Методические рекомендации по составлению учебных пособий. 2019 г.
учебно-методическое пособие по краеведению

Надбитов Руслан Константинович

Методические рекомендации составлены в помощь педагогам для разработки учебных пособий по преподаваемым предметам. Рекомендации включают единые требования к структуре, содержанию и оформлению учебно-методических изданий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

БУ ДО РК

«Республиканский центр

детско-юношеского туризма и краеведения»

Методические рекомендации

по составлению учебных пособий

                                                                 

Элиста 2019

Надбитов Р.К.. Методические рекомендации по составлению и оформлению учебных пособий. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования

Настоящие методические рекомендации составлены в помощь педагогам для разработки учебных пособий по преподаваемым предметам. Рекомендации включают единые требования к структуре, содержанию и оформлению учебно-методических изданий. – г.Элиста, БУ ДО РК «РЦДЮТ и К», 2019.

    Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов. Интенсивно обновляется содержание дополнительного образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Важной для педагогов дополнительного образования стала проблема учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Педагогическая практика убедительно доказывает, что качество и результативность образовательного процесса существенно повышаются, если данный процесс обеспечивается комплексно.

   В свете новых требований к дополнительному образованию педагоги должны знать методические основы проектирования комплексов дидактических средств обучения, уметь разрабатывать названные комплексы и адаптировать их к реальным условиям образовательного процесса.

   Целью данной работы является оказание практической помощи преподавателям в определении видов учебных пособий и требований к их разработке.

  Новый этап развития образования в России, связанный с переходом на вариативное и профильное образование, сопровождается разнообразием учебной литературы как на федеральном и региональном уровнях, так и в рамках отдельных учебных заведений. В данных условиях правомерен вопрос о необходимости четкого определения значения и функций каждого типа учебной книги, в частности, учебника и учебного пособия. Рассмотрим последовательно определения терминов «учебная книга», «учебная литература», «учебник», «учебное пособие», которые приводятся в специальной книговедческой, исследовательской и педагогической литературе.

   В.С. Цетлин приводит следующее определение понятия «учебная  книга»: «Учебная книга – средство обучения, которое предоставляется для преподавания и учения в общеобразовательных школах в виде книги или брошюры. Учебные книги отвечают требованиям программ, содержат дидактически и методически обработанный материал (как правило) одного учебного предмета для одного учебного года. В большей мере, чем другие средства обучения, учебные книги служат для развития духовных способностей, прививают умения учиться по книгам. Они служат основой для самообразования и непрерывного образования. Учебные книги необходимы учителю и ученику, как на уроке, так и дома». 

   К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия, тексты лекций, учебно-методические пособия, задачники, справочники и другие печатные материалы, используемые на учебных занятиях. Учебная литература является важнейшим элементом методического обеспечения учебного процесса

   Учебное пособие, наряду с учебником, является разновидностью учебной литературы. В письме Минобразования Российской Федерации «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие»» отмечено, что «Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия».

   Для того чтобы выделить сущностные признаки учебного пособия, рассмотрим ряд определений понятия «учебное пособие»:

  1. «Пособиями называют те книги, которые помогают более быстрому и более плодотворному пользованию учебниками». 
  2. «Учебное пособие – это вид учебной книги, решающий отдельные задачи, важные для развития самостоятельности учащихся и их духовных сил. К учебным пособиям относятся справочники, библиографии, повторительные книги». 
  3. «Учебное пособие является дополнением к учебнику, если он (учебник) не охватывает всех вопросов учебной программы или не отражает последних достижений науки и практики по отдельным вопросам». 
  4. «Учебные пособия (хрестоматии, сборники задач и упражнений, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и др.) являются значительным дополнением к учебнику. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера». 
  5. «Учебное пособие следует рассматривать как источник учебной информации и средство обучения, которое дополняет учебник и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний». 
  6. «Учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания». 

   Нельзя не отметить, что последнее из рассмотренных определений, вносит неопределенность в трактовку понятия «учебное пособие», приводит к смешению понятий «учебник» и «учебное пособие» за счет введения в определение признака «частично (полностью) заменяющее учебник».

Обобщив приведенные определения термина «учебное пособие», можно сделать вывод, что учебное пособие – это:

- средство обучения;

- источник учебной информации;

- вид учебной литературы, дополняющий учебник.

Для наглядности представим результаты анализа схематично (рис.1).

Учебник

Общие признаки:

- средство обучения;

- источник информации;

- вид учебной литературы

Учебное пособие

Специфические признаки:

- учебная книга, предназначенная для получения основных, фундаментальных знаний по учебному предмету;

-систематическое изложение учебного материала

 

Специфические признаки:

- учебная книга, предназначенная для дополнения, конкретизации учебного материала, изложенного в учебнике или для более глубокого изучения учебной дисциплины;

-частичный охват учебной программы

Рис. 1. Общие и специфические признаки учебника и учебного пособия

   Таким образом, при данном рассмотрении учебное пособие имеет ряд принципиальных различий с учебником: в отличие от учебника, который характеризуется систематическим фундаментальным изложением учебной дисциплины, учебное пособие предназначено для получения дополнительных знаний по представленным в учебнике темам с целью более глубокого самостоятельного изучения предмета конкретной учебной дисциплины. В учебном пособии содержится больший, по сравнению с учебником, объем учебного текста и учебных заданий, позволяющий глубже изучить и усвоить конкретную учебную тему.

   С учетом разнообразных подходов к определению термина «учебное пособие», нами предложено следующее: «Учебное пособие – это учебная книга, дополняющая или расширяющая учебник по отдельным вопросам или темам учебной  программы».

   Понятие «учебное пособие» целесообразно рассматривать в двух аспектах:

1. Учебное издание, выпущенное на бумажном или электронном носителе в дополнение к классическому учебнику или в качестве его полной замены.

2. Специальные предметы и материалы, использующиеся на уроке в качестве наглядных пособий.

   С помощью всевозможных видов учебных пособий учитель создаёт на уроке творческую и увлекательную среду. Это способствует эффективному восприятию нового материала и даёт возможность быстро и максимально объективно проверить уровень знаний, полученных учеником на предыдущих занятиях.

   Все учебные пособия изготавливаются в полном соответствии с образовательным компонентом и содержанием учебной программы. Кроме того, они должны учитывать возрастные особенности и уровень развития учащихся. Обязательным условием является соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

   Выделяют следующие виды учебных пособий:

· электронные (презентации, электронные книги, интерактивные игры);

· звукотехнические (аудиозаписи, видео – и DVD фильмы);

· печатные (таблицы, плакаты, стенды, портреты, раздаточные и дидактические карточки);

· объёмные (макеты, модели, натуральные предметы и их имитации).

   Учебное пособие может быть представлять собой и печатный аналог пока ещё не утверждённого учебника. Подобная замена возникает на этапе перехода к новым стандартам образования, в период работы над базовой учебной литературой. Такое пособие часто представляет отдельные разделы знаний и не претендует на полноту освещения материала. Заодно и помогает апробировать новую подачу учебной информации.

   Это касается федерального компонента образовательной программы. На региональном уровне подобные виды учебных пособий могут представлять собой вполне завершённый, полноценный труд авторов, но по содержанию они охватывают только местную тематику (например, региональная экономика, история, география и достопримечательности родного края).

   В современном образовании все большее значение приобретают электронные учебные пособия. Кто-то сделал наблюдение, что, если дать ученику прослушать новый материал, то с первого раза он усвоит только четверть информации. Если то же самое не слушать, а только смотреть – запомнится примерно треть от всего увиденного. Когда включается и слух, и зрение, то результат будет ещё лучше – в голове ученика останется половина объёма, одновременно услышанного и увиденного.

  Что же собой представляет электронное учебное пособие? Прежде всего, это отлично структурированный материал, представленный не только текстом, но и рисунками, схемами, таблицами, фотоиллюстрациями. Вторая его отличительная особенность – наличие большого количества дополнительной информации разного рода: справочники, словари, списки литературы, ссылки на полезные ресурсы.

   Обязательный элемент – это видео, анимация, «живые» картинки, всплывающие надписи. С их поддержкой трудные для понимания фрагменты курса усваиваются учащимися легче и быстрее. И наконец, ни один электронный учебник не обходится без практических работ и тестовых заданий для проверки полученных знаний.

   Электронное учебное пособие не ограничивается только электронной книгой. Новейшие технологии обучения используют мультимедийные системы, позволяющие быть в диалоге с учителем; а также разнообразные обучающие игры, конференции; презентации и уроки, записанные в видеорежиме.

   Различные виды учебных пособий, хранящихся на электронном носителе, содержат учебную, познавательную, справочную информацию и обучающие методики. Электронный учебный продукт может быть частью традиционной системы обучения (в этом случае отдельные темы из печатного учебника подаются в электронном виде), а может представлять собой самостоятельный дидактический материал (он-лайн консультации, тестирование, интерактивные ресурсы).

   Роль электронного учебного пособия в образовательном процессе неоценима:

· способствует росту интереса ученика к изучаемой дисциплине;

· повышает эффективность обучения;

· уменьшает время на поиски нужной информации;

· даёт возможность самостоятельного использования, без помощи со стороны учителя;

· позволяет учителю дополнять и изменять любую информацию по ходу объяснения темы;

· помогает наглядно продемонстрировать стандартную ситуацию нестандартными выразительными средствами;

· используется в коллективном учебном процессе;

· не заменим для индивидуальной работы.

   Большинство современных школьников – это «продвинутые» пользователи электронных средств, а значит, учителю нужно быть всегда на шаг впереди. Проводя урок, он не должен испытывать затруднений в использовании мультимедийных систем обучения, интерактивной доски и видеоаппаратуры.

   Переход отечественной системы образования на качественно новый уровень неизбежно повышает требования к подготовленности педагогов: сегодня мало быть сильным методистом, нужно ещё обладать и приличными знаниями в области информационных технологий.

   При составлении учебных пособий следует обратить внимание на следующие компоненты:

   1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.

2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить, есть ли ссылка на каждый рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.

3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.

4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.

5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках.

6. Рукопись необходимо хорошо вычитать.

Основные требования к содержанию учебного пособия:

  • преемственность при изложении материала методического пособия в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам;
  • тесная связь с содержанием учебных материалов других блоков учебного плана, включая общественные науки;
  • реализация принципов обеспечения внутридисциплинарных связей между учебными изданиями по одной дисциплине;
  • междисциплинарные связи;
  • обеспечение непрерывности отдельных видов подготовки специалистов;
  • использование общего понятийного аппарата, унификация в использовании терминологии в обозначении.

   В соответствии с вышесказанным основной текст должен быть сконструирован так, чтобы привить учащемуся умения:

  • проводить анализ;
  • делать выводы и применять научно обоснованные решения в условиях неопределенности;
  • видеть перспективы развития соответствующей области знаний;
  • пользоваться современной научной информацией, перерабатывать и использовать ее при решении практических задач.

Ключевые требования к тексту учебного пособия:

  • текст обеспечивает полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины;
  • текст доступен для успешного усвоения студентами, способствует мотивации учения, формированию умений и навыков, а также творческих способностей будущих специалистов;
  • обеспечивает преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, а также обеспечивает тесные внутри-дисциплинарные и межпредметные связи;
  • учитывает психолого-педагогические факторы обучающихся, их общеобразовательный уровень;
  • использует возможности поясняющих и дополнительных текстов.

Виды учебных пособий:

1) учебно-методические пособия;

2) учебно-информационные пособия;

3) словари;

4) сборники задач;

5) рабочие тетради;

6) методические пособия для самостоятельной работы студентов;

7) методические рекомендации (указания) для обучающихся, предназначенные для отработки пропущенных занятий; словари терминов, сборники текстов;

8) самоучители - учебные пособия для самостоятельного изучения учебного материала без помощи руководителя и др.

Систему организации работы над учебным пособием можно представить следующим образом:

Структура, содержание и оформление учебного пособия

Структура учебного пособия:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • оглавление;
  • текстовое описание пособия;
  • список литературы.

На титульном листе указывается наименование образовательной организации, название работы, вид учебного пособия (учебно-информационное пособие; учебно-методическое пособие; методическое пособие для самостоятельной работы студентов; рабочая тетрадь, словарь, атлас, альбом, сборник задач, тестов и т.д.). Внизу титульного листа указывается город и год выпуска.

На оборотной стороне титульного листа дается краткая информация об учебном пособии, его выходные данные (фамилия, имя, отчество, должность автора или группы авторов под фамилией редактора), его читательское назначение (указать категорию обучающихся).

В пояснительной записке предусматривается раскрытие актуальности и новизны учебного пособия, цели и задачи его подготовки, ожидаемые результаты (практическая направленность его использования).

Текстовое описание учебного пособия сопровождается разделами, подразделами (главами).

В зависимости от вида учебного пособия построение текста должно соответствовать строгой логической схеме (введение, обзор литературы с конкретными вопросами, выводы, заключение, список литературы, использованной автором, независимо от того, где они опубликованы). Текстовое описание может сопровождаться наличием графиков, таблиц, рисунков, заданий, контрольных вопросов и т.д.; по желанию автора их можно вынести в качестве приложений.

На подготовленное пособие автор должен получить рецензии - внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю рецензию составляют педагоги образовательной         организации, внешнюю - преподаватели других образовательных организаций, научные работники образовательных организаций высшего образования, ведущие специалисты научных организаций.

В рецензии дается всесторонняя и объективная оценка содержания и структуры учебного пособия, информация об отличительных особенностях данного пособия в сравнении с существующими, анализ его методических достоинств и недостатков, оценивается научность и доступность изложения материала, констатируется соответствие требованиям ФГОС.

Объем учебного пособия определяется количеством часов, отводимых на изучение дисциплины, с учетом специфики курса, его места и значения в подготовке специалиста.

В аннотации сообщается: в чем актуальность работы, что нового вносит автор (личный вклад автора) в разработку проблемы, кому адресовано пособие.

Правила построения учебного пособия могут варьироваться, но существуют обязательные элементы:

  1. Оглавление
  2. Предисловие.
  3. Введение.
  4. Основная часть.
  5. Заключение.

   Оглавление является важнейшим элементом справочно-сопроводительного аппарата учебника, дающим общее представление о структуре книги и ее проблематике. Представляет собой систему заголовков значимых частей книги с указанием страниц, где они помещены. Обычно располагают в начале книги, после титульного листа.

   Оглавление используется в книге на одну тему, написанной по единому плану и разбитой на главы или другие равнозначные части. Содержание используют в сборниках, журналах, методических указаниях.

              Оглавление может быть двух видов: классическое и современное. Классическое оглавление содержит цифровую рубрикацию и сопровождается соответствующими словесными обозначениями или символами.

   

Современное оглавление предусматривает только цифровую рубрикацию:

Предисловие         3

Введение        4

  1. Название главы        5
  1. Название параграфа        5
  2. Название параграфа        15
  1. Название главы        30
  1. Название параграфа        30
  2. Название параграфа        45

Заключение        83

Литература        84

Приложения        85

Введение должно содержать:

  1. Формулировку проблемы, освещаемой в основной части учебного пособия.
  2. Уточнение и детализация темы пособия.
  3. Обоснование методологии и методики рассмотрения основной темы пособия.
  4. Обзор сложившегося состояния проблемы по имеющимся источникам.
  5. Актуальность, проблемность, степень дискуссионности темы.
  6. Изложение наиболее важных, трудных, перспективных тем, рассматриваемых в основной части.

Рубрикация в Основной части должна быть четкой, т.е. следует предусмотреть деление на главы и параграфы (разделы, пункты).

Заключение. Главное (общее) требование к заключению - обобщение учебного материала, основные выводы, рекомендации и прогноз развития учебной дисциплины (науки, общественной деятельности).

Включает в себя следующие компоненты:

  1. обобщение информации, изложенной в основной части учебного издания, основные выводы и тенденции развития учебной дисциплины;
  2. краткую характеристику основных нерешенных или труднорешаемых проблем;
  3. рекомендации по дальнейшему изучению данной учебной дисциплины, кругу самостоятельного чтения специальной литературы;
  4. прогноз развития учебного предмета (науки, общественной деятельности);
  5. концовку учебного издания.

Дидактический материал. Обязательным компонентом учебного пособия должен стать дидактический материал (вспомогательные таблицы, алгоритмы, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоподготовки, тематика докладов и рефератов, система упражнений и задач, исчерпывающие списки обязательной и дополнительной литературы и проч.).

Контрольные вопросы и задания целесообразно давать в конце основных структурных элементов текста учебника или пособия, в которых рассмотрен тот или иной программный материал.

Наличие контрольных вопросов и заданий отличает учебные издания от других и помогает учащемуся не только проверить усвоение материала, но и выделить для себя самое важное.

Библиографический список

  1. Григорьев С.Г. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, С.И. Макаров. – Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акд., 2002. – 110 с.
  2. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
  3. Методические рекомендации для преподавателей по написанию и оформлению учебного пособия / Сост. А.Е. Пироженко, О.М. Ермолова - Волгоград, ГБОУ СПО "Волгоградский медицинский колледж", 2015.
  4. Огорельцева М.Г. Методические рекомендации по составлению и оформлению учебно-методических изданий. Методическое пособие для преподавателей ФКПОУ «КТТИ» Минтруда России.
  5. Смирнов В.И. Учебная книга в системе дидактических средств // Университетская книга. – 2001. – № 10. – С. 16–26.
  6. Цетлин В.С. Проблема учебника в зарубежной дидактике // Справочные материалы для создателей учебных книг / Сост. В.Г. Бейлинсон. – М.: «Просвещение», 1991. – С. 269–304.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ....

Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"                 В настоящей работе рассмотре...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ 1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ  1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУСоставлены на основании методических рекомендаци...

Презентация "Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины"

Методические рекомендации содержат пошаговый алгоритм действий преподавателя при составлении рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС....

Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС

Методические рекомендации содержат пошаговый алгоритм действий преподавателя при составлении рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС. Методические рекомендации устана...

Методические рекомендации по составлению и ведению учебной документации педагога дополнительного образования.

Буду рада, если данные рекомендации будут полезны в работе педагога дополнительного образования....