Конспект урока "История создания Смоленского герба"
план-конспект занятия по краеведению (6 класс)

Захарьина Лариса Анатольевна

Материал может быть востребован при изучении регионального компонента на уроках истории России, во внеклассной деятельности учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока (внеклассного занятия)

«История создания Смоленского герба» (6 класс ФГОС)

Захарьина Л. А.

Цель урока: познакомить учащихся с историей создания Смоленского герба.

Задачи: рассказать о роли символов (гербов) в средневековых государствах и современном обществе, воссоздать историю создания нашего, Смоленского герба, раскрыть значение  в воспитании символики в воспитании гражданской идентичности, закрепить понятия, изученные в курсе средних веков геральдика, герб, щит.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать составные части герба; описывать смоленский герб 14 века; смогут объяснить сущность и особенности символики герба; овладеют принципом работы с дополнительным материалом не из учебника, текст, которого не адаптирован, научатся участвовать в эвристической беседе, мини-дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формирование УУД:

предметные результаты: иметь представление  об истории  герба  и символике; способность применять понятийный аппарат ; умения изучать и систематизировать информацию из различных современных источников, раскрывая ее познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личностей и народов истории  человечества в целом;

метапредметные: слушать других, уважительно относиться к точке зрения одноклассников, быть готовым изменить свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; выделять существенную информацию из текстов разных видов; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (проект, сообщение, кластер, план)

личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание необходимости уважительного отношения к символике Смоленщины; определять личностный смысл учения; осмысление социально-нравственного опыта других поколений, способность к определению своей позиции; понимание культурного многообразия мира, толерантность.

Технологии: ТРКМ, проектные методы обучения

Оборудование: учебник  Г.А. Ластовский. История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века. Смоленск: 1997; мультимедийная презентация, материалы для проекта, гимн.

Ход урока

  1. Организационный момент 15 сек

  1. Мотивационно-целевой этап 5 минут

Вопросы к классу:

Почему многие из вас в георгиевских ленточках? Георгиевская лента создавалась как часть наградного комплекта, состоящего из ордена Святого Георгия, Георгиевского креста или Георгиевской медали и ленты. Кроме того, она когда-то являлась частью некоторых воинских знаков отличия, которые присваивались воинским частям.

Впервые Георгиевская Лента появилась вместе с Георгиевским Орденом в 1769 году. Интересно, что цветовое решение рассматриваемого нами знака отличия породило много споров. По данным проекта РИА Новости «НАША ПОБЕДА» (9may.ru), граф Литта в 1833 году писал: "бессмертная законодательница, сей орден учредившая, полагала, что лента его соединяет цвет пороха и цвет огня…". По данным того же сайта, Серж Андоленко, русский офицер, с таким объяснением согласен не был: "В действительности же цвета ордена были государственными с тех времен, когда русским национальным гербом стал двуглавый орел на золотом фоне…”. По другим общедоступным сведениям, чёрно-оранжевую гамму следует понимать как цвет дыма и огня. В любом случае, появившийся ещё в царской России символ прочно укрепился в истории и теперь стал традиционным цветом праздника 9 мая. «Георгиевская Ленточка» - один из самых интересных проектов по созданию символов в нашей стране. Появившись в год шестидесятилетия Победы (2005), он успел стать традицией - небывалое событие в новейшей истории России. Акция признана самой масштабной патриотической акцией в России. Что ж, это хороший результат. Георгиевская Лента имеет славную историю и заслуживает того, что бы её цвета символизировали Великую Победу.

Какую другую символику вы знаете?

Какие государственные символы вы можете назвать?

Целесообразно спросить детей, а зачем нам всем необходимо  знать о символике нашего государства?  - (Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ).

 Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.

Вызов – актуализация

Включаю видеоролик «Герб России» https://youtu.be/CHuiScrg1ZE , о чем видеоролик? (истории герба и описании герба в различные периоды). Мы живем на Смоленщине, скажите актуально  для смолянина знать историю и описание нашего герба?

Вызов – актуализация

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

Определите название темы нашего сегодняшнего урока.

Мы будем говорить о гербе Смоленщины. Тема нашего урока «История создания Смоленского герба»

  •  На какие вопросы нам предстоит ответить? (Когда и как возник герб Смоленщины?)

Каковы цель и задачи урока? (Познакомиться с историей создания Смоленского герба, объяснить сущность символики герба, сохранена ли преемственность символики Смоленщины сегодня?) Запись в тетрадях: Герб – это отличительный знак города или государства. Вы задумывались, почему все гербы на щитах? Начало было положено рыцарским средневековьем: символы на щите показывали происхождение рыцаря, т.е. кто он и откуда его род, но носили и защитную функцию, как-будто сила предков должна была передаться ему в бою. Геральдика – наука о гербах

  1. Погружение в проблему «История создания смоленского герба»

Итак, XIII и особенно XIV века для Смоленского княжества были разрушительными, государство ВКЛ, Тевтонский Орден, Золотая Орда, молодое Московское княжество стремились захватить его территорию. В борьбе против врагов Смоленск искал союзников среди них и выбрал ВКЛ, но вскоре хитрый Витовт подчинил себе его. И именно в годы напастей рождается смоленский герб. Как это произошло, какие обстоятельства способствовали этому? Мы погружаемся в проблему вместе с известным специалистом по геральдике , это наука о гербах, Г. В. Ражневым.

  1. Работа в группах

Оценочные листы для оценки других групп:

1.Четкость и грамотность изложения

2.Доступность

3.Эмоциональность и красочность

4.Интересно

Группа 1. Символика Смоленского герба

Герб Смоленской области представляет собой щит оригинальной формы, верхняя кромка которого как бы вызубрена, то есть, похожа на Смоленскую крепостную стену, которую строила вся Россия и которая сыграла роль не только для Смоленска и Смоленщины, но и всей России. Нижняя часть щита выполнена круглой и этим актом восстановлена историческая форма древних Смоленских щитов. В результате раскопок курганов в Гнездово были найдены амуниции группы захороненных Смоленских и Гнездовских дружинников. Все они имели щиты круглой формы. Круглый щит - это символ нашей Смоленской области. Сам щит украшен лентой Ордена Ленина, которым Смоленская область была награждена в 1958 году. Орден Ленина - символ неоднократных подвигов Смоленщины, которым также награждались и многие наши труженики. На гербе традиционно оставлена пушка и птица Гамаюн. Пушка - вечный символ не только потому, что Смоленск первый в России стал иметь это оружие. В Смоленске в 1393 году был произведен самый первый в России артиллерийский салют, за сто лет до Москвы, об этом свидетельствует русская летопись. Птица Гамаюн, золотистого цвета с крыльями и хвостом, украшенными червленью (красным цветом) и зеленью - это символ счастья, птица мира, символ космической птицы - первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина. Сама пушка изображена именно так, как изображали ее в 17-18 веках, не в профиль, а несколько сзади. Задняя часть пушки по рисунку повторяет гвардейскую ленту. В нижней части герба - ветви дуба и снопы льна. Ветвь дуба с желудями - это символ зрелой воинской доблести, зрелого воинского героизма, воинской славы, которую проявлял Смоленск в истории России, а лен - это неофициальный символ области. На этих двух веточках единственная лента с девизом: "Несгибаемый дух все превозможет!" Это слова взяты из обращения Кутузова к смолянам в августе 1812 года. Этим мы отдаем дань уважения памяти нашему великому полководцу, которому было присвоено звание Смоленский. Щит увенчан исторической земельной (великокняжеской образца 1730 года) шапкой. Сегодня корона символ не монархического правления и монархии в России, а признак статуса гербовладельца.  Гербы в современной геральдике определяют только принадлежность, в данном случае - именно Смоленской области, берущей свое начало с великого Смоленского княжества. Белый цвет на щите - это тоже особый символ. Это символ того, что Смоленщина была центром белой России. Издавна Русь берет свое начало из трех истоков: белая, глинная и малая Русь. Белая полоса Российского флага - это наша, Смоленская полоса. Кроме того, белый символ - это символ мира, символ помощи, взаимосотрудничества. Он наиболее подходит к пограничной области, которой является сегодня Смоленщина. Более того, Смоленск - символ воинской славы. Крест Георгия был белого цвета, русские воины шли на смертный бой в белой одежде. Вот почему белый цвет является наиболее подходящим для символики нашей области. Герб имеет еще и скрытую символику. Это символ творческой, музыкальной и поэтической интеллигенции, вообще гуманитарной интеллигенции в целом. Знаком лиры мы еще раз подчеркиваем, что Смоленщина - родина Глинки, многих российских поэтов. 

Автор герба: Геннадий Владимирович Ражнёв.

1. Прочитайте внимательно текст;

2. Сделайте макет Смоленского герба, но в другом образе (не герба), этот макет должен объяснить назначение  герба и его символику (элементы макета имеются, вы должны их собрать в одно целое, но сделать в символике цвета герба).

3. Распределите роли: ораторов, которые будут представлять результаты вашей работы (они должны запомнить прочитанный материал), проектировщиков и художников, которые будут конструировать макет.

Группа 2.

История создания Смоленского герба.  Громада (пушка).

Остается единственный довод, подтверждающий появление смоленского герба в конце XIV века. Это переведенные на русский язык в 1682 году стихи из польской книги «Золотое гнездо». В них рассказывалось, что князь Глеб Святославич, получив от Великого князя Литовского Витовта разрешение на княжение в Смоленске , «…на дом свой клейнот (знак, клеймо, герб) корону принимает, великое свое рождение клейнотом являет, под короною гамаюна на громаде обсадив, великородство их милостей Смоленских князей изъявив, как громада зук (гул, шум) свой всюду раздавает, так и княжества Смоленского всюду прославляет, …то печать князей Смоленских».

Многие исследователи герба Смоленского считали маловероятным, почти невозможным наличие в гербе русского города в конце XIVвека изображения пушки. Действительно, сведения о первом появлении огнестрельного оружия в Московской Руси хотя и относятся к концу XIV века, однако литье пушек организовал только Аристотель Фиораванти в 1475 г. в построенной им Пушечной избе. Древнейшая из найденных пушек относится к 1483 году.

Историки Смоленска, однако, утверждают, что впервые пушки прогремели здесь в 1401году во время его осады Витовтом. Тогда на каком основании автор стихов утверждает, Глеб Святославич избрал для своего герба пушку в 1393году. Для выяснения истины надо исследовать историю распространения артиллерии на территории Смоленщины.

В хронике (летописи) Виганда из Маргбурга говорится о том, что в 1382 году в Литве уже была мощная артиллерия. Одним из центров производства пушек был город Кричев, входивший в Смоленское княжество, но захваченный литовцами во второй половине XIV века. Белорусские исследователи полагают, что именно в Смоленском княжестве (Кричеве) возникло пушкарское производство впервые на Руси. Кричев имел хорошие водные пути и выгодное положение в оборонном значении, удален от караванных путей, что позволило скрывать тайну изготовления пушек.

К 1390 году Литва имела одну из сильнейших армий в Европе. Витовт в 1390 г. применил артиллерию при взятии Витебска и Вильно, а затем против монголов на р. Ворскле в 1399г. В этом бою участвовали и смоленские полки. Одним из них командовал убитый в том бою Глеб Святославич.

О том, что Глеб видел воочию широкое внедрение артиллерии в Литве, говорит факт его пребывания там в плену 6 лет, с 1386 по 1392 год. Витовт очень тепло относился к Глебу, ведь его жена Анна была сестрой Глеба. А Глеб мечтал о том времени, когда он взойдет на отеческий престол и прославит его своим гербом.

Подбирая атрибуты герба, он решил – это будет пушка. Она угрожала и предупреждала, заставляла думать о мощи и неприступности, беспощадности и  возмездии. Смоленск должен быть грозен, а пушка лучше всего выражала его суть.

Г. В.  Ражнёв

Вопросы:

1. Какой главный документ приводит автор в доказательство возникновения смоленского герба в конце XIV века? Процитируйте его, объясните, кто впервые принимает герб смоленский, что такое клейнот?, громада?.

2. Для чего, по мнению автора, надо исследовать историю распространения артиллерии на территории Смоленщины?

3.Какие доказательства, говорящие о знакомстве князя Глеба с артиллерией, приводит автор? Где, по мнению автора, появились первые пушки на Руси?

4. Как вы думаете, почему Глеб оказался в плену? (Для ответа используйте знания из домашнего задания)

5. Почему Глеб Святославич для своего герба выбрал именно пушку? Как она тогда называлась?

При ответах старайтесь говорить полно, чтобы было понятно другим ребятам.

Например, автор считает, что Смоленский герб появился в конце XIV века, в доказательство этому…

Группа 3.

 История создания Смоленского герба. Райская птица Гамаюн.

Вторым атрибутом герба,  будущий Смоленский князь Глеб Святославич избрал райскую птицу Гамаюн.

Вспомним, что в XIII и особенно в XIV веках для многострадального Смоленска дни войн, кровавых смут и тяжких испытаний были общим правилом, а дни мира, счастья и процветания – редким исключением. Гамаюн как символ выражал мечту смолян о счастье и процветании.

Сочетание пушки и птицы имело и другой смысл: мир и счастье часто приходится отстаивать при помощи грозного оружия.

Но почему именно птица была посажена на пушку и не просто  птица, а Гамаюн?

Человек, любуясь полетом птиц, мечтал о своем полете, приписывал этому полету чудодейственные свойства. Например, стремительность полета птица со стрелой: летит птица перната, без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьет. Позже, когда появились ядра, появилась новая загадка: летит орел, дышит огнем. Многие исследователи отмечают, что возможно птица на пушке  олицетворяет ядра. Птица часто изображалась с красным клювом ( Почему?).

Человеческое воображение создавало различные образы фантастических птиц, наделенных сказочной силой (Приведите примеры?).До нас дошли предания о  способности птиц оживлять мертвых , изгонять нечистую силу, переносить людей на большие расстояния, пленять красивым оперением. Эти мировоззренческие установки относятся и к птице Гамаюн.

Но есть и отличие, название «Гамаюн» - иранское и переводится как, «птица, приносящая счастье, власть и силу». Но откуда оно появилось у нас на Смоленской земле ?

Таким образом, исторически вероятным является выбор Глебом для герба именно этой чудодейственной птицы. Изумительная же красота райских птиц привлекала художников и они щироко использовали их изображения в декоративно-прикладном искусстве.

Г.В. Ражнёв

Сколько значений  и какие значения символики птицы Гамаюн показывает автор?

Какой точки зрения на символику птицы Гамаюн в то время выбрали бы на месте князя Глеба Святославича?

Группа 4.  Историческая преемственность Смоленского герба.

110 –летний литовский период закончился Смоленска 1514 году, когда великий князь Московский Василий III возвратил город в состав Московского государства.1 августа 1514 года Василий III торжественно вступил в Смоленск. При этом литовский герб и печать ( «Погоня») были ликвидированы и городу дали новую печать. К сожалению, документов, которые рассказали бы о том, какой действительно была печать нет…Но все-таки можно считать, что Смоленское княжество с 1514 года стало употреблять печать, на которой изображались «громада с гамаюном», ибо во всех более поздних упоминаниях о Смоленском гербе, он неизменно называется «старым».

«Громада с гамаюном» как нельзя лучше раскрывают суть Смоленска и в тот период: русские цари постоянно укрепляют форпост на западной границе, ощущая все возрастающую угрозу со стороны Речи Посполитой.. Все первые пушки, отлитые Андреем Чоховым (известным пушечных дел мастером) отправлялись в Смоленск. А в 1595 году царь Федор Иоаннович принимает решение о постройке мощного военно-оборонительного учреждения – Смоленской крепостной стены.Она была построена в 1596-1602годах.

Однако, Речи Посполитой все-же удалось захватить мужественно обороняющийс Смоленск в 1611 году. Король Сигизмунд пожаловал городу новый герб, сначала это было изображение Михаила Архангела, а затем красного знамени  с жезлом на серебристом фоне.

В 1654 году Алексей Михайлович отвоевал Смоленск и изображение пушки с птицей вернулось на Смоленский герб. Правда, птица выглядела довольно странно, без ног и в густом, как у дикобраза оперении.

В дальнейшие исторические периоды (XVIII-XIX века) детали герба изменялись, но пушка и птица были неизменны.

Современный герб Смоленской области, таким образом, является преемником герба Глеба Святославича, возникшего в 1393 году

Сегодняшний  герб Смоленской области Принят в 2003 году и как он выглядит, вы можете увидеть в кабинете Смоленщины. 

Составьте хронологическую таблицу, в которой должна отразиться история Смоленского герба (и его вид) . Колонки озаглавьте сами.

  1. Закрепление материала через оценку

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

Что нового вы узнали, выступая исследователями.

Синквейн – это такое стихотворение должно писаться с соблюдением некоторых правил:

 Строчка № 1 – название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.

Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.

Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета.

. Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.

 Строчка № 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.

 Синквейн является произведением, требующим передачи материала и сведений лаконичными фразами( Война. Беспощадная, кровавая. Убивают, разрушают, страдают. Война приносит горе в каждый дом. Жестокость.- )

Смоленский герб

Древний, красивый

Рассказывает, призывает, представляет, одухотворяет

Вызывает мою гордость

Патриотизм,  Родина

  1. Контроль полученных знаний и навыков проводится по стихотворению (краткие вопросы учителя)

Николай Рыленков

* * *

Кувшин, в кургане найденный, и фреска

В забытой церкви – все меня влечет.

Когда гляжу на древний герб Смоленска,

Мне никакие тяготы не в счет.

Я не дивлюсь, что в нем могли сродниться

У перекрестка грозовых путей

И пушка, что таит грома, и птица,

О ясном дне поющая на ней.

Живой комочек пуха на металле

Напоминает, что из века в век,

Чем яростнее пушки грохотали –

Тем больше жаждал мира человек.

Я тоже пел о мире в годы битв,

Как герб родного города велит.

  1. Рефлексия

Изменилось ли ваше мнение о роли герба в истории и сейчас? Какие  другие символы выражают гражданскую идентичность личности?

Продолжите фразу «Я – гражданин, потому что … », «Моя гражданская позиция проявилась сегодня … ». Попробуем наши чувства выразить совместно.

В конце ставим гимн Смоленска https://youtu.be/6bzKb3TjJck 

Для учителя:

Разработчик проекта - Геннадий Владимирович Ражнев - кандидат философских наук, доцент, Почетный член Русского геральдического общества, член Коллегии Русского геральдического общества. 

Герб установлен «Законом о гербе и флаге Смоленской области», принятым Смоленской областной Думой 30 октября 2003 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Создание документов в текстовом редакторе в ОС Linux"

Данный урок предназначен для учащихся 9 классов, по программе Н.Д.Угриновича в ОС Linux UBUNTU. При проведении урока используется интерактивная доска. Учащиеся имеют возможность параллельно изучать те...

Практическая работа “Создание презентации “Гербы городов Республики Коми”

Практическая работа “Создание презентации “Гербы городов Республики Коми”. Дидактический, раздаточный материал “Создание и редактирование мультимедийных презентаций”...

Конспект занятия «Создание геометрических узоров в круге. Мандала».

Формирование универсальных учебных действий.№Этап урока Используемые ЭОРДеятельность учителяДеятельность ученикаУУДВремя1Организационный момент  Задает вопросы. Создает положитель...

Конспект урока Создание презентаций"

Урок - практикум по теме "Создание презентаций"...

открытое внеклассное мероприятие "История создания государственного герба Росси"

Необходимость в описании гербов возникла в момент возникновения самих гербов в настоящее время каждый герб сопровождается описанием, а по возможности и разъяснением их символики. Процесс проникновения...

История создания Государственного герба России

Презентация к уроку обществознания в 5 классе "Государственные символы России"...