Моя -Самара
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Софьина Ксения Сергеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_samara_1_-_kopiya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 128 имени Героя Советского Союза                                                       А.А. ТИМОФЕЕВОЙ ЕГОРОВОЙ»»

городского округа Самара

Программа рассмотрена на заседании

МО «ГЦ»

Протокол № 1 от «30»августа2020г.

Председатель  МО

_____________/Софьина К.С./

Проверено

«31» августа 2020 г.

Зам. директора по УВР

________/../

Утверждаю

Директор школы

________/./

«31»  августа  2020г.

М.П.

                                                                        

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

Моя Самара ( 34 часа)

Учитель        Софьина К.С.

Класс             5А

Форма организации    Кружок

Срок реализации      1 год

Программа  внеурочных занятий по краеведению  "Моя Самара"

                                      Пояснительная  записка

   В связи с внедрением ФГОС второго поколения в начальное образование, краеведение приобретает все большее значение во внеурочной деятельности учащихся.
  Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Самары и Самарской области, с ее историческими и природными особенностями. Внеурочные занятия по  краеведению способствуют развитию  у  учащихся любви к  Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Академик Российской академии образования, историк  и краевед С.О.Шмидт  следующим  образом раскрывает это понятие: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает  уважение к истокам нашим, к родной земле…»
 Основная
задача кружка «Моя Самара» - освоение знаний о родном крае:  о его географии, климате, подземных сокровищах, животном  и растительном мире,  национальных культурах  и хозяйственной деятельности людей.
 Содержание программы, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям обучаемых, а, с другой стороны, предоставляет возможность получения опыта работы на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.                  

   ЗаЗаЗанятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важннравственных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан забот заботиться  о сохранении исторического и культурного наследия,  беречь  памятпамятники истории и культуры». Каждый обязан  сохранять  природу и окруоокружающую  среду, бережно  относиться к природным богатствам».

      Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить  и трудиться в своем городе, районе, крае,  участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач.


 

 Цели программы:
Образовательные:

  - знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических и природно- географических особенностях Самарской области;

-  расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории,  географии родного края.                      

Метапредметные:

  - формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность;

 - развитие умения систематизировать и использовать полученные знания  для практической деятельности.

Личностные:

-  привитие детям интереса к истории и культуре родного края, его природе и географии;

- выработка дисциплины, усидчивости, умения самостоятельно мыслить, взаимодействовать  с другими учащимися и педагогом;

-  воспитание патриотического отношения к родному краю, а также формирование позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности.

Задачи:

   - формировать у детей интерес к изучению истории, географии, культуре своей семьи, города, края;

 - учить осмысливать связь времен, попытавшись найти  и закрепить живую нить памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом; 

- знакомить учащихся с основами вспомогательных исторических  и географических дисциплин, с различными видами искусств, развитыми в нашем крае и с видными деятелями науки и культуры;

- добиваться широкого охвата учащихся и вызвать интерес к проводимым занятиям;

   -активизировать деятельность учащихся на проводимых занятиях разнообразными видами;

     - обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий, поездок, посещения  общественных мест.                

Методы и формы познавательной деятельности учащихся

Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, диспуты, викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, поездки, походы; трудовые дела;  групповые тренинги.

Изучение программы предполагает  также широкое использование активных  методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными  источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой,

Ожидаемые результаты реализации программы:

Реализация данной программы предполагает в области познавательных УУД :

  • осуществление  поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его истории;

    - систематизацию краеведческих знаний;

в области регулятивных УУД:

-  принятие и сохранение учебной задачи;

-  учитывание выделенных учителем ориентиров действия в новом материале;

-  планирование  своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

   в области личностных УУД:

-  проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи и малой родины.  

- уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры и культуры;

- проявление активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознания значимости труда;

в области коммуникативных УУД:

 -   формирование честности, уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдения правил культуры, организованности, пунктуальности и требовательности к себе.

  - побуждение интереса  к самопознанию;

  -  использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний;

-  формулирование собственного мнения и позиции, ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- умение задавать вопросы.

                          

 

 

Тематическое планирование занятий

ПЕРВЫЙ ГОД. “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ”  (34ч.)

Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.

Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

1

Краеведение- наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

2

2

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой области. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

2

3

Самарская земля.

Физико-географическая характеристика области. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. Экскурсия в зоологический музей.

4

4

 Жемчужины Самарской области.

Легенды Жигулей. Сказки. Памятники природы. Красная книга Самарской области.

4

5

Топонимика Самарской области.

Понятие о топонимике. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Самарской области. Название районов и некоторых улиц города. Их происхождение.

3

6

Реки, давшие название и жизнь нашему городу.

Река Самара. Река Волга. Легенды и предания о происхождении названий рек. Стихи о Волге. Волга в произведениях писателей и на картинах художников. Современное состояние реки. Экология.

4

7

Наш дом родной.

Экскурсия по городу.

3

8

Откуда пошёл мой род.

Понятие «родословная». Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. Презентация работ учащихся.

3

9

Самарская земля в литературе, живописи, музыке.

Знакомство с литературными произведениями о Самаре.

2

10

Самарские писатели и поэты – детям.

Знакомство с произведениями братьев Бондаренко,  С.Эйдлина, Ю.Денисова и др., их анализ.

2

11

Я и мой город.

Мой город через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем.

3

12

Подводим итоги работы кружка за год.

Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.

2

 

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самара

виды города, краткая характеристика...

Поездка в Самару

В декабре мы с моими учениками посетили "Бункер Сталина",выстовочный центр "Радуга". Ребят впечатлил бункер,построенный еще в 1941 году свыше 500 рабочими.Все строения выполнялись вручную, на глубине ...

Поездка в Самару

В декабре мы с моими учениками посетили "Бункер Сталина",выстовочный центр "Радуга". Ребят впечатлил бункер,построенный еще в 1941 году свыше 500 рабочими.Все строения выполнялись вручную, на глубине ...

Поездка в Самару

В декабре мы с моими учениками посетили "Бункер Сталина",выстовочный центр "Радуга". Ребят впечатлил бункер,построенный еще в 1941 году свыше 500 рабочими.Все строения выполнялись вручную, на глубине ...

"Литературная Самара XIX-XX в.Горький в Самаре."

Данный урок является первым из цикла уроков "Литературная Самара XIX-XXв.Горький в Самаре."С самарским краем связаны имена многих выдающихся писателей и поэтов XIX-XXв.Пребывание Горького в Самаре ост...

Святые заступники Самары

Цель данной работы - изучение православных святых - покровителей Самарской земли, выяснение обстоятелств их жизни и подвига. Этот  материал поможет лучше узнать о  Самарском крае, в помощь п...

Внедрение инновационных технологий, как ресурс развития патриотического воспитания МБОУ ДОД ЦДЮТ «Мечта» городского округа Самара

Программа патриотического воспитания подростков. В программе обобщен уникальный опыт работы педагогов центра, отражены путипатриотического  воспитания подростков, для которых слова "Родина" и "От...