Государственная власть и местное самоуправление в регионе
план-конспект урока по краеведению (11 класс)

Виноградская Анна Артуровна

конспект урока 11 класс кубановедения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_11_klass.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Государственная власть и местное самоуправление в регионе.

Цели:

  1. Научить разбираться в особенностях местного самоуправления, уметь определять сущность местного самоуправления и его роль в обществе, знать некоторые особенности истории земства и земского движения в России; закреплять знания о роли политических партий в политическом процессе.
  2. Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать умение анализировать и презентовать полученную информацию; совершенствовать навыки использования ИКТ.
  3. Повышать правовую и политическую культуру учащихся, формировать активную жизненную позицию.

Оборудование: ПК, проекторы, «Конституция РФ», ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления», информационные листы, оценочные листы, карточки с индивидуальными заданиями для групп, «Устав сельского поселения».

Тип урока: комбинированный.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Переход к теме урока. Целеполагание.
  4. Изучение нового материала.
  5. Постановка проблемы.
  6. Работа в группах по разрешению проблемы.
  7. Деловая игра.
  8. Обобщение, итог урока.
  9. Рефлексия.
  10. Домашнее задание.
  11. Оценка работы учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке много работы. Чтобы всё успеть, усвоить материал, многому научиться предлагаю выбрать каждому «установку на успех» (на доске карточка: БЫТЬ

                                                                      внимательным

                                                                            активным

                                                                      компетентным

                                                                            понять

                                                                            научиться

                                                                            стремиться

                                                                            проявить

Работать вы будете в группах. В каждой группе есть староста, он организует, координирует, направляет работу. Фиксирует качество работы каждого в оценочных листах.

  1. Проверка домашнего задания.

Откройте тетради, они вам понадобятся для выполнения первого задания. Я предлагаю вам выполнить тест.

СЛАЙД 1  СЛАЙД 2  СЛАЙД 3  СЛАЙД 4  СЛАЙД 5

СЛАЙД 6 (ответы)  

А теперь оцените свои работы. Критерии оценки есть в оценочных листах, старосты заносят количество набранных баллов в общую таблицу.

  1. Обобщение. Переход к теме урока. Целеполагание.
  • На прошлом уроке мы говорили о государстве. Государство – это верховная власть.
  • Ребята, какие вопросы находятся в компетенции верховной власти? (Ответы)

Но все эти вопросы решаются в масштабах государства.

  • А какая власть решает вопросы например ЖКХ, освещение улиц, строительство дет садов, школ? .

(Ответы) 

Верно, кто-то из нас живёт в городе, кто-то в селе, где много вопросов местного значения.

  • Кто же управляет жизнью этих населённых пунктов? 

(Ответы, «сами жители»)

Правильно, самим гражданам городов, районных центров, сёл приходится решать много вопросов исходя из своих интересов.  

  • О чём же мы будем говорить на уроке, какова тема урока? (СЛАЙД 7Тема)

Озвучить цели урока.

  • Вспомним историю возникновения местного самоуправления, для этого вам понадобятся знания, полученные на уроках истории;
  • Выявим основные функции органов местного самоуправления и принципы, на основе которых строится их работа;
  • И узнаем, в чём же польза местного самоуправления для населения. Чтобы успеть выполнить всё необходимое мы будем работать в группах.

  1. Изучение темы урока.

Как вы понимаете термин САМОУПРАВЛЕНИЕ. Ответы фиксируйте на карточках. Кто готов, пожалуйста, к доске.

Учащиеся прикрепляют карточки на доску.

 

Я принимаю ваши ответы, но существует точное толкование этого термина.(СЛАЙД 8)

Читаю определение со слайда.

И оттого как выбранные люди будут работать в местных органах власти, зависит будущее нашего района, нашего посёлка, нашей школы, каждого из нас в отдельности. Роль органов местного самоуправления в жизни населения страны нисколько не меньше чем органов высшей государственной власти. Ведь в ведении местного самоуправления находится, прежде всего, социальная сфера, решение вопросов которой влияет на стабильность внутренней ситуации в стране, в регионе.

  • Чем же регулируются основные функции органов местного самоуправления? (Конституция)

У вас на столах лежат тексты конституции, зачитайте соответствующие статьи.

Каждая группа зачитывает по одной         статье.

(СЛАЙД 9)

Деятельность органов местного самоуправления регламентируется также законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (Брошюра на доску). Он принят Гос Думой 12 августа 1995 г.

  1. Постановка проблемы.

Итак ребята,  мы подошли к самому важному моменту. Сегодня нам необходимо установить отличия местного самоуправления от государственного. И чтобы разрешить эту проблему мы будем работать в группах.

  1. Работа по разрешению проблемы. Работа в группах.

1 группа – совершает краткий исторический экскурс

2 группа – работает в режиме онлайн

3 группа – штудирует материал учебника

4 группа – обрабатывает опережающее задание

Карточки с заданиями и необходимый информационный материал у вас есть.

Время для работы 7 минут, старосты групп не забывают об оценочных листах.

(МУЗЫКА)

Представление ответов групп.

1 группа. Строит ответ на фоне слайдов учителя.

СЛАЙД 10 Иван 4

СЛАЙД 11 Пётр 1, Екатерина 2

СЛАЙД 12 Александр 2

СЛАЙД 13 Состав и задачи земских учреждений.

СЛАЙД 14 ФЗ 1995 г.

Обобщение учителя.

Мне хотелось бы вспомнить слова известного русского ученого, литератора, историка Н.М. Карамзина (СЛАЙД 15 Эпиграф)

И это действительно так, ведь «возможности местной власти огромные (СЛАЙД 16 Путин) И именно здесь, на этом уровне как заметил президент мы можем реально привести в порядок страну, сделать власть эффективной. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

3 группа, пожалуйста ,вам слово.

Учащиеся выходят к доске прикрепляют карточки. (лучше парой)

Обобщение учителя.

 Мы с вами дали определение местному самоуправлению и определили его важнейшие функции. Теперь поговорим конкретно о Москаленском муниципальном районе. Свой ответ представляет 2 группа.

 Группа говорит  с места.

Обобщение учителя.

Вы перечислили ряд принципов, по которым осуществляется местное самоуправление Москаленского муниципального района.

  • Можно ли определить эти принципы как демократические? 

(Ответы)

  • Какой принцип вы считаете более важным? 

(некорректный вопрос)

Обобщение учителя.

Совершенно верно. Так нельзя ставить вопрос. Поскольку в уставе заложены основные принципы демократического общества и каждый следующий вытекает из предыдущего. Ещё один очень важным принципом демократизации нашего общества является его многопартийность.  

  • Какова роль политических партий в политическом процессе?

 (Ответы учеников)

Свой ответ представляет 4 группа.

Учащиеся  размещают на доске диаграмму и карточки с названиями партий.

Обобщение учителя.

  •  4 группа. Вы работали с уставом МО. Скажите, пожалуйста, каков порядок формирования Совета МО?

 Совершенно верно. Для осуществления управленческих функций путём всеобщего, равного и прямого избирательного права формируется совет МО и каждый из вас, когда вам исполнится 18 лет, сможет принять участие в выборах.

  •   Вернёмся к нашей проблеме, которую мы поставили в начале урока и разрешим её.

Ответы учеников.

СЛАЙД 17 (Отличия)

Обобщение учителя.

 Молодцы! Вот это ближайшее и практическое знакомство с общественными делами мы сейчас осуществим. Предлагаю вам провести деловую игру.

 (СЛАЙД 18 Смайлс)

  1. Деловая игра.

Условия игры.

Вы все депутатский корпус нашего сельского поселения.

1 и 2 гр составляет план благоустройства села Алексеевка

3 и 4 гр – казначейство. Ваша задача изыскать средства для пополнения местного бюджета. (2 мин)

Учащиеся на доске располагают карточки, озвучивая их.

  1. Итог урока. Обобщение учителя.

Хорошо, и с этим заданием вы справились.

  • Как вы считаете, в чём же  польза  местного самоуправления для граждан?

        

  1. Рефлексия.

Ну, что ж, вернёмся к той установке, которую вы выбрали в начале урока, как вы считаете, удалось ли вам достигнуть успеха? А может быть, что-то не получилось?

        

  1. Домашнее задание.  

СЛАЙД 19  - параграф 14, разработать цели, задачи, структуру школьного парламента.

  1. Оценивание.

Старосты групп сдают оценочные листы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Местное самоуправление"

Имитационная игра для 10 класса по обществознанию...

государственная власть и местное самоуправление

презентация 11 класс политический курс...

Лекция «Глава государства. 3 ветви власти. Местное самоуправление. Правовое государство» для дисциплины «Право»

Лекция «Глава государства. 3 ветви власти. Местное самоуправление. Правовое государство» для дисциплины «Право»...

Статья на тему: "Местное самоуправление в системе публичной власти"

Роль местного самоуправления очень велика. Оно представляет собой один из важнейших институтов гражданского общества России, зеркально отражающий уровень развития демократии в государственном устройст...