Краеведение
творческая работа учащихся по краеведению

Убушеева Жаргалма Михайловна

Исследовательская работа об улусе Хужиры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriko-kulturnyy_atlas_huzhir.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          -1-

І.  Географическое положение.

         У подножия гор Бага Ара, Ехэ Ара, у извилистой реки Могой-Горхон, когда полуденное солнце над Хэрэнэй Тэпхэр поднимается, жители села Хужиры на северной стороне любуются вереницей гор Саянских и видят силуэт горы Бойтог и Алтан Мундаргу на западе. Дацан «Улзыта Субарга» с южной стороны села расположился под сенью горы Хэрэнэй Тэпхэр, где восседает один из высокопочитаемых хатов Тунки Хэрдэк-Нойон-Баабай и Хэрмэшэ-Хатан-Иивии.    

     Наше село  Хужиры,  что в переводе означает «солончаки» расположено  вдоль федеральной  трассы  «Култук – Монды» и граничит с  Кыреном - центром  Тункинского района.   С северной стороны протекает река Иркут,  а с южной стороны простираются хребты Хамар-Дабана.  Рядом с селом  с юга на север протекает речка  Могой-Горхон, которая относится к бассейну  реки Иркут.  Исток реки находится в ложбине  «Кошкин  жалга» хребта Хамар-Дабана, примерно в 5-6 километрах от села Хужиры и, протекая через село, она  впадает в Иркут.  В  3-4 километрах  к северу от села, недалеко от  Иркута  находится   Борискино  озеро («Халсагайтын-нур»).  

         в) Дата возникновения села.

    В архивах нет  точных данных о времени возникновения  нашего села.  Но при этом архивные данные свидетельствуют о том, что крупные улусы Убулзон-Нуган и менее крупные Могой-Горхон, Хужиры были уже в 1780году. В 50-60х гг. 20 века  жители  улусов Баруун-Нуга, Убулзон-Нуга, Илтыкшин переезжают на новое местожительство в центральную усадьбу  колхоза  имени Карла Маркса в Хужиры. Так окончательно образовалось  село Хужиры, которое сегодня  является  большим и  растущим селом.  

        Численность населения – 1013 человек

        Национальный состав:  бурят – 968

                                                     Русских – 45.

         

       Адрес, телефоны администрации:

                      671002 Республика Бурятия

                      Тункинский район

                      С. Хужиры

                      Ул. Ленина 221

       Адрес, телефон школы:

                      671002 Республика Бурятия,

                      Тункинский район

                      С. Хужиры

                      Ул. Школьная, 2

       Глава МО «Хужиры»: Сушкеев Сергей Матвеевич.

      Директор школы: Агунов Валерий Содбонович.

  II. Общая характеристика природы, основные природные ресурсы.

       Климат  местности резко-континентальный, средняя температура летом + 18°С., зимой –

-21°С. Годовая сумма осадков 250-350 мм. в год. В местности нет выявленных месторождений полезных ископаемых, но много лесов, лугов, рек и озер. В наших лесах много дичи, в обилие растут грибы, ягоды, черемша. Реки и озера служат источником рыбной ловли.  Лес идет на строительство  и  служит топливом для домов. На западе и на севере от села расположены заливные луга и утуги, где растет дикий лук. На солончаковых пастбищах тучнеет скот, зимой пасутся табуны лошадей. С северной стороны села много заболоченной земли, кочковые островки указывают на вечную мерзлоту, здесь растет мох для нужд населения. Вдоль старицы реки Иркут произрастают карликовые березы, из которых вяжут метла и веники. Исходя из природных условий, можно сделать вывод, что местность  благоприятна  для  занятий скотоводством, промыслами, чем издавна занимались местные жители.

ІІІ. Археологическая история населенного пункта.

IV. Архивные и литературные источники.

V. Легенды, рассказывающие об истории населенного пункта.

              Существуют  легенды, рассказывающие о происхождении  жителей села Хужиры. Считается, что жители Хужиры  являются потомками  племени  буруутхан и ҺойҺот (Һойбо, хойбот, хойхо). Род ҺойҺо входил в число крупнейших родов тункинских бурят. В составе первого и второго номерных оттоков составлял Харбятскую инородческую управу.  Виктор Михайлов  известный этнограф  считает:   «ҺойҺот - это  обурятившиеся остатки могущественных уйгуров, известных китайцам как ойхор или хойху».   В  предании говорится, что примерно 370 лет назад из Монголии вышел человек их племени ҺойҺот  которого звали Эрэн. Перед этим он посетил ставку Богдо-Гэгэна  - «Богдын хүрээ»  и попросил для 2-х своих сыновей имя и освещение. Старшему дали имя  Дарма и еще  дали «хадаг».  В последующем придя в Тунку он обосновался в Харбятах и от него пошел род ҺойҺот в Харбятах. Второму сыну дали имя Дамба, и  Богдо-Гэгэн дал  ему «хур занда» (кожаный ремень), чтобы он стал охотником. Он обосновался в Могой-Горхоне и  от него здесь продолжился род ҺойҺот.  

       Тот же  Михайлов  предполагает, что  буруутханы  вышли из Монголии и являются ответвлением рода ҺойҺот.  По легенде  Буруутханы бежали из Монголии в период смут Бошогто хана и войн Сайн хана. Приехали в Тунку верхом на дойной корове, за которым следовал теленок по второму году (буруу). Это обстоятельство послужило причиной возникновения поговорки: «Буруутай үнеэндэ Һундалдажа ерэҺэн буруудхатан»  (на корове с теленком приехавшие бурудханы). Придя в Тунку они обосновались в местности Убулзон-Нуга, Барун-Нуга, Илтыкшин. Действительно до революции род буруутхан считался родом  «илдар» - показывающее пренебрежительное отношение других родов к поздним пришельцам, явившихся ни с чем.  Отсюда напрашивается вывод, что  если  буруутханы являлись  ответвлением ҺойҺот, а последние  -  уйгурами,  значит  буруутханы могут оказаться обурятившимися тюрками.

       История села  неразрывно связана с  Борискиным озером   «Халсагайтын нуур». В памяти людей сохранилось предание  об этом  озере.  Вот что рассказала об  этом Дарима Гомбоевна Шагдурова: «Балтын Буриса (Бориска), богач-коммерсант с семьёй жил на берегу озера «Халсагайтын нуур», недалеко от построенного им на протоке моста. Это был очень добротный, под металлической кровлей дом (яваншаа гэр) с постройками. Он одиноко стоял на берегу озера между Убулзон-Нуганом и Кыреном. На это место сегодня указывает старая лиственница. Озеро Халсагайта называют ещё Борискиным. Балтын  Буриса вел очень активную жизнь, был защитником одноулусников. Когда в 1914г. началась война с Германией то бурятских юношей стали мобилизовать на тыловые работы в Архангельск, расположенный на берегу Северного Ледовитого океана. Царь Николай II  приказал вербовать инородцев, не умеющих держать в руках оружие на рытье окопов. Под этот указ попали инородцы Тункинской волости и, Борис Балтаевич Аюшеев отправился с прошением к генерал-губернатору Восточной Сибири, чтобы вербовку на тыловые работы заменили перегоном скота из Монголии. Тем он спас своих молодых земляков от верной голодной и холодной погибели под Архангельском.  Как богач, он был репрессирован и сослан, видимо погиб в лагерях. Имя его по преданиям  из «Фольклора Тункинской долины», по записи М.Ф.Зверева про «Борискино озеро», стало нарицательным, как имя неуживчивого человека. Наша цель на сегодня – поднять и восстановить его доброе имя и гордиться, что это наш именитый по тем временам человек, из рода буруутахатан, которого не приняла Советская власть, как богача-торговца. Его дочь, Мария Борисовна Аюшеева не помнит отца, выросла у чужих людей и, сегодня с внуками проживает в Харбятах».  

                      Памятные исторические события в  истории села.

1780г. – первые письменные свидетельства о существовании улусов Убулзон-Нуга, Илтыкшин,

              Могой-Горхон,  Хужиры.

1912 г. – открытие первой школы в улусе Илтыкшин  в частном  доме Инкеева Аю

1917 г.– сход жителей улусов, где большинством голосов выражено доверие Советской  власти.

1921-1922гг. – открытие начальных школ в улусе Убулзон-Нага, Илтыкшин

Март 1931 г.– создание с/х артели «Шэнэ ажал»  в  улусах  Барун-Нуга, Убулзон-Нуга                          Февраль 1931г.- создание с/х артели «Залуу ажал» в  улусе Могой-Горхон

1931 г. - создание с/х артели  «Шэнэ Илтыкшин»  в  улусе Илтыкшин

1934 г. – в с/х артель «Шэнэ ажал» поступил   1-й трактор

1935 г. – объединение с/х артелей «Шэнэ ажал», «Залу ажал», «Шэнэ Илтыкшин»,

                 «Мунхэ хушэн», «ІІ пятилетки»    в  один колхоз  им. Карла  Маркса

1937 г. – строительство новой начальной школы в Илтыкшине.

22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны.

9 мая 1945 г. – Победа в Великой Отечественной войне.

40-50-е гг. – переезд жителей сел Убулзон-Нуга,  Баруун-Нуга,  Илтыкшин,  Елоты  в  Хужиры –

                  центр колхоза им. Карла Маркса.

1949 г. – переезд  Илтыкшинской  начальной школы в Хужиры.

1956 г. – переименование колхоза им. Карла Маркса в колхоз им. «XX партсъезда»

1958 г. -  установление памятника  воинам-красноармейцам из отряда Н.Каландаришвили.

1962 г. – укрупнение колхозов. Вхождение колхоза им «XX партсъезда» в совхоз «Саянский»

1965 г.- разукрупнение совхоза  «Саянский». Образование совхоза «Туранский» (1965-1972гг)

конец 60-х -н. 70 гг. – строительство в селе  клуба,  спортзала, детского сада,  конторы,  МТС,

                                  фельдшерского пункта,  почты, новых  квартир для рабочих.

1968 г. -  к 25-летию Победы  в селе сооружается Памятник землякам, погибшим в ВОВ

1972 г. – образование совхоза «Тункинский».

1972-73гг. – строительство новой начальной школы.

1989 г. - открытие  Хужирской неполной средней школы.

1991 г. – открытие средней общеобразовательной школы.

2005 г. – строительство дацана «Улзыта Субурга».

2006 г. – возведение «Лхабаб Субарга»-ступы святыни в местности «Болдог»

     

               Не случайно местности Могой-Горхон, Барун-Нуга, Убулзон-Нуга, Илтыкшин были облюбованы и заселены  людьми с давних времен.  В те далекие времена на  этих  прекрасных  землях простирались заливные луга,  здесь  росли  лечебные травы, съедобные растения и прекрасные цветы,  текла полноводная  речка  Могой-Горхон,  чистой и целебной  была вода в Иркуте.  К началу 20 века  буряты еще жили своими родами на своих родовых землях.  Люди из рода буруутхатан жили в улусах Барун-Нуга, Убулзон-Нуга, Илтыкшин, а ҺойҺот – в Могой-Горхоне.  Их быта и уклада жизни  еще не  коснулась цивилизация,  и жизнь  людей  текла размеренно по  правилам святой старины.  Но  постепенно и до отдаленных улусов доходили новые веяния, мало помалу  менялась жизнь,  люди начинали понимать значение образования  в жизни.

          Важным событием в жизни  жителей улусов стало открытие в 1912 году   школы в   Илтыкшине, где началось  обучение   детей из бурятских  улусов.  

        1917год  становится  переломным   в  истории всей  страны и  каждого человека. Из уст в уста  потекли по улусам разговоры о свержении царя, о Советской власти, о Ленине.  Наш край также становится   ареной борьбы  за установление новой власти.  В 1918 году неподалеку от Могой-Горхона  разыгралась  кровавая трагедия. Казаки верой и правдой служившие царской власти  зверски убили  партизан из отряда Н.И.Каландаришвили. В мае 1920года с приходом в Тунку  309-го полка легендарной 5-й Армии жители сел и улусов мало-помалу стали переходить на сторону Советской власти. В архивных документах читаем: «20 сентября в улусе Убулзон-Нуган состоялся сход жителей улуса. Большинством голосов выразили доверие новой Советской власти». 

     После окончания Гражданской войны  народу  предстояло преодолеть одно из тяжелых последствий прошлого – культурную отсталость, прежде всего неграмотность  народа. В 1921-1922гг открываются начальные школы в Убулзон-Нугане,  Могой-Горхоне.      В 1924   году в связи с открытием  Кыренской  семилетней школы рабочей молодежи, начальные школы в улусах   закрываются, и дети переходят учиться туда.    

       Следующим важным событием в жизни  жителей улусов стала коллективизация.  

В 30-31 гг. создаются артели: «Шэнэ ажал»  в  улусах  Баруун-Нуга и Убулзон-Нуга, «Залу ажал» в  Могой –Горхоне, «Шэнэ Илтыкшин» в  Илтыкшине. В артели объединяются бедняки.  Местные же  богачи Адушеев Манзаракша, Дашеев Самба, Паладхын Сампил  и другие были отправлены в ссылку.

    В 1934 году  артели объединяются в один колхоз имени Карла Маркса, и в этом же году в колхоз прибывает  первый трактор.  Первым председателем колхоза работает Замураев Лопсон Хайдакович.  Центральная усадьба колхоза находится в Хужирах. В Хужирах в  начале 30 гг. жило всего 5 семей. Это семьи Зарбухаева Даржа,  Инкеева Сырена, Арданова Балдана, Арданова Ошор-Дагбы и Аюши.

      Материалы районного архива показывают годовой отчет колхоза имени Карла Маркса за 1937: колхозников – 346, старше 16 лет – 290, подростков – 56, всего начислено трудодней – 45127,  автомашин -1, тракторы-1, молотилки – 2, сеялки- 5, сенокосилки- 5,  плуги конные – 44, бороны-16, конные грабли-9, триера-1, веялки-8, пашни 552га 50 соток, сенокосов 950 га.

    В  1937 г году усилиями колхозников  в селе Илтыкшин была построена  новая начальная школа.

     Страшным и незабываемым  стал для всех 1941год. Враг  вероломно напал на нашу страну.  С началом войны многие колхозники были призваны в Красную Армию. Всего  же за годы  на фронт ушло  более 185 человек. Женщинам  и подросткам  пришлось  заменить   ушедших  на фронт мужчин.   Трактористами работали  в годы войны  Д.С.Дондохона, Д.С.Базарова,  

 Б.Ш. Папанова,  доярками – А. Будаева, Х.Д, Лудукова, Н.Д.Лудукова,  У.Ж.Комиссрава, С.Д.Лудукова и др.  Все силы, все что могли, отдавали колхозники фронту. Из архивных данных мы узнаем:  «В годы войны  колхозники-патриоты,  воодушевленные приветствиями товарища Сталина тамбовским, саратовским и омским колхозникам, внесли свои трудовые сбережения в фонд помощи фронту: рядовой колхозник – инвалид Доржиев Бальжин  внес на постройку танковой колонны имени 25-летия Красной Армии 10 тыс. рублей,  Базаров Сыдып 17 тысяч рублей, Таряшинов Дымбрын для рабочих оборонной промышленности сдал 1 центнер мяса, Ошорова Галина сдала золотое кольцо весом 5 граммов. Всего колхозники колхоза имени Карла Маркса внесли 1 кг.60 граммов серебра, 60 граммов золота и 34 тысячи рублей. Отдавая свои сбережения на постройку боевых машин,  колхозники заявляли: «Пусть наши  скромные вклады помогут Красной Армии скорее уничтожить гитлеровских бандитов»

      С огромным ликованием, со слезами на глазах была встречена колхозниками весть о Победе.  Постепенно возвращаются   домой фронтовики, всего же  вернулось с фронта  более 90 человек.  А многих так и не дождались,  остались  лежать они навечно на полях сражений II мировой.

     Трудными были  и послевоенные годы. Много сил потребовалось колхозникам, чтобы восстановить колхоз, обустроить заново жизнь. В 1949 году   Илтыкшинская школа переезжает в Хужиры.  Заведующим школой начиная с 1946 по 1956 год работает Байминов  Дамби Шагдурович,  удостоенный  в 1952 году  звания Отличника народного образования РСФСР.

         Постепенно в 40-50 гг. жители сел Убулзон-Нуга,  Барун-Нуга,  Илтыкшин  переезжают в Хужиры – центральную усадьбу колхоза.  Последние жители переехали в 1959г.    Колхоз набирает силу, и жизнь сельчан обустраивается.

         В 1956г. в связи с укрупнением колхозов,  соседние колхозы имени Карла Маркса и «Гигант» объединяются в один колхоз имени XX партсъезда. Председателем назначается Бильдуев Сыдып Балданович.  А с 1962 года колхоз вливается в совхоз «Саянский» (1959-2001гг.) директором которого  в 60-е гг. работает Саганов Владимир Бизьяевич.  

        В  1965 году образуется  совхоз «Туранский»,   с центром в селе Хужиры. Директором назначается Шагдурова Лопсон Найданович.   Лопсон Найданович  будучи человеком   неутомимы, целеустремленным,   с большими организаторскими способностями многое сделал для развития и обустройства села.  Именно  под  руководством Лопсона Найдановича   в 1960-70-е гг. в Хужирах были построены:  Дом культуры,  детский сад,  спортзал,  автогараж,  амбулатория, баня, котельная,  квартиры для служащих и рабочих с центральным отоплением.  И за свои трудовые заслуги Лопсон Найданович был   награжден орденом «Красного Знамени».

     Память об ушедших людях, их  делах, свершениях  остается в  истории народа, в сердцах людей. Эту память мы увековечиваем в памятниках, и обелисках. И в нашем селе  есть такие памятники.  Первый памятник   над братской могилой семи  солдат отряда Каландаришвили   был сооружен в 1958 году.   В местности Могой-Горхон, на  127 км. тракта «Култук-Монды» находится братская могила семи бойцов отряда Каландаришвили Н.А..  На этом месте в 1918 году разыгралась кровавая  схватка красноармейцев с  белоказаками. Семь бойцов были зверски убиты в лесу. Их тела были захоронены здесь и обустроены оградой с деревянным обелиском. Местность называют «Долон солдаһай жалга». В 1958 году  в 1км от захоронения в местности Бурэг, при дороге был сооружен памятник из бетона. Он имеет вид обелиска высотой  2,50 м., стоит на постаменте 2х2. Соорудили памятник рабочие колхоза им. Карла Маркса во главе с Тумановым Даша-Нимой.  

    В 1968 году к 25-летию Победы  по инициативе директора  совхоза  Шагдурова Л.Н.  перед зданием Хужирского СДК  начинается строительство  памятника  землякам, не вернувшимся с войны. Памятник  представляет  собою плиту в виде развевающегося стяга на бетонном постаменте. На плите в камне  золотыми буквами высечены  их имена.  Сегодня в канун 65-летия Победы в селе осталось только   два  ветерана  ВОВ. – это Сушкеев Д-С.С и  Ошоров Ш.А Сейчас они старейшие люди нашего села, которые пользуются всеобщим уважением и авторитетом.  

         Комплекс памятника воинам ВОВ завершают каменные парковые скульптуры фигур  механизатора  и колхозницы. Прообразом этих скульптур стали реальные люди. Прообразом механизатора  был  передовой механизатор совхоза Будаев Даша-Нима,  прообразом колхозницы Базарова Долгор Садаевна – передовая доярка и первая трактористка.   Скульптуры были изготовлены и привезены из Ленинграда в 1970г.

   9 декабря 1972г совхоз "Туранский" разукрупнен  и образуется  Совхоз "Тункинский (1972-1999гг)  мясомолочного направления с тремя отделениями.  С 1973г по 1988 годы директором совхоза работает Сыренов Владимир Жамсаранович.   В 1972-73гг. в Хужирах   строится  новое здание начальной школы.  Хозяйство  совхоза в эти годы процветает, набирает  темпы. Количество крупного рогатого скота в эти годы доходит  до 2715 голов. Из года в год увеличивается  производство и продажа государству мяса, молока, шерсти, увеличиваются  площади под зерновые, кормовые, строятся  молочнотоварные  фермы.      И ударный труд животноводов, механизаторов совхоза  не раз отмечается  правительственными наградами.  Так в 70-80-ее Орденом Трудовой Славы был отмечен труд  доярок:  Сымбеловой Сырен Аюдаевны, Убушеевой  Евдокии Доржиевны, Дашеевой Анны Доржиевны, механизатора Хохоноева Юрия Дагбаевича.  Орденом  Трудового  Красного  Знамени награждена  Имеева Нордоб Аюшеевна.

     В 1984 году совхозу вручается переходящее Красное знамя РК КПСС. Райисполкома, РК ВЛКСМ. За 10 месяцев 1987 года дважды Краснознаменный совхоз сдал государству 500 центнеров мяса сверх плана. Скотники-пастухи Убушеев Д., Убушеев А., Шахтаханов Ю., Туруев С. от каждой из 234 голов крупного рогатого скота получают по 806 гр. среднесуточного привеса. Доярки Доржиева Н.Б., Сушкеева В.С. Зурбаева Х.Б становятся «трехтысячниками». В  селе  в эти годы ведется большое жилищное строительство. При помощи совхоза сельчане строят десятки новых домов. Построена новое здание  для детского сада, а в 1989 году начинается строительство  девятилетней школы, которая  затем становится средней школой. Директором  совхоза эти годы работает Комиссаров А.Ж..

     В связи с перестройкой в стране, и  переходом на самофинансирование  с 1988 года  меняется структура  управления совхоза.  Внутри совхоза создаются кооперативы на базе бывших отделений: I отделение – кооператив «Хужар», II отделение  – «Гигант»,  

III отделение - «Иркутный».  В начале 90-х гг.  делается попытка создания  фермерских хозяйств, но не всегда это удается. В настоящее время   жители села  ведут личное подсобное хозяйство, существует  5 фермерских  хозяйств.  

      В нашем селе много сторожилов. Это: Сушкеев Д-С.С,  Ошоров Ш.А, Туруев Б.Р, Хартаев Б.С., Туруева Н.Р,  Сымбелова О.А,  Зарбаев Ф.Д. и др.  Это в основном ветераны войны и тыла. Это они   были свидетелями и активными участниками многих событий в селе. В их памяти сохранились еще события  коллективизации,   на своих плечах они вынесли тяготы  военных и послевоенных лет, они  же были активными строителями своего села.

     

VІІІ. Образование и культура.

     Образование, просвещение во все времена было движущей силой  государства, общества, благосостояния людей.  Буряты это хорошо понимали.  Первая  начальная школа для детей из народа  была открыта  еще в 1912 году в улусе Илтыкшин   в  доме Инкеева Аю. Учителем был  Ларионов Афанасий Матвеевич, который приходил  из Шимков и обучал грамоте и  Закону Божьему бурятских детей.  Первыми учениками  школы были  Аюшеев Еши, Арданов Ошор-Дагба, Замураев Лопсон, Хартаев Лыксырен, Дондокова Ешин.           Но в 1920 году обучение детей прекратилось, так как учитель был убит во время  вооруженной схватки между  красноармейцами  и казаками  в Шимках.  С установлением Советской власти начинается  широкое  просвещение народных масс. В связи  с поставленной задачей  ликвидации безграмотности среди населения  в 1921-1922гг открываются начальные школы  в Убулзон-Нугане и   Могой-Горхоне.   Здания школ были в то же  время и клубами, где вечерами шло просвещение  улусников, проводились мероприятия. Учителем  в те годы работает  Бобоева Анна Александровна,  в последующем Кавалер ордена Ленина. Но в  1924  году  школы закрываются и дети переходят учиться  во вновь построенную Кыренскую школу.  В 1932 году усилиями  сельчан строится в Илтыкшине новая начальная школа. В  1949 году    Илтыкшинская школа  переводится в  Хужиры, а здание школы из Убулзон-Нугана перевозится в Кырен, как корпус начальной школы.

    В   послевоенные годы  начиная с 1946 по 1956 гг.  заведующим школой  работает   Байминов  Дамби Шагдурович.  Учителями в 40-60-е гг работают  Дармахеева Евдокия Базаровна, Ардаева Мария Балдановна, Дамшаева Сыбик Сыреновна,  Балюхаева Анна Балдаевна, Бильгаева Буда Гонгоровна,  Манзарханова Валентина Яковлевна, Байминова Аза Дамбиевна, Хусаева Галина Бадмаевна, Будаев Цыретор Чагдаржапович, Сыренова Нина Базыровна.

     Много  усилий  приложили они, чтобы  поднять работу на новый уровень, повысить качество образования.  За плодотворный и неустанный  труд  на ниве просвещения  Дамби Шагдуровичу  в  1952 году    присваивается  звания Отличника народного образования РСФСР.  С 1956 по 1964 годы заведующим работает Мадагаева Буда  Гонгоровна, а с 1964 года Хужирская начальная школа входит в состав Горхонской школы.

     Большим и радостным  событием в жизни сельчан стало открытие  в 1967 году  сельского клуба и  библиотеки, которые становятся отныне очагом просвещения  и массового отдыха  сельчан. Здесь ежедневно устраиваются показы фильмов,  с концертами выступают  артисты из Улан-Удэ,  идет выступление  агитбригад и  артистов художественной самодеятельности.  Заводилами  же всех массовых мероприятий  были активисты,  комсомольцы. В 80-е гг. в клубе  создается народный театр «Мунхэ бадаар» под руководством писателя-драматурга  Ардана Ангархаева.   Постоянными становятся постановки спектаклей на сцене клуба,  выезды за пределы села, района.  Постепенно артисты  заслуживает признание зрителей и  театру присваивается звание «Народного театра».

      В 1972-73гг. в  ученики  Хужирской начальной школы перешли учиться  в  новое здание.  В 70-80е гг. учителями работают Махарова Дамна Дыжитовна, Сыбенова Нина Николаевна, Удаева Сырен-Дулма Дансарановна,  Таряшинова Дарима Баторовна, Зарбаева Дарима Жалсараевна.  В 1989году  усилиями совхоза и на народные средства строится  9-летняя школа, которая с 1991 года становится средней общеобразовательной школой. Первым директором  становится Убушеев Владимир Жабаевич. За  все эти годы школа сделала  18 выпусков  Педагогическая деятельность многих учителей школы отмечена правительственными наградами. Так звания  «Отличника  образования» РФ  была удостоена   Таряшинова Дарима Баторовна.  Звания Заслуженного учителя  РСФСР Сухеева З.Д., Шагдуров В.Д., Степанова С.Д. Почетными грамотами РФ награждены  Зарбаева Д.Ж., Шагдурова З.Ж.  

       Школа дала путевку в жизнь  тысячам сельчан.  Все они  стали прекрасными специалистами,  мастерами своего дела, хорошими тружениками.  Есть  среди них и такие, которые  удостоены высоких званий,  заслужили всеобщее признание.  Это:  Патаева Валентина Дугаровна - кандидат филологических наук, доцент;  Ошоров Сергей Гармаевич- кандидат филологических наук, профессор естественного  института,  лауреат премии им. Вернадского,  Арданов  Чимит Ешеевич - кандидат  технических наук,  Балданов Борис Владимирович – редактор  «Спорттамир» газеты «Буряад Унэн», удостоенный чести нести факел Олимпиады  2006 года.  Мастером спорта  по борьбе стал Арданов Сергей Ешеевич.      Целую плеяду шашистов,  шахматистов  воспитал и воспитывает талантливый тренер, наставник, энтузиаст своего дела Дондоков Доржо Габаевич. Его  воспитанники  постоянно занимают  призовые места на районных и республиканских соревнованиях.  Шестеро его воспитанников стали кандидатами  в мастера спорта по шашкам,  Халхаева Санжидма  стала чемпионкой мира по шашкам 2009 года.  В школе   функционируют кружки, секции по волейболу, баскетболу, легкой атлетике.  Программа  развития школы нацелена на превращение школы в центр социокультурного развития села, на совместную работу школы, семьи, клуба, сельской администрации по возрождению и развитию традиций, культуры бурятского народа, формированию конкурентоспособных, образованных граждан, с чувством хозяина родной земли.

   VII. Персоналии- имена выдающихся людей, связанные с историей населенного пункта.

  Щедра родная земля на талантливых людей. Много  известных,  знатных  и уважаемых  людей вышло из нашего села. Среди них: Тапхаев Лопсон Дунзынович - народный поэт Бурятии,  член Союза Писателей СССР (около  70-ти  его книг было издано  в Москве),  редактор газеты «Саяны» в 1964-1977гг, руководитель литобъединения «Мунко Саридак». Не менее известен  в Тунке и в республике   Сыренов Борис Балданович  - поэт Бурятии, автор многих стихов на родном языке, член Союза писателей СССР, редактор газеты «Саяны».   Признанием и  уважением   далеко за пределами  Тунки  пользуется  Байминов Ш. Д -  писатель,  знаток старины, аксакал села.  Много сделал для развития села, совхоза  бывший І секретарь Тункинского  райкома партии  Сыренов  Владимир Жамсаранович - писатель-прозаик, член Союза  Писателей СССР.  Плодотворным был труд на благо села, совхоза и  Шагдурова Лопсона Найдановича – директора совхоза Туранский, много сделавшего для   обустройства  нашего села.  Не обойти стороной и  деятельность на руководящих постах  в разные годы в селе   Сыбенова Бадмы Ринчиновича, Леонтьева Николая  Пурбоевича.  С чувством гордости могут вспомнить односельчане своего знаменитого земляка Доржеева Зунды Жабаевича  –  известного в республике спортсмена, абсолютного чемпиона Бурятской АССР  по  вольной борьбе 1932г.

и талантливого руководителя. Немалым  авторитетом в селе пользуется и Дарима Гомбоевна Шагдурова –  автор  многих стихов, тестов песен о  родной Тунке.  Дарима Гомбоевна   много лет проработала  специалистом, гидом в Национальном парке.    Она -  энтузиаст,   человек  душой болеющий за родное село, много сделала и делает по возрождению  национальных традиций и духовности в селе.

ІX. Национальные и религиозные  традиции, праздники и обряды.

   

      Самобытность, духовное богатство народа проявляется в его традициях, праздниках и обрядах. Богато  традициями и наше село.  Из  поколения  в поколение передаются и  прививаются  они в детях .  Основой  воспитания детей в каждой семье являются  бережно хранимые в народе легенды, сказания, пословицы, поговорки,  из недр которых черпается народная мудрость.

     Широко отмечаются в нашем  селе   бурятские праздники «Сагаалган», «Сурхарбан». При праздновании Сагаалгана  во всех  семьях  строго придерживаются традиций,  что проявляется и в религиозной и бытовой стороне праздника. Обязательным при праздновании Сурхарбана бывает проведение «Эрын гурбан наадан» - состязания по борьбе, конных скачках и стрельбе из лука.  Становятся традицией  и  праздники села, «обоо тахиха». В 2006 году в местности Болдог  была воздвигнута «Субарга». Здесь, где собираются  всем селом,  возносятся  дары, подношения  местным  духам-покровителям.   После молебен устраиваются  также соревнования, игры. Знаменательным событием в истории села стало открытие в  2006 году  дацана «Улзыта Субурга», который стал главным центром возрождения духовности в селе.

Культовые места  с. Хужиры.

  1. Хэрэнэй Тэпхэр, еще называется столовая гора, находится на расстоянии 15 км.  От села. Молебен проводится в летнее время, молятся  Жалсан-ьурхану. На самой горе есть озеро, Обоо-Тахил. Здесь молятся жители сел Хужиры, Кырен, просят,  чтобы погода благоприятствовала росту травостоя,  чтобы зима была  теплой, снежной, благоприятной для зимовки скота, чтобы не было болезней.
  2. Тужиин-Табэй-Сыбык-Табэй находится  на южной стороне от села на расстоянии 500м. Это родовое молебное место Сыбиковых, но в настоящее время молебен проводят все

      жители села. Жители просят о благополучии и здоровье.  Представляет собой сосновый

      бор площадью 1 га.

  1. Ехэ-Ара-Тужа – Луса Тахэй молебен проводят жители села. Молятся о благополучии, чтобы не было засухи, был хорошим травостой, животные были сыты и не болели.
  2. Хойто-Болдог, находится севернее с. Хужиры. Молебен проводится 2 раза в год, молятся Субарга-Бурхану.

   

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному краеведению

Рабочая программа по литературе Забайкальского края...

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."

Тема работы: Исследовательская работа -  проект по краеведению. Электронное пособие  по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель  информатики.Аннота...

О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.

Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как  через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....