Гражданское воспитание на уроках кубановедения
статья по краеведению

Гражданское воспитание на уроках кубановедения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opytom.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданское воспитание на уроках кубановедения.

   

Кто-то из мудрых заметил, что для воспитания человека требуется человеческая среда, в волчьей среде вырастает волк. А что значит быть человеком? « … Буквально то же самое , что и нести ответственность. Это значит – испытывать стыд при виде того , что кажется незаслуженным счастьем… перед нищетой, которая, казалось бы , и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир» писал А. Сент-Экзюпери.

   Быть человеком не значит просто существовать. Надо жить достойно. Мыслить, чувствовать, сопереживать, ощущать свою причастность к происходящему в мире, твоей стране и семье. Ведь жизнь, Родина для человека начинаются с ближайшего окружения. Нельзя жить , не зная родства, невозможно изучать историю Отечества в отрыве от летописи родного края .

    Для становления человека также необходима крепкая связь поколений, опыт наших предков, накапливавшийся сотнями лет. Это надёжная и устойчивая платформа, стоять на которой не страшно, а спокойно, осознавая « Я часть целого, а не пылинка в потоке времени.» .

На уроках кубановедения я стараюсь привить и сформировать чувство гражданского самосознания, ответственности , любви к своей малой родине , своему краю, Отечеству.

 “Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю
Переходит в любовь к своему государству,
Его истории, его прошлому и настоящему,
А затем ко всему…”
Д. Лихачев

Воспитание гражданственности и патриотизма , единения с родной землей, природой, историей края - одна из приоритетных задач кубановедения. Предмет кубановедения  открывает широкие возможности для формирования личности школьника , становления его гражданской позиции.

 На уроках  в 5 классе  формируется интерес, уважительное  толерантное отношение и сопричастность к истории малой родины. В 6 классе изучая  тему « Природные объекты и памятники природы истории и культуры»  прививается уважительное и бережное отношение к природе и истории края. В ходе изучения темы «Народы Кубани в Средневековье. Общность исторических судеб народов Кубани» формируется бережное отношение к культурному и духовному наследию малой родины, как части единого и неделимого многонационального Российского государства.  Изучение курса 7 класса способствует формирования воспитания нравственности, экономической, социальной, политической и экологической культуры, воспитанию взаимопонимания между представителями разных этнических, социальных, религиозных групп, приобщению молодого поколения к решению задач сохранения культур и традиций.   С целью воспитания  причастности к родным истокам,  углублению знаний о своём крае, об истории народов Кубани , о казачестве , культуре и их традициях на уроках кубановедения  в 8 классе проводятся следующие занятия:                   « Повседневность и верования народов Кубани», « Языковое разнообразие края», «Обычаи и традиции казаков», « Богатство кубанского музыкального фольклора».  В процессе обучения  ученики выполняют проекты , защищают  их и готовят презентации. Пишут сообщения о выдающихся личностях в истории своего края.

Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района,  станицы, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, необходимо  развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ученик осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей.

Проникнуться любовью к Родине, большой и малой, почувствовать свою связь с историей и ответственность за судьбу земли на которой ты живёшь, а также более содержательному знакомству с историей станицы, названием улиц помогают занятия на кружке «Краеведы». Это  изучение истории станицы Нижнебаканской,    создания монументов и памятников Крымского района.  На занятиях ученики узнают о Великой Отечественной войне на Кубани, о героях войны. Готовят сообщение о своих прадедах, которые сражались за победу.

На одном из практических занятий был проведен конкурс «Твой памятник герою». Учащиеся  изобразили эскиз памятника героям войны. Изучая дополнительную литературу по краеведению, приготовили сообщение о детях Кубани в годы Великой Отечественной войны. Узнали о  героических поступках подростков в те нелегкие годы. Приняли участие в установке памятника летчикам –героям времен Великой Отечественной войны. Проведена экскурсия для старшеклассников к месту установки памятного сооружения.

При изучении нового материала возникает необходимость заинтересовать ученика так, чтобы он почувствовал себя частью исторического процесса. Начинается все с малого: с истории семьи учащегося ( с момента  и причин поселения в данном городе, селе; определения круга ближайших и дальних родственников); сбора данных о   родных – участниках каких-либо исторических событий, записи их рассказов о делах минувших и т.д.. В этом случае ученик уже чувствует себя частью истории  своего края через своих предков.  Обычно в станицах судьбы жителей тесно  переплетены и начав работу  с истории своей семьи выходит на историю селений, городов , а там и государства.

   Отслеживание результатов деятельности на уроках кубановедения и во внеурочное время, показывает, что ученики учатся  ставить и решать сложные задачи, находить пути их решения, то есть становиться субъектом учебной деятельности, а потом и собственной жизни. Учащиеся научились добывать знания из разных источников, используя межпредметные связи, межпредметную компетентность, применять  полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

 В процессе школьного обучения ученики  накапливают свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации своих гражданских прав.

    Проводя уроки кубановедения, я пришла к выводу, что для успешного изучения необходимо, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, важно, чтобы ученики откровенно обсуждали события прошлого и настоящего нашей станицы  и края, учились любить, беречь и возрождать культурные традиции своей малой родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

E:\Текст выступления на семинаре "Роль толерантного воспитания на уроках кубановедения".docx

E:\Текст выступления на семинаре "Роль толерантного воспитания на уроках кубановедения".docx...

Экологическое воспитание на уроках кубановедения

Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания в начальных классах школы. Однако многообразие школ, вариативность и альтернативность программ обучени...

Доклад "Воспитание патриотизма и формирование творческой личности ребенка на уроках кубановедения"

Описание работы по воспитанию патриотизма и формированию творческой личности....

Гражданская позиция как результат гражданского воспитания детей

Цель, задачи гражданского воспитания на современном этапе развития обществаСущность идеи гражданского воспитанияСущность понятия «патриотизм»  как результат гражданского воспитанияНаправленияФорм...

Исследовательская деятельность на уроках кубановедения как средство патриотического воспитания на примере жизни и деятельности Ф.А.Щербины.

Цель исследования: раскрыть роль жизни и деятельности известных кубанских ученых в формировании ценностных ориентиров современной молодежи. Задачи: форми...

Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС

Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...

Гражданское воспитание на уроках истории и права и во внеурочной деятельности.

В  данной статье предлагаются  различные конкурсы, викторины, игры....