Проект " Быт и традиции чувашского народа."
проект по краеведению

Яковлева Татьяна Анатольевна

Проект  в старшей группе воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podproekt_2021-2022.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко»

Ибресинского района Чувашской Республики

Проект

в старшей группе

воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны

Тема: Быт и традиции чувашского народа.

Ибреси, 2021 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта:  «Быт и традиции чувашского народа».

Автор проекта: Яковлева Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района Чувашской Республики.

Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района Чувашской Республики.

Цель:  Формировать у детей представления о традициях и быте чувашского народа; воспитание  эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Задачи:

  • Познакомить детей с особенностями жизни и быта чувашского народа.
  • Дать понятие о традиционных качествах характера чувашского народа : гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  • Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  • Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
  • Расширять и активизировать словарь детей.

Участники проекта: Подпроект предусматривает  участие родителей, детей старшего дошкольного возраста и педагогов.

Сроки проведения:   октябрь 2021 – апрель 2022 г.

Гипотеза проекта – формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни,  на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Ожидаемые результаты:  

  • Дети имеют представления о традициях, быте русского народа.
  • Осознают  роль труда в жизни россиян, знают  и хранят  историко-духовную память,  уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни.
  • Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В  последние  годы  проблема  патриотического  воспитания  детей  дошкольного   возраста стала  очень  актуальна.  Ей  придается  большая  значимость  в  проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации».  Среди  целевых ориентиров,  которые  должны  быть  сформированы  к  концу  дошкольного  возраста,  указано  овладение  представлениями  об обществе,  его  культурных  ценностях,  о  государстве  и  принадлежности  к  нему.

 В  настоящее  время  под  патриотическим  воспитанием  понимается  взаимодействие  взрослого  и  детей  в  совместной  деятельности  и  общении,  направленное  на  раскрытие  и  формирование  в  ребенке  общечеловеческих  нравственных  качеств  личности,  приобщение  к  истокам  национальной  региональной  культуры,  природе  родного  края,  воспитание  эмоционально-действенного  отношения,  чувства  сопричастности,  привязанности  к  окружающим.  С  дошкольного  возраста  ребенка  надо  воспитывать  патриотом - человеком,  имеющим чувство Родины,  который  любит  страну,  в  которой  он родился  и  растет,  ее  традиции,  историю,  культуру,  язык.   

 Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции..  В процессе творческой деятельности, основанной на изучении  традиций чувашского народа  у  детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 1  – Этапы реализации проекта

Наименование этапа

Целевая аудитория

Содержание

Подготовитель-ный этап

С педагогами

- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

-изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы;

-анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по тематике проекта.

С детьми

-рассматривание иллюстраций.

-беседа с целью выявления уровня знакомства с бытом чувашского народа и традициями.

С родителями

-  Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции чувашского народа».

 - Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.

Основной этап

С педагогами, муз. рук.

-проведение консультаций, педагогических советов;

-разработка методических рекомендаций.

С детьми

-непосредственно-образовательная деятельность.

- Беседы.

- Чтение познавательной и художественной литературы.

- Слушание чувашских песен.

- Просмотр видеосюжетов, презентаций.

- Экскурсия в чувашскую избу.

-проведение тематической недели, посвященной дню чувашской культуры.

С родителями

-проведение родительских собраний;

-участие в совместном мероприятии с детьми.

Заключительный этап

С педагогами, муз. рук.

-выступление на педагогическом совете (обсуждение результатов реализации проекта).

С детьми

           -Открытое занятие «Быт и традиции чувашского народа»»

-проведение повторной беседы с целью выявления уровня знакомства с бытом и традициями  чувашского народа.

-организация выставки детских работ.

С родителями

-Оформление альбома «Традиции чувашского народа» совместно с детьми, родителями.

-общее родительское собрание (подведение итогов).

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 2  – План реализации проекта

Этапы проекта

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Подгото-вительный

1.Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы.

2.Разработка перспективных планов НОД  

1-2 неделя октября,  2021г.

Воспитатель

Беседа с целью выявления уровня знакомства детей с бытом и традициями чувашского народа.

3 неделя октября,  2021 г.

Воспитатель

Проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом.

4 неделя октября, 2021г.

Воспитатель

Основной

1.Презентация проекта для педагогов ДОУ «Быт и традиции чувашского народа».

2. Презентация проекта для родителей «Быт и традиции чувашского народа»

1 неделя ноября,   2021г.

Воспитатель

Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с бытом и традициями чувашского народа («Быт и традиции чувашского народа»)

в течение реализации проекта

Воспитатель

Проведение тематической недели, посвящённой дню чувашской культуры

1 неделя апреля,    2022 г.

Воспитатель Муз. рук.

организация экскурсий посещения этнографического музея под открытым небом, п. Ибреси

2 неделя апреля,   2022 г.

Воспитатель

Организация интерактивных выставок и мини-музеев («Чувашская изба»)

1 неделя января,   2022 г.

Воспитатель Муз. рук.

Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и  предметы чувашского быта.

3 неделя февраля, 2022г.

Воспитатель

Заключи-тельный

Проведение повторной беседы с детьми с целью выявления уровня знакомства бытом и традициями чувашского народа

3 неделя марта,    2022г.

Воспитатель

Общее родительское собрание (подведение итогов)

2 неделя апреля,   2022г.

Воспитатель

Результативность на начало проекта

  • дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания чувашских праздников.
  • знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.
  • дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.
  • У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к праздникам.
  • Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.

Результаты диагностики на окончание проекта

У детей:

  • дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
  • у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
  • дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
  • у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
  • дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, фольклором.
  • могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
  • у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
  • Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

У родителей:

  • Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
  • Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
  • Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
  • В детском саду совместно с родителями был создан музей чувашского  быта и культуры, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
  • Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания о быте  и традициях чувашского народа.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов чувашского быта. Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к чувашской культуре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации.- Чебоксары: Новое время, 2005.

2. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. –Чебоксары: Новое время, 2006.

3.Богатеева З. А. Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья. – Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2015. – 123с.

4.Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа: метод.пособие / под ред. И. В. Михайловой, Е. И. Николаевой. – Чебоксары, 2013. – 255с.

5. Михайлова З. П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003

6. Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.

7. Смирнов А. П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.

8. Сказки и предания чуваш. –Чебоксары Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Завещание И.Я.Яковлева чувашскому народу

Завещание составлено чувашским просветителем И.Я.Яковлевым 4 августа 1921 года. Слова чувашского Патриарха призывают беречь - величайшую святыню - веру в Бога. Богатое педагогическое наследие завещани...

Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое Дню рождения выдающегося просветителя чувашского народа, создателя чувашской письменности, основателя Симбирской чувашской школы

Тема: «Светлое имя И.Я. Яковлева».Цели урока:Ознакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана Яковлевича Яковлева, обогатить и систематизировать изученное.Прививать любовь и уважение к культур...

урок-проект "Культура и традиции народов России"

Урок-проект по географии 8 класс...

Сценарий классного часа на тему: «Обряды, традиции, обычаи чувашского народа»

Обряд, обычаи, традиция являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и ...

Ознакомление дошкольников с культурой, традициями и праздниками чувашского народа.

Ознакомление дошкольников с культурой, традициями и праздниками чувашского народа....

Инновационный проект "Экоэтнотека"-этноэкологическое воспитание, обычаи и традиции бурятского народа

инновационный Проект «Сетевая этно-экологическая школа «Селенга-Байкал»...