Статья Духовно -нравственное развитие школьников в урочной и внеурочной деятельности
статья по краеведению

Шокурова Елена Николаевна

В статье  "Духовно - нравственное развитие школьников в урочной и внеурочной деятельности" сообщается о том, что учитель - это наставник, он обращается к эмоциональному миру ребенка, формирует его личность. Учитель на урочной и внеурочной деятельности формирует у школьников чувства любви к Родине, патриотизма, гражданскую позицию, используя различные педагогические технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon текст50 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие школьника в урочной и неурочной деятельности.                                        Шокурова Е.Н

                                                               

Сегодня, первостепенной задачей современной школы становится духовно-нравственное развитие и воспитание и это не случайно. Современное общество технократии и потребления, где во главу угла поставлены материальные блага начинает испытывать глубокий духовный кризис: нравственная деградация, меркантилизм, эгоизм, стали характерными чертами современного социального общества.

             Всё очевиднее становится, что человек интеллектуальный, технически образованный автоматически не   становится человеком  культурным, духовно-нравственным, интеллигентным.

            Изменения в 90-х годах 20 века  в жизни нашей страны  были связаны с  изменением ценностей общества, идеологической направленностью воспитания, космополитизмом.

              Внимание, которое сегодня обращает государство, правительство на  формирование творческой активной личности, стоящей на позиции патриотизма и высокой духовности не случайны, ведь основным условием возрождения и укрепления российского общества является возрождение и укрепление его духовно-нравственных основ. Для реализации этой  задачи, государство обращается  к системе образования.

       Общество,  а значит и школа, только тогда способна решать важнейшие  общегосударственные  задачи, когда есть система  базовых национальных  ценностей.

–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Эти ценности сегодня и являются основой образовательного, воспитательного процесса.

Процесс духовно - нравственного развития личности  интегративен, неделим и требует единого совместного действия семьи, школы, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, СМИ, религиозных объединений.

Я не случайно на первое место поставила семью, ибо именно в семье, в её традициях, укладе  и закладываются самые крепкие основы духовно-нравственной позиции ребёнка.

       Однако, следующим  этапом  в этом процессе является школа, социальный институт, через который проходит всё общество.

Духовно-нравственное воспитание!

         Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и выстраивать  свои отношения с окружающим миром.  Духовность  определяется не столько  образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире.

 Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми.

      Нравственность  рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития.

  Задача духовно-нравственного воспитания помочь ребёнку расставить эти ориентиры,  но простая репродукция -  «что такое хорошо и что такое плохо» для современного школьника, конечно не   достаточна. Необходимо создание условий для  духовного, творческого роста подрастающей личности.

  Работа эта сложная, кропотливая и длительная , ведь это не механический процесс формализованной и стандартизованной системы. Это  душевный диалог с воспитанником, другом, с его скоростью восприятия движения по пути духовно-нравственного взросления! Роль личности учителя в этом процессе огромна.

            Учитель духовный наставник, нравственный ориентир, ведь он ведущий. Личность учителя, его реальные возможности имеют, во многом  определяющее значение.

      Мне бы хотелось в данном контексте обратиться к словам  К.Ушинского:

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личность в деле воспитания».

  В своей работе учитель должен  обращаться к эмоциональному миру ребенка, его личностным переживаниям, создавать условия для диалога, дискуссии, создавать ситуацию ценностного выбора , условия для рефлексии внутреннего  состояния ребёнка,  соотношения его ценностей  с духовно-нравственными  общечеловеческими ценностями.

                                                                               

От этого   во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

На своих уроках   истории у культуры Санкт- Петербурга я всегда уделяю особое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика.   Патриотизма, любви к родине,  гражданской позиции, формирование высокой петербуржской культуры, всегда были приоритетом в моей работе.

Сделать акцент, усилить это можно в результате:

- Отбора  материала. Создание положительного образа   личностей, событий.

- использование различных педагогических технологий. Наиболее универсальной для меня является ИКТ РКМ.

- творческие задания на уроке и  дома, некоторые задания могут выполнятся с родителями, в кругу семьи.

- открытые, конкурсные уроки

-  Олимпиадный марафон. Уникальное явление в курсе истории и культуры Санкт-Петербурга, пятиэтапный марафон включает  в себя индивидуальную и групповую работу, путешествие по городу, исследовательскую работу на улицах Петербурга и в музеях, творческие работы участников и  общее представление команды  района. Это великолепные условия для формирования социально активной личности проникнутой духом высокой петербургской культуры и нравственности.

Открытый урок хорошая проверка того, как учитель умеет работать в диалоге с классом, как ребята поддержат учителя в ответственном деле, как покажут они всё, чему научились.

 Урок был задуман как  творческая мастерская, редакция журнала, задача которой выпустить проект-макет номера газеты по теме «Россия многонациональная». В редакции работало 4 отдела: исторический, единый Петербург, связи с общественностью, макетирование. Каждая  творческая группа представляла свои мини-проект, а вся «редакция» обсуждала и решала, какой материал войдёт в номер. На уроке использовались технологии: критического мышления, проектная, методы дискуссии, образовательного путешествия, социального опроса. В Режиме online в программе Publiser на уроке создавалась газета. Её номер представлен в приложении к докладу.

  

Во  внеурочной  работе   хотелось бы отметить следующие направления:

- тематические лицейские праздники

- лицейские чтения

- краеведческие   конкурсы

-  лицейские, районные, городские проекты.

Более подробно мне бы хотелось остановится на проектной деятельности.

Три проекта: «Европа в школе», «Многонациональный Петербург» «Европейцы на берегах Невы  объединяет идея толерантности, взаимопонимания культур, межнациональный диалог.

Многонациональный Петербург.

  В отличии от «Европы в школе», этот проект соединял в себе как индивидуальную так и групповую работу. Мы знакомились с жизнью немецкой диаспоры в Петербурге. Писали исследовательскую работу «Бурхард Миних в Петербурге». Это был годичный проект, который завершился представление работы на городских краеведческих чтениях и командным конкурсом посвящённым  «Многонациональному Петербургу».

     Подводя промежуточный итог многолетней  работе деле образования и духовно-нравственного воспитания, хочу поблагодарить моих коллег, которые  главным своим делом считали воспитание нравственности, высокой духовности, гражданственности и патриотизма своих учеников.

Литература.

  1. Данилов А, Кондаков А., Тишков В. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. Lomonholding.ru
  2. Коган М.С. Философия культуры, СПб.: Петрополис, 1996 г.
  3. Никитина Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы. Pedagogika-cultura.narod.ru
  4. ФГОС – концепция духовно-нравственного образования и воспитания личности граждан России.
  5. Философский словарь. / под ред. И.Т. Фролова М.: Политиздат. 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

В статье описывается опыт работы по реализации программы духовно-нравственного развития учащихся школы....

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

«Проектирование личностного и духовно – нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно - исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. В этих условиях особую...

Духовно - нравственное развитие личности в школе во внеурочной деятельности.

В презентации содержится материал о целях и задачах духовно - нравственного  воспитания школьников в рамках реализации ФГОСТ новвого поколения....

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...