Новые формы и методы краеведческой работы с учащимися. Доклад на педсовет 29 апреля 2019 г.
материал по краеведению

Надбитов Руслан Константинович

В содержании доклада описываются формы и методы образовательной краеведческой работы в ОУ РК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet_29_aprelya_2019_g.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Надбитов Р.К.,

методист БУ ДО РК «РЦДЮТ и К»

Новые формы и методы работы с учащимися в школьном краеведении

«Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать».

Д. С. Лихачев.

   Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края,  воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

   Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, формирует  патриотизм,  духовность,  национальное самосознание.

   Школьное краеведение  осуществляется  учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами образовательного учреждения. Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.

   При составлении рабочих программ по истории  и краеведения  планирование  строится так,  чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс, использования во внеклассной работе у учащихся сложилась определенная система целостных знаний о главных этапах развития родного края, его отличительных особенностях, месте и значений в истории нашей страны. Можно условно говорить об этапах  этих знаний и представить их в следующем виде:  история своей семьи,  история своей школы, села, история района, история края.

   История нашего края, села очень противоречива, а  порой и искажена. Наличие различных точек зрения, противоречивость фактов подталкивают краеведов к поиску исторической справедливости. К сожалению, уходят из жизни те, кто хранит воспоминания о былом, поэтому краеведческое направление работы – одно из направлений патриотического воспитания в школах республики. Это  - один из способов сохранить хотя бы то, что еще возможно.

   Формы и методы, используемые в процессе обучения истории родного края, самые разнообразные.  Но основное требование к ученическим изысканиям по историческому краеведению - поисковый, научный характер. Краеведение представляет такие возможности довольно широко.

   Практика показывает, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание к фактам и явлениям окружающей действительности, помогают выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений, навыков, практического применения полученных знаний в жизни,

   Благодаря включению краеведения в учебно-воспитательный процесс вносится элемент живого созерцания. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью.

     В настоящее время, наконец, стали понимать, что краеведческой работе необходимо уделять больше времени. На краеведение в курсе истории России отводится одна десятая часть изучаемого материала. Несомненно, изучение своего края, области, региона в контексте истории России решает многие задачи обучения. Невозможно изучать государство, не опираясь на материалы, исторические факты, архивные данные местного значения. Краеведческая работа – это, прежде всего, развитие интереса учащихся к малой родине, проведение параллелей с историей страны, необходимость осознания сущности своей причастности, как личности, к истории и процессам преобразования в государстве.

    Но, изучая историю своего края, мы часто сталкиваемся с рядом трудностей в подготовке и проведении уроков краеведения. Наряду с этими проблемами, возникает ряд вопросов: какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать урок краеведения интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение, преобразование старых методов и применение новых форм и технологий? Практика изучения истории родного края (краеведения) показала, что учащиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Краеведение подразумевает работу в первую очередь практическую, где в паре, на равных условиях должны работать учащийся и учитель. Главным в этой работе должен быть интерес учащегося, учитель же становится направляющей стороной. Не секрет, что, изучая историю своего края в рамках школьной программы, школьники получают лишь часть знаний. Остальное учащиеся находят самостоятельно, для этого необходимо найти такие источники получения знаний, которые будут интересны каждой из сторон учебного процесса. Таким источником может стать ученическое исследование, проектная деятельность, компьютерные технологии.

   Наиболее продуктивный метод в краеведении – учебно-исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно- исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников.    

    Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Не секрет, что изучение истории родного края переплетается с историей каждого живущего, с историей родного города, села, семьи, окружающих людей. Необходимо показать исследователю как переплетается история родного края с историей страны. Это задача учителя, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соисследователем, соавтором. Научно - исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность. Задача педагога -  научить учащихся правильно проводить исследование проблемы, научить проводить поиск  материалов на заданную тему,  знакомиться с источниками, работать в архивах и музеях. А  по результатам исследования составлять отчетные материалы о проделанной работе, уметь написать тезисы своего доклада, подготовить свое исследование для печати.  При планировании исследования необходимо серьезное внимание уделять тому, чтобы  выбор соответствовал возрасту школьника, уровню его знаний.   Тема краеведческой работы должна  соответствовать  интересам обучающегося  и способствовать развитию личности.

     Краеведческая работа из класса в класс усложняется. Старшеклассники, выполняя краеведческие задания, вооружаются элементарными умениями и навыками для их выполнения. Учащиеся выполняют как групповые виды работ, так и индивидуальные, учатся записывать воспоминания, брать интервью, работать с документами, читать специальную литературу, выполнять познавательные задания и др., развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе.

   Следующей эффективной формой является проектная деятельность.  Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся, что важно в изучении истории родного края. При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты готовые к внедрению. В современном мире технологий результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ, организация музейного уголка. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей использовать разнообразные методы обучения, техники и технологии, креативность учащихся.

   Главным аспектом проектной деятельности, который чаще всего вызывает трудность, является выбор темы проекта. Краеведение предполагает узконаправленный выбор темы. Это могут быть темы, связанные с историей поселка, семьи и т.д. Итогом работы проектной деятельности учащихся должна стать защита проекта. Краеведческие проекты могут быть направлены на решение проблем, связанных с углубленным изучением истории родного края. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей,  определяются объекты для исследования, виды и методы работы, организуется  поисковая работа и осуществляется руководство  их работой.  Проведение простейшего краеведческого исследования требует не только усилия учащегося, но и серьезного педагогического руководства.

   В XXI веке активно используются компьютерные технологии - система получения, анализа, обработки информации с помощью современных технических возможностей. С внедрением компьютерных технологий поиск и исследование проходит быстрее и качественнее. Краеведы не только могут получать информацию, но и делиться ею, общаться с другими заинтересованными краеведением людьми. Итогом работы могут стать презентации полученного материала, мультимедийные фильмы, краеведческие дистанционные олимпиады, программы тестирования, сайт – страницы.

   Наряду с применением современных методов и приемов в краеведческой работе не следует отказываться от консервативного обучения. Получение знаний путем общения ученика и учителя с использованием диалога и монолога, с применением наглядного материала дает возможность ученикам получить минимум краеведческих знаний, которые в будущем будут пополняться и обновляться уже самостоятельно каждым (и учителем, и учеником). Особо хотелось остановиться на экскурсионной работе. Краеведение основывается на получении и применении знаний, умений и навыков не только в урочном процессе. Экскурсии - это один из методов, который направлен на получение ЗУН и приобщение учащихся к истории предков, культуре, воспитание любви и гордости за вклад малой родины в историю страны. Экскурсионная работа должна быть тщательно подготовлена и спланирована. Каждая экскурсия должна преследовать определенные цели и задачи, проходить в назначенное время и носить развивающий, обучающий и воспитательный характер. Итогом экскурсии могут стать выпуски газет, выставок, проспектов. Материал, полученный в ходе краеведческой экскурсии, учащиеся могут использовать не только на уроках истории, в краеведческой работе. Это могут быть комбинированные уроки других дисциплин (литература, русский язык, экология и др.).

   Перечисленные выше методы и приемы краеведческой работы - это часть огромного пласта педагогических знаний, которые учителя могут применять на практике. В современном процессе обучения краеведение набирает методологический аппарат, путем проб и ошибок, оставляя те методы, формы, приемы, технологии, которые более приемлемы для получения и приобретения учащимися знаний истории родного края.

Список использованной литературы:

Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение.- 1980.

Барков А.С. О научном краеведении. - М.: Просвещение.- 1961.

Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. – М., 1972.

Гаврилко Н. Н. Краеведение — основа воспитания патриотизма http://pedsovet.org/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id,5440

Дыбова Нина Викторовна.  Формы и методы обучения учащихся  краеведению.

Кацюба Д.В. Историческое краеведение в воспитании учащихся. – М., 1965.

Методика историко-краеведческой работы в школе. / Под ред. Н.С. Борисова. – М., 1987.

Милонов Н.П. Изучение истории области в средней школе. – М., 1968.

Строев К.Ф. Краеведение. – М., 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся».

Доклад на МО  «Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся»....

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.

В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образо...

Доклад: Проблемы подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме и методы их решения (ГИА).

Сообщение по теме «Проблемы подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме и методы их решения (ГИА)» на районном семинаре "Технология и методология учащихся...

Доклад для выступления на заседании ШМО воспитателей по теме "Формы и методы профилактической работы по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам"

На современном  этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вр...

ДОКЛАД "РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Я работаю учителем математики 28 лет. У многих  школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов.  Поэтому я считаю, что главна...

Доклад на РМО учителей информатики: "Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ОГЭ, ЕГЭ"

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет он, зависит наш результат. Обмен опытом между педагогами одного направления просто необход...