Эффективно применять воспитательные формы, методы и способы.

4. Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.

5. Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.

6. Передавать родителям научные (педагогические, психологические, юридические и др.) знания и педагогический опыт.

7. Развивать свои способности и педагогическое мастерство. [7]

По мнению В. Н. Ибрагимовой содержание работы классного руководителя  с родителями учеников  определяется «тремя основными задачами:

1. Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью изучения уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.

2. Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации учебной и творческой деятельности первоклассника и его отдыха.

3. Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе».[7]

Она  предлагает учителям следующие « методы познания семьи: наблюдение, беседа, анкетирование, метод сочинений, мнение других .Она рекомендует проводить  для родителей беседы на интересующие их вопросы. Например: «Об организации учебы школьника»; «Учебная работа школьника  и задачи родителей»; «Школьник: возраст его особенности»; «Как помогать ребенку  в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие. В школе  важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами. Учитель должен обсудить случаи, когда родители недовольны дружбой детей. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах. Следует больше организовывать совместных праздников, утренников и других мероприятий. Очень важно выслушать родителей, разрешить им говорить, высказать свои претензии школе, учителю, руководителям школы.

Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:

1. Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.

2. Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей.

На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Установление  контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся. Изучение воспитательных  возможностей семей.

Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное — закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье — все берет свое начало в детстве. Если ребенка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других. Если ребенка хвалят, он учится быть благородным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя. В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребенок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя, осознавать себя и в итоге найти свое дело. Но какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой личной заинтересованности, наличия у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Первого сентября учитель проводит первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он и родитель — единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании. Следовательно, роль учителя и классного руководителя в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика. Задача учителя — не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности он читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших качеств и свойств. На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей оставляет желать лучшего.

Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников. Социально-психологическая служба и учителя начальных классов проводят психолого-педагогическую диагностику уровня готовности ребенка к школе, с последующими консультациями и оказанием необходимой помощи в адаптации ребенка к обучению в школе I ступени. Учителя школы занимаются диагностикой, изучая семьи учащихся, и передают свои профессиональные знания родителям, повышая их педагогическую культуру.

Выделяю следующие важные аспекты общения учителя с родителями

* Начинать разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешить решать проблемы;

*Показывать внимание родителям, интересоваться их работой, домом;

*Обсудить эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;

*Внимательно слушать и принимать то, что говорят родители, не критиковать их мнение, а стараться понять, что разрешает им так думать;

* Договориться об общих целях и на родительских собраниях говорить о том, что важно всем;

*Уделять столько времени, сколько требуется;

*Мотивировать аргументы тем, что то о чем вы говорите важно всем и большинство вас поддерживают;

*Информировать родителей лично, при помощи писем или индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для родителей, не передавать через детей или других лиц

2.2.Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного  потенциала семьи.

Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами, и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.

Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей

-Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др

Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»).

· информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

· объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

· проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

· уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Организация совместной деятельности родителей и детей

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения — это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах — единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, — сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

2.3.Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими  знаниями и умениями, основами педагогической культуры.

Семья,  как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс? В практике современной отечественной общеобразовательной школы рассматривается традиционно сложившаяся и утвердившаяся форма работы школы с родителями – родительское собрание. Основное назначение собраний – повысить уровень психолого – педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций. Значительное место в системе работы школы с родителями относится к их  психолого – педагогическому просвещению. Накопление педагогических знаний родителями связано  с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания. Планируя психолого – педагогическое просвещение   родителей, нужно исходить из следующих задач:

-сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;

-обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;

-нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;

-компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.

Принципы проектирования  родительского всеобуча:

- учет личностных интересов, склонностей и возможностей родителей;

-включение родителей в учебно – воспитательные ситуации через интегрированные широкие творческие задачи, образующие целесмысловое поле;

-постоянная актуализация самоопределения родителей в целях и смыслах их деятельности;

-культивирование конструктивного взаимодействия и общения родителей;

-увязывание  содержания всеобуча и социальной поддержки педагогов.

2.4.  Формы работы с родителями

1. Научно – практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды  педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам. Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин распространения. Успех конференций зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценивать воспитательный процесс, увидеть возможность совершенствования форм и методов сотрудничества с детьми.

Условиями успешного проведения родительских конференций являются  следующие:

-актуальность, значимость и доступность предложенной темы;

-тщательная предварительная подготовка (тема и план представляются родителям за 2 – 3 недели до проведения, указывается рекомендованная литература);

-организация консультаций в период подготовки по отбору материала, его систематизации, анализу, подготовке выступлений;

-создание благоприятного эмоционального  климата во время проведения конференции, характеризующегося общей заинтересованностью, откровенностью разговора.

Порядок работы конференции может быть определен следующим образом:

1.Вступительное слово педагога (классного руководителя, директора, замдиректора) о значимости и сущности проблемы и позитивном опыте семей.

2.Выступления родителей (обмен опытом, анализ воспитательного процесса в семье).

3. Заключение ведущего конференции, содержащее оценку выступлений, опыта семейного воспитания. Проблем, которые предстоит решить.

Эффективность родительской конференции возрастает, если в ее проведение включается библиотека, работники, которой готовят книжные выставки по обсуждаемой проблеме.

Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

«Основы построения общения с ребенком»

«Права и обязанности ребенка в семье»

«Стили и методы воспитания ребенка в семье»

«Психология  ребенка»

«Особенности адаптации  ребенка в школе»

«Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.

2. Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание.   Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция  усилий  школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.

2.5.Ошибки семейного воспитания

        Семья является основной средой формирования личности. Она обладает большими возможностями удержания человека от преступления. К сожалению, нередко эти возможности не реализуются. Причины здесь могут быть различными:

- педагогическая безграмотность родителей, их неспособность оказывать правильное воздействие на детей, особенно в период так называемого переходного возраста и по отношению к трудным подросткам (гиперактивным, имеющим патологию психики);

-отсутствие одного из родителей либо родителей вообще ( ребенок находится на воспитании у бабушки или других родственников);

-тяжелая болезнь ( инвалидность) родителей;

-занятость родителей на работе, недостаток времени для общения с детьми;

-несогласованность родителей в воспитательных подходах к ребенку, несовместимая с гармоничным воспитанием (дискредитация родителями друг друга);

-утрата родителями авторитета, а следовательно, взаимное отчуждение детей и родителей;

-безразличное отношение родителей к детям, в результате чего дети оказываются предоставленными сами себе;

-родители не поддерживают контакта с педагогами, родителями друзей;

-неумение родителей переключаться со своих проблем, и срыв негативных эмоций на ребенка.

        Хорошо, когда не просто «люди, состоящие в браке», а именно семья-партнерский союз двух любящих сердец, созданный на фундаменте взаимоуважения, при котором ребенок явился реальным воплощением любви супругов, их олицетворением единства,- занимается воспитанием. А если таких партнерских отношений нет, то не всегда результатом семейного воспитания оказывается формирование у подростков положительных качеств. Нередко вольно или невольно родители формируют у детей криминогенные качества. И причинами этого становится:

-попустительство, вседозволенность либо, наоборот, гиперопека, грубое обращение с ребенком или примеры насилия в семье;

-отрицательный пример родителей ( проявление жестокости, черствости, агрессивности, жадности, нравственной нечистоплотности и т.п.)

-сознательное формирование родителями, старшими родственниками отрицательных взглядов и привычек.

2.6.Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

Можно выделять некоторые основные направления, внутри которых создаются ситуации совместной продуктивной деятельности и психолого – педагогического самообразования родителей:

-психолого – педагогическое образование родителей;

-проведение семинаров, конференций, родительских собраний;

-планирование,   реализация, рефлексия мероприятий как крупномасштабной продуктивной задачи всего коллектива;

-разработка проектов стратегического или тактического значения (например, создание совместных научно – исследовательских проектов);

-совместное оформление и описание опыта воспитательной деятельности

Заключение

И родители нужны школе и она нужна сегодня семье. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее «Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое . Воспитание полноценной личности, гражданина и патриота невозможно вне рамок социального партнерства школы и общества, важнейшим институтом которого является семья. Именно в семейном кругу формируются самые первые гражданские чувства: любовь к Отечеству, понимание его истории и культуры. В семье человек черпает источники для творчества и вдохновения, обретает душевное здоровье, спокойный и уравновешенный характер, радостное позитивное восприятие жизни.

 Поддержка  и защита  института  семьи, содействие  семейному воспитанию, активизация просветительской деятельности являются    приоритетными  задачами  региональной  политики  в системе воспитания и дополнительного образования детей. Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми

Литература

  1. Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога: методическое пособие / И. В. Никишина. – Волгоград.: Учитель, 2007. – 91с.
  2. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288
  3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.-67
  4. Воликова Т. В. Учитель и семья. - Москва, 1987.-44
  5. Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». // Начальная школа, №3, 1999, с. 60 – 61.
  6. Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1985.-54-56
  7. Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. - 1988, №10. - С. 57 - 60.
  8. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. – М.: Советская Россия, 1983.
  9. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
  10. Подласый И. П. Педагогика т. 2 - Москва, 1999.-78-80
  11. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. - 1985, № 9. - С. 19 - 21.
  12. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.-23-26

Приложение №1. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского  коллектива.   По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить  на несколько видов:

-  Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.). На организационных собраниях утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются  инициативные группы родителей по различным направлениям работы,  разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.

-Аналитические собрания  (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).

- Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).

-Комбинированные собрания  (включающие  в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

По каждому собранию могут быть даны различные предложения, например:

 -поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми, проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей: руководство кружком по своей специальности, руководство спортивной секции, руководство клубом, руководство турнирами, олимпиадами, руководство экскурсиями. Составление сценариев классно – семейных праздников, организация и подготовка совместных с детьми выступлений. Творческих отчетов;

-поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении экскурсий4 содействие в проведении классно – семейных праздников и общешкольных мероприятий; содействие  в организации встреч с интересными людьми; содействие в создании материально – технической базы класса;

-поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и  укреплении материально – технической базы ОУ: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов, наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве школы; спонсорская помощь школе.

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
  2. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
  3. .Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт  собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих
  4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
  5.  Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
  6. Личные беседы с родителями.

Организуя родительские собрания, можно  придерживаться следующих принципов:

-родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей  в учебе;

-тема собрания должна учитывать возрастные  особенности детей;

-собрание должно носить как теоретический, так и практический характер  (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);

-классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;

-родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;

-каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать  во благо ребенку.

Структура проведения родительского собрания:

1) Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогли классу и школе.

2)  Анализ развития детей за определенный период:

личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми, данные диагностик);

учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).

3) Обсуждение конкретной проблемы  (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого – педагогической компетенции).

Внеучебная проблема:

выделяем существующую (возникшую) проблему;

определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше. Смотрим на проблему с разных сторон);

предпринимаем попытку ее теоретического развития, осуждаем любые варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия (к чему это может привести), определяем участников разрешения данной проблемы и распределяем ответственность между ними.

Учебная проблема:

выделяется характер  затруднений детей при освоении учебного курса;

анализируется причины затруднений;

идет совместное обсуждение: сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у  которых подобных затруднений нет;

даются методические советы по коррекции учебной деятельности (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.

Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.

Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.

Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.

Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.

Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

Приложение №2.

5 ПРИЧИН ОТКАЗА ОТ ТЕЛЕСНОГО НАКАЗАНИЯ

Причина первая:

 - В любом случае удар, сам по себе,  достоин  осуждения.

Причина вторая:

- Признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой, и это роняет его авторитет в глазах ребенка. Ребенок делает вывод, что своими провокациями он может взять верх над взрослыми.

Причина третья:

- Взрослый дает понять, что физическая сила — единственное безотказное средство решения конфликта. Есть опасность, что ребенок усвоит это правило и, в свою очередь, будет выбирать формы поведения, связанные с насилием.

Причина четвертая:

Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко всё большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.

Причина пятая:

Это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого никакого урока; причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях.

Да, под влиянием эмоций самый принципиальный родитель может шлепнуть ребенка по попе. Но спустя время, когда кризис миновал, объясните, не путаясь в извинениях: «Я не хотел этого делать, но твое поведение (слова, поступок) вывело меня из себя». Эта фраза покажет ребенку, что вы понимаете бессмысленность физического наказания. И, возможно, станет первым шагом к вашему диалогу.

Приложение №3

Основные правила,
которые необходимо учитывать родителям
при взаимодействии с подростком

*Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

*Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

*Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).

*Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

*Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

*О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.

*Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

*Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

*Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

*Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

*Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

*В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

*Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

*Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

*Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Приложение №4

Оценка успеваемости ребенка родителями

Как уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными оценками?

Правило первое: двойка, а для кого-то и четверка — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок ждет от родителей не упреков, а спокойной помощи.

Правило второе: чтобы избавить ребенка от недостатков, постарайтесь выбрать один — тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нем.

Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него .

Правило четвертое: хвалить — исполнителя, критиковать — исполнение. Помогать ребенку отделить оценку его личности, от оценки его работы.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами  «соседского Толика».

Правило шестое: чаще хвалите; строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить.

Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в свои учебные усилия. Оценивать детский труд надо дробно. При такой оценки у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

Правило восьмое: не ставьте перед ребенком невыполнимые цели — они должны быть реальные, и он попытается их достигнуть.

Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться — главного средства преодоления учебных трудностей. Для того, чтобы все правила оказались действенными, необходимо их последовательно соблюдать.

Успеха Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии ситуационного анализа в современном информационно-образовательном пространстве

В статье рассматриваются возможности использования технологии ситуационного анализа как одного из наиболее эффективных средств в обучении....

Статья "Агрессивные проявления в поведении школьников"

В связи с ростом детской преступности, различных проявлений жестокости в детской субкультуре и семье, в последнее время тема агрессии среди подростков приобретает все большую актуальность....

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Образовательное пространство, классный руководитель, социальное взаимодействие, педагоги, родители, сотрудничество...

Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....