Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочных занятий "Краевед"
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Сетракова Светлана Александровна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочных занятий "Краевед"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kraeved.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Вешенская средняя общеобразовательная школа»

         «Утверждено»

№ приказа _161_

от  «_29_» _08_ 2019 г.

директор МБОУ «Вешенская СОШ»

________

/ И.Т.Беликова /

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Краевед»

                                                     Класс     6а,б

     МО  естественных и общественных дисциплин

                                                     Учебный год   2019-2020

                                     Базисный учебный план по программе:

                                                     В год  34 часа

В неделю  1 час

                     Составитель  Сетракова С.А.

ст. Вешенская

«Рассмотрено» на

заседании

МО учителей

естественных и общественных

дисциплин

протокол № 1

от «29» августа 2019 г

__________

                   (подпись рук. МО)

«Согласовано» с

МС

протокол № _1__

«__29_» августа 2019 г

_________________

(подпись рук МС)

1.Планируемые результаты освоения учебного курса.

Работа строится на основе УМК: «Учебное пособие по краеведению» В.И.Овчелупова, С.А Сетракова ; Ростов-на-Дону., 2016г.

№ п/п

Разделы учебного курса

Вид внеурочной деятельности

Компетенции

1

Географическое положение, история освоения и заселения Шолоховской земли

Туристско-краеведческий

Предметная компетенция:

Ученик научится:

-определять местоположение  своего населенного пункта на карте Ростовской области и района, абсолютную высоту своей местности.

-строить план участка местности; ориентироваться на местности, определять географические координаты и абсолютную высоту местности на карте.

-различать и описывать горные породы своей местности по их происхождению и внешним признакам, уметь составлять коллекции;

-показывать на карте основные формы рельефа и определять их абсолютную высоту; обозначать на контурной карте географические объекты.

Ученик получит  возможность научиться:

-производить археологическую опись предметов раскопок;

-объяснять географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

- работать с природными материалами, в частности с глиной

 Личностная компетенция:

- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;

- формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа.

Метапредметная компетенция:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- использование знаково-символических средств представления информации, схем решения учебных и практических задач.

2

Природные особенности, заповедные уголки и хутора Шолоховского района

Предметная компетенция:

Ученик научится:

- показывать на карте реки своей местности; описывать воды своей местности.

-предлагать систему мер по охране вод.

-называть климатические показатели; преобладающие типы погод в районе и области;

-давать характеристику климата своей местности.

-проводить наблюдения за погодой; пользоваться оборудованием географической площадки для наблюдения за погодой местности; ---анализировать климатические карты, составлять диаграммы типов погоды, графики хода температур, диаграммы облачности и осадков;

- определять тип почвы, условия её образования.

- объяснять распространение растений и животных по территории района; своеобразие компонентов природы района; влияние их на человека.

-определять типичные растения своей местности, знать их использование как лекарственные средства,

-описывать различные природные комплексы своей местности, взаимосвязи между компонентами природных комплексов.

Ученик получит  возможность научиться:

-производить наблюдения за природными составляющими своего края;

- делать сообщение о знаменитых людях своего населенного пункта;

- выполнять описание одного из заповедных уголков нашего района

Личностная компетенция:

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- формирование устойчивых установок социально- ответственного поведения в географической среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека;

Метапредметная компетенция:

- вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу;

- организовывать свою жизнь в соответствии с общественно - значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры

2.Содержание учебного предмета, курса.

Раздел, темы учебного курса

1.Географическое положение, история освоения и заселения Шолоховской земли.

Карта Шолоховского района. Географическое положение района. Определение по плану территории направления от своего хутора до станицы Вешенской, города Ростова-на-Дону. Определение расстояния от своего населённого пункта к ближайшему морю. Определение расстояния от своего населенного пункта к ближайшим горам. Описание маршрута движения. Определение географических координат населенных пунктов района, крупных форм поверхности рельефа. Основные формы рельефа Шолоховского района. Основные формы рельефа своей местности и их описание. История освоения и заселения Шолоховской земли. История ст. Вешенской. Виды населенных пунктов. История заселения ст. Вёшенской. Население Шолоховского района и его быт. Традиции, быт, культура казаков. Традиционные обряды казаков.

2. Природные особенности, заповедные уголки и хутора Шолоховского района.

Воды суши. Территории бассейна реки Дон. Режим и питание реки. Озера на территории района, их образование. Искусственные водоемы. Подземные и минеральные воды Шолоховского района, их использование.

Погода и причины её изменений в районе и области. Преобладающие типы погод. Ведение календарей погоды с целью наблюдения за погодой в своей местности.

Что такое почва. Условия для формирования почв в Шолоховском районе. Преобладающие типы почв области и своей местности. Хозяйственное использование почв своей местности, охрана почв.

Животные, встречающиеся на территории района. Мероприятия по охране и сохранению численности и разнообразия животного мира района. Особенности растительного мира. Редкие и исчезающие растения своей местности.

Исторические особенности названия хуторов Дона. Население Шолоховского района и его быт. Выдающиеся люди Шолоховского района, их заслуги перед Отечеством.

Надписывание на контурной карте района хуторов и станиц. Реликтовый дуб – великан. Сосновый бор. Уникальное урочище – ендовы. Чернь. Старое русло Дона. Ясеновская балка.

3. Календарно- тематическое планирование.

Учитель: Сетракова С.А.

Внеурочные занятия «Краевед»

Полугодие: I,  Класс: 6а, 6б

Количество учебных недель: 16 

Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата

Формы организации

1

Карта Шолоховского района. Географическое положение района.

1

3.09

2.09

классное занятие

2

Определение по плану территории направления от своего хутора до станицы Вешенской, города Ростова-на-Дону.

1

10.09

9.09

практическая работа

3

Определение расстояния от своего населённого пункта к ближайшему морю.

1

17.09

16.09

практическая работа

4

Определение расстояния от своего населенного пункта к ближайшим горам. Описание маршрута движения.

1

24.09

23.09

практическая работа

5

6

7

Определение географических координат населенных пунктов района, крупных форм поверхности рельефа.

1

1.10

8.10

15.10

30.09

7.10

14.10

практическая работа

8

Итоговое занятие по теме.

1

22.10

21.10

практическая работа

9

Основные формы рельефа Шолоховского района. Основные формы рельефа своей местности и их описание.

1

5.11

11.11

практическая работа

10

История освоения и заселения Шолоховской земли.

1

12.11

18.11

классное занятие

11

Виды населенных пунктов.

1

19.11

25.11

классное занятие

12

История заселения ст. Вешенской

1

26.11

2.12

классное занятие

13

Население Шолоховского района и его быт.

2

3.12

9.12

классное занятие

14

15

Традиции, быт, культура казаков

1

10.12

17.12

16.12

23.12

классное занятие

16

Традиционные обряды казаков

1

24.12

классное занятие

Учитель: Сетракова С.А.

Внеурочные занятия «Краевед»

Полугодие: 2,  Класс: 6а, 6б

Количество учебных недель: 18

1

Что такое погода. Погода и причины её изменений в районе и области.

1

14.01

15.01

классное занятие

2

Преобладающие типы погод зимой и летом. Составление диаграммы типов погоды своей местности.

1

21.01

22.01

практическая работа

3

Климатические показатели температуры за месяц. Составление графика хода температуры. Диаграммы осадков.

1

28.01

29.01

практическая работа

4

Описание погоды дня, месяца.

1

4.02

5.02

практическая работа

5

Определение направление ветра.

Составление розы ветров.

1

11.02

12.02

практическая работа

6

Условия для формирования почв в Шолоховском районе.

1

18.02

19.02

практическая работа

7

Основные типы почв Шолоховского района.

1

25.02

26.02

практическая работа

8

Хозяйственное использование почв своей местности. Описание почв своей местности по результатам экскурсии.

2

3.03

10.03

4.03

11.03

классное занятие

9

Особенности растительного мира.

1

17.03

18.03

классное занятие

10

Редкие растения нашего района.

1

7.04

6.04

классное занятие

11

Вешенские ландшафты.

1

14.04

13.04

классное занятие

12

Животный мир Шолоховского района.

1

21.04

20.04

практическая работа

13

Охрана животного мира.

28.04

27.04

классное занятие

14

Выдающиеся люди Шолоховского района.

2

практическая работа

15

16

Заповедные уголки Шолоховского района

3

5.05

12.05

19.05

6.05

13.05

20.05

классное занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

Коллеги, на основе программы  психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова,  ваших и моих личных разработок была написана п...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана программа внеурочной де...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности по английскому языку "Занимательный Английский"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательный Английский"...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Детский фитнес"

программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Детский фитнес» для обучающихся 5-8 классов. ...