Урок "Семь чудес Калмыкии"
план-конспект урока по краеведению (5 класс)

Цель урока:

- развитие познавательного интереса к истории родного края;

- формирование представлений обучающихся о семи чудесах Калмыкии;

- организация совместной деятельности обучающихся с учителем по изучению нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_7_chudes.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие по истории и культуре родного края по теме "Семь чудес Калмыкии"

  • Минка Татьяна Николаевна, учитель истории и культуры родного края

Цель урока:

- развитие познавательного интереса к истории родного края;

- формирование представлений обучающихся о семи чудесах Калмыкии;

- организация совместной деятельности  обучающихся с учителем по  изучению нового материала.

Задачи:

- расширение знаний  об истории  и культуре Калмыкии  через знакомство с семи чудесами;

- развитие внимательности при работе с текстами и иллюстрациями;

- развитие умения ориентироваться в большом объёме информации;

- формирование у учащихся умений составлять рассказ, делать несложные выводы, приобщение их к достижениям информационных технологий;

- формирование навыков работы в паре и группе.

- воспитание позитивного отношения к природе, уважения к культуре и к традициям малой родины.

Тип урока: комбинированный, в нем присутствуют элементы повторения и обобщения, а так же изучение нового материала; используются разнообразные задания, охватывающие пройденный материал за курс 5 класса.

Форма урока: урок-«путешествие »

Используемые методы, технологии: исследовательский, поисково-проблемный, словесный, наглядный, практический; компьютерные технологии.

Межпредметные связи: с математикой, с английским языком, трудовым воспитанием.

Место урока в программе: по плану

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедиа, макет лотоса, карта, справочный материал, свитки, бортовой журнал .

Ход урока

  1. Организационный момент.

Урок начинается со вступительного слова учителя (слайд 1)

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Можно тихонько за партой сидеть,

А можно отправиться –

Чудеса посмотреть

-Добрый день, дорогие ребята и уважаемое жюри. Я очень рада видеть вас. Сегодня урок ИКРК проведу у вас я, М.Т.Н. Надеюсь, что наш урок принесёт много положительных эмоций, и вы останетесь довольны совместно проведённой работой. Я желаю нам успехов.

2.Актуализация знаний.

- Урок наш будет необычным, это будет урок – путешествие.

- Что такое чудеса?  (что-то необычное, сверхъестественное, волшебное….)

3. Мотивация к учебной деятельности.

-А сейчас мы будем собирать пазлы. Эту работу вы будете выполнять в парах. Возьмите конверт №1. Прочитайте задание и выполните его.

-Что у вас получилось?

- Кто из вас знает что-нибудь про эти чудеса?

- Вероятно, вам доводилось не раз слышать о Семи чудесах света. Первые упоминания о Семи чудесах света мы находим у древнегреческих авторов.

-  Но, если вам пока еще ничего не известно о чудесах света, не расстраивайтесь. Вы можете найти информацию в различных справочниках. Но сегодня мы будем говорить не о них.

-  Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- И при чём здесь 7 чудес света?

- Кто сможет сформулировать тему урока?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Может, кто-то знает что-нибудь про эти чудеса, сотворённые руками человека?

- Да  сегодня мы поговорим о семи чудесах Калмыкии, и вам предстоит узнать много нового и интересного. И для начала подумаем о том, почему именно семь чудес, а не пять и не девять…

Число «семь» считается священным у многих народов. Число 7, «магическая семерка», самое популярное число в мифологических системах многих народов. Число 7 — это граница состояния между нашим и «иным» миром. Согласно калмыцкой космологии, наш мир окружен 7 горами. Душа по калмыцким представлениям, улетает за 7 гор.

- 11 декабря в 2009 году были определены 7 чудес Калмыкии.

4. Изучение нового материала.

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Для этого у нас есть все необходимое: волшебные свитки, которые помогут нам не заблудиться, ручки, листы, которые пригодятся в путешествии, и, конечно, корабль, но необычный, а корабль времени. Мы на корабле времени, возьмёмся  за руки, закроем глаза и произнесём волшебные слова: «Земля прощай! В Добрый путь!».

- И вот наша первая остановка. Но, чтобы войти в порт и узнать его название, вы должны ответить на мои вопросы.

1. Название этого порта связано с устным народным творчеством калмыков.

2. В нём воспевается героизм 12 богатырей.

3. Все события происходят в стране Бумбе.

( это Джангр, слайд №…..)

Итак, первое чудо Калмыкии- это «Джангар».

У вас на столах лежат справочные материалы. Прочитайте и найдите ответы на следующие вопросы, ответы нужно подчеркнуть карандашом.

1.Что такое «Джангр»?

2.Время появления «Джангара».

3.Основная идея эпоса.

 «Джангар» - народный героический эпос. Это величественное произведение устного творчества калмыков, ставшее в сознании народа священным, появилось примерно в 1440-м году. В «Джангаре», как в зеркале, отражены надежды и чаяния калмыцкого народа, его представления о чести и благородстве, об истинной дружбе, его мечты о счастливой и благополучной жизни в стране Бумбы.

Бумба – страна шести тысяч и двенадцати богатырей, страна, управляемая легендарным ханом Джангаром, страна

Где неизвестна смерть, где бессмертны все,

Где небеса в нетленной сияют красе.

- Основная идея эпоса – идея единения народа, защита своей страны от многочисленных врагов. В служении народу, Отчизне видят смысл герои «Джангра».

- В канун празднования 375-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства одной из малых планет, было присвоено название «Джангар».

- Вот мы с вами познакомились с первым чудом Калмыкии. Отправляемся дальше в путешествие.

( музыка)

- Калмыцкая степь тянется сотни вёрст от Волги и Каспия до Маныча и Ставропольского плато. По величине она может сравниться с некоторыми  европейскими государствами. Но только там – шум мегаполисов, крупнейшие заводы и фабрики, а у нас – бескрайние просторы, тишина, свобода… Наша степь такая же беспредельная, безбрежная, как и море бездонное с потаёнными сокровищами.  

- Мы подплываем ко второму порту. Чтобы туда войти, мы должны отгадать загадку.

Загорелся огонёк,

Но не греет и не жжёт,

На воде он плавает,

Красотой нас радует!

Ответ: Лотос

- Молодцы ребята - одно из таких сокровищ – лотосы.

-Ребята, как вы думаете, почему это растение считается чудом? Обратимся опять к нашим справочникам-помощникам.

Второе чудо Калмыкии – это священный лотос буддистов. Редкое красивое растение слывёт загадочным с тех пор, как, по древневосточной легенде, Будда переплыл на лотосе Индийский океан. Величественная красота, способность в течение дня менять окраску поражает воображение, зачаровывает – это настоящее чудо света! Так, герои легенд отправлялись за чудесным лотосом в Китай и Индию, преодолевая в пути самые сложные испытания.

Где ещё мы можем увидеть лотос?

Это символ нашей республики. Лотос изображён на государственном гербе и флаге Калмыкии.  На государственном гербе Республики Калмыкия – Сюльде – в основании его – лепестки лотоса белого цвета – символ чистоты и духовного возрождения… В середине государственного флага изображён голубой круг с белым цветком лотоса, состоящим из девяти лепестков. Верхние пять лепестков лотоса олицетворяют пять континентов земного шара, четыре нижних лепестка – четыре стороны света, символизирующие стремление народа Калмыкии к дружбе и сотрудничеству со всеми народами»).

- Лотос изображён на ордене, который так и называется – Орден Белого Лотоса. Его вручают как высшую степень отличия Герою республики за личные заслуги, трудовой героизм, особо выдающуюся новаторскую деятельность, значительный вклад в дело процветания Калмыкии.

- А теперь отправляемся за следующим чудом Калмыкии.

(музыка)

- Весной наша степь обновляется. Это самый лучший период – пора цветения дивного создания природы. Чтобы узнать о следующем чуде Калмыкии, мы должны разгадать шараду.

- Тюль купил бы польский пан, а ещё цветок...  (тюльпан) (слайд№…)

- Какую надпись вы видите на слайде, и какая связь между ним и цветком?

«Алтн зул цецг» - древнее калмыцкое название тюльпана.

- Охарактеризуйте этот цветок.  ( красивый, прекрасный, нежный…)

 (Прекрасен он и невольно зовёт каждого полюбоваться своей неповторимо нежной и беззащитной красотой. Чашечки его, просвечиваясь молодыми лучами солнца, тянутся к сини небес, стараясь разлить свой тонкий аромат над всей землёй.)

(Много легенд о тюльпанах. Одну из них рассказал народный поэт Калмыкии Тимофей Отельданович Бембеев в своём стихотворении «Чёрный тюльпан»)

Счастливец я! Знать от рожденья

Мне жребий особенный дан –

В степи моей, в пору цветенья,

Набрёл я на чёрный тюльпан!

Лишь раз в девять лет, по преданью,

Родится волшебник степной,

И то лишь прекрасною, ранней,

Ни с чем несравнимой весной.

Тычинки белы. Благороден

Их цвет, привлекающий взгляд.

Они, улыбаясь природе,

Мне радость и счастье сулят. 

- Редок этот тюльпан. Появляется он в степи через каждые девять лет. Девять – счастливое число в мире кочевых народов. Обязательно расцветает на самой верхушке древнего кургана, под которым покоится прах защитников этой местности. Чёрен тюльпан, как ночь, но тычинки в нём белы, как снег. Чёрные лепестки его охраняют от бед. Белые тычинки обещают счастье. Увидевший чёрный тюльпан никогда не должен касаться его, а просто постоять над ним, загадав желание, никому не разглашать тайну места произрастания этого необычного цветка. Человек встречает его только раз в жизни.

Это символ степной красоты, воплощение юности вечной!

-Перед нами следующий слайд. Чем отличаются изображения на нём?

Как вы думаете, какое изображение сделано раньше, а какое позже? Почему такая разница? ( ответы детей)

- К сожалению, уничтожение прекрасных растений, гордости наших степей, привело к уменьшению численности, и поэтому этот благородный цветок занесён в Красную книгу.

- А сейчас обратимся к нашим справочникам.

- Дети, что делается в Калмыкии для сохранения этого вида растения?

- Какой праздник и с какого времени отмечается в республике?

 «В Калмыкии проявляют заботу о тюльпанах. С 1995-го года в республике отмечается праздник «Гимн тюльпану» - благородному цветку, занесённому в Красную книгу России.

- Каждый, кто сорвёт тюльпан, должен знать, что им погублены десятки будущих растений, так как в этом случае цветок лишён возможности образовывать плод и семена. Вместе с цветком обрывается стебель с листьями, и в луковице, не получающей питательных веществ, не формируются почки возобновления.)

- Чтобы тюльпаны всегда цвели, радуя нас несравнимой красой, надо беречь их и не рвать.

-  Просто наклонитесь, вдохните чудо-аромат, задышите полной грудью, расправьте плечи, оглядите степь, в которой с каждой весной всё меньше тюльпанов, почувствуйте себя ответственными за её неповторимый облик, дарованный нам нашими мудрыми предками: «Берегите красавицу-степь!».

5. ( ФИЗМИНУТКА)

-Ребята, вы наверно уже устали, давайте немного отдохнём. Когда я, называю животное, вы встаёте. Если я называю растение, вы приседаете. А если я называю исчезающие растения и животных, вы хлопаете в ладоши.

- полынь (присели)

- волк (встают)

- тюльпан (присели и хлопают)

- суслик (встают)

- кабан (встают и хлопают)

- ковыль (приседают)

- одуванчик (приседают)

- заяц (встают)

- подорожник (присели)

- лиса (встали)

- сайгак (встали и хлопают)

- колокольчик (присели и похлопали)

- полевая мышь (встали)

- Отдохнули и продолжаем дальше.

- Мы с вами узнали  о третьем  чуде Калмыкии. Мы подплываем к четвёртому порту, здесь мы узнаем тоже много интересного.

- Нам нужно расшифровать шараду (слайд№…)

,,, Г        ,,

- Правильно, ребята,-  это курган.

- Четвёртая станция посвящена степным курганам. Волго- Маныческие степи, где расположена наша республика, во все времена населяли различные племена и народы, оставившие после себя память в виде сотен тысяч курганов, которые являются памятниками археологии.

- Обратимся к справочным материалам.

- Что представляют собой курганы?

-  Что находят археологи при раскопках курганов?

Они представляют собой земляные насыпи, возводившиеся над древними погребениями, то есть являются своеобразными кладбищами, в которых на протяжении тысячелетий сменявшие друг друга народы хоронили своих умерших или погибших соплеменников.

- Сейчас на территории Республики насчитывается несколько сот исследованных курганов, а общее их количество, как говорят, исчисляется тысячами. Высота курганов достигает 16 метров, а диаметр - 150 метров. Внутри археологи обнаружили несколько сот погребений времён второго-третьего тысячелетия до нашей эры. Вместе с телами умерших  древние кочевники хоронили предметы быта, драгоценности, оружие и даже четырёхколёсные повозки.

- В 2002 году при строительстве дороги Яшалта – Бага – Тугтун   случайно был раскрыт курган, который относится к Бронзовому веку. Были найдены останки человека, лошади и предметы быта.

Хасыр Бикинович Сян-Белгин посвятил степным курганам такие строки:

А года продолжали плыть.

Сколько слёз он видал, курган?!

Ими б красный тюльпан полить –

Почернел бы степной тюльпан!

На кургане молчит трава.

Спит курган. На нём пыль времён.

- Время не стоит на месте, мы должны двигаться вперёд. Нас ждёт следующий порт. Но мы не можем зайти в порт, потому что нам нужно определить название следующего чуда Калмыкии. Давайте вспомним математику. Нам нужно решить примеры и поставить ответы в порядке возрастания, и мы узнаем название нашего порта.

3*5=15          у    

9:3 = 3           х

9*11= 99      л

7*9 = 63       у

5*7 =35        р

- Правильно, ребята, - это ХУРУЛ.

- Обратите внимания на цифры в наших примерах. Чем они необычны? (ответы)

- Правильно, но я хочу сказать о другом. Все эти цифры являются благоприятными для буддистов.

- Опять обращаемся к справочнику.

-  Каким по счёту это чудо Калмыкии?

- Когда был построен хурул, какому событию посвящён?

- На какие средства построен хурул?

- Пятым чудом нашей республики признан Хошеутовский хурул – наша память…, наша история…. ( слайд№….)

 Построенный в память о ратных подвигах, о героизме и мужестве, проявленных калмыцкими воинами в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе русской армии 1813-1814 годов, Хошеутовский хурул всегда производил большое впечатление и вызывал восхищение у всех, кто видел его.

Строительство этого храма велось на добровольные пожертвования калмыцкого народа, большую часть расходов взял на себя Серебджаб Тюмень – Герой Отечественной войны 1812 года и командир второго Астраханского калмыцкого полка. Тюмень хотел, чтобы память о его воинах, погибших за Россию, сохранилась в веках. Так, в начале ХIX века на левом берегу Волги был воздвигнут памятник дружбы и боевого братства русского и калмыцкого народов – Хошеутовский хурул.

Здесь была огромная библиотека книг и рукописей, бережно сохраняемых и передаваемых от поколения к поколению. В хуруле хранилось как величайшая святыня – боевое знамя, с которым калмыцкие воины ходили в поход на врага. С этим знаменем калмыки пришли в пределы России в начале 17-го века. С ним не раз шли в бой с врагами Родины. В последний раз оно развевалось на поле брани во время Отечественной войны 1812 года. И в шести местах было пробито неприятельскими пулями. Это знамя служило символом славного героического пути калмыцкого народа, всегда встававшего вместе с другими народами России на защиту Отечества.)

- Хошеутовский хурул не просто уникальный историко-архитектурный и культурный памятник, это память калмыцкого народа, память о героических предках и славных деяниях.

- Вы слышите гудок, ребята, нам пора в путь.

- Теперь пришла пора рассказать о 6-м чуде Калмыкии. Но вначале послушайте народную легенду:

«В кибитке за чёрно-белой доской сошлись два калмыка. Жена хозяина кибитки, занимавшаяся подношением кушаний и напитков соперникам, успевала незаметно бросать взгляд на положение фигур. И когда ситуация для её супруга стала критической, женщина как бы невзначай обратилась к мужу: «Хозяин, пока Вы здесь играете, я распоряжусь, чтобы подводу, на которой будет спать наш дорогой гость, поставили на правый угол кибитки. А заодно отправлю его коня на пастбище». Муж всё понял. По словам жены, ему следовало перебросить ладью на правый угол доски, отогнать коня противника. Он так и сделал, и выиграл партию».

- О какой игре идёт речь? (шахматы)

- Правильно, ребята, это шахматы. Вы все учите английский, а как на английском слово «шахматы»- ( ЧЕСС ), а слово «город» -  (СИТИ).

- А теперь догадались, о каком чуде Калмыкии идёт речь? ( СИТИ-ЧЕСС)

(слайд№……)

- В те времена никто из степняков, так любивших шахматы, и представить не мог, что спустя века в калмыцкой степи разыграют партии лучшие мастера со всего света на ХХХIII Всемирной шахматной Олимпиады. Тогда и решили построить Сити-Чесс. Строительство шахматного городка началось в апреле 1997 года)

- Обратимся к справочнику.

- Какая общая площадь Сити-Чесс?

- В чём уникальность сооружения?

- Какой музей и когда был открыт здесь?

(Общая площадь Сити – Чесс - 594 га. В центре находится – Дворец шахмат Это уникальное сооружение имеет форму стеклянной кибитки. )

 - В 2001 году во Дворце был открыт Музей Шахматной Славы. Он был и остается единственным музеем шахмат в мире.

- Сегодня Сити – Чесс небольшой городок, который стремятся увидеть сотни туристов, посещающих Элисту. Здесь побывали известные политические и религиозные деятели, артисты и спортсмены. В Сити – Чесс проходят крупные международные форумы. О Городе Шахмат на юге России знают во всем мире. )

- Отправляемся дальше в путь.

- Ребята, как вы думаете, что же является седьмым чудом Калмыкии?( ответ)

- Какое сооружение есть у нас, но является самым высоким в Европе?

 Седьмым калмыцким чудом стала, пожалуй, самая главная достопримечательность нашей столицы, архитектурное чудо Элисты, место поклонения многих тысяч верующих – Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакъямуни».

-Обращаемся к справочнику.

- Кто благословил строительство этого центрального хурула?

-  Что расположено вокруг хурула?

- Что было доставлено из Индии?

(Центральный хурул, построенный по благословению Его Святейшества Далай – ламы ХIV, Золотая Обитель Будды Шакъямуни в Калмыкии вырос, как в сказке: необыкновенно быстро и на диво красивым. Внешне он выглядит хорошо задуманным и искусно исполненным архитектурным ансамблем. Вокруг хурула расположено 108 барабанов ( слайд№…..) и 17 статуй пандитов.)

В каждом из барабанов заложены миллионы молитв, определенные благовония, а в статуях – древо жизни «сокшин», расписанное молитвами. Почитание этих святынь несет людям благословение и удачу на жизненном пути. Из Индии специально были доставлены тысячи статуэток Будды. Они изготовлены из бронзы и латуни высотой в 20 сантиметров для оформления алтаря.  )

- Ребята, вспомните из курса «Основы буддийской культуры» в каком году был построен этот хурул? (2005 г.)

- Таким образом, «Золотой храм» в центре Элисты, согласно буддистским поверьям, превратился в «Дворец тысячи Будд».

Пыль отряхнув, исканий и тревог,

Судьбы, крещенной пряником и плетью,

Возвел народ божественный чертог –

Как образ красоты, великолепья.

Не пожалел ни золота, ни сил –

Все на алтарь, в деяние вникая,

И столько он в реликвию вложил,

Что долго ей звучать, не умолкая.               А. Скакунов

 (Звучит музыка, неожиданно корабль попадает в бермудский треугольник и переворачивается.)

- Ребята, у нас беда. Мы попали с вами в бермудский треугольник. Для того чтобы выплыть, нам необходимо выполнить задания в свитках, которые хранятся в нашем волшебном сундуке. Давайте откроем их и посмотрим, что там есть.

(Учащиеся достают свитки их 10 ,  фломастеры.)

- Сейчас вы должны определить названия чудес Калмыкии и подписать их.

(Учащимся отводится время для выполнения заданий. Затем учащиеся показывают каждый свиток и прикрепляют на доску.)

Вот вы успешно выполнили задания, и нам пора возвращаться в наш класс, ведь скоро урок подойдет к концу.

Звучит музыка. (Слайд №…)

6. Рефлексия. 

Ребята, благодаря вашей помощи, стараниям мы благополучно вернулись домой в наш класс. А что же мы расскажем нашим мамам, папам и друзьям? Где были? Что видели? Что узнали?

- А для этого мы проведём блиц-опрос. Я задаю вопрос, а вы должны ответить да или нет.

                                 Блиц-опрос.

  1.  Будда переплыл Индийский Океан на…

                    А) ромашке?    Б) тюльпане?      В) Лотосе?

  1.  Произведение устного народного творчества, в котором 12 богатырей сражаются за независимость и счастье своего народа –это…

                    А)  «Колобок?»     Б) «Курочка ряба?»         В) «Джангар?»

  1.  Хошеутовский Хурул был построен в честь победы …

А)В честь победы на Олимпийских играх?

         Б) (В честь победы в Отечественной войне 1812г.)

  1.  Город, построенный в Элисте – это…?

А )    Город игрушек?    Б)    Макдональдс?           В) СИТИ-ЧЕСС?)

  1. Самый большой буддийский храм в Европе – это

А) Кремль?            Б) Храм  Христа Спасителя?   В) Золотая  Обитель Будды Шакьямуни

 Поэты, композиторы, художники   воспевали этот цветок, в честь него назван праздник в Калмыкии -

А) Астра?         Б)  Одуванчик?   В) Пион?     Г) Тюльпан ?  

6.  Древние кочевники хоронили вместе с телами умерших   предметы быта, драгоценности, оружие и даже четырёхколёсные повозки- это..

 А) Пирамиды?       Б) Курган?

Вот мы и познакомились с вами с «Семью чудесами Калмыкии». Я  рада, что благодаря нашим стараниям вы теперь знаете, что есть и в нашей небольшой республике   свои семь чудес, которыми гордятся все жители Калмыкии .

7. Домашнее задание.

- Подготовить доклад об одном из чудес Калмыкии или выполнить рисунок.

- Подумайте, какой список из 7 чудес нашего района вы бы предложили.

- Придумайте загадку, шараду или ребус на тему нашего урока.

8. Подведение итогов урока.

- Ребята, в конце нашего урока,  я хочу  поблагодарить вас за активную работу, творческий подход, умение работать в коллективе. 

Хочу пожелать Вам: стремиться увидеть в обычном – удивительное, услышать прекрасное, не бояться осязать, пробовать, чувствовать, смеяться и любить, и тогда Вы поймёте, то, что подарено нам жизнью и есть чудо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Телемост «Великобритания – Америка – Россия - Калмыкия»

Данный урок был разработан с учетом национально-регионального компонента на основе УМК "English 7"  Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др....

Символы Калмыкии. Суслик

Творческая работа ученицы 11 класса Каниной Анжелики....

Символы Калмыкии. Полынь

Творческая работа ученицы 9 класса Головковой Полины...

Территория Калмыкии в древности

Элемент урока с использованием национально-регионального компонента...

Сценарий презентации проекта "У нас друзья по всей России.Республика Калмыкия"

На все стороны степь:Ни лесочка, ни гор!Необъятная гладь,Неоглядный простор!       ...

Классный час на тему: "Калмык не знает слово: отступленье!"

Цель: расширить представления учащихся о героизме советского народа, о Героях Советского Союза из Республики Калмыкия.Задачи:- развивать умение высказывать свою точку зрения;- умение полно и правильно...

Конспект занятия по кружковой работе "7 чудес Калмыкии"

Конспект занятия "7 чудес Калмыкии" по кружковой работе...