Статья "Агрессивные проявления в поведении школьников"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Тушемилова Валерия Борисовна

В связи с ростом детской преступности, различных проявлений жестокости в детской субкультуре и семье, в последнее время тема агрессии среди подростков приобретает все большую актуальность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агрессивные проявления в поведении школьников с недоразвитием интеллекта

В связи с ростом детской преступности, различных проявлений жестокости в детской субкультуре и семье, в последнее время тема агрессии среди подростков приобретает все большую актуальность. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе порождает повышенную тревожность, духовная опустошенность детей, влекущие за собой жестокость и агрессивность. [8]Так же актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для успешной работы со школьниками с ограниченными возможностями необходимо, в том числе, и более глубокое изучение особенностей их агрессивного поведения.

Отмечая стремление подростков (учащихся) прибегать к действию вербального или авербального порядка для разрешения конфликтных ситуаций, психологическая феноменология агрессивного поведения личности исходит из того, что их деятельность детерминирована неустойчивостью и недифференцированностью самооценки, невозможностью реального прогноза собственной деятельности. Наблюдаемая при этом неадекватность целеполагания, неопределенность представлений о будущем и др., сближает феноменологию их поведения  с описанием преморбидных черт личности с аффективной неустойчивостью и импульсивностью.

Личностные особенности индивидов с названными формами поведения могут выступать в виде психологического «симптомокомплекса», проявляющегося на различных уровнях: когнитивном, аффективном и поведенческом. Эти особенности способны порождать угрозы или препятствия для реализации деятельности в рамках интерактивного пространства систем субъектов образования типа «ученик — учитель / ученик - ученик».

Для таких индивидов характерно особое сочетание эмоциональных, когнитивных и личностных проявлений, где эмоциональная сфера отличается слабой дифференцированностью. Они обнаруживают сложность к распознаванию и точному описанию собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей. При этом,когнитивная сфера отличается недостаточностью воображения, преобладанием наглядно-действенного мышления над абстрактно-логическим, слабостью функции символизации и категоризации в мышлении. Их личностный профиль характеризуется некоторой примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и недостаточностью функции рефлексии.

Совокупность перечисленных качеств приводит, как правило, к чрезмерному прагматизму в собственных действиях и выборе средств для достижения цели, дефициту творческого отношения к ней, а также к трудностям и конфликтам в межличностных отношениях, в связи, с чем проблема детской агрессивности является весьма актуальной.

Проблеме агрессивного поведения личности посвящено большое количество работ, как в отечественной, так и зарубежной психологии Г.М. С.Л., Фурманов И.А., Bandura A., Berkowitz L., Buss A., Fromm E. ; А.В. Запорожец, А.И.Захаров, В.В.Лебединский, И.А.Фурманов и др.

При рассмотрении детской агрессивности особое внимание уделяется биологическим факторам, влияющим на её развитие. (Глейзер Б., Гаспарова Е.М., Левитова Н.Д., Сирса Р., Хекхаузена X. и др.) Биологические факторы действуют только в контексте социального окружения. Л. Берковиц считал, что в последнее время намечается тенденция к исследованию феномена агрессивности, как сложного явления, формирующегося под влиянием не только биологических, но и социальных, а также психологических факторов..  В отечественной и зарубежной литературе описывают факты, позволяющие утверждать, что грубое обращение с ребенком, жестокость по отношению к нему повышают вероятность того, что ребенок и сам станет грубым и жестоким (Захаров А.И., Реан А.А., Сагатовская Л., Шилов И.Ю., Berkpwitz L., Buss A., Bandura А. и др.).

Таким образом, если у детей не сформированы прочные эмоционально-личностные связи в микросоциуме то, возможно, они будут вести себя агрессивно, как по отношению к взрослым, так и по отношению к сверстникам.

Кроме того, агрессивности можно научиться не только на реальных примерах, но и на символических, предлагаемых средствами «масс-медиа». Традиционно агрессивность изучалась почти без учета пола — она считалась, прежде всего, маскулинным качеством и её исследования проводились преимущественно на мужских выборках. Однако реальность показала, что женщины также нередко проявляют свою агрессивность и поэтому данное качество необходимо изучить в поведении представителей обоих полов.

Наличие большого числа исследований агрессивности  школьников свидетельствует о том, что различные проявления агрессивности все же имеют место в этом возрасте. Все это делает перспективным рассмотрение агрессии и агрессивности у детей школьного возраста.

Неблагоприятное воздействие учебной деятельности, признается основным фактором развития школьной дезадаптации, при которой агрессия понимается как реакция гиперкомпенсации (Н.Г.Атаянц, Т.А.Артемова, Е.И.Бережкова, Т.В.Бурменская, Н.В.Вострокнутов, С.П.Ефимова, В.Е.Каган, В.В.Ковалев, Г.Р.Новикова, А.С.Петрухин, А.М.Прихожан, Н.Н.Снегинова, В.В.Сорокина, А.Н.Фомичева и др.).

В литературе имеются данные, что агрессивные дети обнаруживают стойкую академическую неуспеваемость, но связь между агрессивным поведением и академическими проблемами считается сложной, с неясным характером: не ясно, является ли академическая неуспеваемость причиной или следствием агрессии; не ясно, что именно в этой связи играет важную роль - возрастные проблемы или проблемы недостаточности развития (Андерсон, Беншел, Буш, Бочинни, Бриер, Дэвис, Загар, Коннор, Хыосмэн).

В специальной психологии проблема агрессии школьников с недоразвитием интеллекта остается недостаточно разработанной, хотя в некоторых работах имеются указания на проявления их агрессивности и враждебности Однако, целенаправленного, комплексного и системного изучения содержания и форм агрессии умственно отсталых школьников, а также факторов, механизмов и условий ее возникновения не проводилось.

Согласно проведенным исследованиям, нарушения поведения встречаются у 25-30% (Л.А. Ермолина, Л.Н. Хохлов), по другим данным – у 84% (Л.С. Куниковская) детей с недоразвитием интеллекта. Такое расхождение данных закономерно: оно связано не только с разными задачами исследований, но и со сложностью причин и проявлений нарушений поведения. Кроме того, системных данных, касающихся нарушений поведения  учащихся с интеллектуальной недостаточностью в отечественной дефектологии на сегодняшний день практически не существует. В основном это косвенные результаты, полученные в ходе других исследований или из смежных областей (психопатология, детская и возрастная психология).  .

Степень агрессивности школьников с недоразвитием интеллекта имеет неоднозначную оценку в различных научных исследованиях. Одни исследователи считают, что при умственной отсталости, за исключением форм, осложненных психопатоподобным поведением, агрессивность выражена незначительно. В других исследованиях, наоборот, указывается на высокую степень агрессивности и враждебности умственно отсталых детей.

Исследования показывают, что уже в дошкольном возрасте у детей с недоразвитием интеллекта при разрешении конфликтных ситуаций со сверстниками преобладает выраженное агрессивное поведение.

Ряд особенностей агрессивного поведения детей с недоразвитием интеллекта отмечает К. Поспишиль (1975). Он пишет, что агрессивные ответные реакции вызываются у умственно отсталых детей менее важными причинами, чем такое же поведение у нормально развивающихся детей. Дети с умственной отсталостью характеризуются вспыльчивостью и несдержанностью. Они труднее преодолевают жизненные трудности. Если у нормально развивающихся детей агрессивные реакции смягчаются их рациональной оценкой, то у умственно отсталых детей вследствие их недостаточности понимания подлинных причин многих своих неудач, наблюдается склонность интерпретировать их как содержащие большую степень несправедливости по отношению к ним, что повышает силу агрессии..

Агрессивные проявления в поведении детей с недоразвитием интеллекта имеющими нарушение поведения были установлены в исследованиях К.С. Лебединской, Э.Я. Альбрехт, М.Н. Фишман, В.А. Малинаускене (1979). Выраженные проявления агрессии наблюдались при психической декомпенсации психопатоподобного типа.

В исследовании Е.С. Иванова, Л.М. Шипициной, Э.Г. Крутиковой, Б.А. Бараш, Т.А. Никольской (1989), посвященном роли биологических и социальных факторов в формировании нарушений поведения у учеников коррекционных школ, описаны группы учащихся с умственной отсталостью 1-4 классов с проявлениями агрессии.

Об агрессии детей с недоразвитием интеллекта пишет Г.К. Попе (1989).Онаотмечает, что агрессия у умственно отсталых детей с возрастом возрастает, причем у мальчиков с 40% до 65%, а у девочек – с 35% до 56%. Г.К. Поппе расценивает агрессию как защитную реакцию на трудности или как подражание взрослым в конфликтной ситуации. Автор отмечает, что агрессия у олигофренов часто носит характер чрезмерной жестокости, без достаточного понимания последствий для здоровья пострадавшего. Аутоагрессия в два раза чаще наблюдается у девочек, а до 12 лет – в три раза чаще. Обычно после конфликта с родителями или сверстниками дети били себя по голове, царапали, наносили порезы или рвали волосы. Нередко они повторяли эти действия при любой возникающей трудности в учебе или общении.

Агрессивные тенденции в поведении младших школьников с недоразвитием интеллекта, как проявления школьной дезадаптации анализирует в своей работе В.М. Махова (2000). Исследование В.М. Маховой показало, что большинство умственно отсталых младших школьников предпочитают деструктивные способы решения проблемных ситуаций, когда сознательное провоцирование конфликтных отношений с окружающими сопровождается проявлениями физической и вербальной агрессии. В наибольшей степени агрессивность проявляется во взаимоотношениях со сверстниками. В.М. Махова отмечает, что высокий показатель агрессивности может быть обусловлен, с одной стороны, некоторой склонностью умственно отсталых детей к агрессивному поведению в связи с ослаблением контролирующей функции собственной психической деятельности, с другой стороны, неблагоприятными условиями семейного воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профилактика негативных проявлений в поведении учащихся

Иногда по поведению или внешним признакам можно догадаться о тех или иных отрицательных склонностях в поведении детей. Здесь приведены рекомендации по профилактики таких проявлений...

Влияние недостатков речи на проявление отклоняющегося поведения

Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качест...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Школа и семья: пути взаимодействия в современном социально - образовательном пространстве с целью уменьшения отрицательных проявлений в поведении школьников

В работе даны конкретные рекомендации педагогам и родителям по уменьшению отрицательных проявлений в поведении школьников...

памятка-инструкция для родителей детей с проявлением агрессивного поведения

Конкретные рекомендации для родителей по снижению проявлений у детей агрессивного поведения. ...

Проявление девиантного поведения у детей и подростков

Интеллект-карта "Проявление девиантного поведения у детей и подростков, созданная средствами программного продукта X-Mind....

Особенности проявления агрессивного поведения у подростков

Особенности проявления агрессивного поведения у подростков...

Проявления дезадаптивного поведения у старших школьников с легкой степенью умственной отсталости в конфликтных ситуациях

В подростковом возрасте школьники с умственной отсталостью наиболее уязвимы – именно в это время могут проявиться или усугубиться проблемы в поведении и эмоционально-волевой сфере.Несвоевременно...