Материалы методических объединений.
материал по краеведению

Романова Юлия Валерьевна

Публикация на тему: Школьный краеведческий музей и проектная деятельность учащихся как средство активизации познавательной и творческой деятельности. Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школьный краеведческий музей и проектная деятельность: как средство активизации познавательной и  творческой  деятельности учащихся».

Романова Юлия Валерьевна

учитель истории

МОУ «Задорская ООШ    Сонковского района, Тверской области»    

2016 г.

                                 

  «Родина не может существовать без свободы,

                     свобода без добродетели, добродетель без граждан.

                                 У вас будет все, если вы воспитаете граждан;

 без этого у вас все, начиная с правителей государства,

будут лишь жалкими рабами.

Однако воспитать граждан — дело не одного дня; и чтобы иметь граждан-мужей, нужно наставлять их с детского возраста».

Руссо Жан-Жак.

Сегодня в век инновационных технологий, которые проникают во все сферы жизнедеятельности человека,  перед современной  школой ставятся новые глобальные задачи. Воспитать в ребенке всесторонне развитую личность: социально-адаптированную  к жизненным ситуациям, творческую, инициативную, с полным багажом научных знаний. Современный школьник легко ориентируется в море информации, предлагаемой всемирной глобальной сетью, создает проекты, участвует в научных конференциях, семинарах, практикумах, совершает виртуальные экскурсии. Но одно остается неизменным – патриотическое воспитание: любовь к своему государству, Родине, приверженность семейным традициям.

 В современной России школа, уделяет большое внимание патриотическому воспитанию. Разнообразны формы и методы, которые используют педагоги в своей каждодневной работе. Но мне бы хотелось, как учителю истории, рассказать об опыте вовлечения нашего школьного краеведческого музея в образовательную систему урока.

Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Перспективы его развития обусловлены развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности учащихся. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея, – позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями. Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием.

Для сельской общеобразовательной школы краеведческий музей является связующей ниточкой между прошлым и будущим, объединяющим ушедшие поколения с сегодняшним. Школьный музей более, чем какой-либо другой, включен в жизнь местного сообщества, а также - близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района.

        Наш музей был создан более пятидесяти лет назад. Сама же школа насчитывает сто двадцатилетнюю историю и была основана как церковно-приходское одноклассное училище в конце XIX века. Наши педагоги предшественники организовали и собрали интереснейшую экспозицию по истории крестьянского и колхозного быта, провели огромную аналитическую и поисковую работу по сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной Войны, жителях села. И сегодня наш музей, неотъемлемая часть образовательного процесса, помогающий активизировать познавательную деятельность современного школьника.

        Экспозиции музея помогают эффективно организовать проектную, поисково-исследовательскую деятельность на уроках истории, обществознания, краеведения, а также охватывают  все уровни обучения: начальная ступень, среднее звено. Предложенные темы и методы работы помогают ученикам применить свои знания на практике, работая с историческими документами, архивными материалами, экспонатами. Уроки, проведенные в музее интересны, эмоциональны и эффективны в систематизации и усвоении новых знаний.

        Исходя из накопленного опыта,  были  выделены сведущие направления в воспитательной и образовательной работе:

1. Осуществление систематической связи с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.

2. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

3. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

4. Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы.

5. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.

6. Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива.

7. Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

8. Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

9. Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

10. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

        На основе изучения опыта  известных музееведов  Е.Л. Галкиной и М.Ю. Юхневич   организовали педагогическую деятельность по следующим направлениям:

  • Музей - экспозиция (выставка) - Музей - экскурсионное бюро.

           В рамках данного направления создателями экспозиций и экскурсоводами являются учащиеся 8-9 классов. Для того чтобы грамотно интересно проводить экскурсию школьники должны  владеть историческими знаниями, умением вести диалог со слушателями, владеть вопросно–ответным методом, позволяющим поддерживать эффект диалога на протяжении всего процесса общения.  Как, показал опыт ученики с большой охотой и желанием окунулись в исследовательскую работу по следующим проектам:  «История нашей школы», «История колхоза «Память Дзержинского», «Ветераны войны – наши односельчане», «Биография Комина В.И., выпускника школы, участника ВОВ», «Учителя Задорской школы», «Директора Задорской школы, «Знаменитые выпускники школы», «История одного экспоната», «История родного села». В процессе работы над проектами учащимися были созданы интересные мультимедийные презентации, снят видеофильм об истории родного музея, изучены интереснейшие факты, установлены связи с другими музеями школ и области в поисках необходимой информации. Учениками под руководством педагогов был проанализирован и  систематизирован большой объем фотоматериалов, оцифрованы старейшие документы, заведена электронная база.  Проведены юбилейные экскурсии для гостей школы. Для учащихся младшего звена  учениками седьмого класса разработан цикл виртуальных экскурсий: «Музеи Древнего мира», « Знаменитые музеи тверского края». В процессе данной образовательной и воспитательной работы наблюдается повышение  и активизация познавательного интереса у детей. Достижение  учениками позитивного результата по таким предметам, как история, география, краеведение, (многие из них являются победителями краеведческих чтений, конкурсных работ) позволяет мотивировать современного школьника на более его углубленное изучения. Формирует такие важные знания и умения как анализ и обобщение нужной информации, аналитическое мышление.

        В процессе работы в направлении:  Музей – лаборатория – со школьниками  младшего звена была проведена  исследовательско-проектная работа  по таким темам,  как «Судьба семьи в судьбе страны», «Семейный архив», «Семейные реликвии и предания», «Орден в доме». К данной работе активно привлекались родители, бабушки, дедушки. Юные исследователи в тесном сотрудничестве с родными приступили к формированию семейного архива, научились взаимодействию. Из работ учеников были созданы переносные экспозиции, фотовыставки в музее, в котором ученики представили свои проекты и презентации.

  • Музей - клуб, музей – театр.  В рамках данного направления особенный интерес вызвало театрализованное представление «Бабушкин сундук», подготовленное учениками восьмого класса   для младших школьников. Изготовляя копирующие предметы старины, и заполняя сундук интересными находками, ребята в полной мере проявили свои творческие способности, познакомились с русским фольклором, предметами крестьянского быта. Применение в образовательном процессе нестандартных форм работы, привлечение детей к возможности в реальности и на практике применить свои знания с помощью музея активизируют  и мотивируют школьников  на достижение высоких результатов  на всех уровнях обучения.

Но конечно нельзя не сказать и о такой форме работы с детьми как урок. Урок в музее стал неотъемлемой частью учебного процесса. В планировании и проведении таких нестандартных уроков помогают методические разработки Мацкевич М., кандидата педагогических наук. На мой взгляд, интересна предложенная  ею методика: Конструктор музейного урока, которая позволяет его четко и грамотно его разработать в соответствии с требованиями ФГОС, выстроить четкую логическую структуру, и на выходе достичь запланированного результата.

Что является главной составляющей музейного урока и его отличительной чертой? На мой взгляд, дыхание подлинности музейных предметов и пространства. Вне их деятельность учащихся теряет смысл, так как в этом случае,  урок можно успешно провести с любой дистанционной площадки с помощью привлечения ИКТ. Музей обладает особой энергетикой и способен вызвать у детей яркую эмоциональную отдачу при методе диалога с живым подлинником или раритетом. Но следует помнить и о другом, что на выходе из учебного процесса школьник должен узнать, запомнить и понять материал.

        Актуальность  и важность музейной работы отразилась и в работе внеурочной деятельности. В школе появился кружок «Юные музееведы» для учащихся 5-7 классов. Наиболее увлеченные ребята проявили интерес и желания продолжить свое образование и поисковую деятельность в музее, которая дает возможность расширить  коммуникативные возможности, кругозор.

Конечно результат данной работы -  это, прежде всего совместная деятельность педагога и ученика. Она требует большого внимания, подбора информации и изучения материала, планирования и организации учебной деятельности. Применение разнообразных форм работы дает возможность  наиболее полно проявить ученику свои индивидуальные возможности, объективно оценить  результаты, проявить навыки критического мышления. Но как интересен, может быть процесс совместного поиска, предложения идей, проектирования. Заинтересуется ли ребенок таким видом деятельности, последует ли за учителем. Вот, на мой взгляд,  в чем заключается главная задача педагога -  увлечь и зажечь в ребенке искру желания познавать этот мир, пробудить пытливость и любознательность. Хорошим другом и помощником  для учителя и является наш школьный музей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы методических объединений "МОТИФ"

Отчет за год ШМО "МОТИФ" - доклад о проделанной работе....

Материалы методических объединений

laquo;Наивысший, наибольший эффект в профессиональном росте учителя может быть достигнут  только в том случае, когда личные усилия учителя по своему самообразованию начинают совпадат...

Материалы методического объединения учителей-словесников

Представленные документы - протоколы заседаний ШМО - отражают работу учителей словесников за 2014-2015 учебный год...

Материалы методического объединения

Анализ работы творческой группы учителей за 2014-2015 учебный год...

Материалы методических объединений

Порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников...